Все мы знаем эту формулу a^2 + b^2 = c^2.

Это, пожалуй, единственное знание из школьной геометрии, которое остается с человеком на всю жизнь, даже если он работает баристой или курьером.

Но задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему именно квадраты?
Почему не кубы? Почему не просто сумма модулей |a| + |b|?

Если вы спросите учителя, он нарисует квадратики на сторонах треугольника. Если вы спросите преподавателя вуза, он напишет определение скалярного произведения.
И оба они, по сути, вас обманут. Или, скажем мягче, недоговорят правду.

Сегодня мы разберем этот «черный ящик» и увидим, что теорема Пифагора — это вовсе не про треугольники. И доказывать её нужно совсем не так, как нас учили.

Школьная программа не дает ответа. Более того, история преподавания теоремы Пифагора — это история того, как живую, наглядную геометрию превращали в суху��, мертвую алгебру. Нас уводили всё дальше от понимания сути в сторону абстракции.

Сегодня мы разберем этот путь деградации и покажем доказательство, которое вернет вас к реальности. Спойлер: теорема Пифагора — это не про треугольники. Она про зеркала.

Приготовьтесь к полному разрыву всех шаблонов!


Хроника потери смысла: от механики к абстракции

Я сам закончил обычную среднюю школу в 2005-м году. Помню, что мои одноклассники совершенно не понимали доказательства теоремы Пифагора и не могли его воспроизвести, потому что оно требовало дополнительного построения (проведения высоты), сопоставления пар подобных треугольников и проведения вычислений. Это сухое, абстрактное доказательство, за которым не стоит никакого ясного смысла. Но почему дают именно его?

Давайте посмотрим, как менялись доказательства в учебниках. Вместо того чтобы делать понимание проще, образование делало его всё более абстрактным и оторванным от физического мира, все менее понятным для школьников и студентов.

1. Золотой век: «Пифагоровы штаны» и жидкая геометрия

В классической геометрии (например, в «Началах» Евклида) доказательство было шедевром инженерной мысли. Оно опиралось на сдвиг.

Как это работает.

Представьте квадрат, построенный на катете. Мысленно «толкните» его верхнюю сторону параллельно основанию. Квадрат превратится в параллелограмм.

Пифагоровы штаны во все стороны равны
Пифагоровы штаны во все стороны равны
  • Физика: представьте стопку карт. Если сдвинуть стопку вбок, её форма изменится, но площадь боковой грани останется прежней. Высота та же, основание то же.

  • Далее этот параллелограмм «сдвигается» и поворачивается вниз, превращаясь в прямоугольник, который идеально заполняет часть квадрата гипотенузы.

  • Сам чертеж из трех квадратов, расходящихся в разные стороны, напоминал школярам покрой мужских брюк. Отсюда и пошла знаменитая поговорка «Пифагоровы штаны во все стороны равны», которую зубрили поколениями, часто даже не понимая сути доказательства. А в наше время совсем мало кто знает ее смысл.

Это было доказательство-мультфильм.

Вы видели, как площадь одного квадрата перетекает, словно жидкость, в другой, меняя форму, но сохраняя объем. Это было абсолютно строго и при этом интуитивно понятно любому, кто хоть раз видел покосившийся забор.

Почему это убрали:

потому что возник тренд на арифметизацию анализа и исключение геометрических соображений из учебных курсов. Живую геометрию заменили мертвыми буквами.

Почему это работает? (Магия сдвига)

Магия сдвига
Магия сдвига

На иллюстрации мы видим промежуточный этап: квадраты превратились в два параллелограмма. У читателя (и у внимательного критика) возникает два вопроса:

  1. Почему мы уверены, что площадь не изменилась?

  2. Почему эти параллелограммы так идеально стыкуются своими длинными сторонами, образуя единую фигуру?

Давайте докажем это наглядно и строго.

1. Инвариант площади

Взгляните на фиолетовый параллелограмм.

  • Его основание — это катет исходного треугольника (длина a). Оно неподвижно.

  • Его высота — это расстояние между параллельными прямыми (между катетом и верхней стороной исходного квадрата). Это расстояние равно стороне квадрата (a).

