Привет, Хабр! Меня зовут Мария, я люблю настольные игры и пишу о них для блога MWS. Каждую неделю я провожу игротеки для своего клуба настольных игр. За четыре года я сыграла в 50 настолок, а в личной коллекции собрала 35 игр, не считая дополнений. 

В прошлых постах я говорила об играх по вселенной Лавкрафта и экономических стратегиях. Сегодня расскажу о четырех настолках в фэнтезийном сеттинге с разными механиками и уровнем погружения. Тут будут игры о сражениях с монстрами ради сокровищ и приключениях героев в сказочном мире, настолка о временах короля Артура, а еще целый практический курс по зельеварению. Приготовьтесь к погружению!

«Зельеварение. Практикум»

Сложность: 2 из 5. На 2–6 игроков, 30–60 минут, 10+

Письмо из Хогвартса ждать не придется — сварить зелье сможет каждый. Эта настольная игра открывает дверь в магическую атмосферу уроков по зельеварению. Игроки становятся волшебниками: ищут ингредиенты, готовят эликсиры, собирают талисманы и создают магических существ. 

Игровой процесс

«Зельеварение. Практикум» — карточная игра на поиск комбинаций. В ней нужно готовить зелья по рецептам — игроки получают победные очки за каждый приготовленный рецепт. Победит тот, кто наберет больше очков. 

Состав игры: основная колода карт, 6 фишек игроков, 6 маркеров очков, счетчик очков и  карта зелий, памятка, правила
Состав игры: основная колода карт, 6 фишек игроков, 6 маркеров очков, счетчик очков и  карта зелий, памятка, правила

Карты в игре совмещают роль рецептов и ингредиентов: в верхней части — рецепт, в нижней — элемент. Карты в руке игрока считаются рецептами, на столе выложены элементы. На рецепте сверху написаны баллы, которые игрок получит за его приготовление.

Рецепты приносят игроку от 2 до 10 очков: чем сложнее зелье, тем больше очков оно дает
Рецепты приносят игроку от 2 до 10 очков: чем сложнее зелье, тем больше очков оно дает

В свой ход игрок может сделать два действия на выбор: выложить элемент в шкаф элементов или приготовить рецепт. Простые рецепты игроки готовят из элементов со стола, а для сложных используют уже готовые зелья.

Игроки передвигают свои фишки по счетчику очков. Когда заканчивается первый круг, фишка переходит на второй, потом на третий. Обычно игра заканчивается раньше, чем кто-то успевает пройти третий круг до конца
Игроки передвигают свои фишки по счетчику очков. Когда заканчивается первый круг, фишка переходит на второй, потом на третий. Обычно игра заканчивается раньше, чем кто-то успевает пройти третий круг до конца

Игрок может использовать уже готовые эликсиры других игроков. Тогда те, чье зелье использовали, получат половину победных очков за приготовленный рецепт. Например, Олег хочет приготовить Авокадо-кадавра и берет готовые эликсиры у других игроков. Он заработает 8 очков, а два других игрока — по 4 очка. 

Обычно игроки выкладывают готовые рецепты так, чтобы карты ингредиентов не перекрывали рецепт
Обычно игроки выкладывают готовые рецепты так, чтобы карты ингредиентов не перекрывали рецепт

Стратегия в игре может быть очень разной, каждый ищет свой подход к зельеварению. Один игрок может победить, собирая много простых рецептов и получая очки, когда их кто-то использует. Другой создаёт сложные зелья и талисманы. Третий проходит весь путь от простых эликсиров до великого талисмана.

Игроки могут действовать сообща: выкладывать в шкаф нужные элементы, готовить зелья для рецептов другим игрокам, использовать готовые эликсиры. Тогда настроение за столом будет дружелюбным и поддерживающим. Но игра позволяет соперничать от души и устраивать настоящие соревнования.

На карте зелий можно найти путь к желаемому эликсиру, волшебному существу, талисману
На карте зелий можно найти путь к желаемому эликсиру, волшебному существу, талисману

Для кого игра

«Зельеварение. Практикум» понравится любителям искать комбинации и продумывать стратегии, когда возможности ограничены случайным распределением. 

