Продолжаем обзоры мероприятий. Давно не было игровых мероприятий, а тут ещё и довольно знаковое событие. Особенно для меня. Во‑первых, я собирался на него аж два года, но пропустил первое мероприятие из‑за болезни. Во‑вторых, «Редэкспо» отменили, а на «Comic Con Игромир» меня не аккредитовали. Так что ожидания от этих больших и значимых игровых выставок 2025 года у меня были очень высоки. Встречайте обзор‑отчёт выставки «Игропром 2025». Приятного чтения!
Обзор
Всероссийская выставка‑фестиваль разработчиков отечественных видеоигр «Игропром» состоялась в Москве на площадке Main Stage 19–21 сентября. В этом году «Игропром» стал не только площадкой для демонстрации игр, но и настоящим праздником культуры, технологий и творчества. По данным организаторов, мероприятие посетили 12 тысяч человек. Было представлено порядка 119 стендов участников выставки. В рамках конференции проходила игровая премия «Наш Игропром».

Я ходил два дня из трёх, причём первый из них был бизнес‑днём. Он как раз оказался самым удобным: можно было осмотреть все стенды без толкучки, поиграть во что захочешь и почти нигде не было очередей. Поэтому я посмотрел большую часть стендов и игр. Поиграл, правда, не во всё, но зато понял, какие проекты мне хотелось бы потрогать, приобрести и подробно обозреть.
Не во все игры удалось поиграть, но расскажу о некоторых. Прежде всего я хотел поделиться впечатлениями от одного из новых билдов «Спарты 2035». Я люблю эту игру: хоть временами мне там и приходится несладко, но я — казуал, так что претензий к разработчикам у меня нет. В этом билде можно играть за знакомый отряд, который дают в начале оригинала. Задача игрока — уничтожить всех противников и спасти всех гражданских. Ранее в «Спарте» мне не попадались миссии такого формата. В остальном это стандартные пошаговые тактические миссии: нужно перемещаться, искать укрытия и стараться с первого‑второго выстрела расправиться с противниками. Урон в новом билде уменьшили, что радует, ведь в моей версии игры урон был довольно сильный. Я прошёл половину миссии и даже не заметил особой разницы. Однозначно рекомендую «Спарту 2035» к прохождению. Кроме того, судя по названию билда, можно предположить, что разработчики уже готовят для игры дополнения. Игра пока в раннем доступе, но должна выйти осенью 2025 года. Кстати, на премии «Наш Игропром» студия Lipsar Studio выиграла сразу две награды, и я тоже очень этому рад.

Далее я поиграл в «Русы против Ящеров 2». Ну что ж, вердикт: предыдущая часть была собрана словно из палок и, сами знаете, чего. Новая же оказалась лучше по всем параметрам. Правда, она по‑прежнему остаётся инди‑игрой с множеством стоковых ассетов — весёлой, но несколько топорной. Мне кажется, такой проект отлично зашёл бы в кооперативном режиме, когда компания собирается просто весело провести время без серьёзных заморочек. Кстати, студия вставить название тоже выиграла награду на «Нашем Игропроме». Надеюсь, следующая игра студии будет ещё лучше и с более гибким управлением. Однако это ещё не значит, что «Русы против Ящеров 2» мне не понравилась: я её купил и получаю от неё удовольствие.

Далее мне было интересно поиграть в игру Plushes. Это шутер‑рогалик, где нужно отстреливать злобных квадратных плюшевых монстров. Игрок вооружён разными пушками и ходит по уровню, расстреливая различных плюшемонстров. Поскольку я люблю шутеры и арена‑шутеры, игра мне понравилась: первые двадцать минут были довольно забавными. Но, честно говоря, я не до конца понял концепцию стилистики. С одной стороны, в игре много ярких красок, однако общее впечатление не такое пёстрое: окружение выглядит округло‑квадратным, а порой графика напоминает игры эры PlayStation 2. Геймплей, по моему мнению, вполне шутерный, но мне бы хотелось больше отдачи от оружия и более отчётливых ощущений от попаданий. Я так и не понял, на какую аудиторию рассчитана игра: на детей, фанатов покемонов или поклонников рогаликов и арена‑шутеров. Впрочем, я всё же добавил Plushes в свой вишлист в Steam. Жаль, что на «Игропроме» не показали билд другой игры от Watt Studio — «Царевны». Я её очень жду: это слешер в стилистике русских сказок. Сейчас таких игр мало, а у «Царевны» обещана создателями боевая система с элементами балета и сюжет по мотивам «Сказки о царе Салатне» — должно получиться очень интересно. Ещё больше хотелось бы опробовать Trains: Electricstorm от Watt, но этот проект пока заморожен.