При сдвиге верхняя грань скользит вдоль параллельной прямой.

S = \text{Основание} \times \text{Высота}

Так как ни основание (a), ни высота (a) не изменились, площадь параллелограмма тождественно равна площади исходного квадрата (a^2).

То же самое верно и для зеленого (b^2).

2. Почему они сходятся в одну точку? (скрытый поворот)

Это самый красивый момент. Посмотрите на длинные наклонные стороны синего и зеленого параллелограммов. Чему равна их длина?

Представьте треугольник, который «отрезается» сдвигом снизу и «приклеивается» сверху.
Этот маленький треугольник равен нашему исходному прямоугольному треугольнику!

  • При сдвиге мы деформируем квадрат до тех пор, пока боковая грань не станет вертикальной (перпендикулярной гипотенузе, если перевернуть картинку).

  • Геометрически это означает, что длинная наклонная сторона параллелограмма равна гипотенузе (c) исходного треугольника.

Доказательство:
Если мы повернем исходный треугольник на 90 градусов, его катеты станут сторонами наших квадратов, а гипотенуза станет как раз той самой длинной стороной параллелограмма.

Тайна скрытого поворота
Тайна скрытого поворота

Вывод:

  1. Длинная сторона синего параллелограмма равна c.

  2. Длинная сторона зеленого параллелограмма равна c.

  3. Следовательно, когда они «стекают» вниз (во второй фазе анимации), они образуют квадрат со стороной c.

А вертикальная линия, по которой они соприкасаются на рисунке — это в точности высота, опущенная из прямого угла на гипотенузу. Она делит квадрат гипотенузы на два прямоугольника, площади которых равны a^2 и b^2 соответственно.


2. Шаг к деградации: метод пазла (площади)

Первый этап деградации — метод перекраивания. Тот самый, в котором квадрат режут на части (обычно 4 треугольника и квадратик) и перекладывают их.

Метод перекладывания
Метод перекладывания

«Смотри!»: самый дерзкий жест в истории математики

У этой картинки удивительная судьба.

В XII веке великий индийский математик Бхаскара II (также известный как Бхаскарачарья) включил этот чертеж в свой монументальный труд «Венец учения». Представьте себе: вы читаете серьезный научный трактат. Идут сложные вычисления, астрономические таблицы... И вдруг — страница, на которой нет ни аксиом, ни теорем, ни длинных уравнений.

Бхаскара нарисовал квадрат, внутри которого были четыре треугольника, и просто написал под ним одно слово на санскрите:

«Смотри!»

Бхаскара понимал фундаментальную вещь, которую мы забыли: геометрия — это искусство видеть, а не искусство жонглировать символами. Если вы видите, как четыре треугольника перегруппировываются, оставляя разные «дырки», любые слова становятся информационным шумом. Доказательство свершилось в вашем мозгу в тот момент, когда вы просто посмотрели на чертеж.

Китайский след: Гоу и Гу

Но даже Бхаскара не был первопроходцем.

За тысячу лет до него, когда Пифагор, возможно, еще даже не родился, китайские астрономы уже использовали эту схему как самоочевидный факт.

В древнейшем трактате «Чжоу-би суань цзин» (математический трактат о гномоне чжоу, ок. I в. до н. э.) эта теорема называлась теоремой Гоу-гу. Китайцы мыслили конкретно:

  • Гоу (крюк) — это короткий катет.

  • Гу (бедро) — длинный катет.

  • Сянь (тетива) — гипотенуза.

Для древних инженеров и астрономов истинность формулы a^2 + b^2 = c^2 была так же очевидна, как то, что вода мокрая. Им не нужны были доказательства через абстрактные треугольники, потому что они каждый день использовали этот принцип, чтобы измерять поля и наблюдать за звездами.

В чем подвох: да, это наглядно, как детский пазл. Но это убивает понимание непрерывности пространства. Это дискретная геометрия. Мы видим, что "сошлось", но не чувствуем, по какому закону оно сходится. Это фокус, а не наука.

Но и это доказательство стало исчезать из школьных учебников.

