В России (да и не только) высшее образование воспринимается как безусловное благо и сильное преимущество. В нашей стране наличие диплома делает тебя, если не профессионалом, то как минимум достойным человеком. Этому паттерну уже не один десяток лет, а корни его уходят глубоко в историю СССР, когда наличие «бумажки» или «корочки» считалось универсальным ключом от большинства дверей, «выходом в люди». Ценность диплома сегодня по-прежнему поддерживается этой культурной инерцией.
В IT это правило даёт сбой. Если взглянуть на образование с позиции рыночной экономики и посмотреть на него как на продукт, который студент покупает за время и деньги, мы столкнёмся с закономерным вопросом: соответствует ли этот продукт запросам рынка?
"Мы даём прочный фундамент, а практика приложится"
Индустрия развивается семимильными шагами. Фреймворки и языки программирования теряют популярность и, соответственно, востребованность, как правило, за 4–5 лет. Об этом, в том числе, свидетельствуют данные Stack Overflow Developer Survey 2024.
Университетские программы, как правило, не успевают адаптироваться к новой реальности из-за страшного бюрократического лабиринта (методички, комиссии, утверждения, печать), в связи с чем студент учит технологии, которые уже устарели. На выходе он оказывается в ситуации, когда ему приходится всему учиться заново — либо самостоятельно, либо уже на работе.
Похожее было и со мной, когда лет двенадцать назад мы всем курсом дружно писали калькуляторы на Delphi, сомневаясь, что нам это пригодится. Уже тогда формы Delphi выглядели устаревшими, но, как говорил наш преподаватель: «Это базовые знания, нужно с этим как-то разобраться». Частично он, безусловно, был прав, да и Delphi всё ещё обновляется и используется для внутренних систем госсектора. Выучив один язык программирования, следующие, как правило, даются чуть легче. Но стоит ли тратить время на изучение технологий, которые уже отмирают, либо их использование имеет узкую направленность?
Собственно, подобная риторика — частый аргумент вузов: «Мы даём прочный фундамент, а практика приложится». Тут же можно начать рассуждать о том, что университетские программы, помимо программирования и математики, перегружены общими предметами типа «философии», но здесь я встану на сторону вузов и позволю себе защитить дополнительные предметы. Как-никак, они дают общее развитие, дополняют картину мира, насыщают культурным бэкграундом, да и, чего греха таить, заставляют думать и работать с информацией.
Фундамент против применимости
Тем не менее основной конфликт между «фундаментом» и «применимостью» знаний, думаю, понятен.
Работодателю нужен разработчик, который пишет поддерживаемый код, студенту нужен навык, который позволит получать нормальную зарплату, а университет лишь расширяет кругозор и даёт фундамент зачастую не из самых свежих технологий (безусловно, есть исключения).
Тут мы подходим к главному минусу высшего образования — к практике и её качеству. Здесь я снова вспоминаю своё студенчество и без улыбки — эти бесчисленные уравнения на лабораторных работах. Конечно, на практике мы писали и код, но его проверка часто ограничивалась тем, что программа «выводит хоть что-то, кроме ошибки», и не столь важно, что мой Delphi-калькулятор выдавал странные арифметические изыски. Была и производственная практика. По идее она должна быть проверкой приобретённых знаний в боевых условиях, но мало какому работодателю хочется возиться с практикантом. В итоге зачастую производственная практика, в лучшем случае, сводилась к установке винды и заведению учётных записей в корпоративной почте.
Главная цель университетских практик, погрязших в бюрократии, сводится к необходимости собрать и красиво оформить отчёт, стараясь соблюсти все стандарты и ГОСТы, а также попытках быстро получить коллекцию подписей на титульнике. А опыт? Опыт приложится со временем.
Где от вас ждут диплома и можно ли вообще работать без вышки?
