Когда никто не отвечает за исследования, но они нужны
В маленьких продуктовых командах обычно все делают всё. Один дизайнер рисует интерфейсы, параллельно занимается дизайн‑системой. Продукт менеджер «тонет» в операционке с разработкой. Исследования? Да, конечно, нужны. Но почти всегда «потом».

Тем временем пользователи сталкиваются с непонятными флоу, отваливаются на ключевых этапах и пишут в поддержку: «А как мне создать подключение?»
Но что, если наладить исследовательский процесс без отдельного человека, без денег и без долгих согласований? Это возможно — и именно об этом эта статья.
Я расскажу, как мы внедряли Research Ops в Клаудмастер и чего удалось добиться. Всё началось с моей инициативы: я начал продвигать идею Research Ops внутри команды. На следующий день от CPO Клаудмастер приходит сообщение:
«Абби, а чего у нас там по исследованиям? Как будем дискавери внедрять?»
Продукт существует на рынке 5 лет, но в текущем виде — последние 2 года, с момента моего присоединения к команде. Потребность в исследованиях возникла естественно: отсутствие клиентов в продукте = невозможность пройти этап Problem‑Solution Fit. Клиенты заходили в триал, но продукт их потребности не закрывал. Надо было выяснить: что не так и чего им не хватает.
Три хаоса в исследованиях, которые мешают маленькой команде развиваться

Если перед вами стоит задача получать инсайты из разных типов исследований (стратегических, тактических, операционных), нужно выйти из режима «хаоса». Вот что чаще всего мешает:
1. Знания теряются
Вы уже проводили интервью, смотрели метрики, общались с клиентами. Но всё разрозненно. В результате вы исследуете одно и то же каждый раз заново.
2. Всё начинается с нуля
Нет шаблонов. Каждый созвон или тест — как экспромт. Это пугает и тормозит процесс. Исследования откладываются, потому что «сложно».
3. Выводы не влияют на продукт
Фидбек где‑то есть, но он не превращается в гипотезы и задачи. Команда продолжает работать интуитивно.
Что такое Research Ops и почему это не только для корпораций.
Я опираюсь на модель Research Ops от Nielsen Norman Group. В отличие от Re+Ops, популярной в сообществе ResearchOps.community (и работающей в условиях масштабных команд и целых департаментов), подход NN/g позволяет выстраивать инфраструктуру в условиях ограниченных ресурсов.
Research Ops по NN/g включает:
Управление рекрутингом и фидбеком — где и как искать респондентов.
Хранение знаний — как и где систематизировать результаты.
Шаблоны и инструменты — шаблоны интервью, опросов, карточек синтеза.
Пропаганда инсайтов — как команда узнаёт про выводы исследований.
Главное — не «делать ресерч ради ресерча», а создать простую инфраструктуру, где фидбек превращается в инсайты, а инсайты — в решения.

Что можно сделать уже сегодня: минимальный Research Ops
Вот практические шаги, которые можно внедрить небольшой команде исследователей состоящей из дизайнера, продакта или аналитика.
1. Сформируйте пространство для планирования задач
Мы использовали Kaiten. Сделали свимлайны: «Проблема» и «Решение». Задача начинала путь с формулирования ценности проблемы, затем валидировалась, превращалась в гипотезу ценности решения, и после проверки — в PBI, а затем уже на PBR к команде или превращалась в несколько новых задач, которые проходили такой‑же путь.

2. Создайте простое хранилище знаний
Вместо сложных баз данных подойдёт:
Notion или Confluence;
Miro или FigJam;
Google Docs.
Пример структуры:

Важно: пусть всё будет просто. Не оформляйте как «на конференцию». Главное — чтобы это работало как база знаний для команды.
3. Завести шаблоны
Шаблоны — это не бюрократия, а способ снять лишнюю нагрузку в подготовке.
Примеры:
Шаблон интервью — с типовыми вопросами и вводной.
Шаблон синтеза инсайтов — «Что узнали?», «Почему это важно?», «Как это может повлиять на продукт?».

Список форматов фидбека — юзабилити‑тест, интервью, фидбек из чатов, саппорт и т. д.

Один шаблон = минус 3 дня подготовки и стресса с согласованиями.
4. Делитесь результатами.
Исследования, которые никто не видит, бесполезны. Нужно показывать результаты легко и часто:
«Инсайт недели» в корпоративном чате
Карточка задачи в таск‑трекере с цитатой из интервью
Один слайд на ревью спринта
Раз в 2 недели — дайджест: что узнали, на что это повлияло
Не нужно делать презентации на 40 слайдов. Лучше — 3 понятных тезиса в чат или на ревью, мы кстати выбрали для этого ревью спринта.
Как не скатиться в бюрократию
Маленькая команда — не повод заводить «реестр интервью.xlsx» или протоколы созвонов. Чтобы не создать монстра:
Не документируйте всё подряд. Только то, что влияет на решения.
Делайте отчёты в любом удобном формате: скрины с аннотациями, голосовые, mind map — главное, чтобы команда поняла.
Как убедить команду, что это важно

Аргумент 1: Мы экономим время
Исследование не отнимает время — оно экономит время. Один инсайт может «похоронить» 3 фичи из беклога за ненадобностью клиентам.
Аргумент 2: У нас будет чем объяснить решение
Появляется опора: инсайты вместо мнений. Это помогает договориться с разработкой, почему так или почему это важно сделать хотя бы в следующей итерации.
Аргумент 3: Мы быстрее выходим на результат
Меньше гипотез — больше проверенных идей. Клиенты получают то что действительно закрывает их потребность. Команда работает осознаннее и увереннее.
Кейс: как мы сделали Research Ops “на коленке”
Постепенно на протяжении нескольких спринтов мы начали плавное внедрение Research Ops и стали получать уже первые результаты, поняли как скорректировать процесс, как улучшить методики. Оставалось дело за малым, искать респондентов среди DevOps и CTO IT‑компаний, но это наверное оставлю для следующей статьи, там «спецэффекты» были не менее интересные.
Так вот результаты через месяц работы:
Настроенный трекинг гипотез проблем и решений;
Собрано единое хранилище знаний в Confluence;
Начали распространять инсайты команде.
И ещё через месяц:
Команда начала сама запрашивать инсайты;
Фидбек стал аргументом в планировании;
Один из инсайтов (по рекомендательной системе для Yandex Cloud) помог утвердить мнение о целесообразности реализации и приоритизировать фичи, которые увеличили Retention;
Получили много других инсайтов, которые помогли сделать продукт консистентнее, а также привлечь внимание и сконвертировать респондентов в клиентов продукта.
Вывод: Research Ops — это привычка, а не должность
Минимальный исследовательский процесс может быть:
неформальным
дешёвым
асинхронным
Но он должен быть.
Храните знания. Делайте шаблоны. Делитесь выводами.
И уже через месяц вы перестанете работать вслепую.