В чем трагедия: мы заменили кристально ясное, интуитивное «Смотри!» на страницы сухих вычислений. Мы перестали доверять своим глазам и начали верить только формулам. И именно в этот момент теорема Пифагора превратилась из живого знания в скучную «обязаловку» для сдачи ЕГЭ.

3. Полный разрыв с реальностью: подобие треугольников

И, наконец, современное дно школьной программы — доказательство через подобные треугольники. Мы проводим высоту, пишем пропорции a/c = c_a/a, перемножаем крест-накрест... и получаем формулу.

Абстракция берет верх

Взгляните на то, как это преподают сейчас. Исчезли площади, исчезла «жидкая геометрия». Остались только сухие линии и пропорции.

Рисунок к теореме Пифагора
Рисунок к теореме Пифагора

Доказательство выглядит безупречно строго, но оно полностью скрывает суть происходящего за частоколом формул и на самом деле не является строгим.

  1. Пусть \angle B = 90^\circ. Проведём высоту BH (оранжевая линия).

  2. Рассмотрим углы. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90^\circ.

    • \angle A + \angle C = 90^\circ

    • \angle CBH + \angle C = 90^\circ (в треугольнике HBC)

    • Следовательно, \angle A = \angle CBH (отмечены оранжевыми дугами).

  3. Магия подобия:
    Из равенства углов следует, что маленький треугольник HBC подобен большому ABC.
    Составим пропорцию (отношение катета к гипотенузе):

    \frac{HC}{BC} = \frac{BC}{AC} \quad \Rightarrow \quad BC^2 = AC \cdot HC \quad (1)

    Аналогично, треугольник HBA подобен большому ABC.

    \frac{AH}{AB} = \frac{AB}{AC} \quad \Rightarrow \quad AB^2 = AC \cdot AH \quad (2)
  4. Алгебраический финал:
    Просто сложим равенства (1) и (2):

    Выносим общий множитель AC:

    AB^2 + BC^2 = AC \cdot (AH + HC)

    Но (AH + HC) — это и есть вся гипотенуза AC.

    AB^2 + BC^2 = AC \cdot AC = AC^2

В чем подвох?

Здесь есть две проблемы: одна очевидная, а вторая — фундаментальная, о которой молчат даже учителя.

1. Проблема наглядности: «Черный ящик»
Это доказательство работает как мясорубка: вы загружаете на вход треугольники, крутите ручку алгебры (пропорции), и на выходе получаете фарш из формулы a^2+b^2=c^2.
Но вы не видите, почему это произошло. Где здесь квадраты? Как они физически собираются? Вы видите только арифметику букв. Геометрический смысл полностью утрачен.

2. Проблема строгости: великий школьный обман
Нам говорят, что доказательство через подобие — самое строгое и научное. Это ложь.

Интуитивно подобие понятно — это просто «зум» фигуры. Но строго математически подобие опирается на Теорему Фалеса о пропорциональных отрезках. Тут-то и зарыта собака.

  • В учебниках теорему Фалеса честно доказывают только для соизмеримых отрезков (длины которых относятся как рациональные числа, дроби).

  • Но в прямоугольном треугольнике стороны часто несоизмеримы (если катеты 1 и 1, то гипотенуза \sqrt{2} — иррациональное число).

Чтобы честно доказать подобие для иррациональных чисел, нужна теория пределов или теория действительных чисел (дедекиндовы сечения). Этого нет в программе 8-го класса.

Что делают авторы учебников?

Они совершают логическое преступление: доказывают теорему для простого случая (дробей), а потом молча, «контрабандой», применяют её для всех случаев.

Итог.

Школьное доказательство через подобие — это колосс на глиняных ногах. Оно не только убивает геометрическую интуицию, но и само по себе является логически «дырявым», создавая у детей иллюзию строгости там, где её нет. Нас приучили слепо верить формулам, даже если фундамент под ними держится на пустых словах.


