Комедия — один из наименее развитых жанров в играх. В Steam или Epic Games Store раздел «популярное» заполнен фэнтези, MMORPG и спортивными симуляторами. А вот комедии там даже не упоминаются. Это неудивительно, учитывая сложность интеграции юмора в геймплей. Геймдизайнеру легко заставить кого-то почувствовать себя Рембо, вложив ему в руку виртуальный пистолет. Но как заставить игрока почувствовать себя Чарли Чаплином или Джимом Керри?

Юмор в играх обычно сводится к фоновым шуткам и кат-сценам. Попытки вплести его непосредственно в игровой процесс чаще приводят к тому, что он становится похож на безвкусные остроты после перестрелки, которые можно найти в боевиках 80-х. В этой статье я предлагаю взглянуть на то, как юмор влияет на игровой опыт, как правильно шутить в играх и какие игры самые смешные.

Первые шутки

Одна из первых шуток в истории игр произошла, когда призраки Инки, Пинки, Блинки и Клайд преследовали Пакмана. В скрытой между уровнями сцене они уже сами спасались от его гигантской версии. Чуть позже в 1984 году ироничная «Автостопом по Галактике» была адаптирована в качестве одной из первых текстовых приключенческих игр. В эпоху до Pentium время от времени появлялись комедийные хиты, такие как Space Quest и оригинальный Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards. Игровая компания Джорджа Лукаса, Lucasfilm Games, даже зарекомендовала себя как своего рода комедийный дом, выпустив культовые игры, такие как Day of the Tentacle и Maniac Mansion.

Источник.

Но к началу 90-х развитие технологий отодвинуло сюжет и диалоги на второй план. Студии и разработчики отдали приоритет продвинутой графике, физике и иммерсивному экшену. И казалось бы, в этом нет никакой проблемы.

Попытки делать игры, в центре которых именно юмор, были и позже. Взять хотя бы легендарную «Как достать соседа» 2003 года. Ее суть, как следует из названия, заключалась в том, чтобы строить разные пакости соседу. И да, это было действительно весело. Но игра оказалась достаточно короткой, да и, как уже сказано, в то время мировой геймдев стремительно двигался в сторону развития реализма, новых механик и так далее. К сожалению, я не нашел точной информации о том, сколько копий оригинальной лицензионной игры было продано, так что если вы знаете, поделитесь в комментариях. Но подозреваю, что сильно меньше, чем у хитов начала нулевых: Need for Speed: Underground, GTA: San Andreas, FIFA 2003 и т. д.

Впрочем, часто попытки сделать юмористическую игру заканчивались тем, что получалось не очень-то смешно. Возьмем, к примеру, «Симпсонов». Мультсериал — это поток забавных реплик и визуальных эффектов. Однако игры на тему «Симпсонов» сосредоточены на том, чтобы игроки заставляли Гомера, Мардж и Барта что-то делать: бороться, водить машину, играть в боулинг. Смешные моменты обычно не более чем «кавабанга», произнесенная мимоходом. И в этом вся суть проблемы.

А еще довольно сложно сделать юмор понятным всем. И речь не о языковых барьерах (хотя их мы еще упомянем). Подумайте, будет ли смешно вашей бабушке при просмотре выступлений современных стендап-комиков. Скорее всего, нет. Просто потому что юмор меняется со временем. Аналогично, если вам меньше 30, есть ли основания полагать, что монологи Михаила Жванецкого заставят вас рассмеяться? С другой стороны, лучшие комедии неподвластны времени. «Жизнь Брайана» от Монти Пайтон и «Иван Васильевич меняет профессию» старше, чем больший процент читателей Хабра, и тем не менее их юмор актуален и сегодня.

Арендуйте GPU за 1 рубль!

Выберите нужную конфигурацию в панели управления Selectel*

Подробнее →

Проблемы комедии в игре

Написание комедий — сложная и специфическая работа, даже когда автор работает в идеальных условиях. Кино дает больший контроль над такими аспектами повествования и шуток, как тайминг и темп. В играх, где движение вперед, ракурсы камеры и многое другое часто подчиняются прихотям игроков, это становится экспоненциально сложнее, особенно когда вы изначально работаете с довольно паршивыми ролевыми моделями.

