
Всем привет. Меня зовут Александр Виноградов, я главный архитектор Ви.Tech – ИТ-дочки ВсеИнструменты.ру. Последние 9 лет занимаюсь ИТ-архитектурой и менеджментом в архитектуре, и сегодня бы хотел поделиться с вами своим топом заблуждений про эту самую архитектуру из серии: «если бы мне каждый раз давали рубль, когда я слышу...».
Кому будет полезна эта статья:
Тимлидам и РП, которые смогут чуть лучше понять, почему архитектор так долго возится со своими картинками.
Продактам, которых пугают словами «ну здесь нам нужен корпоративный архитектор».
Разработчикам, которые считают, что архитекторы занимаются исключительно рисованием квадратиков и стрелочек.
Самим архитекторам, чтобы почерпнуть дополнительные аргументы для дискуссий с коллегами.
Вы узнаете, что:
Не существует «правильных» технологий (и postgres не лучше mysql).
Архитектор не должен писать код (и почему).
Что покупка коробочных решений не избавляет от проблем.
Миф 1, или «Ты ж архитектор»
Да, и что? Под этой фразой могут скрываться аж два заблуждения.
Обсудим сначала первое. К примеру, ваш собеседник может думать, что любой человек с должностью/ролью, в которой есть «архитектор», обязан ответить на очень широкий спектр вопросов. И это будут вопросы от «как построить ИТ‑стратегию» и «как сделать метамодель» до «как настроить вакуум в постгре под какой‑то специфический сценарий».
Но очень важно понимать, что видов архитекторов в разных таксономиях много (обычно 4–7).
Кратко:
Enterprise Architect (EA, Архитектор предприятия) — работает на уровне стратегии компании, связывает бизнес‑процессы и ИТ.
Solution Architect — проектирует конкретные решения под задачи бизнеса.
System/Software Architect — отвечает за проектирование реализации новых и переработки существующих решений. Обычно с фокусом внутрь (команды, приложения, бд) и с фокусом на неФТ.
Data Architect — проектирует модели данных, потоки данных, гавернанс данных...
А ещё есть:
Бизнес‑архитекторы — проектируют процессы компании.
Инфраструктурные архитекторы — отвечают за сети, стойки, облака, отказоустойчивость.
Security‑архитекторы — проектируют защиту данных.
Резюмируем: важно уточнить, какой набор вопросов хочет решить собеседник и какие компетенции требуются/есть у вас.
Второе заблуждение, которое скрывается за фразой «ты ж архитектор, вот и реши, как надо». Формулировки могут быть не такие манипулятивные, но общий смысл про перекладывание ответственности сохраняется. Это заблуждение по сути своей вырастает из первого. Все равно, что прийти к дерматологу и попросить вырезать аппендицит, аргументируя запрос фразой «Ну, ты же доктор».
Но, по моему глубокому убеждению, тот же архитектор решений не должен принимать решения в одно лицо. Потому что он никогда не видит задачу со всех сторон, а командная работа над решением (которую он оркестрирует) и командное принятие итогового решения позволяет добиваться куда более значительных результатов. Задача архитектора здесь — свести плюсы и минусы всех решений в один документ и сделать так, чтобы каждый стейкхолдер и член команды сказал: «Да, давайте делать так».
Поэтому мой совет: тщательно следите за такими попытками перекинуть ответственность. Мой опыт подсказывает, что в долгосрочной перспективе такое решение в итоге оказывается хуже для компании, чем командное.
И чуть не забыл, в таком раскладе архитектор обязательно становится басфактором==1, что добавляет веселья в общую вакханалию))
Итак, теперь мы знаем: одна из главных задач архитектора — сделать принятие решений командой более осмысленным, а не быть экспертом и точкой принятия решений по всем вопросам. В противном случае компания рискует в будущем получить проблемы, а решение проблем всегда стоит денег.
