В конце 80-х и начале 90-х видеомагнитофоны считались распространённой электроникой у обеспеченных семей. Те, кто не мог позволить себе видеомагнитофон, посещали кооперативные видеосалоны, где за небольшую плату могли посмотреть как новинки Голливуда или классику американской мультипликации, так и порнофильмы. Показ этих фильмов был нелегален, а за демонстрацию порнографии можно было получить реальное уголовное наказание.
Один из первых игровых журналов появился на свет благодаря изданиям, посвящённым кино и видеобизнесу. В августе 1990 года начинающий предприниматель и журналист Владимир Борев открыл издательский дом «Видео-АСС» («Видеоагентство Советского Союза»). К этому времени он уже закончил философский факультет МГУ и защитил две кандидатские диссертации: по искусствоведению и французскому структурализму. Он отлично знал французский язык и стажировался во Франции, у него были хорошие связи в КГБ и таможенном комитете, так как он регулярно занимался экспертизой различных видеозаписей.
Читайте также:

В конце 1990 года он собрал маленький коллектив авторов и начал выпускать информационно-публицистические сборники о зарубежном кино, видеомагнитофонах, видеосалонах и прочих темах, которые так или иначе связаны с видеобизнесом. Борев занял пустующую нишу, а его издание стремительно набирало популярность.
Вскоре появились журналы «Видео-Асс Экспресс» (свежие новости из мира кино), «Видео-Асс Сателлит» (всё о спутниковом ТВ), «Видео-Асс Premiere» (переводы материалов из французского журнала Premiere), «Видео-Асс Фаворит» (собственные статьи о кино) и «Видео-Асс Sunrise» (совместное издание с компьютерной фирмой Sunrise с материалами из французских журналов). В них печатали новости из мира кино, обзоры фильмов, биографии режиссёров, пересказы фильмов (очень ценились теми, кто не мог позволить себе видеомагнитофон), хит-парады и многое другое.


На российском рынке начала 90-х эти издания не имели аналогов, к тому же Бореву удалось договориться с французскими коллегами из издательства Hachette. Из Франции бесплатно приходили цветные фотографии со съёмок новых картин, свежие выпуски французского журнала Premiere, промо-изображения и эксклюзивные новости.
В обмен на это Борев рекламировал в своих изданиях французские товары, автомобили и туристические путёвки. За рекламу шампанского Stradivarius издательство «Видео-АСС» аккредитовали на французском кинофестивале в Каннах.

Борев часто выезжал за границу и видел популярность игровой периодики в Европе. Именно под издательством «Видео-Асс» в 1992 году вышел сборник «Видео-Асс Компьютерные игры». Редактором книги стал Валерий Поляков, коллега Борева и программист «Московского научно-исследовательского института приборной автоматики».
Над текстами для сборника трудились сотрудники малого научно-производственного предприятия «Аспект». По наполнению он напоминал обычные книги с прохождениями и описаниями. Несмотря на то, что идея была хорошая, тестовый журнал плохо продавался, и его закрыли после первого выпуска.

Но от идеи игровой периодики в «Видео-Асс» не отказались. В 1994 году издательский дом запустил компьютерный журнал «Корона». В его первых номерах почти не было скриншотов и информации об актуальных играх. Они наполовину состояли из рекламы и сухих игровых описаний. Только к пятому номеру в журнале появились полноценные игровые обзоры, новости индустрии и красочные скриншоты.
В чём-то «Корона» опередила своё время, но осенью 1995 года издание решили закрыть из-за скромных продаж и недостаточной популярности компьютерных игр в России. Современный и мощный компьютер всё ещё оставался недосягаемой роскошью для многих семей, особенно в первой половине 90-х.

