Привет, Хабр! Меня зовут Алексей, я занимаюсь беспроводными технологиями и сегодня хочу рассказать об опыте проведения большого исследования - опроса абонентов провайдеров, который охватил почти сто тысяч абонентов и длился больше трёх лет. История, которая началась как товарищеский спор, но которая быстро смогла нас всех увлечь и поразить полученными результатами. Это был действительно увлекательный опыт. Первые опросы мы проводили в домовых чатах, до которых могли достучаться, и нужно сказать, что это, наверное, самый действенный механизм взаимодействия с целевой аудиторией. Затем мы создавали опросы в Google и Яндекс.Формах, пробовали даже поднять свою опросную платформу на базе Limesurvey, привлекали в качестве помощников в опросе студентов (спасибо коллегам из вузов и студенческих профсоюзов). Некоторые ответы ставили нас в тупик, а некоторые порождали ещё больше вопросов. Тогда мы отступали на шаг, проводили проблемные интервью с некоторыми из опрашиваемых и вновь повторяли опросы.

Введение

Первое. В качестве дисклеймера сообщу, что данная история, статья и сам опрос являются независимыми, не имеют отношения ни к одному провайдеру, и чтобы не навлечь гнев компаний или модераторов, я также не буду упоминать в результатах опроса никакие бренды. Опрос проводился сообществом единомышленников по собственной инициативе. Это полностью некоммерческий проект и наверное поэтому он растянулся на 3 года - мы занимались им в свободное время и удовольствие особенно не загоняясь.

Второе. В результатах опроса вы сможете увидеть разные количества опрошенных в разных вопросах. Тут нет никакой ошибки - в данной статье будет представлен накопительный результат, то есть аккумулированные ответы, которые мы собрали через разные источники, в разных районах и в разное время.

Третье, чтобы не утомлять вас информацией, которая и так известна, я напишу только о тех фактах, которые являются неожиданными или выбиваются из общей тенденции. Те же результаты, которые так или иначе совпадают с данными ВЦИОМа, локальными опросами операторов, опросами, проводимыми «Вышкой», приводить не буду.

Кого опрашивали

Опрос проводился, начиная с 2021 года. За всё время опроса было опрошено всего около 100 тыс. пользователей. По итогам у нас получился вот такой портрет опрошенных:

Пол: 48% мужчины, 52% женщины

Возраст: представлены все возраста, но больше всего опрошенных составляет достаточно молодая группа в возрасте от 18 до 44 лет - почти 60%. При этом четверть опрошенных - это молодёжь в возрасте от 25 до 34 лет.

География: Нам не удалось равномерно охватить всю Россию. Больше всего опрошенных - примерно 30 процентов у нас получилось из Центрального ФО (Москва и регионы) и Сибирского федерального округа (родина опроса). Чуть меньше — Приволжский округ, ещё порядка 4 процентов из Северо-Кавказского.

Место проживания: 77% в городах, 22% в сельской местности. При этом в крупных городах проживают порядка 30%.

Важно уточнить: сведения об аудитории мы стали добавлять только в последних опросах, которые проводились через опросные формы. Но думаю, результат коррелирует с опросами в мессенджерах.

Как всё началось

Началось всё, наверное, ещё в 2021 году, когда один из наших коллег, Сергей, за чашкой кофе пожаловался на то, что в их многоквартирном доме нет ни одного нормального провайдера. Он сам пользуется одним, но недоволен качеством, хотел перейти к другому, но в домовом чате другого тоже все ругают, и он совсем не знает, что делать. Мы с коллегами удивились и сказали, что очень странно, что ругают другого провайдера, он то как раз вроде неплох, и собственно, по трем-четырём комментариям недовольных нет смысла составлять мнение об услугах. Потому что те, кого качество услуги устраивает, обычно молчат и ничего не пишут, а у тех, кто жалуется, могут быть и какие-то другие причины в виде древнего роутера, большой квартиры или ещё каких-нибудь субъективных причин.

