Мы можем не замечать странностей мира, в котором живём
Мы можем не замечать странностей мира, в котором живём

Итак, начнём

Если бы передо мной была бы поставлена задача сделать какую-то симуляцию, то первым делом на ум приходит всем известная игра «Жизнь» математика Джона Конвея.

Есть какое-то пространство, заполненное примитивными элементами, которые меняют своё состояние одномоментно по очень простым законам. Такая механика называется «клеточный автомат».

«Жизнь» — это клеточный автомат с очень простыми законами.

Что-то стабильно, что-то двигается... Маленький аквариум
Что-то стабильно, что-то двигается... Маленький аквариум

Вот тут можно поиграть в «Жизнь», если подзабыли игру. Играть так — расставляем комбинацию точек на экране и запускаем их эволюцию.

С помощью клеточных автоматов возможна имитация сверхсложного поведения, любых функций и т.п. Джон Конвей доказал, что его игра полна по Тьюрингу. Это означает, что с помощью клеточного автомата можно запрограммировать всё что угодно.

Стивен Вольфрам (первоначальный автор и владелец математического пакета Wolfram Mathematika) написал множество статей и большую книгу о клеточных автоматах. Он утверждает, что они могут буквально всё.

Ведущий апологет Вселенной как клеточного автомата — Стивен Вольфрам

Если искать в современной науке фигуру, которая на протяжении десятилетий последовательно и независимо развивает идею клеточных автоматов, то Стивен Вольфрам — отличный кандидат. Вундеркинд, получивший PhD в физике элементарных частиц в 20 лет, он довольно быстро разочаровался в традиционных подходах. Его центральная гипотеза, которую он развивает с 1980-х годов, звучит провокационно: наша Вселенная, со всей её сложностью, не является продуктом сложных фундаментальных законов; вместо этого она — результат вычислений клеточного автомата.

Ключевым моментом в этом пути стало открытие им в 1983 году Правила 30 — одномерного клеточного автомата с потрясающе простыми правилами. Несмотря на простоту, его эволюция из одной чёрной клетки порождает не повторяющиеся, а хаотичные, кажущийся абсолютно случайными узоры.

Вольфраму даже удалось доказать, что этот автомат способен на псевдослучайность и, вероятно, является вычислительно универсальным. Это стало мощным аргументом в пользу его главного тезиса: из простых вычислительных правил может рождаться невероятная сложность, достаточная для описания всего мироздания.

Свои идеи и многолетние исследования Вольфрам скрупулёзно изложил в монументальном труде — книге «A New Kind of Science» или NKS. Книга выложена в онлайн целиком. Эта 1200-страничная работа, опубликованная в 2002 году, стала его главным манифестом. В ней он на сотнях примеров демонстрирует, как сложное поведение возникает из простых программ, и аргументирует, что этот принцип должен лежать в основе не только физики, но и биологии, информатики и даже социальных наук. Книга стала культовой, вызвав как восторг, так и скепсис в академическом сообществе.

Сотворение мира по Вольфраму

Этот принцип он позднее развил в свою амбициозную «Wolfram Physic Project» (Physics Project), где пространство представляется гигантской сетью взаимодействующих точек, а все известные законы физики — следствиями низкоуровневых правил клеточных автоматов.

Статья на Хабре: Стивен Вольфрам: кажется, мы близки к пониманию фундаментальной теории физики, и она прекрасна.

На этом сайте можно посмотреть «Реестр примечательных моделей Вселенным».

Идеи Вольфрама пока ещё остаются на периферии мейнстрима, но заставляют задуматься: а не является ли вся наша реальность результатом работы гигантского, но простого клеточного автомата?

Контринтуитивные вещи, к которым все привыкли

Если мы посмотрим на «Жизнь», из правил игры совершенно очевидно, что никакой объект или фигура в игре не может перемещаться быстрее, чем на 1 квадратик за 1 такт игры. И это даёт первую, очень чёткую ассоциацию.

Но есть нюанс с анизотропностью пространства...

В «Жизни» есть движение по диагонали, что в ~1.5-2 раза быстрее, чем чем вправо-влево, вверх-вниз.

Есть знаменитый шахматный этюд Рети, когда король, пользуясь анизотропностью пространства шахматной доски, решает 2 серьёзные, кажущиеся невыполнимыми задачи.

