Вот уже 6 лет я живу с милым 2-х метровым тестировщиком, а также получаю образование как психолог. Потому, когда я выбирала тему для своей магистерской по психологии, я захотела соединить свои научные интересы в психологии и мой главный личный интерес - мужа.
Пока читала научную и не очень литературу, получилось сложить некий «портрет» отрасли с точки зрения психологии, чем и хочу сегодня поделиться.
Можно помочь мне собрать данные для исследования пройдя 3 коротких теста по ссылке на Psytest. Буду очень благодарна!
Начну кратко с того, что такое психосоматика. Распространенный миф: болит горло - это ты не высказал накопившуюся обиду. И да, и нет. Простым языком: у человека в связи со стрессовыми ситуациями (резкими типа болезни или хроническими типа рабочего стресса) накапливается напряжение. Можно сбрасывать его (например, ходить в спортзал, петь с друзьями в караоке, проговаривать на кухне с друзьями и т.д.), а можно накапливать (когда либо не знаешь, как это сбросить, либо напряжение такое большое, что не сбрасывается привычными способами). И тогда тело с психикой (сами (!) без осознанного решения человека) кооперируются и сбрасывают это напряжение в какую-то часть тела. У кого-то полетит ЖКТ, у кого-то будет нон-стоп болеть голова, кто-то постоянно будет хватать грипп и, простигосподи, ковид. Такие заболевания, вызванные не биологическими факторами, а психологическими и носят название психосоматических.
Есть давно признанные сферы, где подобные ситуации нередки: это педагоги, врачи и, кстати говоря, психологи, т.е. представители “помогающих” профессий. А как же обстоят дела в IT? Спойлер: очень не очень.
Во-первых, на IT-сферу накладываются все проблемные точки, которые возникли с развитием технологий в принципе. (В скобках после каждого тезиса будет ссылка на реальные научные статьи, откуда я это вычитала). Это такие вещи как:
1.Проблема использования социальных сетей, которая приводит к зависимости и депрессии [33].
2.Отдельно выделяют проблему игровой зависимости, которая помимо очевидного вреда также привносит проблемы с социализацией, проблем со здоровьем из-за сидячего образа жизни и отсутствия физической активности и т.д. [15].
3.Изменение социализации и ценностей из-за смены традиционных институтов социализации (семья, школа, институт) на новые (интернет-сообщества). Также стираются границы между нормой и патологией (не нормой) (например, импульсивность трактуется как «жизнь на высокой скорости») [21].
4.Появление новых феноменов, таких как кибербуллинг, кибермошенничество, а также усиление «цифрового разрыва» (социально-экономическое неравенство доступа к использованию технологий, а также способностей и навыков пользоваться ими) [20].
5.Влияние на образование и психологическую помощь. Происходит подмена знаний информацией, вместо усилий по обучению предлагаются развлечения, наблюдаются трудности различать реальные факты от субъективных мнений (зачастую высказываемых псведоэксперами) [20].
6.Коммуникативные проблемы: онлайн общение не дает глубины и интенсивность реального, теряется способность устанавливать долгие доверительные отношения, часть навыков (считывание невербилики, например) утрачивается и пр. [14].
7.Проблема технологических зависимостей. «Технологии обуславливают такие условия взаимодействия с ними как немедленное вознаграждение, интерактивность, доступность, многофункциональность» [14]. Стирается граница между нормой и патологией, нет четкой разницы между понятиями «проблемное использование», «чрезмерное использование» и «зависимость» [7].
8.Технологии становятся частью идентичности (т.е. ответа на вопросы “Кто я” Какой я?”. Гаджеты встраиваются в образ Я, потеря гаджета воспринимается и переживается крайне болезненно; человек теряет связь с прежними референтными группами (семья и сверстники), появляется “многооконность” самоидентификации [7, 15, 19, 25].
9.Проблема информационного шума, который является признано одним из важнейших стрессовых факторов у современного человека. Он приводит к к развитию «синдрома информационной усталости», «параличу мышления», снижению аналитических способностей, появлению тревожности, бессонницы, ухудшению памяти [13].