Потом я подошёл к стендам Black Caviar Games. Было удивительно их там встретить: после 2022 года студия закрылась, а в 2025-м вновь открылась, и уже на фестивале представила две игры — одну из них даже с трейлером. Что интересно, студия кардинально сменила направление деятельности: раньше у неё упор был на мобильные free‑to‑play проекты, а теперь команда работает над одиночными играми для ПК. Студия представляла две игры: хоррор Northflower: The Last Watch («Северный цветок: Последний дозор») и игру «ПИО».

После стенда Black Caviar Games хочу рассказать о стенде Antelus Games. Эти разработчики представили восемь игр:
The Soul;
The Black Ice;
Sea Walker Saga;
True Thief;
Clinch Legends;
«Сердце Алтая»;
Nightmares Awake;
Cat’s Wars.
Конечно, во все поиграть не удастся, но я планирую попробовать «Сердце Алтая», True Thief и Nightmares Awake.
Напоследок я оставил «Земской собор». У этой игры был один из самых больших стендов. Именно на этом мероприятии креативный директор студии «Сайберия Нова» Сергей Русских объявил, что демо-версия «Земского собора» бесплатно доступна всем желающим на VK Play и на сайте проекта. А я тем временем поиграл в прежнее дополнение — «Смуту». Наверное, сейчас я нарвусь на гнев, но весь прошлый год и начало этого года «Смута» достала всех, а её техническое состояние стало эталоном того, как не стоит делать игру. У меня даже есть материал о том, почему «Смута» — «игросодержащий» продукт. И вот «Земской собор» меня удивил: там нормальная боевая система, нормальное перемещение и нормальный геймплей. Да, сюжет пока вызывает вопросы — интересно, как подадут всю историю. Однако «Земской собор» — колоссальный шаг вперёд по сравнению со «Смутой». И да, демоверсии вполне хватит, чтобы понять, насколько он лучше. «Земской собор» можно назвать игрой в полном смысле слова — в отличие от предыдущей поделки «Сайберии Нова». Кстати, в кулуарах мне пару разработчиков шепнули, что боевая система «Земского собора» была основательно пересобрана и поручена настоящим мастерам.

Чуть не забыл, на бизнес‑дне при входе людей встречали игрой «Садко». Эта игра интересна тем, что она похожа механикой на Crimson Land или Vampire Survivors, но 3D и с забавной стилистикой славянских сказок. Пользователь играет за певца Садко, который пением множит на ноль нечисть. Игра интересная и забавная. В демо я залип на минут на 30.
Также на мероприятии можно было посмотреть косплей‑шоу, поиграть VR‑игры, автосимуляторы с кокпитами, настольные игры, поучаствовать в квестах и розыгрышах призов. Гости могли сразиться в киберспортивных турнирах от Only Games — это тоже отдельная игровая экосистема, премьера которой как раз состоялась на мероприятии. Я сам не стал участвовать, потому что в любой киберспортивной дисциплине проиграл бы даже ботам.
Кроме того, на мероприятии прошли игровые шоукейсы: в них участвовали 63 игры. В рамках фестиваля также состоялись круглые столы по вопросам регулирования и поддержки российской игровой индустрии и презентации игр, представленных на фестивале.

Кроме того, на фестивале была и дискуссионная часть, где на сцене представители игровой индустрии обсуждают актуальные вопросы.
В деловой программе выставки участвовали разные эксперты из Ассоциации Профессионалов Индустрии Оперирования и Разработки Игр (АПРИОРИ): Александр Михеев, Вячеслав Макаров, Дмитрий Смит, Александр Журавлёв, Дмитрий Карасёв и Алексей Федосеев. Эксперты рассказывали о современном положении игровой индустрии, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и о том, что ждёт геймдев и смежные отрасли в будущем. Как и всегда, по большей части ничего прорывного. Иначе уже выступления растащили бы на новости.