Но «Жизнь» просто такой создана. Её можно было бы придумать с полностью равноценным движением по всем направлениям, исключив диагональные движения. Или сделав на основе гексагонов, хорошо знакомых любителям настольных игр.

Скорость света

В нашем мире есть абсолютно контринтуитивный закон физики, по которому материальные объекты не могут двигаться быстрее скорости света.

Это кажущаяся безумием мысль для физиков прошлого, что по неведомым причинам тело в безвоздушном пространстве относительно любой инерциальной системы отсчёта не может двигаться быстрее, чем C (скорость света).

Казалось бы, что может помешать объекту бесконечно разгоняться в вакууме?! Сопротивления же нет. Однако не получается.

Но с точки зрения Вселенной, как клеточного автомата, это — норма.

Посмотрим на ту же «Жизнь» или многие другие клеточные автоматы — это незыблемое правило игры, которое лежит в её основе, в её сути. На клетку влияют только те элементы, которые её окружают.

Да, создатель симуляции может придумать абсолютно любые правила для неё, но если исходить из простоты (и локальности кеша), то самым простым вариантом будет оставить именно ограниченную скорость распространения изменений состояний «клеток».

И тут всё становится на свои места.

Фотоны

Весьма странный объект. Имеет массу покоя равной нулю. Летит в вакууме как волна и взаимодействует как частица.

Но с точки зрения клеточного автомата, это просто самокопирующийся конструкт, который летит с максимально возможной скоростью в клеточном автомате. И он не может по другому.

Видимо, есть несколько типов таких конструктов, разного размера, что эквивалентно фотонам с разной длинной волны. Которые сталкиваясь с объектами или их задевая, вступают с ними в реакцию и формируют такие явления как интерференция и дифракция.

Начало Вселенной и конечность числа частиц

Вопрос конечности частиц во всей Вселенной до конца не решён, так как его трудно доказать научным способом. Мы не можем увидеть те части Вселенной, откуда ещё не долетел до нас свет. Число частиц (протонов и нейтронов) в наблюдаемой нами Вселенной примерно 3.28 × 1080 (всего в ~3000 раз больше, чем вариантов приватных ключей в биткоине).

Но учёные согласны, что у Вселенной было начало, и она появилась примерно 13.8 миллиарда лет назад. И до сих пор масса не возникала и не пропадала. С приличной вероятностью число частиц в нашей Вселенной конечно.

Теории, наподобие Большого Взрыва, говорят о том, что вначале была некая суперточка, из которой всё возникло. Честно говоря, так и просится на ассоциацию гигантское поле для игры в «Жизнь», в центре полностью заполненное чёрными клеточками.

Да, в «Жизни» бы многие клеточки от такого плотного расположения «умерли от голода», но в нашем клеточном автомате материя не может исчезнуть и она стала расширяться.

А как же криволинейность пространства, гравитационные ямы от массивных тел, искажение пути фотонов вблизи от массивных объектов? Как показал Стивен Вольфрам, клеточные автоматы могут быть очень разными. И необязательно в виде одинаковых клеточек, но и в виде графов, учитывающих/создающих кривизну пространства.

Но симуляция, скорее всего, конечна, и если наш мир — симуляция, то он должен иметь начало. И оно имеется.

Квантованность всего и вся

Гладкие, непрерывные и детерминистические законы, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, порождены коллективным поведением элементарных частиц на микроскопическом уровне.

А вот фундаментальные взаимодействия элементарных частиц носят квантовый (ступенчатый) и дискретный характер.

Безусловно квантовано:

  • Энергетические уровни: Электроны в атомах могут иметь только строго определённые значения энергии. Они не могут находиться «чуть-чуть» между этими уровнями. Переход между уровнями происходит скачком с излучением или поглощением кванта энергии (фотона).

  • Фундаментальные свойства частиц: Такие величины, как спин (собственный момент импульса), электрический заряд, «цветной» заряд кварков — все они квантованы, то есть принимают только дискретные значения.

  • Излучение и поглощение энергии: Процессы происходят порциями — квантами. Вы не можете получить половину фотона.

Когда речь идёт о клеточном автомате, что в нём по определению всё квантовано. Поэтому сходство Вселенной с ним очевидно.