3. Вузовский «чит-код»: векторная алгебра

Поступая в технический вуз, студент думает: «Ну, сейчас мне объяснят всё по-взрослому».
На лекции по линейной алгебре выходит профессор и пишет:

> Определение: Скалярным произведением векторов \vec{a}(x_1, y_1) и \vec{b}(x_2, y_2) называется число x_1x_2 + y_1y_2.
> Определение: Длиной вектора называется |\vec{a}| = \sqrt{(\vec{a}, \vec{a})} = \sqrt{x^2 + y^2}.

Стоп. Подождите.

Вы только что постулировали теорему Пифагора внутри определения!

Главная проблема: нам дали формулу, но не объяснили ее физический смысл. Почему длина — это корень из суммы квадратов? Почему метрика нашего мира именно такая? Векторное определение — это удобный инструмент инженера, но это капитуляция математика, который перестал спрашивать «почему»

Естественный подход должен быть другой — вывести теорему Пифагора из привычных нам свойств пространства и нашего понимания длины.

Самое неожиданное заключается в том, что этот подход не только очень нагляден, но и является еще более естественным, понятным и глубоким, чем подход Евклида!


4. Доказательство теоремы Пифагора из Книги

Известный математик Пал Эрдеш часто называл «Книгой» место, в котором Бог хранит лучшие доказательства математических теорем. В своей лекции в 1985 году Эрдёш сказал: «Верить в Бога не обязательно, но в Книгу верить стоит».

Лучшие — значит простые, красивые, концептуальные, дающие понимание истинных причин верности того или иного математического факта, не прибегающие к излишествам.

Но какое доказательство теоремы Пифагора записано в «Книге»?

Чтобы найти его, давайте забудем всё, чему нас учили. Забудем про площади, треугольники и скалярные произведения. Оставим только голую логику и свойства осевой симметрии.

Всё, что нам нужно знать о нашем пространстве — оно симметрично.

Если вы посмотрите в зеркало, ваше отражение будет иметь те же размеры, что и вы. Длина не меняется при отражении. Этого достаточно, чтобы вывести теорему Пифагора.

Шаг 1. Эксперимент с зеркалом

Возьмем вектор, лежащий на оси X. Пусть его координаты \vec{A} = (L; 0). Его длина равна L.
Теперь отразим этот вектор относительно некоторой наклонной оси (зеркала), проходящей через начало координат. Мы получим новый вектор \vec{B} = (x; y).

Зеркальное отражение вектора
Зеркальное отражение вектора

Ключевой факт: так как это отражение, длина вектора не изменилась.

Наша задача — найти связь между x, y и L.

Шаг 2. Строим ромб

Давайте посмотрим на два наших вектора: исходный \vec{A} и отраженный \vec{B}. Построим на них ромб. У любого ромба есть две диагонали, и у них есть замечательное свойство:

  1. Вектор cуммы (\vec{S} = \vec{B} + \vec{A}) — это большая диагональ. Она совпадает с осью симметрии (нашим зеркалом).

  2. Вектор разности (\vec{D} = \vec{B} - \vec{A}) — это малая диагональ. Она соединяет концы векторов.

Взгляните на картинку (мысленно или на экране): в ромбе диагонали всегда перпендикулярны. Зеркало (\vec{S}) перпендикулярно плоскости отражения (\vec{D}).

Схема отражения, диагонали перпендикулярны
Схема отражения, диагонали перпендикулярны

Шаг 3. Алгебра наклонов (без скалярного произведения!)

Мы знаем координаты векторов:

  • \vec{A} = (L; 0)

  • \vec{B} = (x; y)

Найдем координаты диагоналей:

  • Сумма \vec{S} = (x + L;\; y)

  • Разность \vec{D} = (x - L;\; y)

А теперь используем свойство перпендикулярности, которое знают даже школьники, не слышавшие про векторы, но решавшие задачи на «клетчатой бумаге».

Свойство наклонов
Свойство наклонов

Если две прямые перпендикулярны, то произведение их наклонов (угловых коэффициентов k = \Delta y / \Delta x) равно -1.

(Это легко понять: поворот на 90 градусов меняет x и y местами и меняет знак у одной из координат. Был наклон y/x, стал -x/y. Их произведение дает -1).