Большой плюс игры в том, что уровень соревновательности игроки задают своим стилем игры. «Зельеварение» не давит на игроков условиями победы или запретами на взаимодействие.

«Изнанка»

Сложность: 3 из 5. На 1–4 игроков, 60–120 минут, 10+

Междугорье — край причуд. Здесь невозможно отличить предметы от монстров, добряков от злодеев. Этот мир непредсказуем, а законы физики работают как им вздумается. Изнанка меняет людей, существ и предметы в соответствии с их истинной сущностью. 

В Междугорье расположились город Хухревиль, деревня рыболюдей Уносиноги, Изнаночная академия Кренделя, почта гномов и много чего еще
В Междугорье расположились город Хухревиль, деревня рыболюдей Уносиноги, Изнаночная академия Кренделя, почта гномов и много чего еще

Игровой процесс

«Изнанка» — сюжетная кооперативная игра, где каждый становится жителем Междугорья. Игроки вместе проходят сценарии, достигая общих целей и выполняя задания своего персонажа. Если игроки успешно завершили сценарий, то им открывается финальное приключение. В него играют те, кто выполнил личные задания персонажа.

Игра состоит из общих компонентов, наборов игроков и элементов сценариев. Это большая карта Междугорья, книги правил и приключений, колоды карт, фигурки персонажей, мешочки игроков, разные жетоны и органайзер для них — все перечислять слишком долго
Игра состоит из общих компонентов, наборов игроков и элементов сценариев. Это большая карта Междугорья, книги правил и приключений, колоды карт, фигурки персонажей, мешочки игроков, разные жетоны и органайзер для них — все перечислять слишком долго

Персонажи обладают своей историей и индивидуальными способностями. Например, Мадопа — паренек с фермы, которого нашли в рюкзаке с запиской «Вернусь позже». Он странствует по Междугорью в поисках ответов и своего предназначения.

Вот они слева направо: Камнекрад, Ревизор, Мадопа и Охотник. У игроков есть листы с багажом, куда они помещают 
Вот они слева направо: Камнекрад, Ревизор, Мадопа и Охотник. У игроков есть листы с багажом, куда они помещают 

В игре четыре сюжета и все нелинейные, поэтому одно и то же приключение можно пройти несколько раз и получить разные концовки. Это повышает реиграбельность и поддерживает интерес.

В игре четыре сценария: «Сбежавший цирк», «Пропавшие дети», «Мррачнейшая ночь» и «Испорченный праздник». Их лучше проходить последовательно, а открывать и читать — только когда игра даст указания. В каждом сценарии есть свой счетчик раундов, а в некоторых — дополнительные карточки локаций
В игре четыре сценария: «Сбежавший цирк», «Пропавшие дети», «Мррачнейшая ночь» и «Испорченный праздник». Их лучше проходить последовательно, а открывать и читать — только когда игра даст указания. В каждом сценарии есть свой счетчик раундов, а в некоторых — дополнительные карточки локаций

Игроков ждет несколько раундов перед финальной битвой. Количество раундов зависит от сценария и числа персонажей. Раунды состоят из четырех фаз: фазы происшествий, перемещений, действий и обновления. 

Каждый раунд запускаются события сюжета, на карте появляются монстры и жители. Игроки перемещают персонажей по карте и взаимодействуют с миром: выполняют задания, вступают в бой с монстрами, помогают жителям и меняют историю. В конце раунда игроки обновляют свои ресурсы и готовятся к следующему ходу. 

Жетоны, маркеры, карты, фишки, органайзер — фанаты красивых компонентов оценят оформление игры
Жетоны, маркеры, карты, фишки, органайзер — фанаты красивых компонентов оценят оформление игры

Игроки победят все вместе, если удачно завершат финальное приключение. Но до этого нужно выполнить три личных задания персонажа. Проигрывают игроки тоже вместе, если не смогут дойти до финального приключения или провалят его.

В «Изнанке» можно получать достижения и отмечать их на специальном листе. Некоторые достижения добавляют новые карты в игру, так что это не просто чек-лист успеха
В «Изнанке» можно получать достижения и отмечать их на специальном листе. Некоторые достижения добавляют новые карты в игру, так что это не просто чек-лист успеха

Для кого игра

«Изнанка» понравится тем, кто любит погружаться в фэнтези миры с головой, разбираться в лоре и создавать историю своего персонажа. Игра станет интерактивным сериалом со сложным ветвистым сюжетом и параллельными вселенными. 