Использование крылатых фраз, пародий на фильмы и отсылок к поп-культуре, которые скоро устареют, — одна из главных ошибок разработчиков игр. Геймдизайнер не может предусмотреть все возможные способы, которыми игрок может подойти к ситуации, и придумать идеальный ответ на каждый из них. Время, деньги и дисковое пространство ограничены. Создать увлекательный геймплей и без того сложно, а сделать его смешным — лишь дополнительный уровень сложности.

Источник.

Но главная проблема заключается в попытке втиснуть юмор в игры, которые в основном относятся к жанрам, отличным от комедии. Если юмор не является неотъемлемой частью основного сюжета истории, его навязывание создает противоположный эффект. Игроки не хотят получить какой-то неудачный каламбур в награду за прохождение уровня, решение головоломки или победу над противником. А недостаток смелости и самоцензура не позволяют разработчикам и сценаристам создавать смешные игры. Они порой придумывают что-то безумное и смешное, но потом отказываются от реализации.

Другая проблема — повторение. Многое может быть смешным один раз, но мало что — дважды. В третий раз шутка раздражает, а в четвертый — геймеры приходят в ярость. Когда шутка в комедийном фильме не удалась, фильм продолжается, и через несколько минут вы, вероятно, уже смеетесь над другой шуткой и совершенно забываете о неудаче. Но в игре вы можете застрять на одном уровне и слушать раз за разом одну и ту же шутку, пока не сможете ее преодолеть. Как тот уморительный босс-монстр, который кричит вам четыре насмешки снова и снова, каждая из которых смешна примерно один раз, если повезет.

Кстати, мне безумно нравится, как изящно эту проблему решили Rockstar в GTA V. Когда вы выполняете сюжетное задание и едете на очередное ограбление, персонажи постоянно о чем-то беседуют по пути. Но обращали ли вы внимание на то, что если провалить первую попытку, то во второй реплики героев изменятся? Например, Тревор будет отчитывать Франклина за неумение водить или стрелять. И делать он это будет в свойственной ему экспрессивной манере и с колкими шутками. Если провалить задание и во второй раз, то вас будет ждать новая порция «комплиментов». Да, набор таких фраз ограничен, но обычно их достаточно, чтобы все же выполнить задание и не слушать одни и те же диалоги.

В отличие от повторения, неожиданность — ключевой элемент юмора, будь то неожиданная реплика или действие, которое, как вы думаете, должно давать один результат, но дает совсем другой. Один из комических приемов, который хорошо работает с неожиданностью, — это фарс. В играх фарс чаще всего выражается через абсурдный юмор, гиперболизацию ситуаций и внешние комические приемы. Например, Borderlands или Serious Sam намеренно используют гротескный юмор и преувеличенные моменты, которые приближены к фарсу.

Еще одна проблема (кстати, упомянутая чуть выше) — перевод шуток и смешных реплик на другие языки. Юмор отражает образ жизни и мировоззрение говорящего, которые во многом определяются его культурой. Именно поэтому самые сложные для перевода шутки — это культурные. Они используют национальные стереотипы и предполагают знакомство с местными новостями, спортом, музыкой, праздниками, развлечениями, политикой и т. д. Перевод коротких шуток с одного языка на другой, особенно при переводе между языками разных языковых семей, может стать непростой задачей для разработчиков игр и их команд локализации.

Еще один пример с Rockstar

В GTA V (я люблю эту игру, простите) есть серия второстепенных заданий для Тревора, в рамках которых он с парой энтузиастов ловит нелегальных мигрантов. Эта серия начинается с кат-сцены с русскоязычным эмигрантом радикальных взглядов, который общается, разумеется, на русском. Сцена заставила кричать чаечкой многих русскоязычных игроков, а остальной аудитории пришлось читать субтитры. Кстати, юмор этой кат-сцены не только в содержании диалога, но и в тех самых культурных особенностях. На Reddit даже есть отдельное обсуждение по этому поводу.

Источник.

Ну и вишенка на торте — маркетинг. Юмористические игры сложно продавать, поскольку юмор субъективен. Сейчас с этим стало еще сложнее. Если разработчики и критики расхваливают комическую ценность игры как ее главный козырь, а она не находит отклика у аудитории, то любые другие положительные качества игры рискуют остаться незамеченными.

