Посвящается всем выгорающим ИТ-менеджерам.

Так случается, что айтишники выгорают, да и само выражение «я выгорел» получило у нас широкое распространение в 10х годах именно в айтишной среде.

Обычно про выгорание говорится с придыханием и чувством глубочайшего самопожертвования. Видимо, это должно обозначать диалог вида: «Коллеги, я со своей стороны выгорел, теперь жду ответных шагов от вас».

Я уважаю чужой труд и необходимые переработки, но именно выгорание для меня – это не признак хорошего сотрудника, пашущего в поте лица на галерах, а признак выученной беспомощности человека, который не может защитить свои границы на работе.

При этом в таких «выгорающих» отношениях плохо всем: исполнители «выгорают», руководители, не получая обратки, не понимают, что поменять в процессах/подходах, и вся эта история крутится, не изменяясь, годами.

Я против таких безобразий на работе, потому решил написать про то, как можно работать, не выгорая, и что для этого можно сделать.

Статья обязательна к прочтению всем выгорающим ИТ менеджерам, но подойдет и для всех остальных участников ИТ команд – ведь главное в ней не должности, а подход. Просто манагерам посложнее на этой полянке.

Статья написана по мотивам публикаций в моем ТГ канале «Морковка спереди, морковка сзади», который полностью посвящен управлению в IT, а особенно той его части, которой толком никто не учит: софтскиллам. Если вам это интересно, заходите, читайте и подписывайтесь. Ну и читайте другие мои статьи на Хабре про управление в ИТ.

Так почему ...

Выгорание – это манипуляция?

Просто несколько вопросов:

  • Почему нельзя просто пойти в отпуск до выгорания?

  • Почему нельзя уйти с работы вовремя, если чувствуешь, что иначе завтра будешь непродуктивен (а завтра надо работать)?

  • Почему нельзя сказать «нет» руководителю (особенно если умеешь говорить «нет», когда все хотят слышать только «да» - писал про это раньше)

  • Почему некоторые сотрудники даже разговор о повышении зарплаты начинают с того, что они выгорели?

Да, многие ИТ компании называют «галерами», но это выражение фигуральное. Затыкают рот тут только баблом, никакого насилия нет. И получается, что заставляет себя работать сутра до ночи только сам исполнитель. А точнее его

  • перфекционизм (если не я, то кот),

  • угодничество (хочу чтобы хвалили)

  • и неумение ставить личные границы (ой, как неудобно отказаться),

которые вместе или по отдельности приводят к тому, что человек не говорит о том, что для него важно. Лучше человеку от молчания не становится, и в ход вступают намеки и манипуляции, чтобы получить то, что на самом деле нужно: отпуск, другие проекты, больше денег, уходить вовремя или уменьшить количество обязанностей.

М = манипуляция
М = манипуляция

Вопрос: почему надо обязательно выгорать, чтобы получить то, что нужно?

Ответ: потому что иначе не получается ?

Почему так: к сожалению, очень многих людей не научили говорить о своих потребностях и желаниях прямо, поэтому они героически упарываются, чтобы показать, что они заслужили. Многих так воспитывают.

Но заслуженного нет и нет, а значит, надо еще поработать. И еще. И еще. А потом надо обидеться, потому что не ценят, не уважают и вообще, «пойду-ка я обновлю свое резюме, и пусть меня оценят на новом месте».

А на новом месте все легко может повториться, ведь вопрос умения в защиту границ остался нерешенным.

Сюда же стоит добавить, что отсутствием ваших границ ловко пользуются некоторые начальники: иметь в команде "бессмертного пони" полезно. Пони всегда заткнет собой дыру в процессах, прикроет ошибку в оценке, да и вообще он перфекционист и не может уйти, не сделав как надо. И забесплатно.

Да, ребят, это цинично, и это использование, а кто говорил, что на работе должно быть иначе? Работа – это не психологический кружок, где все друг друга берегут, и тут главная цель не ваше душевное равновесие, а (о ужас) зарабатывание денег. И если вы помогаете компании заработать больше за счет вашего здоровья – компания не будет особо против, пока вы не соберетесь увольняться.

Да, конечно, умный руководитель, видя такого "героя", будет местами сам предлагать помощь и не будет уже полностью вас нагружать, но стоит помнить что:

  • далеко не факт, что вы на такого попадете;

  • если вы не будете меняться, ему тоже это рано или поздно надоест. Руководитель не нянька, у него KPI.

 Так что выгорание – это, в первую очередь, проблема того, кто начал выгорать.

 Как не выгорать и обходиться без манипуляций?