Миф 2, или «Не трогайте фундамент»
Частенько архитектуру в ее классическом и традиционном понимании сравнивают с архитектурой в ИТ. И знаете, возведение зданий иногда и правда можно сравнить с тем, чем занимаются ИТ-архитекторы. Конечно, если рассматривать процесс создания сооружения на бумаге и в документации. Помните архитектора Теда из сериала «Как я встретил вашу маму»? Он обычно сидел за столом с очень вдохновленным видом и рисовал шедевр. Но создание некой постройки, будь то дворец или сарай, — это не только рисование разных геометрических фигур (чем ИТ-архитекторы, кстати, тоже занимаются), но и полный расчет проекта.
ИТ-архитектор должен создать продукт, абсолютно понятный аналитикам и разрабам, которые подключатся к проекту позже. Так же, как проект здания должны будут понять те, кто будет его строить. Основа любого строения, от бани до высотки, — четкий и продуманный проект. Так и в ИТ-архитектуре: архитектор должен продумать и четко разложить по полочкам все детали будущего продукта. Так что с такой аналогией все ок.
Но чаще всего мне приходится слышать другие сравнения. Например: «Мы должны заложить крепкий фундамент, без него все рухнет». Обычно это используется для иллюстрации тезиса, что надо взять какой-то старый «проверенный» инструмент. Но нет же, если фундамент здания поменять невозможно, а починка его — это очень дорогое удовольствие, то в ИТ-мире мы можем смигрировать данные из условного mysql в постгре. И часто это можно сделать довольно быстро и недорого. Впрочем, буду справедливым. Бывают проекты, настолько сложные, что поменять в них что-то будет гораздо сложнее, чем создать новый продукт.
Еще пример: «Это основа архитектуры проекта, его «несущие стены». Их нельзя менять на ходу». Часто — можно) Например, вы строили решение на условном keycloack, а потом решили поменять IAM. Если вы не расширяли кастомом тот же oauth2, то это, как правило, вполне решаемая задача.
Вот от такого сравнения ИТ-архитектуры с архитектурой в классическом понимании стоит отказаться. Иначе вы рискуете сделать свой проект дороже, в нужный момент отказавшись от замены «фундамента» или экстренной «перепланировки».
Миф 3, или «Работает — не трогай»
Один из самых любимых моих мифов. Справедливости ради, при определенных условиях этот подход может быть ок, но границы этих условий в ИТ ну очень узкие. Все-таки наша предметная область движется вперед очень быстро, и использование этого подхода без всестороннего анализа ситуации может привести к рискам. Большим. Часто я слышу: «Какие риски, о чем ты?» или «Все ж нормально, нет проблемы, зачем менять» или «Вы занимаетесь преждевременной оптимизацией, это же фу-фу». В таких случаях я люблю повторять: «Будущее имеетодно противное свойство — оно почти всегда наступает».
То, что сайт работает на jquery уже 10 лет, совсем не значит, что надо продолжать его развивать на нем же. В этом случае важно учесть, как минимум, два момента.
Во-первых, на экзотические языки/фреймворки/инструменты вы фиг найдете спеца. Например, как-то несколько лет назад одна компания искала перл-разработчика на легаси. Знаете, сколько подходящих резюме они нашли? Два. Нет, лучше так: ДВА!!! И даже если вы кого-то убедите делать именно то, что вам нужно, вы надолго станете заложниками этогоспециалиста. Ведь не факт, что вы найдете второго. А если найдете, то, скорее всего, и стоить он будет в несколько раз дороже современного стека
Во-вторых, могут измениться требования. Условно, через полгода, когда планы по развитию бизнеса подтвердятся, нагрузка на сервис вырастет в 10 раз. У вас точно есть проверенный план, как быстро масштабировать сервис? Нет? Тогда самое время начать переделывать. Иначе вас снова ждут колоссальные затраты.
