Рынок труда постоянно меняется под влиянием экономики, технологического прогресса и политики компаний. Эти изменения порождают новые феномены, которые часто становятся трендами. Так, недавно появился оверэмплоймент, а несколько лет назад впервые заговорили о накрутке опыта. Впрочем, об этом написано десятки постов и статей. На мой взгляд, куда более интересен другой тренд, с которым относительно недавно столкнулись компании: сознательный уход сеньоров на позиции джунов или мидлов.

Как получилось, что некогда гордый грейд «сеньор» превратился в ярмо, а роль джуна или мидла стала спасательным кругом? В статье разберём причины и последствия этого явления.

Жизнь без кода

Карьерный путь в IT изображают в виде лестницы, вершина которой — роль СТО. Чем выше уровень, тем больше ответственности и административных обязанностей. На позиции сеньора кодинга становится заметно меньше. Вместо этого полный пакет митингов и встреч, пачка задач для приоритизации, а вдогонку — регулярные вопросы от младших коллег.

Подгоняемый культурой постоянного развития и карьерного роста, разработчик вынужден играть в эту игру, даже если ему просто хочется спокойно писать код. Управляющие должности и общение с бизнесом — не всем нужны и не всегда приносят удовольствие.

Да, есть плюсы: зарплата растёт, но со временем деньги перестают компенсировать стресс и отсутствие удовольствия от работы.

Перед разработчиком встаёт выбор: продолжать «гореть» ради строчки в резюме или уйти в более простые задачи, где снова можно заниматься разработкой. С меньшей зарплатой, но без ощущения, что ты менеджер, а не разработчик.

Часто в этом случае единственным разумным выбором оказывается сознательный «откат» с 400к и архитектурных решений обратно к багфиксам и простым фичам.

Но это решение несёт за собой последствия. Например, с точки зрения HR, такой даунгрейд расценивается как регресс и отсутствие амбиций. Поэтому такое резюме дальше ATS-фильтров едва ли пройдёт, насторожив рекрутера.

Добро пожаловать в оверэмплоймент

Есть и другой сценарий, который встречается всё чаще. Здесь нет романтики и ностальгии по старым добрым багфиксам — только чистая математика. Разработчик на рынке видит следующее:

  • Одна ставка сеньора примерно 350–400к, но нужно быть на связи 24/7, участвовать в потоке митингов, нести ответственность за чужие ошибки;

  • Две мидловские ставки по 200–250к дают сопоставимый доход, меньше ответственности и возможность с лёгкостью переключаться между задачами. В конце концов — просто заниматься программированием;

  • Три джун/мидл позиции по 150–180к в своей сумме дадут 450–500к, при этом можно также заниматься кодом и контролировать рабочую нагрузку.

Так, оверэмплоймент начинает работать в связке с феноменом сознательного ухода разработчиков на младшие позиции. Эти факторы в совокупности заставляют сеньоров уходить на роль «средних специалистов», устраиваться в несколько компаний, закрывать там рутину и тем самым приумножать доход в 1,5–2 раза.

Это серое поле, а кто-то и вовсе может назвать это «мошенничеством». Я же от подобных оценок пытаюсь воздерживаться и не наклеивать ярлык условного «фрода» на всё, что якобы отклоняется от общепринятой нормы. Рынок сам создал все условия для такого феномена, а разработчики нашли способ использовать новые правила себе на пользу. Как правило, мидл разработчиков нанимают массово, при этом зачастую снисходительно проверяя их навыки, а сами компании распределяют задачи так, что при должной смекалке и прокачанном тайм-менеджменте их реально совмещать.

И это ещё одна, пожалуй, ключевая причина, почему последние месяцы наблюдается практика так называемой скрутки опыта.

К слову, у такого подхода есть и минусы. Например, можно легко запутаться в задачах (или банально ошибиться чатом), сорвать дедлайны или попасть в неловкую ситуацию, когда нужно быть одновременно на двух встречах. Ну и не забывайте про выгорание и то, что полностью отразить все работы в резюме просто не получится.