Вот как раз тогда мы и решили просто создать в наших домовых чатах опрос, в котором спросить жильцов: довольны ли они или нет своими провайдерами? С ответами да или нет. Специально не стали делать больших опросов с множеством вариантов ответов, а просто решили понять, есть ли проблема или нет.

Все недовольны

Удивительно, но в пяти домовых чатах и двух «микрорайонных», где мы проводили опрос, которые, кстати, расположены в разных частях города, нам ответили примерно одинаково. И 90% опрошенных были действительно недовольны своим провайдером. Это было очень странно. И остановиться мы уже не могли — во-первых, нужно было выяснить причины такого ответа, во-вторых, мы не могли позволить, чтобы Сергей и дальше мучал нас фразой «Я же говорил» :)

Результаты первого опроса с которого все и началось
Результаты первого опроса с которого все и началось

Поэтому во второй итерации опроса мы решили добавить варианты ответов, раскрывающие причины, по которым абоненты недовольны своим провайдером.

В итоге мы выяснили, что всех недовольных абонентов можно разделить на две группы: первая, и она более значительная, это те, которые недовольны качеством оказываемых услуг.

Кстати соотношение довольных и недовольных оставалось примерно таким же и в будующих опросах. В этой части абоненты выбирали ответы «пропадает соединение», «низкая скорость», «падает скорость» и т.д.; вторая группа жаловалась на то, что цена за услуги провайдера кажутся ей неоправданно высокими. Тут мы сделали небольшое интересное наблюдение: нормального распределения жалоб по провайдерам не было. То есть жалобы на качество были свойственны каким-то одним провайдерам, а на стоимость - другим. По всей видимости, закон рынка здесь вполне работает, и провайдеры, оказывающие качественные услуги, постепенно поднимали цены.

Но что нас еще больше удивило это то, что полученные нами данные не совпадают с официальными опросами которые конечно показывают уровень недовольства провайдерами но не такой большой. На наш взгляд причин здесь несколько. А главные это как спрашивать и у кого спрашивать. Если проводить опрос среди абонентов одного хорошего провайдера то действительно все могут отвечать более позитивно. Или же если спрашивать "довльны ли вы своим провайдером" и предлагать варианты ответов:

  • полностью доволен

  • доволен частично

  • скорее доволен

  • недоволен

Конечно ошибка могла быть и в наших данных, но все же нам показалось, что мы увидели на рынке явную проблему - недовольство провайдерами. Её решение могло принести какой-то профит, и мы решили продолжить копать.

Стокгольмский синдром абонентов

В следующей итерации мы спросили абонентов, насколько сильна их боль, когда они собираются переходить к другому провайдеру и какого провайдера они планируют выбрать.

И вот тут мы получили результаты, которые нас совершенно обескуражили. Практически никто из опрошенных не собирался в ближайшее время менять провайдера.

Это было удивительно: ведь если ты недоволен провайдером, почему бы тебе не выбрать другого? Нам захотелось выяснить причины такой странной нестыковки, но вот проблема - мы даже представить не могли, какие варианты ответов, по которым абоненты всё равно остаются у своих провайдеров, включать в новый опрос. Благо что на этом этапе мы использовали опросы в мессенджерах, и нам достаточно просто было спросить в комментариях, почему абоненты не хотят сменить неугодного провайдера. Нужно сказать, что и в дальнейшем для понимания позиции абонентов мы будем пользоваться этим приёмом. А в ряде случаев даже проводить что-то типа проблемных интервью среди своих знакомых, коллег, соседей и т.д. Итак, после первых ответов всё встало на свои места. Вот какие причины пользователи выделяли, говоря, что не будут переходить к новому провайдеру:

  • Подключение к новому провайдеру потребует заново тянуть кабель, а у нас уже сделан ремонт.

  • Для подключения нужно запланировать визит мастера, а для этого нужно отпрашиваться с работы.

  • Нет уверенности, что новый провайдер сможет предложить более качественную услугу.