Миф 4, или «И без архитектора справимся»
Есть даже крупные компании, СТО/CIO которых придерживаются такой позиции. Если меня спросят, можно ли так работать, то я отвечу, что, конечно, можно. Эффективно ли это? Не всегда (читай, почти никогда). Проектировщик решений это full‑time job в крупных компаниях. Да, можно совмещать это с пипл менеджментом и деливери менеджментом. И я даже знаю несколько талантливых ребят, которые делают это эффективно. Но на масштабе, когда команд/стримов/трайбов много, обычно получаются такие морские свинки — не имеют отношения ни к морю, ни к свиньям )
Тут, правда, стоит отметить один нюанс — в некоторых компаниях на аналитиков возлагают функции «группового солюшнинга». В целом, это тоже рабочая схема, особенно, если вы правильно развиваете ребят. Но тут часто можно поймать диссонанс: если в 9 из 10 компаний отрасли аналитик отвечает исключительно за свой фронт работ и ждут от него вполне адекватных навыков, а в десятой спрашивают, как с солюшна, — это осложняет и подбор, и поиск другого места для ребят. В некоторых компаниях ставят обязательным условием стаж в позиции архитектора, а это не очень дальновидно на мой взгляд (главное, чтоб голова на месте была, а не погоны нужного размера). Но таков рынок.
Мы все почему-то понимаем, что, если ты просишь учителя химии заменить математичку, не факт, что в итоге все ученики сдадут ЕГЭ по математике на хороший балл, а школа получит высокий рейтинг.
В случае с ИТ-архитекторами речь примерно о том же: требуете с аналитика выполнения чужих компетенций? Будьте готовы к тому, что придется переделывать. А к чему это приводит? Правильно. К тому, что ваш проект будет стоить дороже.
Миф 5, или «Технология N лучше технологии M»
Постгрес лучше mysql, го лучше явы, вью лучше реакта и т.п. Часто аргументы в таких спорах не выдерживают никакой критики: «на моей прошлой работе...», «я читал статью/смотрел доклад/был на митапе и там рассказывали...». Вы работаете в конкретной компании, делаете решение для конкретной задачи. Это значит, что помимо значений синтетических тестов, вы должны учесть сразу несколько важных пунктов.
Что будем учитывать:
Ваши неФТ. Если у вас один рпс в пике, спорить просто неэффективно, берите стандарт компании и юзайте.
Часто забывают, что ТСО, совокупная стоимость владения, складывается из стоимости создания/внедрения и стоимости поддержки. Если вы хотите расширить техрадар компании новым инструментом, подумайте, какие затраты в сопровождении это принесет. Возможно вам нужно будет нанять DBA, да еще и чтоб бас фактор был >=2. В общем, это может быть дорого.
Экспертиза самой команды. Если она никогда не работала с инструментом, есть риск, что и не научится быстро. А это и непопадание в эстимейты, и инциденты с долгим восстановлением и большим влиянием, и в конечном счете ненависть коллег.
Миф 6, или «Архитектор должен писать код»
И вообще, если архитектор не знает язык/субд/паттерн/бизнес-процесс, то мне не о чем с ним говорить. Ну и не говори ) Обычно это история либо про ребят, застрявших в кризисе «токсичный эксперт», либо про новичков, которые стараются подражать токсичным экспертам.
Доля правды тут есть. Например, прикладной архитектор должен хорошо знать стек, с которым работает, архитектор данных должен разбираться на практике в архитектуре DWH. А это подразумевает, что когда-то они код все же писали и этот опыт имеют.
Но есть два нюанса. Во-первых, давайте вспомним первый миф: про какую роль мы все-таки говорим? Я знаю много прекрасных солюшнов, которые не обладают глубокой технической экспертизой во многих областях, но которых можно назвать успешными в профессии. Секрет прост: у них есть другие сильные стороны, а слабые прикрывает кто-то из ребят в команде.
А во-вторых, для меня, например, как для руководителя архитектурной функции в компании, гораздо важней при найме прокачанность софтов и в целом адекватность кандидата. Харды можно подтянуть быстро и (относительно) несложно, а вот если человек не хочет учиться, не умеет договариваться и вообще мизантроп и социофоб – переделать его почти нереально. Да и не нужно. А для нашей профессии важно именно это, а не то насколько хорошо я вакуум в постгре настраиваю или пузырек на память на доске напишу. Кодом должны заниматься специально обученные люди. И уж экономить на этом точно не стоит.
Впрочем, догадываюсь, что многие захотят поспорить со мной об этом мифе. Что ж, велкам в комментарии. С удовольствием почитаю, что вы думаете об архитекторах и коде. Возможно, вам даже удастся меня переубедить.
