Где-то в коробке с компьютерным «железом» прошлого у меня пылится SoundBlaster AWE32. Старушка 1994 года выпуска, с массивным ISA-разъемом и чипом, который в те времена казался верхом технологий. И о ней до сих пор помнят разработчики ПО, оказывается. Я недавно узнал, что для этой карты (на минуточку, спустя три десятилетия) вышел новый драйвер для Linux. Давайте разберемся, что за обновление, зачем оно нужно и почему это событие — настоящий подарок для энтузиастов.

Звук из прошлого

Вот так выглядит эта звуковуха. Здорово, правда?
Вот так выглядит эта звуковуха. Здорово, правда?

SoundBlaster AWE32 не просто аудиокарта, а целая эпоха. В середине 90-х она была мечтой геймеров и меломанов. Тогда встроенный звук на материнских платах либо отсутствовал, либо звучал с проблемами. AWE32, выпущенная Creative Labs, выделялась синтезатором на базе технологии E-mu, позволявшим воспроизводить MIDI с качеством, близким к профессиональному. Для тех времен это был прорыв: от саундтреков в Doom до первых экспериментов с цифровой музыкой — все звучало через нее.

SoundBlaster AWE32 оснащалась чипом E-mu 8000, который поддерживал 32-голосную полифонию и частоту дискретизации до 44,1 кГц при 16-битной глубине. У карты было 512 КБ встроенной памяти, расширяемой до 28 Мб через SIMM-модули. Это давало возможность загружать большие банки SoundFont. Она поддерживала стандарты General MIDI и Roland GS/MT-32, так что была совместимость с большинством игр и музыкальных приложений 90-х. А еще AWE32 получила цифровой сигнальный процессор (DSP) для эффектов, таких как реверберация и хорус, что усиливало ее возможности для MIDI-композиций.

Характеристики: 

  • Производитель: Creative Technology Ltd.

  • Год выпуска: 1994.

  • Интерфейс: ISA, 16-бит.

  • ЦАП/АЦП: 16 бит, 44,1 кГц.

  • Чип синтеза: E-mu 8000.

  • Полифония: до 32 голосов.

  • Поддержка стандартов MIDI: General MIDI, Roland GS, совместимость с MT-32.

  • Обработка эффектов: встроенный DSP, поддержка реверберации и хора.

  • SoundFont: поддержка SoundFont 1.0 и 2.0.

  • Память для SoundFont: 512 Кб встроенной, расширяемая до 28 Мб через SIMM.

  • Цифровые интерфейсы: SPDIF отсутствует, только аналоговый вывод.

  • Разъемы:

    • линейный выход,

    • выход на наушники,

    • микрофонный вход,

    • линейный вход,

    • MIDI/Joystick порт (совмещенный).

  • Совместимость: DOS, Windows 3.1/95, современные Linux-системы (через ALSA/PipeWire).

  • Дополнительно: совместимость с предыдущими моделями Sound Blaster (SB16 и SBPro) на аппаратном уровне.

Но время шло, ISA-слоты канули в Лету, вытесненные PCI и PCI-E, а SoundBlaster AWE32 стала достоянием коллекционеров. Сегодня ее можно найти разве что на аукционах или в объявлениях, где цены варьируются от пары тысяч до десятков тыс. рублей в зависимости от состояния и комплектации. 

Все это похоже на дела давно минувших дней. Но вот совсем недавно эта карта получила обновление драйвера для Linux, что вдохнуло в нее новую жизнь — по крайней мере, для тех, кто все еще собирает ретро-ПК.

Новый драйвер: что починили?

Разработчик Linux Такаши Иваи на самом представил патч для звуковой карты SoundBlaster AWE32. Он вошел в предварительную сборку ядра Linux 6.16-rc3. Главное, что делает апдейт — исправляет проблему 2003 года. Это баг № 218185, связанный с работой карты в современном звуковом стеке PipeWire/WirePlumber. Основной акцент обновления — улучшение работы с DMA (Direct Memory Access). Это механизм который в 90-х был критически важен для звуковых карт, чтобы передавать аудиоданные напрямую в память без нагрузки на процессор. 

Но этот патч затрагивает и еще несколько ключевых аспектов работы карты, делая ее использование стабильнее и комфортнее (для тех, у кого она осталась, конечно):

  • Шумы при смене режима DMA. AWE32 использует Direct Memory Access (DMA) для передачи аудиоданных без нагрузки на процессор. До исправления переключение между режимами DMA (8-битный или 16-битный) во время работы вызывало помехи или шумы. Новый драйвер автоматически останавливает звуковой поток при смене режима, устраняя эти неприятности.