  • Если что-то пойдёт не так, будет сложно вернуться к существующему провайдеру (тут речь, по всей видимости, идёт об ограничениях на повторное подключение, которое есть в договорах у некоторых провайдеров. Что-то типа: если вы отключаете и разрываете договор по собственной инициативе, повторное подключение возможно не ранее чем через полгода).

В принципе, эта история становится понятной: провайдеры чётко мониторят рынок и не допускают оттока абонентов. В случае если кто-то пытается перейти, его могут «запугать» сложностью возврата, задобрить скидкой и т.д.

Довольны ли абоненты скоростью?

К этому моменту у нас уже появился некоторый азарт и желание продолжать работу. Тем более что в этом деле у нас стали появляться помощники. Первыми помощниками стали студенты одного из российских вузов, которые, с одной стороны, увеличили географию опросов до уровня региона и значительно помогли с обработкой результатов. Следующим шагом мы решили разобраться с одной из самых популярных жалоб на провайдера — «низкая скорость соединения». Эта причина могла быть как объективной и связанной с какими-то неполадками у провайдера, так и субъективной, и связной с проблемами последней мили, либо устаревшим оборудованием, либо неправильным расположением роутера в квартире. В общем, причин могло быть много, и часто для их выяснения требовалась бы локальная диагностика специалистом, начиная от проверки качества обжатия витой пары и заканчивая радиочастотным обследованием.

Как можно зафиксировать хотя бы предварительные причины низкой скорости обычному абоненту, не являющемуся специалистом — это та ещё задача.

Первое, с чего мы решили начать, - это установить, какое оборудование используют абоненты. Ведь если это старые однодиапазонные роутеры, то проблема будет, скорее всего, в интерференции. И тут мы, конечно, здорово затупили: выпустили вопрос что-то типа «Поддерживает ли ваш роутер MU-MIMO?» да ещё и сделали вопрос обязательным, не указав вариант «Я не знаю». Естественно, что большинство пользователей отвечало «нет», но как мы выяснили, опять же благодаря комментариям в домовых чатах, абоненты просто не знали, что это такое.

Встал вопрос как спросить о сложных параметрах простым языком? Самым простым решением было узнать марку и модель роутера, но если с брендом ещё можно было на что-то рассчитывать, то с моделью надеяться на то, что пользователь пойдёт переворачивать роутер и переписывать буковки модели, было верхом оптимизма. В итоге в нашем опросе этот вопрос был заменен несколькими сборными: «Сколько лет вашему роутеру?», «Какое количество антенн у вашего роутера?», «Какой марки ваш роутер?» и т.д. Собственно, на будущее у нас появилась мысль собрать фотографии моделей роутеров и после сбора первых ответов попросить пользователя выбрать модель роутера на картинке, но до этого руки так и не дошли. Планируем реализовать это в следующем тестировании. Далее мы спрашивали: в каком месте квартиры установлен ваш роутер, есть ли рядом зеркала и т.д.

В итоге у нас сложилось вот такое мнение по поводу причин жалобы «низкая скорость». На 100% правильность оно не претендует, но даёт информацию к размышлению:

  • Неправильное размещение оборудования (часто в углах, на краю квартиры, на полу, в шкафах, за зеркалами и т.д.)

  • Использование устаревшего оборудования

  • Проблемы, связанные с интерференцией

  • Проблемы, связанные с блокировками ресурсов

  • Проблемы у провайдера

Нужна ли скорость

Вообще, вопросы со скоростью достаточно неоднозначны. Например, часто в различных опросах спрашивают: доволен ли абонент скоростью, подразумевая при этом канал от провайдера. И если абонент отвечает, что недоволен, то провайдер это воспринимает как знак, что нужны более скоростные тарифы, и более того, начинает убеждать клиента, что это может исправить ситуацию. Хотя иногда жалоба абонента на скорость может быть связана с банальной интерференцией. Поэтому мы этот вопрос задавали в разных сочетаниях, спрашивали когда падает скорость, в чем это выражается и т.д. В итоговом срезе видно, что значимая часть абонентов жалуется на снижение скорости в вечернее время. Что, скорее всего, связано именно с перегрузкой радиоэфира у роутеров в многоквартирном доме и вряд ли с исчерпанием полосы пропускания у провайдера.

