Кино и видеоигры давно находятся в постоянном культурном обмене — фильмы получают игровые адаптации, а игры вдохновляют киноделов. Порой результат получается катастрофическим, к примеру, киноверсия Super Mario Bros. (1993) или игра Fight Club, которые стали синонимами провала. Но иногда, как в случае с фильмом «Смертельная битва» (1995) или игрой The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, результат оказывается не просто достойным, а культовым, по новому раскрывая первоисточник и добавляя ему глубину.

Однако, если фильмы и игры по их мотивам хоть как-то обсуждаются, то адаптации сериалов в виде игр остаются не замеченными. Между тем, с начала 2000-х появилось немало игр, созданных по всем канонам своих сериальных первоисточников. Создатели не пытались перепридумать мир, используя франшизу как приманку. Эти проекты создавались людьми, которые знали и любили материал, пусть и работали в рамках ограниченного бюджета и устаревающих технологий.

Среди множества неудачных или забытых лицензионных игр можно найти настоящие жемчужины, в которых чувствуется душа, фанатская преданность и желание передать вайб оригинала. Именно о таких, не самых популярных, но удивительно атмосферных адаптациях сериалов мы и поговорим.

❯ Всё что угодно, кроме бессмертия, — бесполезная трата времени

Futurama: The Game (2003) — это приключенческий платформер с элементами экшена, основанный на одноимённом мультсериале Мэтта Грейнинга. Игра была разработана шведской студией Unique Development Studios (UDS) и издана Vivendi Universal Games для PlayStation 2 и Xbox. Игра не выходила на ПК, а тираж был ограничен из-за закрытия студии вскоре после релиза, поэтому стала редким коллекционным объектом и, своего рода, «потерянным эпизодом сериала».

Разработка велась при участии основной команды сериала. Сенарий написал Дж. Стюарт Бёрнс (автор нескольких ключевых эпизодов Futurama). Озвучивали те же актёры дубляжа — Билли Уэст (Фрай, профессор Фарнсворт, Зойдберг), Кэти Саган (Лила), Джон Ди Маджио (Бендер) и др.

Билли Уэст на озвучке Футурамы
Билли Уэст на озвучке Футурамы

Музыка и визуальный стиль полностью соответствуют мультсериалу. По сути, игра задумывалась как интерактивный эпизод сериала. Создатели рассматривали её как каноничную часть истории, поскольку сценарий был написан и утверждён командой Fox Television.

История начинается в типичном духе Футурамы: профессор Фарнсворт случайно продаёт компанию Planet Express корпорации MomCorp, в следствии чего Мама становится властительницей Вселенной.И теперь команда (Фрай, Лила, Бендер и др.) вынуждена путешествовать по множеству миров и эпох, чтобы остановить Мамочку.

Сюжет подаётся как 22-минутный эпизод сериала с фирменными вступительными титрами, узнаваемым саундтреком Кристофера Тинга и кат-сценами, наполненными шутками, подколками и мета-иронией (Фрай нередко ломает четвёртую стену).

Игроки управляют четырьмя персонажами поочерёдно:

  1. Фрай — стреляет из различных фантастических пушек (лазеры, плазмомёты, взрывающиеся рыбы);

  2. Лила — дерётся врукопашную, использует приёмы кунг-фу и каратэ;

  3. Бендер —глотает предметы и отрывает себе голову, превращаясь в шар для катания;

  4. Доктор Зойдберг — появляется в основном как комедийный персонаж в некоторых уровнях.

Геймплей строится на чередовании боёв, прыжков, сборе предметов и коротких мини-игр. Таких как полёты на космолёте, перемещение по заводам MomCorp, перестрелки с роботами и головоломки.

Камера фиксированная, но динамично меняет ракурсы в духе мультфильма, а дизайн уровней полностью отражает стилистику Futurama, будь то Нью-Нью-Йорк, Марс, пиратская планета или космические корабли.

Самое ценное в игре — точное попадание в вайб сериала: искромётные реплики (часто даже лучше прописанные, чем в некоторых поздних сериях), визуальные гэги и пасхалки, пародии на игровые клише (например, когда персонажи жалуются на устаревшую боёвку прямо во время боя).

Фактически, все кат-сцены игры (длительностью около 25 минут) позже были смонтированы в единый «потерянный эпизод» Futurama, включённый в DVD-сборники. Этот эпизод рассматривается фанатами как «официальный» 73-й эпизод 4 сезона (последнего сезона на канале Fox).

