Вступление
Мысль написать этот материал появилась на конференции компании Langame. Сейчас киберклубы, или киберарены, переживают новый всплеск популярности. Киберспорт тоже стал более востребованным, потому что соревновательный и спортивный опыт кибератлеты получают в том числе и в киберклубах. Однако я уже пообщался с разными киберспортсменами, поэтому хочу пообщаться с функционерами компьютерного спорта.
Естественно, что для проведения турниров по компьютерным дисциплинам нужны площадки. И киберклубы, компьютерные клубы, киберарены и прочие синонимы, означающие возможность играть в компьютер вне дома — для удовольствия или спортивного интереса — подходят лучше всего.
На Хабре уже было интервью с одним из руководителей компании-разработчика экосистемы для киберарен Langame Павлом Голубевым. Поэтому я решил чуть глубже изучить киберклубы и как за последние пять лет развивалась с ними ситуация.
На конференции было много владельцев киберарен, так что найти спикеров для материала не составило труда. Я задал вопросы про помощь государства, импортозамещённые системы на ПК в клубах и как всё это работает. Приятного чтения!

Интервью
Как санкции и уход иностранных производителей повлияли на операционную деятельность компьютерных клубов в России?
Дмитрий Лукин (основатель Langame): Сильно. Железо подорожало, особенно видеокарты и периферия. С логистикой стало сложнее: нужно искать поставщиков, договариваться о доставке, решать вопросы с оплатой. Гарантийное обслуживание у некоторых брендов просто исчезло, и клубы остались с рисками один на один. Но прошло уже 3 года, это перестало быть болью, а стало реальностью, под которую большинство рынка адаптировалось. Поэтому в целом говорить о том, “как было раньше” – уже не очень актуально и интересно.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): В первую очередь — рост цен. Особенно на топовые комплектующие. Новое железо стало дороже на 30–50%. Во-вторых, выросли сроки поставки. По сути, всё, что раньше было рутиной, стало отдельной задачей. Где-то стали больше ремонтировать, где-то пошли в сторону восстановления старых машин.

Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Да никак. Любой бизнес должен уметь адаптироваться и подстраиваться под любые изменения. После 2022 года и ухода многих иностранных компаний и наложения первых санкций – был бардак, а у кого-то даже паника. Потом пришли на широкий рынок ребята из Langame и всё стало даже лучше и стабильнее, чем было.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Из-за санкций в первый год мы потеряли некоторых игроков на рынке комплектующих, возникли проблемы с гарантией, а также дефицит качественной периферии. Но все довольно быстро адаптировались, на текущий момент проблем нет.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Ранее, как только бренды ушли, мы испытывали проблемы с покупкой необходимой техники, девайсов и прочего. Либо в целом было невозможно что-то купить, либо невозможно было что-то купить в нужном количестве и приходилось поштучно собирать по магазинам страны тот или иной товар. Затем появился параллельный импорт и стало проще. Место ушедших брендов заняли их конкуренты-аналоги. Сейчас мы уже не вспоминаем о тех временах, когда хочешь что-то купить, а не можешь. Покупаем всё, что необходимо для рабочего процесса.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Я не думаю, что санкции сильно повлияли. Скорее наоборот – ушли те, кто просто «качал деньги», а пришли и стали лучшими те, кто действительно хочет и, главное, делает – развивает киберспортивную индустрию в России. Огромное спасибо Langame за то, что они создали и реально делают это тут и сейчас!
-
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Могу выделить три основных момента, которые повлияли на операционную деятельность:
— Первый. До 2022 года подавляющее большинство рынка использовало зарубежный софт, а именно SENET, который буквально в одночасье ушёл, поставив огромное количество как заведений, так и их гостей в крайне щекотливую ситуацию. Хорошо, что мы ещё за 4 месяца до начала событий 2022 года перешли на отечественный Langame Software и нас не задела ситуация с SENET, адаптационный период с перестройкой операционки был пройден и нам не пришлось всё делать в авральном режиме.
— Второй. Стало крайне проблемно приобрести лицензионную Windows. Её и раньше купить порой было непросто. Сейчас же ситуация стала максимально сложной. Права дистрибьюции на цифровой продукт у реселлеров отсутствуют (их никто не продлевал после 2022 года), уголовную и административную ответственность за использование пиратского софта никто не отменял и не планирует, поэтому покупаем право использования ОС у максимально больших ребят, у кого были такие права и надеемся на лучшее.
— Третьим бы выделил ассортимент различных девайсов на рынке. Клубы — это места жесточайших стресс‑тестов для девайсов, и если в каком‑то заведении тот или иной девайс выживает хотя бы год, то в домашнем использовании он будет почти бессмертным. Казалось бы, крупные игроки просели, уменьшились поставки, крайне неоднозначная ситуация с гарантией, всё плохо… Однако на деле освободилось место для менее известных в России, но порой кратно лучших по своим характеристикам, включая живучесть и гарантийный сервис, брендов.