Почти все виды взаимодействий в нашей вселенной можно объяснить через элементарные частицы

Стандартная модель в физике — это теория, описывающая электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия. В ее основе лежит концепция обмена калибровочными бозонами (частицами-переносчиками взаимодействия).

  • Электромагнитное взаимодействие: Переносится фотонами (γ). Именно обмен виртуальными фотонами, например, между двумя электронами, приводит к их взаимному отталкиванию. Представьте двух конькобежцев, бросающих друг другу мяч. При каждом броске они откатываются друг от друга. Мяч здесь — аналог фотона.

  • Слабое взаимодействие (ответственно за некоторые виды радиоактивного распада): Переносится тяжелыми частицами: W⁺-, W⁻- и Z⁰-бозонами. Их большая масса объясняет, почему слабое взаимодействие очень короткодействующее.

  • Сильное взаимодействие (удерживает кварки внутри протонов и нейтронов, а сами протоны и нейтроны — внутри ядра): Переносится глюонами (g). Их особенность в том, что они сами несут «заряд» сильного взаимодействия (цветовой заряд), поэтому сильно взаимодействуют друг с другом. Это объясняет, почему кварки не могут быть свободными (конфайнмент).

Паттерн Gosper glider gun, который так и напрашивается как аналог испускателя виртуальных фотонов
Паттерн Gosper glider gun, который так и напрашивается как аналог испускателя виртуальных фотонов

Насчёт гравитации всё не так просто. Гипотетическая частица-переносчик гравитационного взаимодействия называется гравитон. Пока это гипотетическая частица. Гравитон был бы необходим для создания квантовой теории гравитации, которая успешно объединила бы ОТО и квантовую механику. Пока такой теории не существует, хотя кандидаты есть (например, теория струн).

Gosper glider gun или Ружьё как объяснение всех типов взаимодействий

Теперь, если мы вспомним игру «Жизнь», то там постоянно возникают движущиеся в разных направлениях конструкты. Например, их генерирует Gosper glider gun (из России не открывается). В русскоязычной Википедии известно как Ружьё. Этот конструкт напрашивается на роль испускателя виртуальных фотонов и многих других частиц (бозоны, гравитоны). Конечно, для каждого конструкта потребуется свой тип Ружья.

Смотрите сами, в рамках клеточного автомата все пикселы эквивалентны. Если некоторая фигура движется, то это значит, что одни пикселы исчезают, а другие появляются.

Все калибровочные частицы - это просто конструкты вылетающие из Ружей.

Соответственно, если при касании гравитона в клеточном автомате, частица исчезает, а остаётся пиксел на том месте, где был гравитон, то какая-то часть объекта сдвинулась к источнику гравитации. И нет никаких проблем с энергией и массой. И остальные частицы благодаря правилам клеточного автомата подтягиваются к сдвинутым. Но если источник гравитации очень сильный типа чёрной дыры (очень много Ружей), то объект буквально рассыпается на атомы.

Таким же образом можно объяснить и отталкивание. Также специальные Ружья стреляющие другими конструктами, в результате взаимодействия с пулями отдельные пикселы сдвигаются в сторону удаления от Ружья, и остальные пикселы подтягиваются.

Фотоны, когда летят не притягиваются между собой. Это странно. Но с точки зрения клеточного автомата, на них просто нет гравитонных Ружей.

Но если гравитон от звезды попадёт в фотон, то фотон отклонится. То что на макроуровне можно трактовать как кривизну пространства.

Объяснение любого взаимодействия через разные типы конструктов, вылетающие из разных Ружей, идеально подходит к теории, что мы все живём в гигантском клеточном автомате.

Вселенная как расширяющийся пузырь

Мы легко можем представить себе увеличивающийся в размерах воздушный шарик, на котором расположены колонии микробов. Для них поверхность шарика не будет иметь границ, их физики определят примерное время начала надувания шарика. И даже, может быть, смогут спрогнозировать, когда он лопнет.

Вселенная может не иметь границ, но это не значит, что она бесконечна
Вселенная может не иметь границ, но это не значит, что она бесконечна

Есть байка: однажды маленький сын Эйнштейна Эдуард спросил отца, почему он так знаменит. На это ученый ответил:

«Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут. Мне же посчастливилось заметить это».

