
Давайте честно: менеджер по большей части работает ртом. Договаривается, придумывает решения, продаёт эти решения окружающим, обосновывает, пинает, пинает, эскалирует, просит… Короче, говорить и объяснять ему приходится примерно все время. И умение четко и ясно доносить свои мысли в правильном ключе для менеджера – критично.
Как говорить так, чтобы от вас не отворачивались через 2 минуты с зевком? Как быстро объяснять занятым людям, в чем смысл вашего вопроса и чего вы хотите? Как сделать так, чтобы ваши вопросы решались руководителями за 2 минуты, вместо недель ожидания аудиенции? Ну и вообще: как перестать быть душным и негативным и стать быстрым и позитивным всего за пару приемов (не таких уж и простых, но все же)?
Вот об этом коротенько давайте поговорим в этой статье.
Эта статья написана по мотивам публикаций в моем ТГ канале «Морковка спереди, морковка сзади», который полностью посвящен управлению в IT, особенно в том, чему никто толком не учит – софтскиллам. Если вам это интересно, заходите, читайте и подписывайтесь. Ну и читайте другие мои статьи на Хабре про управление.
Сегодня будет про три простых правила коммуникации, которые сразу упростят жизнь вам, вашим коллегам и вашим руководителям при общении с вами. Указанные правила помогают всегда и везде: сперва вы заметите, что вас почему-то начали лучше слушать, потом вас чаще спрашивают, а позже заметите, что к вам прислушиваются. И вот вы уже управляете миром не привлекая внимания санитаров
Три простых правила:
Говори короче;
Не говори «невозможно», говори, что тебе нужно, чтобы сделать (Can do attitude);
Всегда начинай с конца.
Все три правила критично важны для донесения мысли быстро, четко и в конструктивной форме. При этом, мой опыт работы показывает, что менеджеров, которые:
умеют говорить кратко – 50%,
используют Can do attitude – 20%,
умеющих начинать с конца, экономя драгоценное время – 10%.
Промежуточная мораль: если вы менеджер, вам наверняка будет полезно прочитать это.
1. Короче.
Банальная истина: говоришь кратко – слушают, говоришь долго – всем скучно. Но если так очевидно всем, почему я до сих пор выслушиваю пространные доклады от менеджеров (5 минут вместо 30 секунд) и читаю какие-то огромные тексты – эскалации?
Менеджер, помни: чем больше текста ты написал, тем больше вероятность, что его никто не прочитает. У твоего руководителя дофига других задач, у него нет времени на чтение простыни, которую ты писал весь день. Твою эскалацию на 2 листа А4 мелким шрифтом никто не прочитает не потому, что шеф злой, а потому что просто нет времени это читать.
Уважай время других, сокращай все свои тексты нещадно, оставляя только главное.
Разумеется, это относится и к письменной, и к вербальной коммуникации.
Начать я советую с письменной – так проще.
Написали портянку – не отправляйте, сократите. Потом ещё раз. И еще. А потом лучше взять паузу, после которой вернитесь и сократите еще разок.
Сперва это сложно (я понимаю, у вас там все слова любимые, от сердца), но со временем будет проще. А когда научитесь делать это в письме, поймете, как начать говорить.
Длинный текст = откладывание, недопонимание и расфокус. Постепенно вы поймете, что 80% вашего текста – информационный мусор, от которого вашего собеседника уносит в сон. Короткий текст дает быстрые решения, потому что ваша информация попадает прямо в мозг.
Вместо:
❌ «Коллеги, добрый день! Я хотел бы уточнить по поводу второй задачи из прошлой встречи, когда вы упомянули, что у нас возможно будет ресурс, но не совсем понятно, в каком объёме и когда он появится, а мне надо запланировать по нему работы, чтобы была возможность успеть в срок».
Напишите:
✅ «Коллеги, по задаче №2: говорили, что будет человек. Подскажите, когда появится?»
В первом случае — 4 строки, и вы забыли, о чем речь к концу фразы. Во втором — суть за 5 секунд. Что выбираете?
Короче: пишите и говорите короче.
2. Не говори «невозможно», скажи, что тебе нужно, чтобы сделать.
Отношение к проблеме не как к чему-то пугающему и невозможному, а как к задаче, требующей для решения определенных ресурсов, заставляет работать голову на решение проблемы, а не на создание кучи причин, почему так сделать нельзя.
Шеф или заказчик приходит к вам с очередной внеплановой задачей и у вас есть выбор:
рассказать, почему это невозможно;
рассказать, что нужно, чтобы ее сделать.
Понаблюдайте, как вы реагируете?
Первое – отрицание, второе – попытка решить. Первое заставляет руководителя или заказчика вас уговаривать, доказывать и тратить дополнительную энергию, задаваясь вопросом: «нафига я плачу ему деньги, да еще и уговариваю, как это делать?!». Второе переводит разговор в конструктив.
Менеджер, помни: если тебе остро захотелось сказать «это невозможно!» - не говори. Пойди ответь на вопрос "что тебе нужно, чтобы это сделать?". Выпиши все честно, как есть и приди с этим ответом.