Сыграть в «Изнанку» смогут подростки и взрослые, детям младше 10 лет будет сложновато концентрироваться на игре два часа подряд.

«Приключения в замке Карак»

Сложность: 1 из 5. На 2–5 игроков, 45 минут, 7+

Некогда величественный замок Карак ныне заброшен, но его башни до сих пор возвышаются над пустошью. В подземных лабиринтах хранятся несметные богатства и семеро героев сражаются за них со скелетами и духами. Кто из них сможет одолеть дракона и завладеть сокровищами?

Игровой процесс

«Приключения в замке Карак» — соревновательная приключенческая настольная игра. В ней игроки исследуют подземелье замка, сражаются с чудовищами и находят сундуки золота. Игра заканчивается, когда один из игроков сразит дракона. Победит тот, кто наберет больше всех победных очков.

В игре 7 персонажей со своими фигурками и карточками, 5 планшетов инвентаря, жетоны подземелья, здоровья, чудовищ и сундуков, еще есть 2 кубика для сражения с монстрами и жетон проклятья. Все элементы игры сделаны из плотного картона, а планшетах инвентаря сделаны углубления под жетоны
В игре 7 персонажей со своими фигурками и карточками, 5 планшетов инвентаря, жетоны подземелья, здоровья, чудовищ и сундуков, еще есть 2 кубика для сражения с монстрами и жетон проклятья. Все элементы игры сделаны из плотного картона, а планшетах инвентаря сделаны углубления под жетоны

В начале игроки выбирают себе героев, получают планшет инвентаря и пять жетонов здоровья. У каждого персонажа своя история и особые навыки. Например, маг Аргентус ходит сквозь стены, а воин Хоран перебрасывает кубики атаки. Герои не сражаются друг с другом, их интересуют монстры и сокровища, но победитель будет только один.

Игроки кладут карточку персонажа и жетоны в ячейки на планшете инвентаря. Ячейки для оружия, ключа и свитков отмечены символами — герой не может взять то, что не помещается, но может заменить инвентарь. Для сундуков ячеек нет — их количество не ограничено
Игроки кладут карточку персонажа и жетоны в ячейки на планшете инвентаря. Ячейки для оружия, ключа и свитков отмечены символами — герой не может взять то, что не помещается, но может заменить инвентарь. Для сундуков ячеек нет — их количество не ограничено

Игроки выкладывают жетоны подземелий и перемещают персонажей по тёмным коридорам. Никто из них не знает, что ждет за углом: портал, агрессивный скелет или целебный фонтан. Герои могут ходить по уже открытым коридорам, а могут выходить в неисследованную зону —  тогда игрок выкладывает новый жетон. 

Жетоны подземелий очень разные: на них могут быть комнаты и узкие коридоры, тупики, развилки и повороты. На некоторых нарисованы порталы — они соединены между собой и позволяют перемещаться с одного края подземелья на другой. Сердечками обозначены фонтаны здоровья, на этих клетках персонаж полностью восстанавливается
Жетоны подземелий очень разные: на них могут быть комнаты и узкие коридоры, тупики, развилки и повороты. На некоторых нарисованы порталы — они соединены между собой и позволяют перемещаться с одного края подземелья на другой. Сердечками обозначены фонтаны здоровья, на этих клетках персонаж полностью восстанавливается

Сражения — важнейшая часть игры. Когда герой встречает монстра, он бросает два кубика, прибавляет силу от оружия, если оно есть в инвентаре, и сравнивает результат с уровнем монстра. Если герой сильнее, то он побеждает, переворачивает жетон монстра и забирает добычу себе. Под монстром может оказаться оружие, заклинания, ключи от сундуков. Лучше не упускать возможности победить слабого монстра — это может помочь победить кого-то посильнее.