  • Зависания системы. А еще изменения DMA во время воспроизведения могли привести к фризу системы из-за конфликта в управлении памятью. Патч блокирует такие переключения, пока карта активна, предотвращая сбои.

  • Совместимость с PipeWire. AWE32 проектировалась под старые звуковые архитектуры, такие как OSS и ALSA. Современный стек PipeWire, заменивший ALSA и PulseAudio в большинстве дистрибутивов, вызывал ошибки в обработке аудиопотоков. Драйвер оптимизирует взаимодействие с PipeWire и его менеджером сессий WirePlumber. Так он устраняет конфликты, связанные с некорректной маршрутизацией звука.

  • Рассинхронизация таймингов. При длительном воспроизведении, особенно MIDI, возникали задержки из-за ошибок в управлении таймингами чипа E-mu. Это приводило к искажениям или пропаданию звука. Патч корректирует синхронизацию, обеспечивая стабильное воспроизведение.

  • Оптимизация работы с высокой загрузкой. AWE32 могла некорректно обрабатывать множественные аудиопотоки при высокой нагрузке на систему, особенно на старых процессорах с ограниченной частотой. Драйвер улучшает управление буферами, снижая вероятность пропусков или прерываний звука.

  • Поддержка старых API. Некоторые приложения 90-х, использующие устаревшие API для работы с MIDI или PCM, вызывали ошибки на современных системах. Патч добавляет совместимость с такими API, улучшая работу со старым софтом, например, с DOS-эмуляторами или ранними DAW.

Эти исправления делают AWE32 надежнее на современных Linux-дистрибутивах, хотя аудитория таких пользователей ограничена ретро-энтузиастами. Если патч одобрят, он войдет в стабильное ядро Linux 6.16, релиз которого ожидается к концу лета 2025 года.

Патч выделяется на фоне тенденций в Linux. Сейчас разработчики частенько убирают поддержку устаревшего железа: в 2023 году из Linux 6.7 вырезали код для процессоров Intel Itanium, в 2021 году удалили драйверы для старых ARM и MIPS, а Линус Торвальдс в 2022 г. предлагал отказаться от i486, но встретил сопротивление. Обновление для AWE32, напротив, добавляет поддержку древнего устройства. Это показывает, как энтузиасты, такие как Такаши Иваи, сохраняют старое железо, вероятно, из увлечения ретротехнологиями.

Для кого это важно и почему примечательно

Сегодня AWE32 — винтаж. Инструмент для энтузиастов, собирающих ПК на Pentium MMX или ранних Athlon для запуска классических игр вроде Doom, Descent или старых музыкальных программ. И им все карты в руки. Новый драйвер позволяет настроить Linux на такой машине и получить стабильную работу девайса без багов, мучивших пользователей 20 лет назад.

Это как раз та самая SoundBlaster Live! 5.1. Источник
Это как раз та самая SoundBlaster Live! 5.1. Источник

А что с SoundBlaster? Линейка эволюционировала. В 2000-х AWE32 сменила SoundBlaster Live! 5.1, популярная среди геймеров. Сегодня Creative Labs выпускает USB-аудиоустройства для стримеров, подкастеров и аудиофилов, обходящих встроенный звук материнских плат. Они подключаются к ПК, ноутбукам и смартфонам через USB-C, но лишены шарма старых моделей. AWE32 остается раритетом. На вторичном рынке в России ее можно найти на аукционах или в объявлениях по цене от 2–3 тысяч рублей за рабочую карту до 20–30 тыс. за редкие версии в идеальном состоянии.

Можно быть уверенным: в некоторых ПК эта «звуковуха» продолжает звучать. И теперь еще стабильнее благодаря новому драйверу.

Комментарии (16)


  1. corvair
    29.06.2025 08:28

    В 1997 году у меня была дешёвенькая звуковушка на микросхеме ESS Solo-1, где были перепутаны MIDI инструменты Grand Piano и... Bagpipe. Миди на ней звучало забавно, ведь вместо рояля в̶о̶л̶ы̶н̶и̶л̶а̶ играла волынка %))). Позже заменил этот глюкотрон на неплохую карту Aureal Vortex.