И ещё цитата, приписываемая Эйнштейну (надёжных источников нет):

Когда я сижу в ванной и играю мыльными пузырями, никому не разрешается беспокоить меня, потому что все свои теории о звёздах я открыл, именно играя мыльными пузырями. Созерцая их, мой ум работает лучше всего, и я совсем забываю о времени.

Так же и наш мир в 4D — это надувной шарик. Несмотря на то, что он увеличивается, он может быть симуляцией, в которой по каким-то законам растёт расстояние между точками.

До сих пор нет ясности ни с тёмной материей, ни с тёмной энергией у физиков.

Тёмная материя понадобилась для объяснения структуры и устойчивости Вселенной:

  • Почему галактики вращаются так быстро и не разлетаются?

  • Почему скопления галактик удерживаются вместе?

Тёмная энергия нужна именно для объяснения ускоренного расширения Вселенной. Именно она — причина, по которой расширение не замедляется, а ускоряется. Она понадобилась физикам, чтобы объяснить расширение нашего мира.

Но если расширение Вселенной и удержание галактик — это просто правила клеточного автомата, которые не являются частицами, то экспериментально их никогда не найдут.

Ответы на некоторые возражения

А что насчёт замедления времени при релятивистских скоростях и увеличение массы?

Тут как раз можно довольно просто объяснить. Перемещение со скоростью света — это максимально быстрое перемещение в клеточном автомате. При нём объект копируется в соседние пикселы. За 1 такт на 1 пиксел. Если вспомнить «Жизнь», то передвигающийся объект ещё может крутиться во время движения.

Чем больше пикселов у конструкта уходит на движение по решётке клеточного автомата, тем меньше возможностей остаётся на движения пикселов внутри него. Для максимально быстрого перемещения они должны гаснуть и зажигаться в определённой последовательности. Иными словами либо мы быстро двигается по решётке, либо мы быстро меняемся внутри конструкта, но не двигаемся.

Увеличение массы. С точки зрения клеточного автомата масса — это очень абстрактное понятие. Внутри математической решетки нет никакой массы, есть только закономерности движения пикселов. Это что-то типа цвета у кварков и глюонов.

Фотоны летят со скоростью света в вакууме, потому что медленнее просто не могут. Заставить быстро самокопироваться большую структуру в клеточном автомате чрезвычайно сложно, и чем она больше, тем сложнее. Фактически все элементы внутри неё нужно перевести в движение по специальному шаблону, максимально эффективному для перемещения. После чего уже не останется ресурсов для некой внутренней жизни. При этом ещё нужно обеспечить какое-то сцепление внутренних частиц между собой.

Сложность разгона большого объекта (с точки зрения клеточного автомата) растёт экспоненциально.

Мы живём не на плоскости. А если представить что в 3D-клеточном автомате, то в нём должна быть анизотропность пространства, если он из кубиков.

Если запретить диагональные движения, то всё будет изотропно. Но согласен, как-то коряво и неточно может получиться движение на большие расстояния тех же фотонов. Даже если представить, что на клеточном кубическом уровне это довольно большие вращающиеся структуры.

Но, кроме куба, есть и другие однотипные фигуры, которые изотропно замощают 3D-пространство без переворачиваний и вращений:

Если симуляция запущена на них, то число направлений, в которых могут передаваться изменения (движение) колоссально растёт, и, практически, становится безграничным.

Так каким же громадным должен быть компьютер, чтобы потянуть симуляцию нашей Вселенной?

Мы ничего не знаем о физических законах мира, в котором запущена симуляция. Но, например, если представить, что там, «наверху», нет ограничений на скорость взаимодействия (или они очень слабы), то компьютер в вышестоящем мире может обладать бесконечной вычислительной мощностью.

Это на Земле процессоры не могут подняться выше 10 ГГц даже под жидким азотом, а если у них, образно говоря, нет ограничений на скорость света, то частота может быть любой.

И то же самое касается оперативной памяти — мы не можем опустить литографию ниже 1 нм из-за того, что размеры элементов начинают становиться сравнимы с длиной волны, а в другом мире, возможно, бесконечное уменьшение (или на много порядков лучшее).