Годом ранее преуспевающая IT-компания Steepler выпустила на российский рынок консоль Dendy — 8-битный клон Famicom от Nintendo. Её производили на тайваньских заводах компании TXC Corporation, а вокруг самого бренда культивировали образ лицензионной продукции высшего качества. Продажи консоли быстро пошли в гору, и в Steepler решили продвигать свой товар в печатных изданиях. В компании начали изучать российский рынок печатной прессы и наткнулись на сборник «Видео-Асс Компьютерные игры». Владимиру Бореву тут же предложили открыть совместный рекламный журнал.
Подборка рекламы Dendy для ТВ:
Летом 1993 года Steepler и «Видео-Асс» выпустили тестовый номер журнала «Видео-Асс Dendy». Место ведущего редактора журнала занял Валерий Поляков. Первые семь номеров издание напоминало тоненькую рекламную брошюру продукции Steepler. С 6 номера весь тираж Dendy печатали в Финляндии, так как представителям Steepler не нравилось, что журнал выходит на дешёвой бумаге низкого качества.

Материала для журнала катастрофически не хватало, а игровые описания верстали без картинок и с минимумом полезного текста (обычно это был пересказ особенностей геймплея и сюжета игры). Дошло до того, что Валерий Поляков в одиночку написал первые пять номеров. В конце 1993 года было почти невозможно найти авторов, которые разбирались в видеоиграх и умели складно писать. Полякову пришлось всё изучать самому, во многом импровизировать и даже написать серию художественных рассказов на околоигровую тематику. Тоненький журнал нужно было срочно чем-то наполнить.

Всё могло бы закончиться катастрофой, если бы не старое соглашение с французским издательством Hachette Filipacchi-Press. На тот момент оно издавало два популярных игровых журнала Франции — Joypad и Joystick. По старой дружбе Борев безвозмездно получил в своё распоряжение внушительную подшивку номеров, материалы из которой оставалось только перевести, сверстать и напечатать.
Французский след легко заметить в разворотах с картами игровых уровней, профилях персонажей и прочих текстах, в которых были использованы чёткие скриншоты и официальные арты.



Однако по-настоящему журнал выручила не французская пресса, а читательские тексты. В первой половине 90-х консоли быстро набирали популярность на постсоветском пространстве. Видеоигры считались чем-то новым и необычным, дети жадно поглощали всю информацию и мечтали о собственной Dendy. В Steepler и «Видео-Асс» это заметили, поэтому было решено наладить связь с покупателями через анкеты, письма и общение в формате журнального фан-клуба. За лучшие тексты редакция обещала различные призы — от картриджей до премиальных консолей (Panasonic 3DO, Sega CDX, Super Nintendo).
Главной проблемой было отсутствие авторов. Профессиональной игровой журналистики как таковой в ту пору просто не существовало. Первые пять номеров практически полностью я написал в одиночку. Наконец было решено, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», и в журнале появился конкурс на лучшие читательские статьи об играх. Победители этапов этого конкурса и становились авторами журнала.
Валерий Поляков, бывший главный редактор журнала
Результат был предсказуем. В издательство начали приходить огромные мешки с письмами. Со всех уголков СНГ дети, подростки и даже взрослые присылали свои прохождения, комиксы, художественные рассказы, рисунки или секреты. Они мечтали выиграть консоль, световой пистолет или хотя бы пару картриджей, поэтому бомбардировали редакцию игровыми и околоигровыми текстами. В своих письмах читатели также просили редакцию журнала рассказать об игровых жанрах и известных франшизах.
Объём издания вдвое увеличился с распространением 16-битных консолей в России — Sega Mega Drive и Super Nintendo. В журнале открылись читательские рубрики «Комикс», «Фонтан фантазий», «Non-Stop», редакция придумала маскота Великого Dракона и рубрику с рисунками. Из самых активных участников фан-клуба начали формировать первый редакционный состав. Поздняя редакция Dendy почти наполовину состояла из учащихся двух классов московской школы №887 (Владимир Суслов, Илья Фабричников, Павел Барыкин, Роман Ерёмин и Александр Белов).