10.Отдельно, но в связи с предыдущим пунктом отмечается проблема использования «улучшающих технологий». Например, использование фармацевтики не в медицинских, а в эстетических или иных целях (паксил – для улучшения самочувствия и настроения в норме, гормон роста – для улучшения внешнего вида) [18, 19].
11.Проблема границ в виде утраты приватности и контроля за личной информацией, формирования «цифровой тени» (образа человека в сети, который трудно контролируется и дополнительно размывает границы и самоидентификацию) [24].
12.Отдельным пунктом нужно выделить депривацию сна, происходящую из-за чрезмерного использования и/или зависимостей от гаджетов, которая может служить источником самых разных соматических проблем в любом возрасте [26].
Опять же коротко: все вышеперечисленное создает большой стрессовый фон для всего общества и IT-специалистов в частности, что на языке науки является “фактором риска развития психосоматических заболеваний”.
Однако это были “цветочки”, под влиянием которых находится любой человек XXI века. А что же по “ягодкам”, касающимся непосредственно IT-сферы. Какие риски дает она?
1.Несоблюдение санитарно-гигиенических и эргономических норм работы, технических стандартов, неудовлетворительная организация труда [11]. Повзолю себе поделиться, мужу позвонили за час до свадьбы с просьбой “быстренько пофиксить что-то” - ноль комментариев.
2.Необходимость непрерывного «циклического обучения», ведущая к истощению. [6].
3.Высокий уровень многозадачности. Нужно мало того, что совмещать в себе несколько функциональных и командных ролей, так еще и непрерывно общаться с коллегами из разных городов и даже стран, разного возраста, уровня подготовленности и т.д. [5, 27].
4.Необходимость высокого уровня функциональной многозадачности. Исследователи, говоря о развитии hard-skills и soft-skills на разных этапах профессионализации IT-специалистов, подчеркивают гетерохронность и неравномерность развития указанных навыков, которые тем не менее протекают в сложном процессе метасистемогенеза [10].
4. «Высокая степень непредсказуемости как часть повседневной работы», рассредоточение работы во времени и пространстве благодаря удаленке приводят к «нарушению циркадного ритма и социального времени, что приводит и к нарушениям в личной жизни» [5].
5. «Ловушка» удаленной работы и гибкого графика. Помимо указанных в пункте выше влияний на социальную и личную жизнь возможность работать из любой точки земного шара «создаёт установку на рабочую активность в любом месте и времени» [1]. Подобное положение формирует феномены трудоголизма и прокрастинации [2].
6.Организационная среда, которая становится «ритмоводителем для физиологических циклов человека» [5]. Сон и еда подстроены под расписание встреч, которое может поменяться за полчаса до той самой встречи.
К этому пункту также относят использование информационных технологий как ресурса управления человеческим ресурсом. За счет этого снижается доля реального общения между специалистами, руководством, заказчиками и исполнителями, что ведет к сложностям в реализации планов, нарушения в передачи информации, проблемам трудовых отношений и трудовой мотивации, адаптационным проблемам в новых коллективах и т.д.[8].
Есть научные данные, которые подтверждают, что у работников, ежедневно использующих персональный компьютер выявлен так называемый «компьютерный синдром», который включает в себя: вегетативную дисфункцию (когда плохо работают внутренние органы), заболевания костно-мышечной системы, ЖКТ и щитовидки, психологические нарушения типа фобии, депрессии и астении [12].
В.Падма с соавторами на выборке около 1000 IT-специалистов выявил их профессиональные заболевания, вызванные «технострессом», т.е. длительным использованием IT-технологий: у 56% специалистов выявлены болезни опорно-двигательного аппарата, у 54% - депрессия, тревога и бессонница, у 40% - ожирение, у 22% - гипертония, у 10% - диабет, у 56% испытуемых, гипертония - у 22%, диабет - у 10% [9].