И на десерт то, с чем сталкивался любой архитектор в корп ландшафте:
Миф 7, или «Мы купим проверенное решение и все наши проблемы исчезнут»
Классика! И ладно бы только продакты этим страдали, но иногда и от ИТ-менеджмента можно услышать заявления в подобном ключе. Я даже не буду здесь говорить о ситуации, когда нечто, успешно внедренное в одной компании, может зафейлится в другой, потому что другой контекст, команда и т.п.
Очень часто такими тезисами маскируют неумение или нежелание спроектировать нормальные бизнес‑процессы, сформировать гэп от текущего состояния и сделать грамотный транзишн. Знаете, почему были популярные ERP (и не только) западных вендоров? Вместе с ИТ‑решением вы покупали пачку преднастроенных процессов и команду, которая могла с помощью напильника и той самой матери адаптировать эти процессы под ваши точечные хотелки. И получалось в итоге часто «не хуже, чем у других».
Но в какой‑то момент менеджер, предпочитающий ERP, приходит на другое место работы. И вдруг архитектор просит у него требования, гэпы, схемы процессов и прочее. «Нее, — говорит менеджер. — Я‑то знаю способ проще!»
Способ попроще приносит соответствующий результат. Во всей этой истории важно не забывать один тезис, который, к сожалению, я не раз проверил на практике: «Автоматизация фигни дает автоматизированную фигню, и никак иначе».
Итак, вы дочитали этот текст до конца. Теперь давайте подведем итоги.
Архитектура — это не про бетон и кирпичи. В ИТ фундамент можно переложить, и часто это дешевле, чем жить в кривом «здании».
Архитектор — это не LLM. Не ждите, что он знает всё: от стратегии компании до настройки вакуума в PostgreSQL. Уточните, какой именно архитектор вам нужен (Enterprise? Solution? Data?)
«Работает — не трогай» — часто плохой совет. Если ваш код держится на Perl и jQuery, а единственный специалист по нему уже на пенсии — у вас проблема. Будущее наступит, хотите вы того или нет.
Архитектор, как роль, нужен почти в любой компании. Можно без него жить? Да. Эффективно? Только если у вас стартап (сюда же и т.н. престарелые стартапы). В остальных случаях рано или поздно придется разгребать бардак (а это дороже, чем подумать заранее).
Нет «лучшей» технологии. Есть «лучшая для вашей задачи». Если команда 10 лет пишет на Java, а вы внедряете Go «потому что быстрее» — готовьтесь к долгому и болезненному переходу и срыву сроков.
Архитектору не обязательно кодить. Главное понимать trade-offs, уметь договариваться и не быть социопатом.
Купить софт ≠ решить проблему. Если процессы кривые, автоматизированная фигня останется фигнёй, просто теперь она будет еще и в условном SAPе.
Так что в следующий раз, когда вам скажут:
«Да ладно, архитектура — это просто квадратики на доске»,
«Мы же купили CRM, теперь всё будет работать»,
«Зачем нам архитектор? Пусть тимлид рисует»
просто дайте им ссылку на эту статью.
И, конечно, это далеко не полный список мифов. Когда я готовил эту статью, я их сформулировал более 20. Так что если хотите обсудить эти мифы или те, что не попали в мой топ-7, велкам в комменты )
Комментарии (29)
SecondUniverse
31.07.2025 13:09Предварительная оптимизация - абсолютное зло. Месяц трахаться с кодом, чтобы потом просто его выкинуть. И так на каждом проекте, на котором пытаются оптимизировать при недостаточном понимании, как это будет связано между собой. В 95% случаев нет разницы в оптимизированном и не оптимизированном коде для заказчика. И таких проектов тьма. Бизнесу не интересны ваши оптимизации. Ему нужен продукт, который понравится. Даже, если код не оптимизирован.
Именно поэтому в России практически нет международно успешных проектов. Долго, дорого и концентрация не на продукте, а на коде.
vialz Автор
31.07.2025 13:09Именно поэтому в России практически нет международно успешных проектов.
Вы уверены что их нет? И прям точно знаете что причина только в этом? Может быть есть какие то исследования, подверждающие дефективность российских разработчиков?
Ему нужен продукт, который понравится. Даже, если код не оптимизирован.