  1. Для начала надо учиться ставить границы вашему руководителю и самому себе.

    Для исполнителя тут изян: у вас есть задача, у вас есть срок и согласованный график. Если вы успеваете – какие вопросы?

    Для менеджеров посложнее, там в ход идут разные ухищрения, кому интересно, что надо делать ИТ менеджеру, чтобы им противостоять, читайте тут:

    1. Отношения на работе. Как говорить о том, что важно?

    2. Руководитель проектов: как говорить заказчику «нет», когда заказчик хочет слышать только «да»?

  2. Дальше я особо ответственным менеджерам всегда советую помнить, что один в поле не воин. Почти никогда вы не можете сделать серьезную задачу в одно лицо. Вы или играете командой, или нет. Разово, в порядке героизма, можно один раз в одно лицо затащить - чисто из принципа. Но в целом это – не норма. Всегда помните это. Ваш героизм – всегда следствие чьего-то факапа. Рекомендую брать за такое ответственность, только если вы точно понимаете, что вы получаете взамен, и насколько это вам нравится. Не спасайте всех, это никому не нужно, хуже - это вредит

  3. И последнее, но не менее важное, чем пункты выше: Забота о себе.

Как заботиться о себе

Для чего нужна забота о себе?

  • Во-первых, поддерживать концентрацию на максимуме все 8 часов сложно: переключение между десятком задач отжирает ресурс, а работа над новой и сложной задачей может просто выжать,

  • Во-вторых, поддерживать концентрацию на таком уровне месяцами и годами нереально.

Итогом попыток бесконечной концентрации становятся «тупняки» на работе, когда сидишь и глядишь в документ часами, пытаясь его понять, а в голове - пустота.

Если такое напряжение длится долго, то концентрация теряется, а дальше может начинаться пресловутое выгорание, от чего немедленно хочется уйти в отпуск и отдохнуть.

Проблема в том, что концентрироваться по работе надо 11 месяцев, а отпуск + праздники – это только 1 месяц в году. Так что подход "отдохну в отпуске" хромает на обе ноги: устаешь намного быстрее, чем наступает следующий отпуск. Про это есть очень много мемасиков в сети, возможно, вы даже их сами репостили:

потому логично не ждать отпуска, а восстанавливаться понемногу каждый день. Да, иногда это бывает сложно (дел дофига, отвлекаться некогда) но:

  • способы отвлечься, переключиться и выдохнуть есть разные, некоторые не требуют много времени.

  • если вы поймали тупняка часа на три, отключиться на час может оказаться эффективнее, чем долбиться в задачу. Часто достаточно отключиться на полчаса, чтобы нерешаемая задача решилась за 5 минут.

Как заботиться о себе?

Способы заботы о себе могут быть самые разные – это индивидуальная история. Кто-то может раскладывать паззлы, кто-то бегает, кто-то может выйти за кофе на 15 минут и выдохнуть.

На одном из проектных мероприятий я подцепил идею разделить эти способы по длительности – так их удобнее применять: короткие – можно делать прямо на работе. подлиннее – после работы или до, а то, что занимает много времени, оставить на выходные.

Для каждого этот список будет уникален, но я советую его хотя бы написать – так у вас не будет отмазки, что вы не знали :)

Мой список, к примеру, такой:

Короткие

  • 5 минут попить чаю с самим собой на кухне в тишине

  • поболтать с коллегой (тут надо аккуратнее, коллеги и отвлекать могут)

  • круг вокруг офиса по улице без телефона, в тишине

средние

  • прогулка

  • турник

  • убраться (дома, можно для начала просто на столе)

  • приготовить поесть

  • почитать Хабр (или окунуться в каменты, но тут надо аккуратнее, затягивает)

длинные

  • бегать или гулять

  • сауна

  • тренировки 

Еще раз - этот список у каждого будет свой (у кого то таже была "комната-бесильня"), важно, чтобы он а) был б) им пользовались на ежедневной основе.

Мораль

Выгорают те, кто не способен установить границы на работе и позаботиться о себе. Выгорание - признак незрелости, даже если на вас серьезно давят.

Если вы помните про границы, помните, что героизмом в одно лицо компании (тем более не ваши) не спасаются и заботитесь о себе, вы перестанете ждать отпуска лишь бы выдохнуть.

А вот тогда отпуск можно будет оставить для перезагрузки, отхода от бесконечной операционки и стратегического планирования личных целей. Ну или просто чтобы с наслаждением потупить.