Давайте запишем это для наших диагоналей:

  1. Наклон суммы: k_1 = \frac{y}{x + L}

  2. Наклон разности: k_2 = \frac{y}{x - L}

Умножаем их:

\frac{y}{x + L} \cdot \frac{y}{x - L} = -1

? Для зануд и математиков: нет ли здесь порочного круга?

Внимательный читатель может воскликнуть:

«Постойте! Вы используете факт, что произведение наклонов перпендикулярных прямых равно . Но разве это свойство не выводится из той же самой теоремы Пифагора или скалярного произведения? Не получается ли, что мы доказываем масло масляное?»

Ответ: нет. Здесь нет порочного круга.

Всё зависит от того, что мы выбираем в качестве фундамента (аксиоматики).
В векторной алгебре начинают с длин (метрики), а углы и повороты выводят из них.

Мы же идем обратным, более современным путем (в духе «Эрлангенской программы» Феликса Клейна):

  1. Мы постулируем, что пространство однородно и изотропно.

  2. Мы определяем поворот на 90^\circ как линейное преобразование, которое переводит ось X в Y, а Y в -X. Это чисто алгебраический факт: вектор (x; y) переходит в (-y; x). Для этого не нужно знать метрику. Достаточно клеточек на бумаге. Координаты точек определяем через эти же клеточки.

  3. Наклон исходного вектора: k_1 = y/x.

  4. Наклон повернутого вектора: k_2 = x/(-y).

  5. Их произведение равно минус единице.

Мы не использовали теорему Пифагора, чтобы получить -1. Мы использовали свойства симметрии поворота на прямой угол.

И уже из этого свойства мы выводим, что единственная метрика, которая сохраняется при таких поворотах — это сумма квадратов (x^2 + y^2).

Мы не подгоняем ответ. Мы показываем, что квадратичная метрика — это неизбежное следствие симметрии нашего пространства.

Шаг 4. Возникновение квадратов

Смотрите, что происходит.

Квадраты появляются не искусственно, а естественно, из алгебраического умножения!

В числителе: y \cdot y = y^2.

В знаменателе: формула разности квадратов (x+L)(x-L) = x^2 - L^2.

Получаем уравнение:

\frac{y^2}{x^2 - L^2} = -1

Избавляемся от дроби (умножаем на знаменатель):

y^2 = -1 \cdot (x^2 - L^2)

Раскрываем скобку (минус меняет знаки):

y^2 = -x^2 + L^2

Переносим x^2 влево:

x^2 + y^2 = L^2

Всё.

5. Что мы только что сделали?

Мы доказали теорему Пифагора, не нарисовав ни одного прямоугольного треугольника.
Мы не считали площади квадратов.
Мы не использовали сомнительное подобие.
Мы не постулировали скалярное произведение.

Мы использовали только одно свойство пространства: симметрию при отражении. А квадраты в формуле — это неизбежное следствие того, как взаимодействуют наклон «туда» и наклон «обратно» при перпендикулярности.

Этот метод показывает истинную природу вещей: x^2 + y^2 = L^2 — это закон сохранения информации при вращении или отражении координатной сетки.

И именно так эту теорему стоит понимать в XXI веке.

? Бонус-уровень: Привет от Фалеса

Внимательный читатель мог заметить в наших последних вычислениях кое-что знакомое. Давайте посмотрим на уравнение наклонов еще раз:

\frac{y}{x+L} \cdot \frac{y}{x-L} = -1

Что это такое с точки зрения классической геометрии?
Посмотрите на знаменатели: (x+L) и (x-L). Это намек на две точки на оси X:

  1. Точка (-L; 0) — левый конец диаметра окружности.

  2. Точка (L; 0) — правый конец диаметра.

Наши дроби — это не просто абстрактные числа.

  • \frac{y}{x+L} — это наклон прямой, соединяющей нашу точку (x, y) с левым краем диаметра (-L, 0).

  • \frac{y}{x-L} — это наклон прямой, соединяющей точку (x, y) с правым краем диаметра (L, 0).

Их произведение равно минус единице. Это значит, что эти прямые перпендикулярны.