Вот только проблема в том что через пол-года когда стоимость изменений этого кода достигнет космических значений, ровно тот же самый заказчик будет спрашивать "а что так долго"? "Почему заранее не предусмотрели?" и в конце скажет что не готов тратить на рефакторинг потому что ему надо бизнес показатели улучшать и "придумай что-нибудь".
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09Вот только проблема в том что через пол-года когда стоимость изменений этого кода достигнет космических значений
или не достигнет тк бизнес свою гипотезу пропилотирует и решит что результат не тот что нужен для продолжения.
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09"Предварительная оптимизация - абсолютное зло." Полностью согласен. Еще и оптимизация на сервисах не несущих значимой прибыли для бизнеса. Есть огромное число проектов которые делают ради проектов а не ради клиентов.
Samidara
31.07.2025 13:09Миф 6 - «Архитектор должен писать код»
Все что нужно знать о статье.
С таким же успехом, можно сказать что композитор не должен играть на инструменте, фитнес-тренер не должен иметь хорошую форму и т.д.
А что тогда архитектор должен? Широкими мазками обозначить: "эта штука делает то-то, а эта то-то и между ними ходят такие-то данные" ?
Это работа бизнес-аналитика, а не архитектора ПО.
Nagaru
31.07.2025 13:09Вы очень упрощаете работу архитектора. Например сейчас я описываю документ "Концепция интеграции". Его появление связано с тем, что в компании появилась шина данных. И я именно, что широкими мазками объясняю как будет работать шина, как с ней будут работать другие системы, кто к кому будет подключаться, какие данные будут передаваться, как будет работать мониторинг и т.д.
И на этом моменте мне абсолютно плевать что за системы будут с шиной работать и какой стек технологий используется, этому документу плевать даже какая будет использоваться шина.
Очевидно, что стек любого ещё не выбранного документа я не знаю, но описать документ могу. А вот отдать его написание бизнес-аналитикам невозможно, они далеки от ит, чтобы принимать такие решения.
И этих решений сильно больше, чем кажется.
sergeyns
31.07.2025 13:09. И я именно, что широкими мазками объясняю как будет работать шина, как с ней будут работать другие системы, кто к кому будет подключаться, какие данные будут передаваться, как будет работать мониторинг и т.д.
И на этом моменте мне абсолютно плевать что за системы будут с шиной работать и какой стек технологий используется, этому документу плевать даже какая будет использоваться шина.
Читал подобные документы. Ценность их отрицательная. Потому что дьявол в деталях. Вы просто переписываете для топов статью из википедии под названием "ESB".
Nagaru
31.07.2025 13:09Удивительно, что отрицательная, а не нулевая, но ок.
В моём случае никто из топов и не посмотрит на документ. Это документ для разработчиков, чтобы они понимали что делать, для лидов команд, чтобы могли контролировать разработчиков и для аналитиков, чтобы могли понимать "как с этой фигнёй работать".
Ради интереса зашёл на вики на страничку про esb. Она ни разу не отвечает на вопрос "а как конкретно эта штука должна работать" не говоря о том, что в компании бывают нюансы, которые меняют способ её использования, а значит какого-то единого стандарта не существует.
Поэтому могу сказать уверенно, если я не напишу этот документ, проект внедрения шины будет провален и пользы от её использования компания не увидит.
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09кому станет легче от вашей концепции? какую бизнес-пользу она принесет?
Nagaru
31.07.2025 13:09Несколько десятков систем, несколько сотен интеграционных потоков, впереди проекты по замене устаревших систем на новые. Если не написать этот документ, то каждая команда, делающая проект, выполнит интеграции по своим правилам, реализует мониторинг так, как посчитает нужным. После этого поддержка огромного зоопарка разных интеграций будет дороже. Если мы сейчас сформируем общие механизмы, которые будут использоваться в разработке новых интеграций, то уже начиная со второго проекта, разработка, касающаяся интеграций тоже станет дешевле.