Используют ли киберклубы отечественное ПО? Какие стратегии импортозамещения используют клубы для обеспечения оборудованием и программным обеспечением, включая переход на решения вроде «Ред ОС» и Astra Linux? С какими техническими сложностями сталкиваются клубы при переходе на отечественное ПО и оборудование (например, совместимость игр, производительность)?
Дмитрий Лукин (Langame): Да, особенно в части инфраструктурного софта. Для игровых машин почти везде используется Windows — это до сих пор необходимость. Но всё, что касается учёта, авторизации, аналитики, контроля и биллинга — в основном российское. На этом рынке 90% решений — локальные. Наше ПО Langame Software (LGS) сейчас занимает свыше 60%, если отталкиваться от общего количества игровых мест. То есть в этом контексте импортозамещение прошло лучше всех ожиданий.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Отечественное ПО используем, особенно в части учётных и сервисных систем. Операционные системы на игровых ПК — пока Windows, без вариантов. А вот всё, что касается управления процессами, биллинга, авторизации — тут российские решения давно в деле. Мы в F5 используем Langame Software – это задачи, связанные с биллингом, бронированием игровых мест, интеграцией, личными кабинетами гостей, т.е. вся операционка клуба.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Пока кардинально ничего не заменили на отечественное ПО, чтобы оценить, насколько тяжело было переходить. Какие-то девайсы, которые вроде как отечественные, но все мы знаем, где они производятся. Ну, есть геморрой небольшой с Честным знаком и прочими системами контроля – но к ним нужно просто привыкнуть. ПО отечественное заменили только офисный пакет (Мой офис) и софт для управления клубом (Langame Software).
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Тут нечего дополнить к комментарию Алексея.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Отечественное ПО в рамках ОС мы не используем, т.к. игры на них не работают. Либо работают, но их не запустить без «танцев с бубнами». Что касается CRM-системы по управлению деятельностью компьютерного клуба — то да, используем отечественное ПО, в частности, Langame Software.

Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Я попытался вспомнить какое-либо отечественное/импортное ПО для клубов (исключая подделки, «недософты» и околотемные софты), и мне ничего не приходит на ум, кроме Langame Software (LGS). Именно они стали альма-матер для всех этих тысяч клубов, когда от нас отвернулся весь мир.
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Ничего не изменилось, все платформы как были доступны, так и остались. Есть обходные пути, но там уже тоже всё автоматизировано и поставлено на поток. Пополнять Steam можно через МТС или Langame Software с небольшой комиссией. Никаких проблем.
Какие отечественные системы кибербезопасности применяются в клубах вместо зарубежных решений, и как это влияет на стабильность и цифровую гигиену пользователей?
Дмитрий Лукин (Langame): Всё зависит от масштаба клуба. Langame Software изначально проектировалась с учётом специфики клубов и включает встроенные механизмы безопасности: контроль сессий, защита от несанкционированного доступа, обновления, поддержка. Важно, что вся система хостится на серверах крупного провайдера с высоким уровнем защиты, и у нас реализована функция дублирования серверов — если, например, идёт DDoS на один кластер, мы можем быстро переключить клуб на другой, и он продолжит работу. Это критично, потому что атаки на инфраструктуру клуба — не редкость. Иногда это даже делается конкурентами. Всё это помогает выстраивать базовый цифровой гигиенический контур. Это не «большая» кибербезопасность, но она отвечает базовым требованиям киберклубов: просто, стабильно, без лишнего шума.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Для нас критично, чтобы система не только защищала, но и не мешала гостям. Langame Software, например, уже включает защиту от нежелательного ПО и контроль доступа. Это не корпоративная безопасность, но встроенные функции закрывают задачи клуба.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Ну, всю кибербезопасность на себя взяли Langame Software и их техподдержка. Спокойно работаем теперь, лишнюю головную боль сняли.

Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Санкции никак не повлияли на антивирусную поддержку, здесь нет особых изменений. Дополнительные системы от отечественных производителей кроме Langame не применяем. Возможно, мы о них даже не знаем.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Наша система работы клуба настроена через серверную систему, которая позволяет каждому ПК в клубе получать чистый образ игрового диска, поэтому что бы пользователь не натворил, это не повлияет на работу клуба и на следующего пользователя – следующий пользователь при начале сессии получит новый образ диска. Что касается системного диска с установленной ОС, то такой диск работает через систему «заморозки», встроенную в ПО по управлению клубом, соответственно пользователь ничего сделать не сможет, т.к. после перезагрузки ПК загрузится чистая «замороженная» система.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Да, мы использовали продукты «Лаборатории Касперского» первое время, но вскоре LGS, особенно с их прогрессивной системой заморозки системы, практически полностью стала заменять и, главное, дополнять эти продукты. Это именно то, что нам требовалось. Поэтому мы решили отказаться от других решений, кроме LGS – и не прогадали!
Какие меры предпринимаются владельцами клубов для адаптации к новым экономическим условиям, включая внедрение отечественного ПО для управления и администрирования?
Дмитрий Лукин (Langame): Главное — акцент на автоматизацию. Меньше ручной работы и человеческого фактора — меньше ошибок и потерь. Всё, что раньше делал админ: следил за оплатой, запускал сессии, проверял балансы — теперь делает система. А админ работает с людьми. В наших продуктах, в том числе и SaaS-решении Langame Premium, это уже включено: 24/7 поддержка, обновления, интеграции, удалённое управление. Это снижает косты и упрощает жизнь владельцам и руководителям клубов.
Есть реальные цифры: одна из крупных сетей провела исследование, сравнили выручку клубов, работающих на разных системах. При переходе на Langame Software рост выручки составил в среднем 18% год к году, по сравнению с другими системами. При подключении Langame Premium, когда мы берём на себя техническую поддержку, рост составил уже больше 30%. Это данные сравнения между системами, соответственно можно представить порядок этих цифр при сравнении с отсутствием системы.Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Экономические условия – это высокий курс валюты, высокая ключевая ставка, ощутимая доля ФОТ в экономике клуба. Затраты на персонал – наверное самое очевидное место для оптимизации: всё, что можно передать системе — мы передали. Оплата, бронирование, авторизация, списание бонусов — этим занимается софт. Человека мы оставляем в зону сервиса, общения и продаж. Курс доллара, применительно к закупкам – здесь вариант искать локальных поставщиков с лучшими условиями. Дорогие заемные деньги – учитываем в планировании финансовых показателей.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Да не так страшен чёрт, как его малюют. В многомиллиардных бизнесах это может быть и новые экономические условия, а на рынке компьютерных клубов особой разницы не видим.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Так как мы открыли первый клуб одновременно с санкциями, мы сразу использовали отечественное ПО.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Самое простое, что может сделать предприниматель в нынешних условиях – это автоматизировать каждый процесс в своём клубе. Для приёма денег – установить терминал самообслуживания, для бронирования места – мобильное приложение, одним словом, на каждом шаге попытаться оптимизировать процесс. Таким образом с персонала снимается существенная часть нагрузки, а значит и заработная плата становится хоть и немного, но меньше. Что касается ушедших брендов, курса валюты и проблем с логистикой, тут ещё проще. Достаточно найти локальных поставщиков, которые менее завязаны на подобных проблемах и могут предоставлять такие же товары и услуги, но без учёта внешних факторов.

Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Отечественные компании адаптируются к новым экономическим условиям через корректировку стратегий, использование цифровых технологий и взаимодействие с государством. Мы приняли решение отдать это трудоёмкое занятие на аутсорс, опять-таки через LGS. Практически все вопросы закрывает сейчас их Premium-поддержка.
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Так как мы открыли первый клуб одновременно с санкциями, мы сразу использовали отечественное ПО.
Как клубы в малых городах обеспечивают доступ к актуальным играм и ПО без зарубежных платформ? Используются ли локальные репозитории или пиринговые сети с легальным контентом?
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Всё так же, как и раньше – заходим и покупаем. Есть обходные пути, но там уже тоже всё автоматизировано и поставлено на поток. Пополнять Steam можно через МТС или Langame Software с небольшой комиссией. Никаких проблем.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): В многопользовательских играх, а именно в них чаще всего играют в клубе, стриминговые сервисы показывают недостаточно хорошие результаты, поэтому мы используем микс отечественных и зарубежных площадок для запуска различных игр. Всё только начинается :)
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Да, с этим приходится сложно. Далеко не всегда можно решить задачу желания гостя воспользоваться той или иной программой или игрой, если действует запрет или игра не продаётся в магазине игр по желанию разработчика. Тем не менее с какими-то вещами удаётся работать. Например, несмотря на то, что STEAM запретил прямое пополнение кошелька из РФ для покупки желаемых игр, все гости клубов, которые работают на Langame Software, имеют возможность пополнить свой кошелёк STEAM через встроенную функцию в личном кабинете с минимальной комиссией.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): В многопользовательских играх, а именно в них чаще всего играют в клубе, стриминговые сервисы показывают недостаточно хорошие результаты, поэтому мы используем микс отечественных и зарубежных площадок для запуска различных игр. Всё только начинается :)
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Ничего не изменилось, все платформы как были доступны, так и остались. Есть обходные пути, но там уже тоже всё автоматизировано и поставлено на поток. Пополнять Steam можно через МТС или Langame Software с небольшой комиссией. Никаких проблем.

