
Привет, Хабр! Меня зовут Назар Гельдыев, и я руковожу направлением технологического развития в телеком-блоке МТС.
В 2000-е мобильная сеть росла достаточно просто. Мы искали большой кусок незанятой территории и ставили там сплошным рядом вышки — такое «ковровое строительство» позволяло создать покрытие раньше конкурентов. Тогда каждая базовая станция окупалась почти сразу.
С развитием мобильного интернета сменилась парадигма потребления трафика, и мы столкнулись с тем, что:
Объемы мобильного трафика начали стремительно расти. Люди перешли от фичерфонов к смартфонам, и интернет перетек с десктопов в карманы.
Людям потребовалось стабильное покрытие. Расцвели онлайн-сервисы: стриминговое видео и музыка, общение и скроллинг котиков в соцсетях.
Рынок насытился, и между операторами разгорелась ожесточенная конкуренция.
Стало очевидно, что имевшиеся подходы к строительству сети больше не работали. Одни базовые станции не окупались, а по другим вообще не было никакого трафика. Изучив международный опыт, мы запустили Smart Rollout — глобальный проект оптимизации строительства новых базовых станций. И это достаточно интересный пример того, как в мире технологий работает цепочка изменений: от пользовательской парадигмы к формулам и подходам, которые уже постепенно начинают менять технологический ландшафт. Итак, поехали!
Как стриминговые сервисы и соцсети поменяли интернет-ландшафт
Когда-то давно исследователи из Cisco дали прогноз, что к 2015 году трафик на 80% будет состоять из видео, причем на 60% — Full HD, 40% — 4К. Это исследование лежало в основе нашей прошлой стратегии, и по нему мы ставили себе амбициозные цели — по 10–15 Мбит/с на каждого абонента каждой ячейки базовой станции, даже если пользователь ими не пользовался.
Некоторые инженеры поставили под сомнение эту красивую картину. Когда мы начали анализировать свой трафик, то поняли, что 4К практически никто не смотрит, контента нет, хотя телевизоров с поддержкой 4К было под 70%. Стали популярными соцсети, мессенджеры, потоковые платформы, потреблявшие гораздо меньше, но владевшие большими объемами контента.
Мы столкнулись с неожиданным изменением: объем трафика начал определяться не пользователями, а контент-провайдерами. Когда были торренты и закачки, все искали максимально широкий канал в моменте, чтобы скачать как можно быстрее. А стриминговые сервисы и соцсети сами стали регулировать качество видео и скорость загрузки и внедрили адаптивный битрейт, когда контент адаптируется, исходя из качества канала.
Анализируя поведение пользователей, мы выделили два типа трафика:
С мгновенной ценностью — видео, голос, мессенджеры. В нем лаги бесят прямо сейчас.
С отложенной ценностью — загрузки, бэкапы, апдейты. Там разница между 10 и 15 минутами роли не играет.
Стало очевидно, что с развитием интернета у клиентов произошла смена приоритета с трафика второго типа на первый. Стали популярными сервисы, которыми пользуются здесь и сейчас: соцсети, мессенджеры, стриминг. А для них в большинстве случаев хватает 5 Мбит/с:

Стабильное соединение стало приоритетнее пиковой скорости. Люди не сидят на месте: у них есть маршрут — дом, дорога, работа. И связь должна быть стабильной по всему пути. У нас были зоны, где LTE давал 120 Мбит/с, а в соседней ячейке еле дотягивал до 3G. При переходе между ними у пользователя резко падало качество соединения.
Стало критично обеспечить равномерную скорость на всем пути движения абонента — мы начали уходить от исторически сложившейся мегаполисоцентричности и прорабатывать покрытие вдоль маршрутов перемещений пользователей.
В ответ на эти изменения мы поставили себе OKR по миграционной связности и стали работать с контрастностью сети. Так качество покрытия начало расти не только в крупных городах, но и около них. Но запустить такой процесс, когда у вас 72 тысячи базовых станций, не так просто. Нельзя взять и все перенастроить вручную.
Изменения внутренних процессов
У строительства сети длинный цикл подготовки. От защиты проекта до реального запуска может пройти до двух лет. За это время успевают поменяться сценарии использования, потребности клиентов и даже сами технологии.
Поэтому самое важное — перестроить регламенты, стандарты и подход к принятию решений. Все команды работали вместе: клиентский опыт, финблок, маркетинг, технари. Мы пережили много недель обсуждений, где буквально на уровне формул пересобирали, как должна выглядеть новая сеть. Это был переход на Data-Driven-подход: мы отказались от экспертных оценок как основы и начали опираться на аналитику.
Иногда это требовало построения новых источников данных с нуля. Например, мы полностью пересобрали систему оценки скорости. Чтобы понять, как реально работает сеть, нужно было сначала вытащить кучу данных: чем пользуются абоненты, в каких локациях и в какое время. Моя команда вместе с техблоком сделала для этого новый срез статистики, который стал опорной точкой для всей логики Smart Rollout:

По нему мы смогли отследить разницу в источниках трафика, распределение по регионам и сделать вывод о потребностях аудитории.