Добрая половина моих знакомых разработчиков отмечает, что диплом им не пригодился и не сыграл решающей роли при устройстве на первую работу. Наш рынок медленно, но верно сместил акцент с формального образования на практические навыки и подтвержденный опыт. А вот так выглядит картина в целом по рынку труда по данным Habr, Yandex Practicum и федеральных порталов:
От 20% до 30% IT-вакансий в России в 2025 году содержат требование или пожелание о высшем образовании. Но зачастую это опциональное требование, а не жёсткое условие.
В госсекторе доля выше — от 60% до 90%, особенно для мидл/сеньор и руководящих позиций.
Наиболее формальный отбор у крупных системных интеграторов, банков, госкорпораций, "МосРеестр", "РЖД", "Сбербанк" и др.
Наименее требовательны к образованию продуктовые компании и стартапы — там на первом месте стоит опыт и навыки. Но из личного опыта отмечу, что и здесь есть исключения. И такой подход старой доброй хардкорной школы тоже можно понять. Аргумент следующий: человек, закончивший вуз, как минимум умеет доводить дело до конца.
Также можно спокойно развеять миф и о карьерном росте. В продуктовых компаниях и стартапах он напрямую зависит от результатов и репутации внутри команды, но никак не от диплома. Кандидату без вышки сложнее попасть лишь в госсектор и крупные корпорации с формализованным наймом.
На зарубежном рынке диплом о высшем образовании также не всегда обязательное требование. При отборе на работу в приоритете резюме, портфолио и коммерческий опыт.
А плюсы есть?
Но у высшего образования есть и свои плюсы:
Отсрочка от армии (речь про РФ);
Социальная среда и нетворкинг;
Возможность переехать в большой город, получать стипендию;
Формальное признание диплома в ряде стран (США, Германия, Китай).
Возвращаясь к личному опыту, скажу, что университет всё же дал мне часть применяемых навыков, пусть и относятся они в первую очередь к работе с информацией. Другие практические знания я добирал самостоятельно, на своих первых работах — буквально в боевом режиме. Университет всё же дал мне в первую очередь культурный багаж и прокачал навыки коммуникации. Ну и диплом помог мне при трудоустройстве в одну крупную финтех-компанию.
Какой здесь может быть вывод?
Диплом не является основным фактором при принятии решения о трудоустройстве (если не брать в расчёт госсектор и крупных игроков), но вполне способен стать дополнительным плюсом.
Бросать университет точно не стоит. Но и не стоит надеяться на диплом как на панацею или секретный ключ, который тут же откроет вам двери в лучшие компании. Какой бы совет я дал студентам? Учитесь, старайтесь держать руку на пульсе времени и постарайтесь взять из вуза максимум. В конце концов, учёба в вузе — это последний шанс беззаботно проводить время до того, как её захватит рабочая рутина.
Также приглашаю вас в свой Telegram-канал, где я делюсь проверенными практиками и личным опытом в построении карьеры в IT и вокруг него.
Комментарии (9)
kalombo
08.10.2025 13:41Добрая половина моих знакомых разработчиков отмечает, что диплом им не пригодился и не сыграл решающей роли при устройстве на первую работу.
Проблема в том, что вы смотрите совершенно не туда. Чтобы подтвердить гипотезу, что ВО не нужно у вас должно быть много знакомых айтишников без ВО, которые круче вас в профессиональном плане, потому что не тратили время на его получение.
У вас же всё наоборот, вы взяли выборку из ваших знакомых айтишников большинство из которых, сюрприз-сюрприз, оказались с дипломом, но при этом говорят, что-то в духе "да универ фигня, это я всего сам добился". И вот на основе этого субъективного суждения делаете выводы.