Это и есть can do attitude - один ключевых навыков менеджера. Вместо того, чтобы перекладывать проблему на других, предлагайте варианты решения.
Вместо:
❌ «Мы не можем сдать проект вовремя — у нас нет аналитика, тестирование не начато, фронтенд тормозит».
Скажите:
✅ «Чтобы сдать вовремя, нужен аналитик на неделю, начиная с понедельника».
Первое - нытьё. Второе - решение. Именно вторую позицию хотят видеть руководители и заказчики, даже если там не все гладко. Зато есть варианты решения, реалистичность которых можно обсудить.
Если вы не просто приносите проблему, а приходите с набором решений — вы спасаете чужое время и нервы, а еще показываете, что вы уважаете собеседников. Да и уговаривать вас не нужно - сплошные плюсы.
Не говорите «невозможно», говорите, что вам надо, чтобы сделать.
3. Говорите с Я до А
Один из самых полезных навыков для руководителя: начинать описание с конца.
❌ Я сегодня поговорил с лидом, мы посидели оценили все работы, которые нам дал наш заказчик (а заказчик у нас как всегда сам не знает, чего хочет), там получается много доработок, а команда вся занята. С учетом того, что у нас есть еще проект 1 и 2 выглядит так, что не хватает людей и надо набирать». Это я кратко написал, есть герои среди менеджеров, которые одну мысль растягивают на 5 минут разговора. А то и на 25 (

А можно начать с конца:
✅ «Нам не хватает людей, надо набирать» и дальше контекст. Вы сперва даете суть, а потом пояснение – это гораздо проще понять.
Ваш руководитель вас не слушает? Он читает телефон, пока вы говорите ему о важном? Он смотрит на вас пустыми глазами, а потом спрашивает: «Чего ты хочешь?»
Попробуйте начать с конца, помогите ему быстрее разобраться. Если проблема важная – он сразу это поймет и сосредоточится. Если неважная – пусть сам выберет время, когда к ней вернуться.
Я люблю образ про матч на стадионе: когда вы приходите на игру в середине матча, вам не интересно, какие игроки в нападении, какие в защите, как они отдохнули и какую стратегию выбрала каждая команда. Точнее, это интересно, но потом. Сперва вас интересует счет, а все остальное - потом. Это детали к самой важной информации - счету игры.
Начинайте со счета. Начинайте с конца.
Мораль
Есть много книжек про коммуникации, где описывается куча правил. Я не хочу изобретать велосипедов и повторять сказанное там. Я на своем опыте выделяю только три максимально важных навыка менеджера при коммуникации, которые на порядок упрощают общение с коллегами, а особенно с руководителями и заказчиками, у которых полно другой работы, кроме вас.
Разумеется, это не панацея: кроме умения общаться, надо еще уметь работу делать, попадать в собственные оценки и так далее.
Но если вы научитесь:
подавать информацию сжато, экономя время собеседника,
подавать информацию «от Я до А»,
не говорить «невозможно», а предлагать пути решения
вам станет намного проще доносить свои мысли до ключевых людей, вас начнут слушать, а потом – к вам начнут прислушиваться. А бонусом вы заметите, что и вас образовалось больше времени, которое можно потратить на что-то кроме написания адской портянки текста для эскалации.
А это и есть цель правильной коммуникации: быстро, точно, прямо в мозг собеседника и в нужном вам формате.
Комментарии (15)
Vorchun
03.07.2025 05:20Коллеги младшего возраста вместо "надо сделать" всегда ждут объяснения зачем и почему. Им важно понять (и часто достаточно подробно) исходные данные. Коллегам 35+ этого не нужно. Им как раз можно сказать "надо сделать это" и это будет 100% сделано.
peterzh Автор
03.07.2025 05:20когда речь про исполнителей - разговор один.
если речь про менеджеров, то, независимо от возраста, менеджер должен уметь говорить кратко, по существу и выделяя самое главное.
Не умеет - должен учиться.
На практике сам проверил: пока решаешь задачи за менеджеров, объясняешь им все по 10 раз - они не учатся. Учить это 1-2 раза объяснить а дальше спрашивать результат. А реально крутого даже учить особо не надо - сам потыкается и найдет самые эффективные пути (но таких очень мало)
Vorchun
03.07.2025 05:20Вы очень категоричны. Я сторонник идеи, что универсальных рецептов нет. И менеджер должен владеть разными техниками. В т.ч. теми о которых вы говорите.
peterzh Автор
03.07.2025 05:20Любой руководитель с определенного уровня должен принимать решения быстро, делегируя часть ответственности своим сотрудникам-менеджерам.
Не будет ответственной команды под таким менеджером среднего звена - он всегда (да, категорично) будет по уши в операционке. Потому что не умеет делегировать.