Итого, если коротко:
Единый подход - проще поддерживать. Быстрее скорость реакции техподдержки на инциденты
Более быстрая поддержка = более дешевая поддержка, поскольку нужно меньше специалистов
Более дешёвая разработка за счёт переиспользования общих модулей в новых проектах и на сопровождении
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09у вас компания не в чистом поле стоит. Оценивать нужно разницу с существующим решением. А не архитектурные кричалки использовать. Единая концепция интеграции может привести к тому что у вас потом будет департамент поддерживающий эту интеграцию как единая точка отказа (у них есть свой капасити) и удорожание всех решений за счет накладных расходов на унификацию интеграционных подходов.
Nagaru
31.07.2025 13:09Ну да, не в чистом поле. В будущем будет реализовано несколько проектов, которые заменят старые системы на новые. То есть новые интеграции нужно разработать и поддерживать независимо от способа реализации. Интеграции не потребуют новых отделов поддержки, так что здесь точно не дороже.
А унификация подходов (использование готовых механизмов для упаковки сообщения в новый формат, заполнение заголовков единой процедурой, единый механизм передачи сообщений, единый механизм разбора сообщения, единый механизм квитирования при получении, единый способ мониторинга, который не нужно разрабатывать) сделает разработку, начиная со второй только дешевле, а не дороже
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09а раз старые интеграции не будут выведены в один день то у вас уже образуется зоопарк из того что вы сейчас считаете целевым решением и существующими подходами ) Ну и где тут простота поддержки? напоминает классический труд про управление вселенной. Скорее всего существующие решения по интеграции вам придется переделывать целиком это приведет к каскадному росту стоимости проектов. Либо все так же будут продолжать поддерживаться два, а когда вы уволитесь то и три и четыре подхода.
Nagaru
31.07.2025 13:09Давайте чуть упростим ситуацию для общего понимания.
Есть системы А, Б и В. Каждая сейчас интегрирована с каждой. Как? Хрен его знает, потому что делалось это несколько лет назад, документации нет. Доработка существующих интеграций - это сложно, потому что нет прозрачного понимания как оно должно работать, сопровождается ошибками. Поддерживается как-нибудь. Обычно по принципу работает - не трожь.
Решено, что системы А, Б и В будут заменены отдельными проектами на А1, Б1 и В1 соответственно. Это даёт кучу своих плюсов, расширение функционала и т.д.
Но помимо этого мы внедряем кшд. Здесь логика простая, кшд позволит сильно упростить дальнейшее сопровождение интеграций.
Каждую систему будет заменять своя отдельная команда внедрения, а значит и способы интеграции, которые они будут использовать на проекте, скорее всего будут отличаться. Кому-то нравится использовать сервисы интеграции, кому-то веб-сервисы, кто-то использует XML, кто-то json. У кого-то инициатором обмена будет шина, у кого-то система, кто-то отправляет квитанции о получении сообщений, кто-то считает это лишним. Думаю вы понимаете о чем я говорю, здесь вариантов много.
Если мы просто скажем этим командам "интегрируйте через шину", то они сделают как-то по-своему, а потом нам нужно будет поддерживать эти разные реализации. И поддержке на каждом этапе нужно сначала понять о какой системе/интеграции идет речь, а только потом, получив ответ как она должна работать, решать возникающие проблемы. То же самое при доработке интеграций.
Если же описать концепцию, то она ответит на все эти вопросы, а значит все реализуют одинаково. В концепции будет описано какие механизмы должны быть переиспользуемыми.
И вот сейчас, опять же для простоты есть 6 потоков. При внедрении шины потоков станет больше. Но потом их количество будет уменьшаться, точек мониторинга будет становиться меньше и после внедрения всех систем и после устранения прямых интеграций между системами их сопровождение станет сильно легче и комфортнее.
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09Давайте упростим ситуацию, потому что, похоже, она действительно сложна вам для понимания.
Начну с вашего утверждения о какой-то мифической интеграции между системами — интеграции, о которой никто не знает, как она работает, но почему-то она работает. У этих систем что, нет собственных команд развития? Это уже многое говорит о "здоровье" ИТ-подразделения. Руководитель такого ИТ, на мой взгляд, профессионально непригоден и с точки зрения собственников должен быть заменен. Ему нельзя доверять ничего, кроме замены картриджей в принтере — это максимум его компетенций.