В рамках программы прошли презентации, лекции и дискуссии. Например, главный редактор VK Play Media Семён Кудряшов рассказал, почему стоит следить за российскими играми, эксперт Олег Доброштан поделился принципами управления инди‑командами. Креативный продюсер 1C Game Studios Альберт Жильцов и исполнительный директор проекта «Война Миров: Сибирь» Сергей Волков провели сессии в формате диалога. Продюсер интерактивных образовательных проектов «Смутное время» Андрей Белов прочитал лекцию на тему роли игр в будущем образовании. Всё это я слушал вполуха, потому что не люблю такие выступления: говорим, говорим, а в деле всё решается и делается по‑другому. Кстати, одну из дискуссий всё‑таки отмечу отдельно — я таки послушал её целиком. Это была дискуссия о создании контента для продвижения игр. Говорить чья не буду, неважно. И вот в ней я так и не услышал главного: что должны делать инди‑студии и небольшие команды разработчиков для лучшего продвижения, пиара и рекламы, особенно если в команде по пиару нет даже четырёх человек. Внятного ответа никто не дал: ни пиарщики, ни стримеры, ни блогеры. Хотя была презентация о том, как создавать видео, никто не сказал, где лучше их размещать. Был рассказ, вроде бы посвящённый продвижению, но как строить контент не на примере конкретной игры, не было. Общих схем не рассказали. Вскользь упомянули шортсы, но не раскрыли, какая у них конверсия и какие сервисы коротких видео подходят для продвижения каких игр. И также не упомянули, к каким блогерам лучше обращаться, кроме игровых. Про непрофильную смежную прессу тоже никто ничего не сказал.

И да, отдельно хочу отметить ретро‑игровую зону. Если на «Редэкспо» у инди‑сегмента был отдельный загончик, то у ретро‑зоны был отдельный этажик. В этой зоне можно было поиграть в старые игры, можно было поиграть в олдскульные нарды, шахматы и старую средневековую игру по типу реверси. И самое главное, можно было поиграть в FMV‑квест «Санаторий у Седой Трески». Разработчики игры, а именно глава студии Irreal Cube Studios и по совместительству автор видеоблога «Уютный подвальчик» Виктор Карасёв и актёр, исполняющий роль главного героя, и по совместительству видеоблогер Сашка Кроп, он же Александр Кропачёв, присутствовали на стенде и с ними можно было поговорить об игре.

Кстати, насчёт мединых людей, на фестивале можно было встретить: сценариста «Лады Голд» и «Мажора в Дубае» Егора Чичканова, актёра озвучания Дмитрия Филимонова (голос Пряника из «Шрека»), актёра из сериала «Кибердеревня» Сергея Чихачёва, актрису озвучания Дарью Фролову (она же Хлоя из Detroit: Become Human и Леди Баг), комика Евгения Чебаткова, а ещё таких видеоблогеров, как Евгения Попаданца из Utopia Show (его комната вообще почти полным составом была), Яна Топлесса, Комнатного Рыцаря, Виталия Казунова из IXBT.Games (в этот раз без Михаила Шкредова), Дарью Островскую и Майю BRM. Последние две даже участвовали в одной из дискуссий вместе.

Заключение
В заключение я рад, что в России продолжают проводиться игровые конференции, причём ориентированные на конечного пользователя — геймера. Надеюсь, эта тенденция продолжится. Жаль только, что порой титульный партнёр отказывается от мероприятия, и ещё одна конференция становится меньше. Кстати, «Игропром» можно назвать практически праздником инди‑игр: большинство игр на конференции было инди или разработано небольшими командами. Очень хочется, чтобы у нас для инди‑сегмента было больше льгот, поддержки и разных других плюшек — и со стороны государства, и со стороны бизнеса. И, кстати, бизнес может не только вернуть эти вложения, но и заработать, как в любом стартапе. Надеюсь, было интересно. Спасибо за прочтение!