PS: кстати правильно выстроить процесс, чтобы вас не тревожили в отпуск, подготовив преемника - это тоже часть заботы о себе )

Комментарии (10)


  1. zartarn
    30.10.2025 05:53

    Кажется вы не совсем правильно пользуетесь термином 'выученная беспомощность' - это не выбор или решение, это такое же психологические состояние, проблема, после череды неудач.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      окей, да, состояние. Бывает стресс, проблемы и все вместе. Это сложно.

      Просто мне не нравится называть это словом "выгорание". Я люблю называть вещи своими именами:

      • на работе на мне катаются, а я не могу их послать

      • я перфекционист и не могу остановиться

      • я не могу попроситься в отпуск

      • мне хочется больше денег, расти не хочу, работу искать страшно

      для меня "выгорел" - это общее описание, из которого неясно, что делать. А если ничего не делать, выгорать можно бесконечно, это как саможалость. Приятно, а толку ноль.

      Вот про это и хотелось сказать


  1. SolidSnack
    30.10.2025 05:53

    Почему нельзя просто пойти в отпуск до выгорания?

    Вы думаете 2 недели хватает чтобы разгрузить мозг? Мнение вроде про менеджеров, а написано, как мне показалось, только как итшник этот выгорает надоедлевый, задачи не закрывает.

    Со статьёй если честно не согласен много где, у вас как программиста было выгорание хоть раз? Когда вы прыгаете выше головы, у вас получается, но на это ушли все силы, а вам так же надо работать 5/2 и 2 недели тут не помогут. Ещё и чаще не просто 5/2, а надо срочно, заказчики ждут, помножаем на ужасное проектирование приложений, и вот вам выгорание на год через год работы.

    Про галеры это отдельная история, если вы думаете что это миф, либо вы молод и не застали этого, либо не сталкивались варинципе.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      слушайте, а прочитал ваш камент, перечитал... Я же с вами солидарен во всем, а вы статью дочитали?

      Там вывод в том, что галеры/не галеры, начальники не начальники но главное - помнить про границы, помнить, что в одно лицо проекты не вывозятся и заботиться о себе.

      Тогда отпуск будет уходить не на то чтобы прийти в себя (не хватит), а на смену курса стратегию или просто на то, что хочется.

      Где вы тут видите противоречие?


      1. SolidSnack
        30.10.2025 05:53

         Так что выгорание – это, в первую очередь, проблема того, кто начал выгорать.

        Прочитал этот вывод, вы думаете что в компании все решается простыми разговорами (как мне кажется).

        Да вы пишите про отпуск, но у вас совет это просто каждый день не уставать, отдыхать, не перегружаться) Звучит замечательно конечно, но как-то магически, опять же потому-что в реалиях никто (из тех кто работает, а не делает вид) не сидит расслабленно без дела, а мозг штука такая, если его раскрутишь, сложно просто остановить и идти заниматься своими делами, растерять фокус чтоли)

        Да и если по биохимии посмотреть, сколько мозг потребляет энергии при активном пользовании? Могу предположить что не мало)


      1. akod67
        30.10.2025 05:53

        Вы меня извините, но статья совершенно однобокая и не раскрывает и 30% факторов выгорания на айтишной работе, что бы на неё ссылаться. На хабре были десятки статей о причинах выгорания, что бы их повторять. И тупая бесмысленная работа, от которой можно уйти только ногами, а не словом НЕТ, причём уйти в другое болото с аналогичным суповым набором - лишь только один из факторов.

        Из недавних подобных статей - обсуждений, была хорошая статья, почему люди получают больше удовольствия от работы, где результаты труда можно буквально пощупать руками. А вы про тикеты...


  1. akod67
    30.10.2025 05:53

    Почему нельзя сказать «нет» руководителю (особенно если умеешь говорить «нет», когда все хотят слышать только «да» - писал про это раньше)

    Ну да, сказать руководителю - убери из беклога весь этот тупой унылый бесперспективный мусор и он с радостью это сделает.


    1. peterzh Автор
      30.10.2025 05:53

      о кстати, забыл ссылку поставить, чтобы таких каментов не было , поставлю ща.

      И да - так сказать можно по смыслу, просто формулировка должна быть чуть чуть другая.

      Спросите:

      • "а зачем в беклоге вот эти задачи, какой экономический смысл?

      • считали ли ROI на эти фичи?

        но есть и нюанс: иногда, когда из беклога убирают кучу мусора, становится ясно, что штат раздут и его надо подсократить)


      1. akod67
        30.10.2025 05:53

        Потому что клиенту надо и клиент ПЛАТИТ. Вот и весь экономический смысл. Отправите беседовать на счёт ROI к клиенту?