onets
08.10.2025 13:41В универе из группы в примерно 25 человек я встретил следующих людей
Один человек сказал "ну его нахрен этот вуз, они меня ничему не научат" и пошел работать, приходил и сдавал экзамены, зачеты и лабы. Причем лабы по программированию у него были на голову выше всех остальных - в консольке умудрялся кодить GUI как в Turbo Pascal - для меня тогда это было на уровне фантастики. Таким людям вуз пожалуй не нужен. Но формально - он его закончил и у него есть диплом. Потом он стал ходячей энциклопедией еще до появления стек оверфлоу и чата гпт
Примерно 5 человек, которые отучились, сделали интересные дипломы и пошли работать по специальности (кто начал с тех поддержки поддержку, кто в сис-админы, кто в программисты). Я сам был из этой категории
Еще человек 7-10 - как-то на минималке списали гос экзамены, получили дипломы и пошли кто-куда, от продаж до бизнеса, но не в ИТ
Остальные просто растворились за 5 лет, не дойдя до конца
Теперь я работаю программистом (почти 20 лет), и вот кого я встретил (разумеется с поправкой на среднестатистические компании, в которых мне довелось работать)
Совсем гениев не было (видимо надо было идти в гугл работать)
Думаю я все же встретил одного человека - как тот первый из вуза. И у него есть вышка - матанализ, и мыслит он так, что я порой недоумеваю "а что так можно было"
Примерно такие как я - с технической / инженерной или математической вышкой
И люди без вышки - к сожалению, те, кого я встречал имели те или иные проблемы с укладываем в голове сложных систем. Ну то есть маленький проект они могут осилить. Но когда надо сопоставить в голове несколько вещей из различных мест крупной системы или нескольких систем, спускаясь в детали и поднимаясь выше по уровням и в итоге принять решение - как-то не выходит у них. Или делают какую-то дичь, потом за ними переделываешь. Но если дать такому человеку проект с меньшей сложностью - тогда все приходит в норму
А вот чтобы человек был без вышки, но как первая или вторая группа людей из универа - мне такие не попадались
Так что imho наличие вышки повышает шанс, что человек окажется из первой или второй категории. У первых можно научится чему-то новому, а со вторыми приятно работается на одной волне.
VitalyZaborov
08.10.2025 13:41А вот чтобы человек был без вышки, но как первая или вторая группа людей из универа - мне такие не попадались
А вот мне такие попадались ( за та же 20 лет в индустрии), но это действительно очень большая редкость.
Но тут обратная причинно-следственная связь: сильные программисты - выпускники топовых ВУЗов не потому что в этих вузах так здорово учат, а потому что в них могут поступить только самые талантливые, амбициозные и упорные ребята. Когда такой человек решает не получать "вышку" - он всё равно становится классным специалистом, но без вышки.
RomeoGolf
08.10.2025 13:41Но у высшего образования есть и свои плюсы:
ИЧСХ, среди плюсов не указано НИ ОДНОГО, связанного собственно с обучением. Оно и понятно: целью статьи было обесценивание высшего образования как инструмента обучения.
Я сегодня программист, хотя диплом у меня сильно за уши притянуто айтишный, что-то из системного анализа. Да, большая часть того, чему меня учили, из головы выпала. Но когда вдруг встретилась задача преобразовать координаты из одной системы в другую, или найти максимум функции двух переменных, заданной таблично, или поковыряться с преобразованием Фурье, у меня не так уж много времени ушло на то, чтобы восстановить полученные когда-то знания. Плюс я прекрасно знал, в каком направлении надо копать, если знаний в конкретной области еще нет.
Самостоятельно научиться писать программы - не проблема. Но это, вообще-то, не самоцель, а инструмент. Самостоятельно научиться решать задачи из различных областей науки, техники, экономики и прочего - уже несколько сложнее.
Где-то встречал историю, как дошкольник лет шести, умеющий читать, складывать и вычитать, говорил, что не пойдет в школу. А зачем она? Русский язык и математику, говорит, я уже знаю. Нормальный ВУЗ с нормальными преподами даже при устаревшей безнадежно программе как минимум покажет границы твоего незнания, чтобы избежать такой самоуверенности и задать вектор для дальнейшего саморазвития. И это помимо так презираемой базы, с бесполезностью которой я бы очень поспорил.