Для 2003 года игра выглядела достойно:

  • графика cartoon-shader (упрощённый cel-shading) довольно близка к оригинальной мультипликации;

  • лицевые анимации и движения персонажей сделаны с большим вниманием к стилю шоу;

  • кат-сцены срежиссированны в духе сериала: крупные планы, панорамы, быстрая смена кадров.

Недостатком можно было бы назвать неудобное управление и повторяющийся дизайн уровней, из-за чего критики (IGN, Eurogamer) поставили игре 6–7 баллов из 10, хотя фанаты восприняли её значительно теплее.

После закрытия студии UDS и прекращения лицензии Fox, игру больше не переиздавали, поэтому диск стал раритетом, стоящим на вторичном рынке довольно дорого, особенно Xbox-версия.

Несмотря на средние оценки, Futurama: The Game сегодня считается одной из самых удачных адаптаций мультсериала в истории и каноничной частью вселенной из-за сценария и актерского состава.

❯ Истина где-то рядом

The X-Files: Resist or Serve (2004) — это приключенческий хоррор от Black Ops Entertainment, изданный Vivendi Universal для PlayStation 2 на основе культового сериала «Секретные материалы»и задумывалась как отдельный сезон шоу. Игра написана в сотрудничестве со сценаристами сериала и имеет самостоятельный сюжет из трёх эпизодов. В итоге игра получила смешанные отзывы, но поклонники сериала высоко её оценили за атмосферу и точное попадание в дух оригинала.

У создателей была задача сделать не просто игру, а продолжить сериал в интерактивном формате. Разработчики создали три сюжетные арки, связанные общей мистической линией. История разворачивается в середине 7-го сезона шоу, примерно между эпизодами «Знамения и чудеса» и «Sein und Zeit».

Главные герои — агенты Фокс Малдер и Дана Скалли распутывают очередную цепочку загадочных смертей в заснеженном городке Колдспринг (штат Колорадо). Расследование приводит их к древнему мистическому культу, связанному с одержимостью, воскрешением и инопланетными экспериментами.

Игра состоит из эпизодов, стилизованных под структуру телесериала:

  • «The House on the Hill» — Малдер и Скалли приезжают в Колдспринг, чтобы расследовать убийства, связанные с воскрешением мёртвых.

  • «Resurrection» — сюжет приводит к оккультным ритуалам, демонам и зомби.

  • «The Old Ones» — кульминация, отсылающая к типичной мифологии сериала сочетает конспирологию, НЛО и древние силы.

Диалоги и структура эпизодов выдержаны в каноне, так как написаны Фрэнком Спотницем, одним из сценаристов шоу. А Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон лично озвучили своих персонажей, что придало игре ещё больше достоверности.

По структуре игра напоминает Resident Evil эпохи PS1 и PS2:

  • фиксированные камеры;

  • медленные повороты персонажа;

  • ограниченные ресурсы и боеприпасы;

  • исследование закрытых пространств;

  • инвентарь с ключами и предметами.

Пользователь может выбрать, за кого играть — Малдера или Скалли. У каждого персонажа свой путь и часть сюжета: Малдер чаще сражается с врагами и исследует мистические аспекты; Скалли — проводит анализы, вскрытия, делает медицинские заключения, собирает улики. Таким образом, возможно два варианта прохождения, раскравающих разные диалоги и детали сюжета.

Игра умело воспроизводит мрачную эстетику сериала:

  • тусклое освещение, подземные тоннели, частое наличие дождя или снега;

  • объёмные звуки шагов, щёлканье фонарика, электрические шумы;

  • фирменная музыкальная тема The X-Files от Марка Сноу.

Фактически, атмосфера напоминает гибрид Resident Evil 2 и Silent Hill, но с духом расследования и мистицизма. В дизайне уровней преимущественно атмосферные полупустые локации в духе survival horror. Есть полноценные видеовставки в стилистике сериала (титры, субтитры, эффекты).

Том Брэйдвуд во время озвучки игры
Том Брэйдвуд во время озвучки игры

Критики в 2004 году встретили игру неоднозначно: похвалили атмосферу, актёрскую озвучку и сценарий, но раскритиковали устаревший геймплей и управление. Средняя оценка — 65 из 100 баллов, но среди фанатов сериала The X-Files игра считается недооценённой адаптацией, сохранившей ДНК сериала.

Особенно выделяли точное попадание в характеры Малдера и Скалли, баланс между хоррором и научно-фантастической интригой, а также ощущение, что это «игровой эпизод сериала».