Сама суть клеточных автоматов подразумевает очень простые правила.

Тут так и просятся в ассоциации огромные ряды GPU, обсчитывающих виртуальную вселенную.

Даже в нашей Вселенной в теории можно запросто обсчитать вселенную поменьше. Тут вспоминается цикл Дэвида Зиндела «Реквием по Homo Sapience», который он начал в 1984 году. Советую прочитать всем, кто хочет представить мир, в котором ИИ достигли своего наивысшего развития.

В его произведениях ИИ занимают целые планеты, и даже многие звёздные системы, и ради своих целей строят целые планеты из специализированных чипов, в которых производятся симуляции целых миров.

Создатель симуляции может в ней сделать абсолютно любую «скорость света» и любые чудеса

Истинно так! Но проще всего использовать конечный автомат с очень ограниченным набором правил. Чтобы не программировать исключения и не рассчитывать взаимодействие всех частиц на каждый такт симуляции.

С точки зрения того, что в вышестоящем мире всё-таки хоть какие-то ограничения есть, было бы разумно ограничить число взаимодействующих частиц за квант времени симуляции. Иначе же процесс симуляции крайне затянется даже в самом продвинутом «высшем» мире. Число возможных взаимодействий растёт как квадрат от числа частиц, при отсутствии ограничений на их дальность.

Мы в симуляции. Что это может значить лично для нас?

Конечно, самый правильный ответ — это выйти на контакт с создателем симуляции и попросить помочь нам решить наши проблемы. Например, чтобы он (оно?) дал нам неограниченное время жизни, какие-то суперспособности.

Или даже договориться, чтобы мы были воплощены в каком-то виде в настоящем мире.

Ещё любопытный вариант, каким-то образом научиться вызывать отладочную консоль симуляции с подобными целями.

Представьте, как было бы классно набрать какой-то чит-код и получить бесконечное здоровье или другие плюшки.

Звучит весьма сказочно. Но это ИКР — идеальное конечное решение (или Идеальный Конечный Результат), как говорят тризовцы.

Кстати, вот отличный фантастический рассказ про контакт с создателем симуляции.

Фактически, концепция того, что мы живём в симуляции, совершенно не противоречит многим религиям. Есть Создатель Вселенной, Он, потому что ему скучно (например), создаёт вселенную, даёт заповеди. Обещает «тела вечные, не болеющие как у ангелов» тем, кто достойно пройдёт все квесты по его правилам.

Можно легко себе представить завод по производству роботов, где ИИ роботов обкатываются в мире-симуляции, чтобы понять, будет ли этот робот во плоти хорошо служить или будет пакостить своим хозяевам. И если симуляция показывает, что он хороший малый, то эти мозги вставляются в роботическое тело, а если нет, то под пресс. Ну или в робот-пылесос.

Мысли автора о потенциальной связи существующих религий и теории симуляции. Верующим читать не рекомендуется.

Многие жестокие вещи, приписываемые высшим силам, типа уничтожения Содома и Гоморры, легко объясняются тем, что создатель симуляции прекрасно понимает: это всё ненастоящие существа. Для него их жизнь и их смерть не вполне настоящие. Он может в любой момент восстановить любой конструкт, умерший/стёртый в симуляции. Библейские фразы наподобие «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука 20:38) легко объясняются бакапами.

Тут больше возникает проблема с другой стороны — с моей точки зрения, доказательства ранее произошедших чудес довольно слабы, пророчества туманны, бывают противоречия в священных текстах. Так что, IMHO, надежды на то, что именно какой-то из известных богов является автором нашей симуляции, весьма слабы.

Намного проще поверить, что наша Вселенная — это какой-то скринсейвер на экране существа, которое отошло на обед.

Или же симуляция запустилась совершенно случайно, без осмысленной цели создателя — как на огрызке яблока, попавшем в урну, начинают жить микробы и строить свои города.

Однако же физикам, возможно, идея вселенной-клеточного автомата может что-то дать. Если это действительно так, то они смогут очень быстро и качественно описать природу нашего мира, а мы (человечество) лучше поймём свои ограничения и возможности.

Не исключено, что копая вглубь Вселенной, на микроуровне, будет найдена важнейшая информация, которая даст нам больше знаний о мире и намерениях Автора симуляции.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)