Сегодня продолжаем разбираемся с запрещенкой в IT, и выясняем, что с ней не так.

Это часть вторая, первая часть находится вот тут и разбирает две самые популярные фразы, которыми Менеджеры пытаются защищаться от злых начальников и заказчиков, но почему то это их никогда не спасает.

Сегодня следующие фразы: одна показывает полную беспомощность, а вторая нежелание менеджера включить голову и немного поработать менеджером (то есть управлять).

Дисклеймер: эти фразы я считаю запрещенными только для менеджеров - именно им нужно уметь договариваться в сложных обстоятельствах, когда очень хочется всех послать нафиг. Причем, думать такое не запрещается, но транслировать негатив «на волю» не надо, это сильно мешает. Об том и статья ниже.

Статья написана по мотивам публикаций в моем ТГ канале «Морковка спереди, морковка сзади», который полностью посвящен управлению в IT, а особенно той его части, которой толком никто не учит: софтскиллам. Если вам это интересно, заходите, читайте и подписывайтесь. Ну и читайте другие мои статьи на Хабре про управление.

И начнем с ……

Мы проговаривали!

Если вам захотелось сказать это стоп-слово, значит, скорее всего, вы уже крепко вляпались: вы решили, что вы с кем-то договорились, но другие оказались не в курсе)

У меня плохие новости: «МЫ ПРОГОВАРИВАЛИ» не поможет: ведь если договоренность нигде не зафиксирована, это значит, что ее нет. Увы и ах: «я ему сказал, а он согласился» или «он обещал сделать в понедельник» - пустой звук, если это не было записано.

Как я уже много раз говорил, если ваша встреча не закончилась зафиксированными договоренностями, считайте, что вы провели ППР (потрындели и разошлись, только грубее, на Хабре нельзя) встречу.

Это, кстати, одна из самых частых причин увеличения объема проектов - менеджер не зафиксировал договоренности. Причем сам менеджер до последнего искренне верит, что он все зафиксировал, что кивок заказчика и отправленное сообщение в чатик, у которого статус "прочитано" - это ОК.

 Нет, это НЕ ОК, это, как сейчас модно говорить - редфлаг ⚠️

 Если у вас есть любая договоренность, она должна быть зафиксирована:

  • в документе;

  • в протоколе;

  • в записи разговора;

  • в мессенджере.

Но и этого мало: у вас должен быть четкий и прямой "ОК" на документ, протокол, сообщение. Если у вас запись разговора, ОК должно быть слышно на встрече. Не то, что вы сами себе придумали, а реальный ОК. 

Вы проговорили, а ОК нет, потому что "мы, русские, друг друга не обманываем?" - поздравляю, у вас большой риск увеличения объемов, добавляйте себе в реестр, потому что любая дружба с клиентом/бизнесом/подрядчиками и милейшими сейлзами может закончиться в один момент при серьезных разборках. И останется только то, что было в контракте и в подтвержденных сообщениях и протоколах.

Ну а если вы хотите максимальной паранойи, то вспомните, что в Телеге можно бесследно удалять сообщения, так что аккуратнее с подтверждениями там (у меня до такого не доходило, но все случается в первый раз).

Поэтому:

  • Договорились? Фиксируйте и получайте подтверждение.

  • Не зафиксировали? Ваш косяк.

  • Зафиксировали, но не получили подтверждение? Ваш косяк.

И тут будет совершенно бесполезно говорить «Мы проговаривали» - вы только сделаете свою ошибку максимально видимой для окружающих, не более. Тут уж лучше смолчать и отфиксироваться на том, что есть, чтобы больше ситуация не повторилась.

На этом все про третью фразу и переходим к четвертой...

У меня нет на это ресурсов!

Коннотаций у данной фразы несколько, в определенной ситуации ее использовать можно, в определенной – запрещено. Давайте разберёмся.

Когда можно.

Когда вы работаете в линейном отделе, у вас команда занимается поддержкой и развитием систем, а к вам бегает ваш же внутрикорпоративный бизнес или какие то залетные РПшники с мутными проектами, которые хотят забрать ваши ресурсы, расписанные на год вперед и подтверждены беклогом, согласованным всеми-всеми-всеми. Тогда, если вы просто будете соглашаться, ваш идеальный беклог порвут на британский флаг, в чем потом вы сами и будете виноваты. Внутри большой компании часто важнее линейная работа, и когда вы работаете в режиме «я одна, а вас много», иногда стоит окопаться, прикрыться беклогом и слать всех по бизнес-процессу (если он есть?).

Но есть нюанс: в больших компаниях очень много политики, и есть Уважаемые Люди, которым не стоит отказывать и про это дальше

Когда не стоит.