А вот кстати, понимание абонентов о том, какая скорость им кажется оптимальной. И тут можно сказать, что у абонентов сложилось некоторое деформированное представление о том, какая скорость им реально необходима, так как часто пользователи, отвечающие, что им нужно 300 мегабит, не используют всю полосу. Из других опросов мы видим, что у них, например, всего пара IP-клиентов, обычные смартфоны.

Чем больше всего раздражают провайдеры

Ещё один интересный вопрос, который обычно не задают в официальных опросах. Мы выяснили у пользователей чем больше всего раздражают их провайдеры? Интересно но тут на второе место вышли варианты ответа связные с агрессивным маркетингом.

  • На первом месте техническая поддержка. Причём больше всего раздражает потраченное время на прохождение ИИ-ботов и первую линию поддержки. Также абоненты говорят, что часто звонки в поддержку не приносят результатов.

  • На втором месте: скрытые и дополнительные платежи, недопонимание условий тарифов, неожиданные и непрозрачные доплаты, сборы за аренду оборудования, назойливое предложение перейти к новому провайдеру, начиная от приходящих продажников, мусора в почтовых ящиках и заканчивая звонками и принудительным перенаправленным на страницу с рекламой. Часто приводят в пример акции при подключении, когда первые три месяца одна цена, а потом другая написана мелким шрифтом.

  • На третьем месте: претензии к качеству, низкая скорость, разрывы и т.д.

  • На четвёртом месте: ограниченный выбор провайдеров и монополия на рынке.

Тут важно понимать, что этот вопрос показывает исторические данные. Например, абонент может ответить, что его бесит техническая поддержка даже если у него уже пару лет все хорошо но вот был когда-то негативный опыт взаимодействия.

Какого провайдера ищут

Ну и напоследок ещё одно наблюдение. Мы спрашивали абонентов о главном приоритете при выборе провайдера, и отвечали они вот так.

Но важно отметить, что в течение трёх лет, что мы проводили опрос, количество абонентов, отмечающих в качестве приоритета справедливую цену, росло. Кстати, росла и стоимость услуг связи для абонентов.

Что дальше?

По нашему скромному мнению (под нашим мнением я понимаю сообщество единомышленников, работающих в разных компаниях, обучающихся и работающих в вузах и приложивших к проведению данного опроса свою руку ) у нас сложилось мнение, что мы неплохо научились опрашивать абонентов, подобрали максимально эффективные выверенные вопросы, нашли нужную форму и каналы взаимодействия. Настал момент перейти от стихийного, любительского и размазанного по времени к взрослому опросу. Мы планируем провести опрос в течение 2026 года и сейчас начинаем его подготовку. Напишите в комментариях, какие важные темы, связанные с взаимодействием абонентов и провайдеров, было бы интересно изучить в новом опросе. Также будем рады все желающим принять участие как на стороне организаторов так и на стороне опрашиваемых.

Комментарии (12)


  1. pae174
    02.12.2025 15:49

    • Подключение к новому провайдеру потребует заново тянуть кабель, а у нас уже сделан ремонт.

    • Для подключения нужно запланировать визит мастера, а для этого нужно отпрашиваться с работы.

    Соединительная муфта делает ненужным новый кабель в квартире - можно использовать уже имеющийся от старого провайдера. Муфта копейки стоит.

    Мастер может и в выходной приехать - это у них обычный сценарий развития событий.

    • Нет уверенности, что новый провайдер сможет предложить более качественную услугу.

    • Если что-то пойдёт не так, будет сложно вернуться к существующему провайдеру (тут речь, по всей видимости, идёт об ограничениях на повторное подключение, которое есть в договорах у некоторых провайдеров. Что-то типа: если вы отключаете и разрываете договор по собственной инициативе, повторное подключение возможно не ранее чем через полгода).