После решения технических вопросов перед нами встала гораздо более сложная задача. Как и в любой крупной компании, нам было важно, чтобы нововведение не сломало работающую систему. Поэтому большую часть времени мы занимались переговорами: объясняли и искали компромиссы. В итоге работа представляла собой ювелирное вмешательство в существующие процессы.
Переход на более глубокую аналитику
Раньше мы оценивали эффективность базовой станции целиком. После запуска Smart Rollout начали смотреть доходность по секторам. Почему это важно? Базовая станция светит, условно, в три стороны, по 120 градусов каждая. И может быть так, что один сектор направлен на лес, где нет трафика, второй — в жилой массив. Раньше мы оценивали ее в среднем и считали, что с ней все в порядке. А теперь поняли, что один из секторов можно безболезненно отключить, так как тут точно добивает 2G-покрытие другой базовой станции.
Чтобы показать коллегам работоспособность такого подхода, я продемонстрировал его на конкретном примере: нашел базовую станцию с удвоенной емкостью в каждом направлении. Мы отключили один диапазон и показали, что качество осталось тем же. А затем включили дополнительный диапазон в другом месте и продемонстрировали, что там абоненты получили более высокую скорость. Это был отдельный трехмесячный спин-офф, где нам пришлось преодолеть огромное сопротивление. Но он показал, что мы можем перебалансировать инвестиции и получить прирост качества сети.
Изменение принципов, по которым развивались сети
В рамках Smart Rollout мы подправили формулы, определявшие, куда и как направлять инвестиции: где стоит наращивать емкость, где нет смысла, где модуль добавить, где просто не трогать. И система начала перестраиваться сама.
Раньше приоритеты ставились на максимальную скорость: станции строились с расчетом на пиковые 25 Мбит/с. Но мы сместили акценты на равномерное покрытие с 5 Мбит/с, и вложения в сеть начали перераспределяться. Мы стали усиливать недоинвестированные участки, даже если там пиковой нагрузки нет, чтобы убрать провалы и выровнять качество.
Такой подход позволил автоматизировать процесс. У нас порядка 72 тысяч площадок по стране — точечно каждую оценить невозможно. Поэтому мы раскатывали формулы по регионам, учитывали не только текущую скорость, но и, например, связанность миграционных потоков.
Один из показательных кейсов — площадь трех вокзалов в Москве. Раньше мы не видели в ней особой ценности: доходность считалась низкой, потому что люди там не живут. Но после анализа мобильности стало понятно — это огромный транзитный узел. Миллионы абонентов проходят через него каждый день. С точки зрения стандартных метрик площадка не приоритетная, а с учетом миграции, наоборот, критически важная. И вот такие корректировки алгоритмов и формул позволили направить инвестиции туда, где они действительно влияют на пользовательский опыт.
В рамках Smart Rollout мы поставили приоритетной метрикой качество покрытия. Оно бывает измеримое, а бывает совсем неформализуемое. Мы стали смотреть и на цифры, и на внешние исследования, и на внутренние индексы, и на общую «сглаженность» сети. Если раньше картина напоминала ежика — торчащие вверх пиковые зоны и провалы, — то теперь это становится все более сбалансированным.
Очень сложно отделить, условно говоря, плохую связь в лифте (что норма) от настоящих провалов качества, когда не хватает скорости или стабильности там, где они критичны. Вроде бы очевидно, но по метрикам это заметно не сразу. Сейчас все больше перестраиваемся на абонентскую обратную связь, где мы измеряем более долгосрочное восприятие наших услуг.
А теперь мы встречаем следующую волну
Smart Rollout запускался в 2021 году и был рассчитан на 4–5 лет. Мы научились грамотно перераспределять ресурсы и вплотную подошли к новому пересмотру целей и подходов.
Изменения в рамках Smart Rollout подготовили нас к 2022 году, когда резко сократилась возможность что-либо закупать. Появилась необходимость самим строить площадки, проектировать свое оборудование.
Параллельно нужно готовиться к внедрению сетей следующих поколений — 5G и 6G. С ними покрытие станет еще плотнее, базовых станций будет больше, требования к качеству выше.
Плюс продолжает меняться пользователь. Становится актуальным сегментированный подход: у молодежи одни сценарии — гейминг, стриминг, голосовое общение в мессенджерах, у более зрелой аудитории — другие. Уже недостаточно просто «делать всем хорошо» — нужно учитывать потребности в каждой группе.
Подходы и практики, внедренные в рамках Smart Rollout, дали нам возможность развиваться при одной пользовательской парадигме, но теперь мы столкнулись с новыми условиями, которые требуют еще более глубокой аналитики и технической перестройки. Какие решения будут приняты в будущем и кто этим займется, пока неизвестно, но мы со своей задачей справились: сумели адаптироваться к прошлой волне изменений и создали определенный задел для встречи новой.