Мы только что, сами того не ведая, переоткрыли теорему Фалеса: «Вписанный угол, опирающийся на диаметр — прямой».

  • Наше «Зеркало» (сумма векторов) параллельно одной хорде.

  • Наш «Разностный вектор» параллелен второй хорде.

Круг замкнулся. Алгебраическое свойство перпендикулярности диагоналей ромба и геометрическое свойство точек на окружности — это одно и то же. Формула x^2 + y^2 = L^2 — это просто аналитическая запись того факта, что мы находимся на окружности.

Теорема Фалеса о вписанном угле
Теорема Фалеса о вписанном угле

Глобальный вывод: зеркало — это всё, что вам нужно

То, что мы сегодня сделали с теоремой Пифагора — это лишь верхушка айсберга.

В школе геометрию преподают как набор разрозненных фактов: вот признаки равенства треугольников, вот свойства параллелограмма, вот касательная к окружности. Кажется, что это сотня разных правил и доказательств, которые нужно запомнить.

Но на самом деле всю школьную планиметрию (и большую часть стереометрии) можно вывести из одного-единственного принципа — Осевой Симметрии.

  • Равнобедренный треугольник? Это симметрия.

  • Ромб? Две симметрии.

  • Дельтоид? Одна симметрия.

  • Окружность? Бесконечное число симметрий.

  • Свойства касательных, биссектрис, серединных перпендикуляров? Всё это — просто следствия отражения в зеркале.

Если строить курс геометрии не на аксиомах Евклида, а на преобразованиях (движении и отражении), то предмет становится в разы проще, нагляднее и, главное, логичнее. Вам больше не нужно зубрить доказательства — вы их видите.

Я обязательно напишу цикл статей о том, как пересобрать всю школьную геометрию на основе зеркал и вращений. Но перед этим нас ждет кое-что более масштабное.

Сначала мы разберемся с Матанализом. Я покажу, как понять и строго вывести все теоремы без тех мучений, которые вызывают стандартные учебники.

А затем, опираясь на нашу новую метрику и понимание кривизны, мы замахнемся на святая святых физики — Общую Теорию Относительности. И вы удивитесь, насколько она станет простой и понятной, если подходить к ней с правильными геометрическими ключами.

Подписывайтесь, ставьте лайки, чтобы не пропустить. Всё только начинается.


А теперь домашнее задание для самых смелых: попробуйте применить метод отражения не к прямоугольному треугольнику, а к произвольному. Вы увидите, как естественным образом вылезет слагаемое -2 a b \cos \alpha. Пишите ваши варианты простого и элегантного доказательства теоремы косинусов в комментариях.

Комментарии (12)


  1. Kwisatz
    02.12.2025 02:49

    Скажу честно, сами выкладки я прочитал по диагонали (моему мозгу они не интересны). Но ваши рассуждения, да я вам руку готов потрясти: меня еще в школе бесили подходы, применяемые в учебниках, от отсутствия объяснения физического смысла до "очевидно, что". И если первые разы ты еще кричишь "да почему", то потом просто забиваешь.

    Финальным гвоздем для меня стала задача висящая в кабинете, где предлагалось объяснить, как это колесо едет по рельсе и проходит двумя кругами разный путь. Как оказалось - никак: во первых жд колесо не цилиндр а конус, а внешний круг не касается рельсы. У меня эта штука по мозгу носилась пару месяцев, когда спросит у учительницы услышал что формулировка косая, я так тогда обалдел что за следующие годы так и не сообразил спросить какого оно черта на стене висит, но зато стало резко по барабану по все что преподают в школе. Хотя, возможно, стоило бы всем объяснить, что часто, ошибка в самой формулировке задачи.

    Может отчасти оп этому я больше не верю ни в школу ни в вузы. Маленькие дети замечательно учатся, но суньте их в школу и все пойдет прям по Оруелу.


    1. master_program Автор
      02.12.2025 02:49

      Я отмечаю тенденцию в учебниках, которая идет уже века полтора-два. Сокращают такие объяснения, заменяют горами формул вместо них.