Дальше вы говорите, что существуют две системы, А и Б, между которыми уже построено пять разных интеграций в рамках предыдущих решений. Появляется новая концепция и еще одно решение, которое предполагает новый принцип интеграции. Но предыдущие пять интеграций никто не отменяет, просто добавляется шестая, по другому принципу. Это «зоопарк» — и именно он порождает интеграционный технический долг, тормозит agility, создаёт нерасторопность в будущем.
По оценке LinkedIn, в технологической сфере средняя продолжительность работы сотрудников составляет примерно 2–3 года, а среди разработчиков и инженеров — около 2 лет.
Когда жизненный цикл системы измеряется десятками лет, а сотрудники остаются в проекте в среднем 2 года, велика вероятность, что инициаторы стратегии интеграции никогда не увидят её результаты. Это создает долговую нагрузку, осложняет сопровождение, снижает скорость адаптации и повышает риски переноса знаний.Возникает вопрос: зачем всё это? Какую пользу бизнесу и бюджету ИТ даст очередная концепция?
Если каждое новое решение строится на принципе «сложнее просто потому что так требует концепция», без пересмотра предыдущей логики, интеграционный зоопарк становится нарастающим долговым обществом: предыдущие связи остаются, добавляются новые, а компетентность команды — неумолимо меняется.Nagaru
31.07.2025 13:09Ну вот вы себе придумали кучу дополнительных условий, а на основе этого говорите, что никакая концепция не нужна. При замене системы с А на А1 очевидно, что все интеграции, касающиеся этой системы, нужно переписать. С Б на Б1 аналогично и так далее.
Так что вопрос как переписывать:
1. Как пойдёт
2. По правилам
Если внедряется кшд, то интеграции тоже переписываются. И да, само собой, что оставлять старые интеграции, добавляя новые - это бред. Вот только этого никто делать и не собирался. Так что вот именно в этой ситуации описание концепции, описание правил разработки, формирование регламентов максимально своевременно и оправдано
vialz Автор
31.07.2025 13:09С таким же успехом, можно сказать что композитор не должен играть на инструменте, фитнес-тренер не должен иметь хорошую форму и т.д.
Нет, с тем же успехом так сказать нельзя, это манипуляция чистой воды. Абсолютно разные предметные области.
MrLuce
31.07.2025 13:09Это не манипуляции. Это факт... Хотя это даже не факт, это больше чем факт. Так оно есть на самом деле. Иначе накалякать концепцию можно по примеру капкана для яиц.
KorotenkoP
31.07.2025 13:09На мой взгляд тема стоимости слабо раскрыта - только общими словами.
Возможно в тех 20 мифах есть что то про конкретные цифры пользы для бизнеса?
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09Миф 4, или «И без архитектора справимся»
это вовсе не миф. Большинство проектов и ИС внутри компаний не требуют никакой архитектурной поддержки. Ну если конечно команду набрали из вменяемых людей. Архитектура нужна там где есть нагрузка и ответственность. А если это сервис аффектит на сегмент 0.000001 выручки то зарплата архитектора это и есть удорожание проекта
ArtemVarkulevich
31.07.2025 13:09Миф 6, или «Архитектор должен писать код»
И это не Миф. Человек не связанный с ИТ не понимает обычно что все изменения нужно вести через череду POC кроме того доказывая что ситуация классифицирована верно иначе речь будет идти об огромных затратах на техдолг. Поэтому - кто не программирует тот не айтишник
DT0wer
31.07.2025 13:09Ну и дела у вас во ВсехИнструментах. Архитекторы пишут код, но и без них все справляются. И никто не трогает рабочее. Как ты только выдерживаешь:-)
lleo_aha
Если на вопрос "зачем нам архитектор" дать ссылку на эту статью - то вопрос решится сразу. Но - в пользу того что архитектор не нужен.
vialz Автор
Я рад что помог вам добавить определенности в этом вопросе. Вполне может так быть, что для вашей ситуации и контекста он и правда не нужен
ArtemVarkulevich
Архитектор как фасилитатор у команд. Очень классная и дорогая елочка на зеркале. Если он не выводит команду на самостоятельное принятие решений и формирование реализуемых концепций то грош ему цена. Команда всегда сильнее, умнее и качественнее одного человека.