Бывший автор и художник «Видео-АСС Dendy» Роман Ерёмин рассказывал, что с появлением Super Nintendo появились некоторые редакционные ограничения. Так как Steepler была официальным партнёром Nintendo в России, то её продукцию нельзя было критиковать на страницах журнала. Сравнивать игры для Mega Drive и Super Nintendo разрешали, но точно не в пользу консоли от Sega. «Нельзя было топить за своё», даже если автор любил Mega Drive больше, чем Super Nintendo.

Журнал выходил почти два года — с июля 1993 по май 1995. А перестали издавать его из-за денежных разногласий между Steepler и «Видео-Асс». Создатель торговой марки Dendy Виктор Савюк вспоминал, что журнал был убыточным проектом, всего лишь ещё одной попыткой компании достучаться до покупателей игровых консолей. В «Видео-Ассе» была плохо организована логистика и распространение, поэтому Steepler самостоятельно оплачивал всё производство в Финляндии и поставки тиража в Россию.
Регулярные задержки финансирования со стороны Steepler привели к неудачным переговорам и окончательному расторжению контракта с IT-компанией. Вскоре некогда богатая Steepler начнёт разваливаться из-за неудачного тендера с Госдумой, ощутимой конкуренции на рынке, череды покушений на ключевых сотрудников и бандитских разборок.
Если мы говорим о временах Dendy, то в Steepler была своя служба безопасности и у компании были хорошие отношения с милицией. Приходилось ли сталкиваться с криминалом? Ну конечно, это же девяностые. У нас же были магазины, и примерно раз в месяц в них приходили бандиты самого разного калибра: от простых отморозков до серьёзных криминальных структур. Служба безопасности с ними как-то разбиралась. Подробности этих процессов я рассказывать не буду, но эти люди уходили и больше никогда не возвращались.
Виктор Савюк, создатель торговой марки Dendy (2017 год)

Но незадолго до своего банкротства Steepler успела запустить собственный журнал «Dendy — Новая Реальность». Его вёрсткой и дизайном занималось архитектурное бюро «А-Б Студия», которое до этого работало над молодёжным журналом «Птюч». «Новую Реальность» печатали сначала в Австрии, позже в Финляндии. Все тексты писали сотрудники отдела рекламы Steepler.
Общее качество материалов вернулось к уровню первых номеров «Видео-Асс», а из-за странной вёрстки и прыгающих шрифтов читать журнал было невероятно сложно.


Впрочем, уже в первом номере Dendy авторы честно признались, что у них совсем нет опыта создания игровых журналов. Рекламный отдел IT-компании подытожил своё заявление фразой «мы старались». При этом авторы нового Dendy завуалированно раскритиковали бывший журнал «Видео-Асс», во вступлении к номеру они проехались по рубрикам, читательским рисункам и заявлению Владимира Борева из 19-го номера, в котором он предрёк скорую кончину известного бренда.
Авторы нового Dendy в основном пересказывали сюжеты игр, а также вкратце описывали их геймплей на основе скриншотов и первых уровней. «Обзоры» состояли максимум из десяти абзацев на разворот. Неудивительно, что с такими текстами новый Dendy не был популярен. Он продержался всего шесть номеров и канул в Лету вместе со Steepler.

«Видео-АСС» повезло чуть больше. Издательский дом работал до 1998 года и закрылся в разгар экономического кризиса. После «Видео-АСС» Владимир Борев издавал малотиражные нишевые журналы «Наркомат», «Антидоза» и «Спецназ России». Долгое время числился экспертом МВД по искусствоведению. Ближе к середине нулевых он уехал в Липецкую область, где открыл собственную ферму и занялся сыроделием. Сегодня он преуспевающий фермер, который состоит в гильдии французских сыроделов и изготавливает сыры по европейским рецептам.
Так закончилась история «Dendy – Новая реальность», но его наследие было продолжено в другом, не менее популярном журнале второй половины 90-х. Речь, конечно же, идёт о «Великом Dраконе».
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩
Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.