    1. 0x131315
      29.06.2025 08:28

      В детстве примерно также сознательно делал: брал какую-нибудь мидюшку из огромной коллекции, загонял в FLStudio, и накидывал инструментов, чтобы звучало забавно. Получалось интересно: вроде и знакомые мелодии, но с необычным звучанием, штучная вещь.


  1. drWhy
    29.06.2025 08:28

    Спасибо, порадовали. SBLive! помнится с большой теплотой.
    Есть и другие обновки звуковушек:
    ARGUS – A New Gravis Ultrasound Clone


  1. anonymous
    29.06.2025 08:28


  1. Markscheider
    29.06.2025 08:28

    Я примерно в те же времена наслаждался Yаmаhа Хwаve YМF754 - с мидями прелестно работала


    1. drWhy
      29.06.2025 08:28

      Ямахи были эталоном синтеза. К тому же, к них были качественные малошумящие входы-выходы. Зачем я это помню?


      1. paunch73
        29.06.2025 08:28

        Вход/выходы этих ямах (ymf724/744/754) обслуживал обычный стандартный ac97, как и на подавляющем большинстве pci аудиокарт того времени (включая sb live). Из ширпотреба помню только у cmedia был кодек, интегрированный в чип контроллера (при этом весьма поганого качества).


        1. LAutour
          29.06.2025 08:28

           Из ширпотреба помню только у cmedia был кодек, интегрированный в чип контроллера (при этом весьма поганого качества).

          При этом он (Cmi8738) пережил многих более качественных конкурентов и очень похоже, что был взят за основу в ширпотребном USB варианте (CM108)


        1. drWhy
          29.06.2025 08:28

          Yamaha

          • уделяла большое внимание схемотехнике, использовала качественные конденсаторы, фильтры на качественных ОУ, отдельные качественные ЦАП/АЦП от Crystal/AD, в отличие от более непритязательных однокристальных собратьев.

          • использовала отдельные чувствительные микрофонные усилители и шумодавы.

          • входы часто были развязанными, с фильтрами и защитой от перегрузки.

          • добивалась высоконо соотношения сигнал/шум и соответствия выходного сигнала стандартам, не завышая уровень, как прочие, что позволяло подключать их напрямую к усилителям, ресиверам или проф. оборудованию без перегрузки.

          Кроме того, стандарт AC97 был разработан в 97 году, широко распространился на пару лет позже.
          Даже после этого многие карты Yamaha продолжали держать марку.


  1. kewnt
    29.06.2025 08:28

    pipewire не заменяет "старую" alsa. он работает поверх неё.


  1. MountainGoat
    29.06.2025 08:28

    Тем временем, ещё несколько лет назад Creative AE-9 в Linux не работала вообще. Как сейчас - не знаю.


  1. mydigitalhabb
    29.06.2025 08:28

    KX Project для SB Live - классные были драйвера, практически нулевая задержка по ASIO.


  1. PerroSalchicha
    29.06.2025 08:28

    Для кого это важно

    Как ретрокомпьютерщик, не совсем понимаю, кому это важно. Есть два момента:

    1. AWE32 у ретрокомпьютерщиков, это редко используемая в сборках карта. Она прикольная как часть коллекции, но непрактичная для живых сборок, потому что в ней жутко шумящий звуковой тракт. Следующая в линейке, AWE64, звучала заметно лучше. А ещё была AWE64 Gold...

    2. А в тех сборках, где AWE32 используется, там не используется современное ядро Linux. Ну право же, какой смысл собирать ретро-машину, и ставить на неё софт, который там никогда в жизни не запускался, а родные для этой машины программы будут работать через эмулятор?

    Вот эти два момента сужают круг потенциальных пользователей этого патча примерно до размера талии самого автора.


  1. Racheengel
    29.06.2025 08:28

    Эх,а я в то время как раз курсач делал по SoundBlaster... помню, надо было записанный поток воспроизвести, а оно шипело хрипело... пока не нашёл в ассемблерном коде один лишний установленный бит :)


  1. Vladekk
    29.06.2025 08:28

    У меня как sb live 5.1 был, вспоминаю с теплотой. Слушал на ней через creative 4.1 бухалки, но звучало для меня тогдашнего офигенно


    1. PerroSalchicha
      29.06.2025 08:28

      Ну, разница между AWE32 и SB Live колоссальна, на самом деле. Первая звучит, мягко говоря, так себе.