Resist or Serve — один из редких примеров, когда создатели не пытались «осовременить» франшизу, а полностью оправдали ожидания фанатов. Это не спин-офф и не сборник миссий, а полноценная история, вписанная в канон сериала. Её могли бы сделать дешёвым дополнением, но разработчики приложили немало усилий, чтобы она стала запоминающейся: например, отдельные кампании Малдера и Скалли.

Из сюжета игры получилась бы хорошая двух-трёхсерийная арка в седьмом сезоне, которая, в определённых отношениях, была бы интереснее некоторых серий «Мифического архетипа» из седьмого сезона. Для любителей The X-Files это фактически «потерянные три эпизода», с актёрами, сценарием и духом оригинала, пусть и на устаревшем движке.

❯ Беги! Кричать потом будешь!

Buffy the Vampire Slayer (2002) — это видеоигра по одноимённому сериалу Джосса Уидона, разработанная студией The Collective, Inc. и изданная Electronic Arts эксклюзивно для Xbox. Несмотря на то, что она вышла только на одной платформе, игра получила культовый статус среди поклонников сериала благодаря вниманию к деталям, удачной боёвке и воссозданию атмосферы «Баффи».

Сюжет игры разворачивается между 3 и 4 сезонами оригинального сериала. Баффи Саммерс (в сериалу играла Сара Мишель Геллар, а в игре её дублировала Жизель Лорен) снова защищает Саннидейл от нашествия нежити. Главный антагонист — древний вампир Какаистос (гусары, молчать!), которого воскрешают демонические силы. Он объединяется с другими злодеями, среди которых знакомые нам по сериалу — Сидни, Фейт и прочие.

История написана в духе сериала: много школьной атмосферы, сарказма и мрачного мистицизма. Разработчики консультировались с командой шоу, чтобы сохранить дух оригинала, поэтому игра выглядит как «потерянный эпизод», а не просто адаптация.

В игре очень хорошо продумана система ближнего боя и акробатики. Игровой персонаж Баффи может:

  • драться руками, ногами, использовать дубинки, колья, арбалеты и священные артефакты;

  • использовать священную воду, кресты и факелы против вампиров;

  • применять добивающие приёмы: вонзать кол в сердце, сбрасывать врагов в огонь, протыкать их подручными средствами.

Каждая локация (школа Саннидейла, кладбище, канализация, особняк Какаистоса и др.) наполнена ловушками, секретами и небольшими кат-сценами с персонажами. Баффи решает головоломки и исследует окружение, что придаёт игре структуру классического экшн-приключения, близкую к Tomb Raider и Resident Evil.

В игре появляются знакомые персонажи:

  • Виллоу, Зандер, Спайк, Джайлз, Фейт — все с голосами актёров из сериала (кроме Баффи);

  • диалоги написаны в фирменном стиле Уидона — с юмором и самоиронией, особенно в сценах в библиотеке школы.

Саундтрек стилизован под сериал: гитарные рифы, готический рок и ambient, создающий атмосферу ироничного подросткового хоррора.

Для 2002 года игра выделялась плавной боевой системой и неплохой графикой на движке Slayer Engine (впоследствии использованном в игре Indiana Jones and the Emperor’s Tomb). Разработчики добились выразительной анимации Баффи — её движения в бою выглядели динамично и естественно, что редкость для тех лет.

Критики отмечали атмосферу, боёвку, озвучку и локации. Минусами стали повторяющиеся враги, неровная камера и некоторые баги. Средняя оценка — 75 из 100 баллов (по данным GameRankings), что весьма высоко для лицензированных игр по сериалам того времени.

Игра стала успешной и породила продолжение — Buffy the Vampire Slayer: Chaos Bleeds (2003), уже на PS2, GameCube и Xbox.

Первую часть нередко называют одной из лучших адаптаций сериалов в игре, потому что:

  • она не просто «использует бренд», а действительно продолжает его нарратив;

  • чувствуется уважение к персонажам и фанатам мира Саннидейла;

  • разработчики не побоялись добавить собственные сюжетные элементы, при этом сохранив канон.

❯ Боги жестоки, на то они и боги

Game of Thrones: A Telltale Games Series (2014) — это повествовательная приключенческая игра, которая стала одной из самых весомых и сложных адаптаций сериала «Игра престолов» от HBO. В отличие от типичных экшенов или RPG, Telltale сделала интерактивную драму, в которой ключевое внимание уделено политическим интригам, морали и последствиям выбора — всему тому, что было сутью романов Джорджа Мартина и сериала Дэвида Бениоффа.