В углу над монстром написан его уровень, а на оружии указано значение силы, которое герой прибавляет к броску кубиков во время сражения. Для победы сила игрока должна быть больше. Если у героя и монстра ничья, то герой отступает на соседнюю клетку. Если монстр оказался сильнее, то герой еще и теряет одно здоровье
В углу над монстром написан его уровень, а на оружии указано значение силы, которое герой прибавляет к броску кубиков во время сражения. Для победы сила игрока должна быть больше. Если у героя и монстра ничья, то герой отступает на соседнюю клетку. Если монстр оказался сильнее, то герой еще и теряет одно здоровье

Для кого игра

«Приключения в замке Карак» понравится детям, которые любят сражения и умеют принимать поражение. Игра может растянуться на час или полтора, не всем это подойдет. Игра станет хорошим вариантом для совместного семейного вечера.

«Авалон. Расширенное издание»

Сложность: 2 из 5. На 5–10 игроков, 30–40 минут, 12+

Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола оживает за игровым столом. Верные соратники Артура сражаются со злом, а приспешники Мордреда пытаются им помешать. Король собирает отряд в поход — это идеальное время для заговорщиков, чтобы свергнуть его. Кому можно доверять, знают лишь единицы. Получится ли у Артура благополучно завершить поход — решит игра.

Игровой процесс

«Авалон. Расширенное издание» — социальная игра со скрытыми ролями. Это переиздание классической игры «Сопротивление: Авалон», в которое входят сразу все дополнения и новые материалы. Игроки станут приверженцами Артура или Мордреда, который жаждет власти и трона короля. 

Хотя вся игра построена на социальном взаимодействии, компонентов в ней больше, чем просто колода карт. В базовой игре еще есть жетоны голосования, отряда, главы отряда и несколько других. Есть маркеры голосования, продвижения, раунда, карты похода и планшеты
Хотя вся игра построена на социальном взаимодействии, компонентов в ней больше, чем просто колода карт. В базовой игре еще есть жетоны голосования, отряда, главы отряда и несколько других. Есть маркеры голосования, продвижения, раунда, карты похода и планшеты

В начале игры все получают карточки с персонажами и узнают, на чьей они стороне. У приспешников Мордреда есть преимущество, потому что они знают друг друга и могут незаметно подавать знаки. 

Два персонажа всегда будут в игре: Мерлин и убийца. Мерлин знает предателей, а сам должен скрывать свою роль. Задача убийцы — вычислить Мерлина к концу игры, это один из способов победить.

Добрые персонажи нарисованы на голубом фоне и отмечены знаком с орлом, а злые — на желтом фоне со знаком дракона
Добрые персонажи нарисованы на голубом фоне и отмечены знаком с орлом, а злые — на желтом фоне со знаком дракона

Игра состоит из нескольких раундов, в которых две фазы: сбора отряда и похода. Когда глава отряда выбирает участников для похода, все игроки голосуют за предложенный состав. Чтобы собрать отряд, нужно получить большинство голосов в поддержку.

В фазу похода члены отряда тайно голосуют за его успех или провал с помощью карточек. Чтобы поход завершился успешно, все карты должны быть «Успехом». Если хотя бы один игрок бросил «Провал», то поход провалился.

Правила могут немного модифицироваться в зависимости от числа игроков, так игра балансирует сама себя. Например, в игре на семь человек в фазе похода допускается одна карта «Провала».

Задачи игроков отличаются в зависимости от их команды. Добро победит, если отряд успешно завершит три похода. Зло победит, если три похода провалятся или если Мерлина убьют в конце игры. Зло победит сразу, если в любом походе не получится собрать отряд.

Хотя в «Авалон» можно играть впятером, лучше всего он раскрывается при игре от семи человек. Взаимодействие игроков и варианты развития игры становятся глубже и разнообразнее, когда игроков больше.

Для кого игра

«Авалон. Расширенное издание» понравится любителям интриг, дедукции и блефа. Идеально подойдет для большой компании — даже на вечеринке можно объяснить правила за 5 минут и сыграть пару партий. Дополнения и новые правила разнообразят игру, поэтому она долго не наскучит.

Это были четыре настольные игры в фэнтезийном сеттинге, которые помогут погрузиться в другие миры и примерить на себя разные роли. Делитесь впечатлениями от этих настолок и дополняйте список фэнтези-игр в комментариях.

Комментарии (0)