Я категоричен не просто так: у меня опыта в айти больше 25 лет , из которых 20 - управленческий, и я много общался с СЕО и другими менеджерами. Везде одно и тоже: если не учить своих РП разбираться самостоятельно (да, через боль и их ошибки) - они не научатся, сколько не разжевывай.
Больше того, сами ребята менеджеры мне много раз признавались, что так было им больнее, но намного эффективнее. Пока начальник - папка, можно прятаться за его спиной бесконечно.
Vorchun
03.07.2025 05:20Петр, раскроем карты - вам сколько лет? Мне просто любопытно.
peterzh Автор
03.07.2025 05:20Если уж вы предлагаете раскрыть карты - расскажите для начала, какое это имеет отношение к разговору о коммуникации и делегировании?
Мне просто любопытно.
Это без агрессии, просто я,
а) когда открываю карты, всегда готов пояснить что и зачем первым.
б) не считаю возраст определяющим фактором для руководителя (только если ему не 25, там другой механизм).
Exlt8
03.07.2025 05:20Действительно, давайте раскроем карты. Если дело не касается выстраивания человеческих отношений, то всех, включая собственников бизнеса, искренне задолбало, лет как уже 20, что люди о простых вопросах на 5 минут говорят часами. Статья об этом. А вы о чем?
DeltaDess
03.07.2025 05:20Всё херня, переделывай.
Как только перестаёшь учитывать культурные особенности заказчика, или менеджера, все твои вопросы вместе с тобой вылетают из проекта и возможно компании.
Попробуй бриту или азиату сказать что либо коротко по существу и напрямую, моментально становишься токсичным грубияном и от тебя отворачиваются.
peterzh Автор
03.07.2025 05:20да ладно: 5% не отменяют 95%.
Кросскультурным особенностям можно посвятить отдельную статью (верно, я работаю в американо-российской системе ценностей менеджмента и в азии не прокатит), носколько у нас (= читающих данную статью) компаний и менеджеров, которые работают с Азией? не более 5%
у меня просто нет опыта в этом дальше Казахстана
ну и кстати, опыть Тинькова. развивающего Plata показывает, что культурные особенности можно сглаживать, если цель интересная.
DeltaDess
03.07.2025 05:20Спорно.
В любой профессиональноф сфере нужно развиваться, а значит быть готовым попасть в эти 5%, тут не только Азия (которая тоже разная), но и добрая половина Европы (причем чем ближе к восточной тем больше ценности к нашим подтягиваются)
Ну и в исходной статье я бы отметил что данный подход очень поможет на американском рынке например, но - стоит учитывать культурные различия.... А то ведь неопытные товарищи впитают как губка и пойдут рубить с плеча без расшаркиваний. И будут потом недоумевать "Толи лыжи не едут, то ли автор рекомендаций что то не то порекомендовал"
А Тиньков... Как раз его скилл - правильно подобрать команду которая в таких делах уже опытная и знает как работать с разнокультурьем.
peterzh Автор
03.07.2025 05:20Конечно спорно :)
Я в Европе (Швейцария и Голландия) вполне себе работал. Нормальный у меня подход для них: говори с конца, говори кратко и говори, что тебе надо, чтобы решить вопрос - вполне рабочая схема.
Вы видите иначе - расскажите, что не так. Все, что я пишу, основано на моем опыте. Я допускаю, что он может быть и другой, мне интересно услышать примеры, когда то, о чем я пишу, не работает.
Но только реальными примерами давайте. Тиньков - фиг с ним он далеко и это не личный опыт, тут согласен.
kinall
С третьим пунктом не согласен.
Нет, растягивать на полчаса не надо, конечно, но если начать с
, у меня, как у начальника, будет моментальная реакция типа «да блин, опять... Ну нету у меня бюджета на найм, нету!» - и всё. Уже неважно, что вы скажете дальше, ответ у меня в голове сложился. Возможно, я вас даже не дослушаю и уйду.
А вот в случае
я сначала услышу «не потерять заказчика», и это меня заинтересует. И тогда я уже начну что-то обсуждать, выяснять... В общем, я выслушаю до конца, и разговор пойдёт.
Наверное, вы имели в виду «Начинай с важного для собеседника»? Тогда да, не поспоришь. Начали с не-потери заказчика - приковали внимание к себе. Начали с того, как вы трындели с лидом - вообще пофиг, акт коммуникации провален.
peterzh Автор
хороший пример непроработанной для начальника эскаляции) вы скажете "нет бюджета, иди еще думай" - и пошлете менеджера подумать еще раз, не тратя кучу времени на выслушивание обоснования. Что и есть экономия вашего (и его) времени.
В следующий раз он придет с другими вариантами, которые вам подойдут лучше, но начнет не с прелюдии а с того, о чем я писал отдельно: "есть проблема, есть такие то варианты решения, прошу вас выбрать".
Суть подхода не в правильной формулировки цели - про это есть отдельная статья (кстати, надо добавить ссылку). Суть в том, чтобы сразу сказать цель, чтобы собеседник выбрал сам: слушать дальше или нет.
Вы на своем примере тезис подтвердили )
kinall