Примеры эффективного юмора в играх

Если сила шутки в том, как ее рассказывают, то неудивительно, что игры имеют репутацию несмешных. Игроку слишком легко ошибиться в ритме, посмотреть не в ту сторону, когда произносится шутка, или отключиться прямо перед тщательно продуманным смешным моментов. Более того, игры, как правило, одержимы триумфом и победой, преодолением трудностей и предотвращением трагедии — обычно не самое лучшее применение для любого комедийного жанра.

Но это не помешало некоторым разработчикам искать повод для смеха. Одна из игр, где юмор является главным преимуществом, — Octodad: Dadliest Catch. Сама идея юмористична: провести главного героя через все более сложные испытания, пытаясь скрыть тот факт, что он — головоногий моллюск в человеческой одежде. Осьмипапой невероятно сложно управлять; его конечности трясутся и размахивают в разные стороны, что приводит к абсурдным сценам, где вы пытаетесь нанести макияж перед зеркалом или надеть обручальное кольцо на палец невесты.

Источник.

Подобная буффонада — старейший вид комедии в играх. По схожему принципу разработана онлайн-игра под названием QWOP, в которой вы управляете спортсменом, который должен бежать по беговой дорожке, управляя четырьмя конечностями независимо друг от друга. Задача ясна и проста: пробежать 100 метров. Однако координировать движения конечностей спортсмена невероятно сложно. Если играть неправильно, спортсмен будет принимать всевозможные неловкие позы. Это вдохновило игроков выкладывать в сеть видео, где они имитируют эти странные движения, напоминающие QWOP.

Источник.

Более сложный юмор — пародия. South Park: The Stick of Truth уникальным образом сочетает юмор с культурной критикой. Игра пародирует классические ролевые игры, создавая запоминающиеся моменты, вызывающие смех во весь голос. Остроумные диалоги игры высмеивают различные социальные проблемы, погружая игроков в увлекательное и актуальное повествование. Такое сочетание юмора не только развлекает, но и способствует более глубокой связи с игровым процессом.

Источник.

Комичность также может возникнуть случайно. Действительно, непреднамеренный юмор в играх обладает особой силой. В процессе выявления самых смешных моментов обнаружилось, что существует множество игр с непреднамеренным юмором, например, Resident Evil с ее чопорными диалогами, характерными для фильмов категории Б.

Источник.

Список смешных игр (субъективно)

Monkey Island (серия игр, 1990-2022)

Оригинальный Monkey Island — графическое приключение, в котором вы играете за начинающего пирата Гайбраша Трипвуда на острове Мили в Карибском море. Ваш противник — ЛеЧак, призрак пирата из далекого прошлого, а ваша возлюбленная — губернатор острова Элейн Марли. Игра полна юмора, который умело вписывается в происходящее: от персонажей и их мест тусовки (бар SCUMM, названный в честь почитаемого игрового движка LucasFilm Games) до игрового процесса, в котором вы участвуете, например, в оскорбительных боях на мечах.

Источник.

В старых пиратских переводах на русский язык — целая коллекция народного творчества. Иногда это был кринж, но часто — реально смешно.

Portal (2007)

Первый Portal — это выдающийся образец дизайна головоломок, который не зря остается в списке лучших игр. Но еще одна причина, по которой игра выделяется, — это диалоги. Вы играете за Челл, молчаливую героиню, застрявшую в лабиринте комнат-головоломок, которые оказываются испытательным центром, управляемым разумным роботом по имени GLaDOS. По какой-то причине этот робот запрограммирован быть мастером болтовни, поэтому вам придется периодически смеяться, даже когда вы будете спрашивать себя, что, черт возьми, происходит.

Источник.

Шутки продолжаются и в Portal 2, но там они становятся гораздо злее и от этого менее смешными; в оригинальном Portal идеальный баланс.

Disco Elysium (2019)

Многие считают Disco Elysium одной из лучших ролевых игр, поэтому неудивительно, что она также считается одной из самых смешных. Независимо от того, как игрок настроит свои начальные характеристики, главный герой будет живым воплощением экзистенциального кризиса. Зачастую вы не можете удержать своего персонажа от того, чтобы не сказать какую-нибудь глупость (или сделать что-то похуже). Остается только пытаться смириться с этим и смеяться до упаду.

Источник.