      Сначала было Евклидово доказательство, которое очень красиво и наглядно, и понятно почему. Потом на метод с перекладыванием частей квадрат - наглядный, но менее осмысленный. А затем заменили на алгебраические соотношения между подобными треугольниками. Только поговорка осталась "Пифагоровы штаны во все стороны равны", а вот учебники, в которых эти штаны были, давно уже перестали печатать и издавать.


      1. Kwisatz
        02.12.2025 02:49

        Да какая разница? Я считаю что вся система уже мертва, а может никогда и не была жива. Я из школьной программы помню почти ничего, а вот отвращение ко многих вещам привили знатное. Короче по соотношению польза/вред - ну его нафиг. И чем дальше - тем хуже.
        Не надо рассказывать людям про "пифагоровы штаны" и E=mc2. Зачем им это? Надо рассказать как поднимать тяжести, как бегать, про взаимоотношения людей, что в гололед перебегать дорогу - к поминкам и так далее. А всякие сказки про базу итд - ненадо .

        PS тем кто хочет порвать меня на части - не надо. Я понимаю что вам обидно, что ктото посмел обесценить ваше образование, но прежде чем начнете, напомню что оно и мое тоже)


  1. shaggyone
    02.12.2025 02:49

    Нам, насколько я помню, преподавали доказательство отталкивающееся на введёные пару уроков назад в оборот синусы и косинусы. Доказательство, само собой, непонятное. Но знакомили нас и с "Пифагоровыми штанами", которые, по мне, сочетают и наглядность и хотя бы какую то строгость (можем убедиться что стороны фигур равны). Первый из представленных вами вариант, вызывает больше вопросов, как наглядно доказать, что при таком сдвиге площади сохраняются? В рассуждениях, насколько я понимаю, нужно чуть ли не понятие предела вводить. Пифагору, вероятно, такой способ рассуждения был удобен, но наглядность этого способа, как по мне, сильно уступает "штанам".


    1. master_program Автор
      02.12.2025 02:49

      Первое - это и есть разновидность пифагоровых штанов. У Евклида похожее было, только чуть сложнее. https://etudes.ru/etudes/pythagorean-theorem-windmill-proof/

      Площади сохраняются по формуле площади параллелограмма, там не нужно вводить никаких пределов, эта формула доказывается либо как две площади треугольника, либо путем превращения в прямоугольник разрезанием.


      1. shaggyone
        02.12.2025 02:49

        Повторюсь, по мне наглядность хуже, чем если отрезать треугольник и не меняя его никак перенести на другое место.


        1. master_program Автор
          02.12.2025 02:49


          1. shaggyone
            02.12.2025 02:49

            Вы ругаете использование "очевидно что" в доказальствах, но здесь аппелируете ровно к тому же. Мне, например, не очевидно, что данных фигур площади равны. Да, я вероятно смогу равенство обосновать не зацикливаясь на теорему Пифагора, но мы же про наглядность? Опыт с нарезкой фигур нагляднее (хотя ниже ролик с шоколадкой показывает, что и тут есть варианты схитрить) ну и вы в картинке где показываете этот метод пазла на мой взгляд лишнюю путаницу вводите. Зачем там нумерация треугольников, если важным признаком является то что они равносторонние? Если что и обозначать, так это стороны треугольников, чтобы не приходилось соображать, что вот эта сторона равна c, т.к. площадь квадрата c^2. В школьном учебнике (по которому я учился в 90-е) было наглядно, у вас наглядность хуже.


    1. master_program Автор
      02.12.2025 02:49

      Вот например Обучение с МК - тут изложены доказательство Пифагора (оно по-моему чуть хуже), доказательство Евклида (те самые штаны и это мое первое доказательство) и другие.


    1. master_program Автор
      02.12.2025 02:49

      Евклид треугольник переносит, а я сразу параллелограмм, так вроде проще.

      Модель МК


  1. Wizard_of_light
    02.12.2025 02:49

    мы заменили кристально ясное, интуитивное «Смотри!» на страницы сухих вычислений. 

    "Смотри!"


    1. RoasterToaster
      02.12.2025 02:49

      Кругом обман , никому нельзя верить, кроме Гёделя