Игра раскрывает параллельную историю сериала, происходящую примерно во время 3–4 сезонов. Главные герои —Форрестеры, вассалы Старков, живущие в землях Северного Тэллхарта. Семья оказывается втянута в политические интриги между домами Болтонов, Ланнистеров и Тиреллов, потому что их владения, Волчий лес, – источник ценной древисины.

Telltale не пыталась пересказать события сериала, а вписала новых героев в уже существующую вселенную, так, чтобы игрок пересекался со знакомыми персонажами — Тирионом, Серсеей, Рамси Болтоном, Марджери Тирелл. Их образы основаны на актёрах сериала, включая Питера Динклейджа и Лену Хиди.

История разделена на 6 эпизодов, где игрок управляет несколькими персонажами, чьи действия переплетаются:

  1. Гаред Таттл — бывший оруженосец, отправленный на Стену в Ночной Дозор;

  2. Мира Форрестер — служанка при дворе в Королевской Гавани, пытающаяся при помощи политических интриг спасти семью;

  3. Родрик Форрестер — старший сын, вернувшийся с Войны бастардов, желающий восстановить честь дома;

  4. Ашер Форрестер — изгнанный сын, живущий на Востоке в Эссосе.

Игрок последовательно переключается между героями, и его решения влияют на репутацию дома, судьбы героев и отношение союзников. Каждый эпизод заканчивается моральной дилеммой, где часто приходится выбирать между двумя плохими вариантами. Главное — не победа, а последствия решений. Даже казалось бы правильное решение может привести к трагедии — это соответствует духу книг и сериала.

Telltale точно передала настроение «Игры престолов»: постоянное ощущение угрозы, цинизм, политические интриги и страх перед предательством.

Визуальный стиль —графика с эффектом масляной живописи, создающая ощущение старинных иллюстраций. Музыка Рамина Джавади и голоса актёров сериала помогают погрузиться в атмосферу оригинала.

Игрок взаимодействует с миром через:

  • диалоги с ограничением по времени (не ответил — персонаж счёл это молчанием или слабостью);

  • решения, которые формируют репутацию дома;

  • Quick Time Events в боевых сценах (редко, но динамично);

  • последствия: в конце каждого эпизода демонстрируется статистика, как поступили другие игроки по миру.

Игра получила в целом положительные отзывы (Metacritic: 75–80 из 100 баллов). Высоко оценили сценарий, актёрскую игру, атмосферу политического напряжения, эмоциональные диалоги и ощущение реальности мира. Критиковали за технические проблемы (фризы, устаревший движок), а так же впечатление, что некоторые выборы мало влияют на глобальный исход.

Тем не менее, многие фанаты считают Game of Thrones: A Telltale Series одной из самых лучших адаптаций, потому что она не пытается быть экшеном, а сосредоточена на том, что делает «Песнь льда и пламени» уникальной — сложности человеческих решений.

Джордж Мартин и HBO лично следили за созданием сценария, чтобы не было расхождений с каноном сериала. Сюжет игры аккуратно пересекается с «Пиром стервятников»: упоминаются события, которых нет в сериале, но есть в книге. Некоторые фанаты считают, что игра лучше передаёт политику Вестероса, чем последние сезоны телесериала.

Игра даёт возможность прожить моральные дилеммы персонажей Мартина и показывает, что даже малые дома могут стать причиной трагедии. Финал оставляет пространство для интерпретаций и обсуждений (Telltale планировала второй сезон, но закрылась до его выпуска).

❯ Кто хочет уважения, уважает других

The Sopranos: Road to Respect (2006) — игра от 7 Studios и THQ, которая попыталась передать атмосферу культового сериала «Клан Сопрано» (1999–2007) через формат криминальной драмы и боевика от третьего лица. Хотя критики приняли её прохладно, фанаты сериала часто отмечают желание создателей сделать продолжение телемира, а не просто использовать бренд. Особенно благодаря участию оригинальных актёров и сценаристов.

События игры происходят между 5-м и 6-м сезонами сериала. По сюжету Кристофер Молтисанти, знакомый нам по сериалу, поручает Джо ЛаМанна (главному герою игры) работу в семейном бизнесе. Джо пытается заработать уважение и доказать лояльность семье, но попадает в круг мафиозных интриг, насилия и моральных компромиссов.