Как изменение рыночной ситуации влияет на социальную адаптацию и психологическое состояние посетителей клубов, особенно в контексте киберспорта и командной работы?
Дмитрий Лукин (Langame): Парадокс: чем хуже снаружи, тем лучше внутри клуба. В компьютерный клуб люди приходят отдохнуть, поиграть в комфортной обстановке, часто – вместе с друзьями. Это способ отвлечься и переключиться. В России сегмент компьютерных клубов очень быстро восстановился после пандемии, как раз из-за спроса: людям нужно место для отдыха, клуб – как раз такое место. А в небольших городах киберклуб — это почти культурный центр, точка притяжения. Тут и социализация, и игра, и различные события. А сегодня клуб – это ещё и возможность войти в киберспорт, своеобразный социальный лифт.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Клуб — это зона безопасности. Люди приходят, чтобы выдохнуть, играть, общаться. Рыночная ситуация влияет на расходы людей, возможно, при сокращении расходов кто-то будет играть не 6 часов, а 3. Или выберет клуб с более доступными тарифами. Но в целом мы не замечаем изменения в поведении гостей.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Считаю, что никак. Если до сентября 2022 года все переживали из-за неизвестности, то теперь все настолько адаптировались к новым реалиям, что даже не обращают внимания. Повышение цен и без санкций всегда было штатным мероприятием, независимо от экономической ситуации в стране и мире.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Практически никак, все уже адаптировались к текущим реалиям и живут как и раньше. Турниров, как и игроков, меньше не стало, скорее наоборот.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Я не вижу особого влияния изменения рыночной ситуации на социальную адаптацию и психологическое состояние посетителей клубов. Клубы сами по себе являются звеном социальной адаптации молодёжи, которая любит киберспорт и командные игры, ведь в клубах ребята знакомятся, общаются, объединяются в команды, учатся коммуницировать между собой, чтобы одерживать победы в матчах. Со временем это вообще превращается в большое комьюнити вокруг клубов, где ребята всегда могут найти себе тиммейтов для разовой игры или объединиться в постоянную команду для регулярных игр и повышения уровня своего мастерства.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Мы не увидели разительные отличия в настроениях гостей в нашем клубе, они быстро адаптировались к этим изменениям и продолжили заниматься любимым делом. А в Жигулёвске (Самарская область) на базе нашего клуба была создана кибершкола.
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Считаю, что никак. Если до сентября 2022 года все переживали из-за неизвестности, то теперь всё настолько адаптировались к новым реалиям, что даже не обращают внимания. Повышение цен и без санкций всегда было штатным мероприятием, независимо от экономической ситуации в стране и мире.
Каковы перспективы развития компьютерных клубов в России на фоне роста популярности геймдева и формирования цифровых навыков у молодёжи?
Дмитрий Лукин (Langame): Цифровые навыки и умение в геймдев – это хард-скиллы. Тут клубы могут быть площадками для соревнований, хакатонов. А есть еще и софт-скиллы – умение общаться, быть в команде, договариваться, находить общий язык. Клуб, как место социализации, помогает оттачивать именно эти навыки взаимодействия.
Вообще, если говорить о перспективах, то они огромны: по оценке исследовательской компании НАФИ, сейчас только около 12% геймеров в России играют в клубах. Но даже эта небольшая доля создаёт спрос на более чем 3000 заведений по всей стране. Если эта доля играющих в клубах людей вырастет хотя бы до 30%, то рынку понадобится минимум 10 000 клубов, чтобы закрыть спрос. Потенциал роста — колоссальный.Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Тут уместно говорить про киберспорт, причём именно локальный. Вообще киберспорт вышел из клубов, клубы начинались с локальных соревнований. Мы в F5 проводим турниры – гости собираются в команды, приводят друзей. Так мы растим аудиторию, постоянных гостей, формируем сообщества. В 2023 году мы участвовали в турнире Knight Challenge, получилась классная история, задействовали онлайн для трансляций и офлайн для сообщества и атмосферы. Выход из клубного соревновательного гейминга в профессиональный – вполне логичная история.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Пока отечественный геймдев будет опираться на государственные фонды и гранты – он обречен, и все таланты устанут работать «в стол» и уедут за рубеж. Для того чтобы отечественная игра выстрелила и откусила свою долю пирога на рынке, должна быть частная инициатива, без нарочитого и натянутого культурного кода, когда людям самим нравится, что они делают, а не подстраиваются под «хозяина с деньгами».

Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Вряд ли в ближайшем будущем российскому геймдеву удастся создать конкурента популярным многопользовательским играм, поэтому напрямую геймдев никак не повлияет на популярность клубов. Цифровизация населения и в особенности молодёжи – положительный момент, но скорее для небольших городов. В средних и больших городах количество геймеров и пользователей компьютеров и так сильно превышает возможности и вместимость компьютерных клубов.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): По моему мнению, рынок компьютерных клубов России будет и дальше развиваться. Думаю, что в перспективе 3–5 лет его емкость может увеличиться в 2–2,5 раза точно, при этом такой вид бизнеса сохранит свою рентабельность на уровне бизнес-единицы.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Судя по темпам развития, мы стоим только в самом начале пути. Много молодых людей начинают интересоваться не только самим игровым процессом, но и тем, что ему предшествует. Поэтому у нас в клубе один компьютер постоянно и бесплатно выделен для подростков, которые приходят не играть в игры, а заниматься – изучать разные программы и системы, писать рефераты или, например, заниматься визуализацией (мощные игровые компьютеры это позволяют).
Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): На данный момент перспективы и радужные, и туманные одновременно. Радужные в том, что рынок даже близко не подошел к своему пику и с каждым месяцем становится “взрослее” и ответственнее. Туманные – в первую очередь из-за откровенно беспорядочной и во многом вредной деятельности ряда структур, которые убивают правильные и полезные идеи.
Помогает ли государство при применении российского ПО или аппаратной части? Вообще, есть ли помощь от государства для киберклубов (налоговые льготы, уменьшение арендной платы в помещениях и так далее)?
Дмитрий Лукин (Langame): Пока системной помощи именно клубам нет. Но в Москве, например, можно работать на патентной системе налогообложения — это плюс. Через ассоциации нашей индустрии – РВИ (Организация развития видеоигровой индустрии) и АРКИ (Ассоциация развития киберспортивной инфраструктуры) мы пытаемся распространить эту практику на всю страну. Отечественные производители софта и железа стали активнее, но пока всё держится на личных договорённостях и инициативах самих предпринимателей. У Langame как у отечественной ИТ-компании есть льготы – это помогает.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Системной поддержки нет. Всё держится на энтузиазме и локальных инициативах. В Москве можно применять патентную систему — это помогает. Бывают случаи, что помогают торговые центры по аренде. Но субсидий, грантов, закупок, направленных именно на клубы — пока нет.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Государство идёт на встречу в каких-то моментах, опять же благодаря инициативам АРКИ. Например, история о применении патента для клубов.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Напрямую государство никаких привилегий компьютерным клубам не даёт. Коммуницировать с госаппаратом получается исключительно с помощью инициативных людей из нашей отрасли, путём создания ассоциаций.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): В целом я не слышал о подобной помощи от государства. Единственный инструмент, которым мы пользовались – это льготное кредитование через Фонд поддержки предпринимательства и Корпорацию МСП. Но такая форма поддержки доступна многим сферам бизнеса и не нацелена непосредственно на компьютерные клубы.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Помощи от государства нет, к сожалению