Нехорошо «У МЕНЯ НЕТ РЕСУРСОВ» звучит, если вы говорите это своему шефу, который накидывает вам срочную задачу. Шеф наверняка в курсе ресурсных проблем, а ваша фраза вашему прямому заказчику уже выглядит как перекидывание проблемы на чужую (очевидно, его) голову. Реакцию это вызовет аналогичную реакции на фразу «Этого нет в моей должностной инструкции».
Шеф вам скажет примерно тоже, что и я: перед тем, как говорить, надо подумать, а что можно сделать, какие критичность, объем, что можно подвинуть в текущем беклоге? То есть включить голову, потратить время и найти варианты. И если подумать, побегать, спросить – проблема, внезапно, оказывается решаемой.

И давайте честно: когда вы говорите: «У МЕНЯ НЕТ РЕСУРСОВ», вы как раз не хотите этим заниматься, а хотите, чтобы это был кто-то другой. Если разобрать, это просто желание спрятать голову в песок, лежать под одеялкой и пить какао с зефиринками, как на моей любимой картинке:

Татьяна Задорожная, спасибо вам за мотиватор!
Татьяна Задорожная, спасибо вам за мотиватор!

Но жизнь не балует, так что не удивляйтесь ответу от шефа: «нет ресурсов – пойди и найди». Шеф будет не очень конструктивен, но вы первый начали.

Когда вообще запрещено.

Если вы в заказной разработке – не говорите этого заказчику никогда. В отличие от «ЭТОГО НЕТ В ТЗ», где формально вы правы, здесь вы неявно даете сразу несколько сообщений:

  1. Вы не способны помочь заказчику.

  2. Вы не хотите включить мозг и разобраться, что происходит.

  3. У вас в компании (или отделе) есть проблемы, и ваш отдел не способен выполнять пожелания клиента.

  4. Вместо того, чтобы решить эти проблемы внутри, вы жалуетесь заказчику.

Вы уже поняли, насколько вы одной фразой закопали себя, шефа, аккаунт менеджера и компанию?

Всегда помним: заказчику без разницы, есть у вас ресурсы или нет, ему нужно решение. Поэтому его первой реакцией будет не послушать вас, бедного и несчастного, а пойти и найти того, кто сделает – это раз.

Два: вы только что косвенно признали, что ваша компания (в вашем лице) не способна решать проблемы клиента в нужные клиенту сроки. Это намного серьезнее. Это повод разговора на высоком уровне об эффективности вашего отдела/компании. А такие разговоры – это большая проблема для вашего руководителя или вообще всей цепочки руководителей до топ-менеджмента. Просто представьте: «сам сотрудник отдела признает, что у них там большие проблемы, и они не справляются, давайте мы кого-нибудь уволим?» Ну и ваш шеф, чтобы не уволили его самого, захочет уволить кого-то еще. Кого? Правильно, вас.

Это политика, и, по моему опыту, фраза неопытного менеджера «У МЕНЯ НЕТ РЕСУРСОВ» может очень хорошо использоваться в разных корпоративных играх. Так что не давайте шанса, не говорите эту фразу просто так, без веского обоснования (о нем – дальше).

Что делать вместо этого?

База: учитесь говорить НЕТ тактично (Руководитель проектов: как говорить заказчику «нет», когда заказчик хочет слышать только «да»?).

Если читать статью лень то tldr такой:

  1. Поймите и запомните мотивацию: почему это важно для вашего заказчика.

  2. Берите паузу. Даже в самых критичных ситуациях час-два подождать можно.

  3. Оцените, что можно сделать vs какие будут последствия отказа.

  4. Посоветуйтесь со старшими (шеф, опытные коллеги, если шеф недоступен).

  5. Если твердо решили сказать «НЕТ РЕСУРСОВ», предупредите тех, к кому прилетит эскалация (шеф, сейлз, аккаунт), согласуйте ее и только потом официально говорите.

Мораль

Запрещенные фразы очень хитрые: выглядят так, что иногда можно и сказать, но чаще лучше не говорить, а сказать другое или иначе.

В этом тоже состоит степень опытности (ака синьорности) менеджера: он сам способен определить когда и что можно сказать, а когда стоит промолчать, взяв паузу " на подумать".

Поэтому я не запрещаю произносить эти фразы (да кто я такой, чтобы указывать), я призываю вас, если вам вдруг захотелось сказать одну из них, взять паузу. И в эту паузу перечитать мою статью.  Возможно после этого одной проблемой у вас станет меньше, а это уже хорошо, значит моя цель достигнута :) 

Комментарии (0)