И, между прочим, технический вуз более-менее учит делать результаты работы удобоваримыми. Не поток сознания, а продукт, который можно использовать. Соответствие некоторым нормативам, минимальная документация, способность обосновать и защитить выбранное решение. А не mat-файл с однобуквенными переменными, в логике которого сам автор плавает, и использовать который без автора в непосредственной близости невозможно. Как реально бывало в результате аутсорса кое-каких задач моделирования.
Но стоит ли тратить время на изучение технологий, которые уже отмирают, либо их использование имеет узкую направленность?
Цель вуза - не изучение технологий. Это уровень техникума от силы. Это "оператор ПК". Но применять теоретические знания на чем-то надо, поэтому какая-то технология используется.
Добрая половина моих знакомых разработчиков отмечает, что диплом им не пригодился и не сыграл решающей роли при устройстве на первую работу.
Так мы о дипломе или об образовании? В тексте постоянные скачки между дипломом и вышкой, как будто автор не может определиться сам, о чем он собственно.
Также можно спокойно развеять миф и о карьерном росте. В продуктовых компаниях и стартапах он напрямую зависит от результатов и репутации внутри команды, но никак не от диплома.
Но результаты и репутация разумеется не зависят от диплома, однако же они вполне себе зависят от образования. Не от документа, подтверждающего образование, а от самого образования. И да, это может быть самообразование. Но на качественное самообразование способны не все, а ВУЗ вдолбит какую-то минимально допустимую порцию в кого угодно, способного продержаться до выпуска.
Диплом, может быть, им и не пригодился, хотя 90% лично моих знакомых без диплома первую работу бы не получили. Но они точно уверены, что без ВУЗа, который они закончили, они были бы как минимум специалистами не хуже?
HemulGM
08.10.2025 13:41Похожее было и со мной, когда лет двенадцать назад мы всем курсом дружно писали калькуляторы на Delphi, сомневаясь, что нам это пригодится. Уже тогда формы Delphi выглядели устаревшими
20 лет назад, формы на Delphi не были устаревшими. Как и сейчас. Это был всегда нативный вид, когда речь идет о первом штатном фреймворке - VCL.
VitalyZaborov
08.10.2025 13:41Выводы в статье верные, странно что так мало плюсов. Проблема образования не столько в устаревании программ и бесполезных предметах (кстати, философия, имхо, как раз к ним не относится), сколько в отношении к вузу как к волшебной пилюле: "приди сюда, сделай что скажут и вопрос карьеры закрыт навсегда".
Это так не работает. Никогда не работало. В IT нужно постоянно учиться, самому осваивать новые технологии, одного вуза недостаточно. Из моей группы многие уже на 3-м курсе так или иначе работали: фриланс, собственные проекты, неполный день. Но до этого 3-го курса дошла едва ли половина изначально поступивших.
AChevozerov
08.10.2025 13:41Философия бы к ним не относилась, если бы не то как её преподают на технических специальностях
Все у кого я спрашивал говорили что это была в лучшем случае история античной философии даже в хороших вузах, а в худшем как у меня – препод который ставил оценку на основе разговора "по душам", с упоминанием терминов вроде "англичанка гадит" или историй про то, что "Луизиану" потопили Американцы как и взорвали башни-близнецы чтобы получить казус-белли
sergey-gornostaev
08.10.2025 13:41Наиболее формальный отбор у крупных системных интеграторов, банков, госкорпораций, "МосРеестр", "РЖД", "Сбербанк" и др.
В целом по Сберу вышка не обязательна. Местами можно наткнутся на лида формалиста, но это скорее исключение последние лет десять как минимум.
sgrinchenko
Диплом, безусловно, - не панацея. Но высшее образование даёт понимание о складе ума человека, о его адекватности и умении работать головой в целом. У человека могут быть хорошие практические навыки, но при этом отсутствовать умение "нормально" говорить, чётко и последовательно излагать мысли, искать информацию и изучать новое. А это вещи, которые во многом прививают в вузе.
Т.ч. тема очень дискуссионная. Лично у меня кандидат без образования или с незаконченным высшим вызовет больше вопросов на собеседовании.