Hitman (серия игр, 2000-2022)

Одного лишь «самонаводящегося кейса» было бы достаточно, чтобы серия Hitman попала в этот список. Но это лишь один из множества способов, которыми иммерсивный симулятор убийства от IO Interactive позволяет игрокам экспериментировать с впечатляюще проработанными уровнями игры. Вместо того, чтобы пытаться создать огромные открытые миры, эти игры больше похожи на лучшие симуляторы городских кварталов, в которые вы когда-либо играли, каждый со своим запутанным набором путей и забавных персонажей. Подмигивающий тон игр, нелепое оружие и склонность к шуткам означают, что каждая попытка пройти уровень — это шанс для чего-то смешного.

Источник.

Петька и Василий Иванович (серия квестов, 1998–2005)

Классика русской народной комедии в играх. Абсурдные диалоги, куча пародий на политику и поп-культуру, шутки про красноармейцев и Чапаева. В 90-х и начале 2000-х это был настоящий хит — вроде «Comedy Club» лучших времен в формате квеста.

Формально это классические point-and-click приключения, но на деле — одна большая комедия, где главное — не головоломки, а диалоги и абсурдные ситуации.

Источник.

В основе — пародийные версии известных героев гражданской войны: комдив Василий Иванович Чапаев, его ординарец Петька, пулеметчица Анка, а также бесконечный набор второстепенных персонажей — от Фурманова до инопланетян. Авторы брали знакомые исторические образы и помещали их в самые нелепые обстоятельства: то они попадают в будущее, то воюют с инопланетянами, то оказываются в Америке.

Главная фишка — юмор на грани анекдотов, пародий и откровенного абсурда. В каждой игре огромное количество диалогов, в которых Петька всегда наивен, а Чапаев — самоуверен и недалек. Их перепалки и словесные недопонимания стали фирменным стилем.

Yakuza (2005-2025)

Представьте себе серию Yakuza (переименованную на западном рынке в Like a Dragon) как кроссовер «Крестного отца» и «Симпсонов». Каждая серия рассказывает историю жизни и смерти бывшего члена якудза, балансирующего между преступностью, правоохранительными органами и гражданской жизнью. Но эти драматические сюжетные линии переплетаются с сотнями второстепенных персонажей и их комичными, искренними амбициями. Взять, к примеру, Like a Dragon: Infinite Wealth. Желание главного героя спасти Гавайи от лидера культа, страдающего манией величия, исчезает, пока он помогает музыканту, борющемуся с трудностями, вновь обрести страсть к экологическому дэт-металу.

Почти два десятилетия разработчики игры ставили комедию превыше всего, будь то пародия на Pokemon, когда вы собираете коллекцию местных извращенцев, или на Animal Crossing, когда действие происходит на острове, полном мусора.

Источник.

Trombone Champ (2022)

Формально это пародия на Guitar Hero и прочие музыкальные игры. Игрок управляет тромбоном, стараясь попадать в ноты во время известных мелодий — от гимнов до классики. Но из-за особенностей инструмента и нарочито нелепой подачи это превращается в настоящий цирк.

В игре — не легкие поп-песни, а пафосная классика: Бах, Бетховен, гимны и народные марши. Контраст между величием музыки и тем, как она «убивается» тромбоном, и есть главный источник юмора.

После релиза интернет завалили видео, где игроки «исполняют» гимн США, «Дар смерти» из Star Wars или Queen — и каждый раз это звучит как пародия. YouTube и TikTok сделали игру вирусной: смотреть на это смешнее, чем играть.

Источник.

Grim Fandango (1998)

Мир Grim Fandango — по-настоящему мрачный и страстный, в стиле, напоминающем ранние графические приключенческие проекты LucasArts, но с трехмерным геймплеем вместо двухмерного. Игра основана на мексиканском фольклоре Дня мертвых (Día de los Muertos), предлагая вам роль Мэнни Калаверы, работающего в Департаменте смерти. Его задача, как живого «калакаса», или скелета-праздника, — сопровождать новоиспеченных умерших в их путешествии к мирной загробной жизни.

Нуарные персонажи — помощник Мэнни, Глоттис; битники из джаз-клуба; и безнадежные клиенты — остроумны и самодостаточны, а не являются инструментами для острот. Юмор тонкий, последовательный и правдоподобный.

Источник.