Сергей Якушенко (JustProject, Нижний Новгород): Коротко – помощи нет. Хотелось бы, чтобы не вредили искусственным и излишним контролем и желанием сделать клубы виноватыми во всех пороках общества.
Помогают как-то российские компании-производители компьютеров и мониторов компьютерным клубам (какие-то скидки, льготное кредитование и так далее)?
Дмитрий Лукин (Langame): Иногда – да. Есть производители, которые понимают, что клуб — это отличная возможность показать продукт и выйти в отдельный сегмент. Они могут дать специальные условия, тестовое оборудование. Мы, например, договорились об эксклюзивных для отрасли условиях с брендом игровых кресел Knight. Это специализированная линейка крупнейшего в России производителя офисной мебели – компании «Бюрократ». Также из отечественных компаний индустрии помогает HISPIDA – сборщик ПК и бренд игровых мониторов.
Но вся эта поддержка случилась благодаря нашей проактивной позиции и персональным договорённостям, массового подхода пока нет. Это одна из задач, которую решает Langame как экосистема – формирование «единого окна» коммуникации отрасли. Мы рассказываем о производителях в нашем профессиональном сообществе, а на нашей ежегодной Langame Conference партнёры показывают свои решения.Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Если договариваться — помогают, дают специальные условия, особенно для сетей, учитывая объёмы. Общей для индустрии практики пока нет.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Вопрос про производителей ПК и мониторов слишком абстрактный. Кто у нас производит мониторы? Наклеить шильдик с логотипом на монитор – это не производство, про ПК вообще молчу. Компании, которые занимаются сборкой и представительством китайских производителей девайсов, — безусловно идут на контакт, стали более гибкими и даже сами ищут контакта.
Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Никак не помогают, даже ни разу не давали о себе знать.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): Не встречал такого.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Я не слышал о такой практике, давно привыкли рассчитывать только на себя.
Помогают ли разработчики российского ПО, например операционных систем? Есть ли с ними контакт?
Дмитрий Лукин (Langame): Для Langame как экосистемы поддержка и развитие индустрии компьютерных клубов – одна из ключевых задач. Это про формирование правильных образов бизнеса и культуры компьютерных клубов, разработку и продвижение стандартов индустрии. Если говорить именно о помощи, то Langame – это профильное сообщество владельцев клубов, где всегда можно получить ответы и поддержку по любым профильным вопросам. У нас есть чаты, полезный контент, канал и регулярные офлайн-встречи.
Максим Улыбышев (сеть F5 Центр киберспорта): Очень плотный контакт есть у всей индустрии с Langame – как в части работы и поддержки Langame Software, так и в части доступа к полезному контенту, сообществу владельцев клубов. Всегда можно задать вопрос, получить ответ. Это реальная помощь.
Алексей Алексеев (сеть 1337, Ижевск): Конечно, это же их бизнес. Опять же повторюсь про ребят из Langame, которые «качАют» индустрию, и их топ-менеджмент постоянно приходит на помощь в чаты с советом или отцовским подзатыльником. Да в целом все представители отечественного ПО, которые построили свои компании на работе с клубами, всегда в непосредственном контакте с клубами в той или иной степени. Кто-то больше, кто-то меньше.

Никита Горенков (сеть 1337, Ижевск): Хороший пример – ребята из Langame. Вот они действительно максимально вовлечены в отрасль, помогают и развивают её совместно с нами. Больше некого назвать.
Андрей Михальченко (сеть eSports Central Arena, Тюмень): В рамках разработчиков операционных систем не встречал диалогов, контакта с ними у локальных клубов нет. Знают ли разработчики в целом о нашей нише и нацелены ли они на работу с компьютерными клубами – хороший вопрос, ответ на который я бы с удовольствием послушал. А вот что касается разработчиков ПО для управления компьютерным клубом, то тут помощь неоценима. Назову Langame – ребята сделали огромное комьюнити владельцев компьютерных клубов, ежегодно проводят большие профильные конференции, на которых мы можем встречаться и обмениваться опытом. Плюс, через Ассоциацию Развития Киберспортивной Инфраструктуры (АРКИ) отстаиваются интересы всей нашей отрасли.
Евгений Богачев (CyberMax, Самарская обл.): Может быть, они и помогут, мы не обращались. Возможно, когда речь зайдёт о тотальном переходе клубов на Linux, мы попросим помощи.

Заключение
Вот такой у нас получился разговор, получился срез индустрии — от небольших клубов до крупных арен. Все участники по-разному видят развитие, но схожи в одном — за последние годы многое поменялось. Очень надеюсь, что отечественные системные продукты придут и в мир компьютерных игр в большем объёме. Что даст клубам возможность получать техническую поддержку и без костылей получать лицензии на системное ПО и техподдержку. Ну и интересно посмотреть, куда отрасль киберклубов пойдёт дальше. Особенно лет через пять. Спасибо за прочтение!
Moog_Prodigy
Какая-то реклама какого-то Langame. А рамки и турникеты в этих клубах уже установили?