    При наличии муфты предыдущий провайдер вообще ничего не заметит и вернуться к нему от следующего вы можете самостоятельно за 5 минут, никого ни о чем не спрашивая.


    1. vis_inet
      02.12.2025 15:49

      Соединительная муфта делает ненужным новый кабель в квартире

      Муфта для оптики?


    1. GrekNirvana Автор
      02.12.2025 15:49

      При наличии муфты предыдущий провайдер вообще ничего не заметит и вернуться к нему от следующего вы можете самостоятельно за 5 минут, никого ни о чем не спрашивая.

      Ну это да. Но тогда от него и отключаться нельзя и нужно будет продолжать платить за пользование услугами.

      Соединительная муфта делает ненужным новый кабель в квартире - можно использовать уже имеющийся от старого провайдера. Муфта копейки стоит.

      Иногда провайдеры требуют заново проложить всю кабельную инфраструктуру. Официально говоря, что только так они смогут обеспечить качество. Но думаю так они делают и для того чтобы затруднить "отступление" к старому провайдеру.


      1. Zhabrozavr
        02.12.2025 15:49

        Если провайдер требует проложить новый кабель, этим он только отталкивает от себя потенциального абонента. Люди реально сидят на VDSL по телефонной «лапше» потому что не хотят сверлить дырку и тянуть кабель через всю квартиру. Инсталлятор тоже при любой возможности будет стараться использовать существующий кабель, хотя и бывает проще/быстрей новый проложить. Кабель в подавляющем большинстве случаев тянут только если заложен двухпарный, обеспечивающий скорость до 100Mb/s, а подключаемый тариф более скоростной.

        А эти «муфты» - если это т. н. бочки - злое злоЪ.


  1. VadimProfii
    02.12.2025 15:49

    Проблема низкой скорости неслучайна. Проделки Фикса дают результаты - то вообще ничего не загружается, то, в, лучшем случае не грузятся картинки/видеоролики. Тесты,, конечно, показывают хорошую, нужную картинку- но отношения к реальности не имеют. Непродуманность поведения Блокиратора иногда приводит к невозможности загрузить драйвер для усройства и всевозможным сюрпризам подобного рода. В целом, да- это и описывается как симптом низкой скорости.


  1. FSA
    02.12.2025 15:49

    Что характерно, в РФ, даже в городе миллионнике, никто из провайдеров не предоставляет полноценный доступ в интернет. IPv6 есть у полутора калек, которые плевали на рекомендации того, кто выдаёт диапазоны адресов и выдают IPv6 адреса своим клиентам как попало, хорошо, если вообще официально. Если не покупаешь услугу белого IPv4 адреса, то твой трафик будет идти через перегруженный CGNAT, что сильно просаживает скорость, особенно в ЧНН. И в текущих реалиях вообще никаких надежд на то, что что-то будет меняться, скорее всё будет становиться ещё хуже.


  1. pol_pot
    02.12.2025 15:49

    Сейчас бы проводить опросы, в условиях когда половина интернета уже заблокирована, а вторая в ближайших планах.


    1. Kripiron
      02.12.2025 15:49

      Так опрос устраивали в 21 году...


      1. GrekNirvana Автор
        02.12.2025 15:49

        Да нет не 21. Мы начали с 21 и потом постепенно продолжали модифицируя их и запуская новые опросы в новых местах.


  1. anonymous
    02.12.2025 15:49


  1. Zhabrozavr
    02.12.2025 15:49

    Провайдеры ни при чём, да, конечно. Но с таким интернетом люди скоро на интернет забьют и будут во дворах собираться и половина будет играть в лото, а половина будет точить топоры и вилы.


  1. inoplanetyanya
    02.12.2025 15:49

    Почему в ответах на вопрос о смене провайдера нет варианта "Нет возможности"?

    Я долгое время пользовался некачственными услугами просто потому, что альтернатив не было