При этом И. В. Забара и Р. Р. Бхупатираджу подтвердили, что подобные негативные последствия существенно снижаются в виду отношения специалиста к профессиональной деятельности [9, 17]. Есть исследования, в которых говорится, что на рост или уменьшение негативных рисков от профессии влияет «отношение к профессиональным задачам и ситуациям как эмоционально значимым» [23], т.е. имеющим личностный смысл и ценность. Например, «сотрудники с удовлетворительным балансом между работой и личной жизнью <…> как правило, более эффективны на работе и реже истощаются от работы» [4, 16].
В связи с этим я предположила, что те, специалисты, которые имеют определенные ценности, например, не просто заработок денег, но и развитие отрасли. создание крутого продукта, который будет помогать людям, будут больше переживать за свою работу, а потому будут больше подвержены всем негативным вещам, о которых написано выше.
Надеюсь, что было интересно прочитать (местами не смогла убрать научный стиль - все же эти данные взяты мной для диссера). У меня уже набрано более 40 человек, которые прошли тесты и видны многие тенденции. Например, такая ценность как престиж профессии - вообще оказалась не ценностью - по ней ооочень низкие баллы. И есть еще одна хорошая новость - низкие баллы наблюдаются и по шкале депрессии. Но есть и не очень - очень высокие баллы по шкале “стресс” и “соматизация” (это как раз процесс перевода напряжения в физические болезни).
Хочется набрать еще респондентов, чтобы исследование было реально полезным, потому кину сюда еще раз ссылку на него и буду очень благодарна, если пройдете его - там всего 3 небольших теста уже с расшифровкой по вашим данным!
https://psytests.org/study.html?b=8013
Литература
Список литературы
1. Андрющенко О. В., Бехтева Е. А. Профессиональное выгорание программистов в период пандемии и удаленной работы / О. В. Андрющенко, Е. А. Бехтева // Гуманитарный научный журнал. – 2002. – № 4-2. – С. 8-15.
2. Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дис. … д-ра психол. наук. – М., 2016.
3. Бочавер А. А., Докука С. В., Сивак Е. В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков / А. А. Бочавер и др. // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». – 2019. – Том 8. – № 3. – С. 1-18. ISSN: 2304-0394.
4. Водопьянова Н. Е., Журина М. А. Особенности ценностно-мотивационной сферы IT-специалистов / Н. Е. Водопьянова, М. А. Журина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 91-99.
5. Водопьянова Н. Е., Чесноков В. Б. Специфические риски выгорания специалистов IT-сферы: факты, гипотезы, перспективы исследования / Н. Е. Водопьянова, В. Б. Чесноков / Н. Е. Водопьянова и др. // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2022. – № 1 (18). – С. 58–62.
6. Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор / О. О. Гофман и др.// Организационная психология. – 2023. – Т. 13. – № 1. – С. 117-144.
7. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // национальный психологический журнал. – №1(7). – 2012. – С.81-87.
8. Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Личность и виртуальная организация: психоло гические проблемы и перспективы научных исследований / А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский // Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – №6-4 (24). – С. 318-323.
9. Забара И. В. Твердоступ К. Г. Взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов с различным ценностно-смысловым отношением к профессиональной деятельности // И. В. Забара, К. Г. Твердоступ // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – №11-2 (101). – С. 135-139.
10. Карпов А. В., Карпов А. А., Присяжнюк С. О. Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы / А. В. Карпов, А. А. Карпов, С. О. Присяжнюк // National Psychological Journal. – 2024. – №19 (4). – С. 201-214.
11. Плоткина Л. Н. Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий (ИТ) / Л. Н. Плотникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №5. – С.137-144.
12. Плотникова М. В. Влияние труда, связанного с работой на персональном компьютере, на состояние здоровья пользователей / М. В. Плотникова // Медицина труда и промышленная экология. – 2011. – № 11. – С. 29-33.
13. Синдром информационной усталости как следствие глобальных трансформационных процессов / Жилин И. С. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2020. – №2 (18). – С.23-29.
14. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2 (22). – С. 50-60.
15. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на раз витие личности и формирование патологических форм адаптации / А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 16-24.
16. Banu R. A. A structural equation model-II for work-life balance of IT professionals // Serbian Journal of Management. – 2016. – №11 (1). – P.141-148.
17. Bhupathiraju R. R. Burnout: An Ethnographic Study of Occupational Stress among Mid-Career IT Professionals in Hyderabad, India // Masters thesis. Indian institute of technology, Hyderabad, 2019.
18. DeGrazia D. Enhancement technologies and human identity // J. of Medicine and Philosophy. – 2005. – Vol. 30. – P. 261-283.
19. Elliott C. Enhancement technologies and the modern self // J. of Medicine and Philosophy. – 2011. – Vol. 36. – P. 364-374.
20. Growing up in a digital world: benefits and risks // The Lancet Child & Adolescent Health. – 2018. – Vol. 2. – № 2. – P. 79.
21. How technology changes everything (and nothing) in psychology / Annual report of the APA Policy and Planning Board // American Psychologist. – 2008. – № 64. – P. 454-463.
22. Padma V., Anand N. N., Gurukul S. S., Javid S. S. M., Prasad A., Arun S. Health problems and stress in information technology and business process outsourcing employees // Journal of pharmacy & bioallied sciences. – 2015. – № 7 (Suppl 1). – P. 9-13.
23. Pawlowski S. D., Kaganer E. A., Cater J. J. Focusing the research agenda on burnout in IT: social representations of burnout in the profession // European Journal of Information Systems. – 2007. – №16 (5). – P.612-627.
24. Shroff M., Fordham A. «Do you know who I am?» – exploring identity and privacy // Inform. Policy. – 2010. – Vol. 15. – P. 299-307.
25. Srivastava L. Mobile phones and the evolution of social behavior // Behavior and Inform. Technology. – 2005. – Vol. 24, iss. 2. – P. 111-129.
26. Woods H.C., Scott H. Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem. // Journal of Adolescence. – 2016. – Vol. 51. – P. 41-49.
27. Zaza S., Riemenschneider C., Armstrong D. J. The drivers and effects of burnout within an information technology work context: a job demands-resources framework // Information Technology & People. – 2021. – URL: https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1108/ITP-01-2021-0093 (дата обращения 22.09.25).
Комментарии (3)

lil_master
01.11.2025 10:58![Ссылка [33] Ссылка [33]](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8e7/f63/3a2/8e7f633a2901fa8c1f83cdb73faee981.png)
Ссылка [33] ![Конец списка источников литературы, а где [33]? Конец списка источников литературы, а где [33]?](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e9c/79c/f09/e9c79cf09d887e10b42c854b5c5e4b86.png)
Конец списка источников литературы, а где [33]? и, простигосподи,
ответа на вопросы “Кто я” Какой я?”.
т.е. длительным использованием IT-технологий: у 56% специалистов выявлены болезни опорно-двигательного аппарата, у 54% - депрессия, тревога и бессонница, у 40% - ожирение, у 22% - гипертония, у 10% - диабет, у 56% испытуемых, гипертония - у 22%, диабет - у 10% [9].А еще сливают карму "за грубость" нимилымнидвухметровым.
Может быть это не у айтишников проблемы со здоровьем и не только, а у недопсихологов?

JBFW
01.11.2025 10:58Всегда казалось, что слово "психосоматика" - это про другое: когда представление типа "я так устал, я такой старый, мне уже 30 лет" приводят к физическому оскуфливанию, в виде заплывшего жиром тела, болей в суставах и прочему подобному.
То есть человек убежден, что стар, болен, "уже возраст не тот", "в моем возрасте так не принято" - и он действительно становится стар, болен...
lil_master
Тот самый случай, когда объект научного исследования, субъективное личное отношение к "этому объекту", банальный пиар и женские сплетни о "своих милых кабельках" (объектах исследования разумеется) сплелись в одну статью на хабре. Психология, да и только.