Goat Simulator (2014)

На первый взгляд, это просто симулятор козла, но на деле — пародия на сам жанр симуляторов и вообще на всю индустрию игр. Игра создавалась как шутка: студия Coffee Stain поначалу сделала прототип для внутреннего розыгрыша, но когда ролики разлетелись по YouTube, фанаты буквально потребовали полноценный релиз.

В Goat Simulator нет цели в привычном смысле. Игрок управляет козлом, который может бодаться, скакать, виснуть на языке за предметы и разрушать все вокруг. Физика здесь нарочно сделана нелепой: козел может взлетать, проваливаться в текстуры, взрываться от случайных столкновений — и это не баг, а фича. Более того, разработчики даже рекламировали игру слоганом «мы не будем исправлять баги, ведь они смешные».

Юмор здесь строится на сочетании бытового образа с полной абсурдностью происходящего: игрок может устроить пожар, призвать Сатану-козла, попасть на лунную базу, а потом случайно протаранить грузовик и улететь за пределы карты. Это чистый хаос, в котором игрок сам становится режиссером комедии.

Источник.

Untitled Goose Game (2019)

Если Goat Simulator — это про разрушение, то Goose Game — про пакости. Игрок управляет гусем в тихой английской деревушке. Миссия проста: испортить людям жизнь. Можно красть ключи, путать вещи, прятать предметы, щипать за штаны, гонять детей и, конечно, громко гоготать.

Особая сила игры — в ее подаче. На фоне милой акварельной графики и умиротворенной музыки происходят сцены абсурдного хаоса. Гусь выглядит невинным, но каждая его проделка превращается в маленькую комедию положений. В итоге игрок будто оказывается в интерактивном немом кино, где гусь — гэговый антигерой в духе Чаплина или мистера Бина.

Не случайно Goose Game стала культурным мемом: она идеально балансирует между симпатичностью и вредностью. Юмор рождается не только от действий гуся, который творит дичь, но и от реакций NPC, которые выглядят как серьезные взрослые, а ведут себя как дети, ставшие жертвами уличного клоуна.

Источник.

Заключение

Создать увлекательный или поучительный игровой опыт — уже само по себе непростая задача. Но создать игру, которая еще и уморительно смешит — это настоящий подвиг дизайна и сценария, достойный восхищения.

Роль юмора в играх неоспорима. Он обогащает игровой опыт, добавляя многогранность сюжету, укрепляя эмоциональные связи и усиливая общее удовольствие. Комедийные моменты ярко демонстрируют силу и разнообразие юмора — от остроумных диалогов до эпатажа. Кто же не ценит возможность время от времени посмеяться?!

Комментарии (5)


  1. supreme3
    08.09.2025 12:59

    Для меня осталась 1 из самых смешных игр Giants: Citizen Kabuto старенькая, в которой каждую минуты была какая-то абсурдная ироничная вставка )


  1. StarWings
    08.09.2025 12:59

    Проблема некоторой части аудитории - отсутствие чувства юмора, чсв, откровенное желание "нагадить в душу другим" (последнее касается игровых форумов, авторов статей) и, безусловно, простое незнание отсылок и цитат, не говоря уже о нежелание напрягать мозг и думать над завуалированными.

    Т.е. любая шутка отличная от "сортирного юмора" - не вызовет смеха. И даже оскорбит некоторых "критиков". А уж предложение посмотреть старый фильм/мультфильм, поиграть в старые игры, почитать книги - скандал.

    Но - это неизбежное зло. И вовсе не повод опускать планку до уровня любителей всё превращать в нечистоты.

    Хотя, конечно, соседка живущая над вами и сутками просматривающая телевизор на повышенной громкости - это самая популярная шутка за последние сто лет, которая позволяет вдоволь поглумиться над всеми, кто против. Более того - в РФ до сих пор не принят закон однозначно позволяющий пресечь подобное при злоупотребление, а тем более в дневное время. Т.е. американский фильм "Дюплекс" - вершина юмора? Видимо, что так.


  1. baldr
    08.09.2025 12:59

    Space Quest 5. Просто образец юмора всех цветов.


  1. MonkAlex
    08.09.2025 12:59

    PEAK в топе стима - вполне юморная игра, смешная как ситуациями так и визуалом.


  1. LostBY
    08.09.2025 12:59

    Горький-18 же - классика переводе Гоблина)))