Как итог

Сеньоры уходят на младшие роли не потому, что разучились или не хотят работать. Причины, как мы разобрались, всего две:

  1. Возможность спокойно работать с кодом;

  2. Возможность больше зарабатывать через оверэмплоймент.

Это не проявление слабости, регресса или отсутствия амбиций. Ровно наоборот — это рациональный выбор. И чем сильнее рынок будет давить грейдами, тем больше таких случаев (и новых феноменов) мы увидим в будущем.

Более подробнее о карьере в IT рассказываю в своем телеграм-канале. Буду рад вашей подписке!

Комментарии (0)


  1. FurySeer
    18.09.2025 12:37

    И ни один, ни один из тех, кто вообще произносит вслух слово "оверэмплоймент" не в состоянии предоставить хоть сколько-нибудь убедительную статистику распространенности этой практики хоть в каком-нибудь срезе.

    Но писульки писать с умным видом - все горазды


    1. NickZem
      18.09.2025 12:37

      У меня своя статистика, работаю так с 20 года, до 20 был лидом, сейчас меньше геморроя и больше денег


    1. Areso
      18.09.2025 12:37

      У нас в отделе из 4-х человек, второй работы не было только у меня, и то только по причине того, что я после переезда решил учить новый язык, а это оказалось не простой задачей (27 артиклей и отсутствие артикля передают пламенный привет).

      Ну и я люблю творить всякое-разное, поэтому не факт, что взялся бы за вторую работу, даже если нет -- 150+ проектов на ГХ сами себя не делают.


      1. holyx
        18.09.2025 12:37

        А как совмещают, официально или нет? И как решается вопрос, когда митинги на разных работах совпадают?


        1. Areso
          18.09.2025 12:37

          Кто как.
          Митинги только у одного пересекаются, и то нечасто. У остальных работодатель нумер 2 знает о своем положении.


    1. domix32
      18.09.2025 12:37

      Ну, в РФ таких проблем вроде особо нет, ибо "жирок" периодически самостоятельно срезается, в америке же за последние три года крупные IT кампании дампнули на рынок несколько сотен тысяч разработчиков. Гуглить по запросу "IT layoffs год".


  1. atues
    18.09.2025 12:37

    Несколько моих коллег, реально сильных разработчиков, столкнулись с парадоксальной на первый взгляд ситуацией: им отказывали по причине их слишком высокой квалификации. Во-первых, деньги. Сеньор стоит в 1.5-2 раза дороже миддла. Для перекладки json-ов это накладно. Во-вторых, сильный разработчик часто, хотя и не всегда, это уже личность. Он многое повидал, знает засады, привык высказывать свои замечания и тем самым подрывать авторитет рукоблудителей от разработки. В-третьих, сеньор, рано или поздно сосредоточивает на себе все ключевые компетенции: он лучше понимает бизнес-требования, ориентируется в архитектуре, общается с аналитиками, ревьюит код. Он чувствует ответственность и поэтому вникает во все, до чего может дотянуться. У него одного зачастую действительное видение проекта и его состояния. Он не позволяет дергать свою команду на хотелки вместо движения к цели. Его уход зачастую разваливает проект. Рукоблудителям проще управлять командой середнячков, чем иметь дело с одним, но реально компетентным человеком. Да, в результате получается то еще г..но, но зато куда спокойнее


  1. Tatooine
    18.09.2025 12:37

    Лично знаю одного сеньора просто запредельного уровня который отказался от позиции тимлида и занимается только кодом. Ему нравиться решать очень сложные технические задачи и не нести ответственности за все стадо коллег.


  1. StreamThread
    18.09.2025 12:37

    Ого, у джунов теперь не только ии работу отжимает)


  1. tkutru
    18.09.2025 12:37

    "Оверэмплоймент" - бредовая фантазия, закрепившаяся в умах некомпетентных менеджеров. Уверенных, что разработка - несложная работа, которую один человек может делать для многих разных компаний одновременно.