Сценарий написал Дэвид Чейз, создатель The Sopranos, совместно с другими сценаристами сериала. Практически все главные актёры озвучили своих персонажей:

  • Джеймс Гандольфини — Тони Сопрано;

  • Майкл Империоли — Кристофер Молтисанти;

  • Тони Сирико — Полли Галтиери;

  • Стивен Ван Зандт — Силвио Данте.

Кроме того, в игре есть цифровые копии актёров, созданные по технологиям 2005 года, что тогда выглядело необычно для игр этого жанра.

Игровой процесс сочетает рукопашные бои, короткие перестрелки и кат-сцены. Большую часть времени занимает боевка: кулаками, подручными предметами (бутылками, пепельницами, бейсбольными битами), а иногда и при помощи огнестрельного оружия. В боях используется механика «Finish him!» — добивание в духе криминального кино.

Игрок вытрясяет долги, выполняет поручения Кристофера и Тони, катается по Нью-Джерси и зависает в клубе «Bada Bing!». Сцены в клубе Bada Bing! сделаны по фото декораций со съёмок. Но в игре нет открытого мира — структура линейная, с сюжетными миссиями и редкими ответвлениями.

В игре видно уважение к сериалу. Она полностью выдержана в кинематографическом стиле HBO: длинные диалоги, грубость, сарказм. Звучит оригинальная титульная песня «Woke Up This Morning». Музыка — смесь оригинального саундтрека сериала и инструментальных треков. Пожалуй, самая сильная сторона — озвучка. Актёры читают реплики с характерными интонациями, часто импровизируя.

Сцены в раздевалке клуба, кухонные разговоры, семейные обеды передают повседневной быт мафиози. Иногда появляются внутренние монологи героя в стиле к Тони Сопрано. Пускай сюжет не дотягивает до глубины сериала, но видно, что разработчики искренне пытались воссоздать атмосферу этого мира.

Для конца 2006 года графика выглядела средне, но модели персонажей были вполне узнаваемы, особенно Тони и Кристофер. Тони Сопрано в игре значительно чаще улыбается и шутит — это было сделано по просьбе Джеймса Гандольфини, чтобы отличить персонажа игры от образа в последних мрачных сезонах сериала.

Джеймс Гандольфини во время озвучки Тони Сопрано
Джеймс Гандольфини во время озвучки Тони Сопрано

Критики хвалили атмосферу и озвучку, но ругали устаревший геймплей, однообразные драки, короткую продолжительность и отсутствие свободы действий. Оценки прессы: 4–6 баллов из 10. Журнал Game Informer писал: «Это скорее эпизод сериала, чем игра. Но это хороший эпизод.»

Хотя The Sopranos: Road to Respect не стала хитом, она вошла в число редких попыток экранизации сложных сериалов, где упор делался не на экшен, а на характеры героев. Сегодня её вспоминают как неуклюжую, но искреннюю игру, наполненную почтением к первоисточнику, любовью к персонажам и ощущением, что ты — часть семьи, пусть и той, где уважение покупается кровью.

❯ Поиграем сериальчик

Большинство игр по сериалам и фильмам со временем растворилось в архивах или стало мемами. Но клише, что «адаптации всегда плохие» часто скрывает по-настоящему интересные работы. Buffy the Vampire Slayer, The Sopranos: Road to Respect, Futurama: The Game — все они не просто дополнения, а самостоятельные истории, сделанные с пониманием атмосферы и уважением к оригиналу. Да, эти игры стремились повторить успех блокбастеров и хотели заработать под брендом известной франшизы. Но тем не менее, это был подарок фанатам, как продолжение разговора между авторами и зрителями.

Сегодня, когда индустрия снова переживает волну ремейков и ностальгии, стоит вспомнить о таких проектах. Они напоминают, что адаптация не обязана быть масштабной или дорогой, чтобы быть достойной. Главное — понимать, зачем она существует. И если в основе лежит искреннее желание рассказать ещё одну историю в любимой вселенной, пусть даже сквозь ограничения старых консолей и пиксельных лиц — эта история заслуживает того, чтобы её слушали.


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале 

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (1)


  1. toygallery
    06.12.2025 16:54

    это был подарок фанатам, как продолжение разговора между авторами и зрителями

    Lost: Via Domus ещё и вторая или первая попытка вернуть зрителя в сериал (была ещё где выложили в сеть объяснение что же в нём произошло) ... я забил смотреть после того как учёные появились