
Я уже давно засматривался на старые японские плёночные компакты: они стильные, у них обязательно бывают какие-то интересные фичи. Но вот ценники на них — абсолютно не гуманные. Продолжая снимать на потрёпанную зеркалку Pentax из нулевых, надежды найти за нормальную цену красивенький компакт было очень мало. Но всё изменилось в январские каникулы прошлого года, когда на барахолке всплыл лот с несколькими красивенькими компактными камерами. Fuji TW-300 II чуть не выкупили, мне повезло его забрать за 2500 рублей.

Да, я давно хотел себе старую компактную плёночную камеру из восьмидесятых. Японцы тогда делали весьма стильные, красивые модели, напичканные крутыми фичами. Но была одна проблема: ценник на такие камеры зачастую переваливает за 20 тысяч рублей. И вы вполне можете встретить подобные экземпляры в какой-нибудь современной модной плёночной фотолаборатории. Ценники пугают, а тот факт, что всё это никак особо не обслужено, лишь отдаляет от приобретения в коллекцию старого японского компакта. Но не всё так плохо, всегда есть вариант купить дешевле, но это риски. Для этого придётся мониторить даже не известную площадку Б/У-товаров, а Телеграмм каналы по продаже плёночной техники.
Свою тушку я выловил у барыги, который перепродаёт всякое барахло — ну то есть, БУКВАЛЬНО барахло: мой TW-300 II вполне мог лежать в ящике с надписью junk в каком-нибудь магазине сети Hard-Off. Дело в том, что в Японии просто так выкинуть что-либо никак нельзя, там жёсткая сортировка мусора. Продать нормально — не получится, чинить — не хочется. Вот многие и относят такую технику в магазин. Спойлер: у этого барыги-перекупа позже я купил не только камеру, но и хороший объектив для довольно крутой камеры — но об этом ещё успею рассказать! Главное — будьте готовы к ремонту и не падайте в обморок, когда вам назовут приличный ценник.

Камера эпохи Сёва*
(25 декабря 1926 года — 7 января 1989 года)
На фото она может показаться довольно маленькой, но на деле же — это довольно увесистый кирпичик. Я намеренно не использую слово «мыльница», ибо оно тут вообще не подходит. Под это понятие больше подходит какая-нибудь простенькая камера, не имеющая никакой фокусировки — линза настроена исключительно на гиперфокальное расстояние (проще говоря, с определённого расстояния (чаще всего, от 2,5-3 метров) всё в фокусе будет). Здесь же есть гордый логотип автофокуса — и автофокус действительно работает! Да, ему тяжело порой понять, на чём нужно фокусироваться. Но если в фокус попал — то картинка получается очень резкой и приятной. По ощущениям фокусировка чем-то похожа на шкальный дальномер, то есть камеру, на которой наводка на резкость осуществляется по пиктограммам на объективе — примерно, как на «Смене 8»: в видоискателе есть всё те же пиктограммы портрета, группового портрета, пейзажа. Стрелочка при полунажатой кнопке спуска затвора двигается: остановилась напротив одной из иконок — значит объект в фокусе.

Объектив тут довольно светлый. На 38 мм при максимально открытой диафрагме её значение составляет аж f/3.5, что недурно для столь компактной камеры. Но стоит повернуть основание объектива, и он трансформируется до 65 мм, за счёт выезжающих дополнительных линз внутри камеры. Светосила падает до f/6. Но и это не проблема, ведь остальные характеристики этого «фуджика» весьма нескромные. Вспышка, которая выстреливает из корпуса по нажатию на рычажок сзади, весьма ярко освещает объект съёмки, а минимальная дистанция фокусировки составляет всего один метр.

Скорость затвора ближе к какой-нибудь старой зеркалке: она тут минимум 1/6 секунды, максимальная же — 1/500. Да и автоматическая компенсация экспозиции тут приличная. В общем, эту камеру спокойно можно брать с собой в какой-нибудь модный бар и делать крутые фотки даже в условиях небольшой освещённости. Только учтите, что благодаря таким характеристикам, скрещёнными с полной автоматикой, при низких исо и недостаточной освещённости камера будет компенсировать всё длинными выдержками на открытой диафрагме. Как результат — шевелёнка.

Хотите снимать стрит — ставьте плёнку с бОльшей светочувствительностью. И то — результат может быть не самый предсказуемый, ибо у камеры полная автоматика. Вы не можете менять вообще ничего вручную — ни iso, ни выдержку, ни диафрагму.


И даже если вы вдруг по какой-то причине случайно откроете крышку, то вы её, во-первых, откроете не полностью, а во-вторых, точно не засветите уже отснятые кадры. Всё дело в том, что Fuji в те годы придумали отличную защиту «от дурака», которая ещё и призвана максимально упростить зарядку плёнки. Задник тут открывается не полностью, а держится на металлической защёлке, не позволяя крышке открыться полностью. Спросите — а зачем так? Всё просто! Берёте катушку, вставляете её в своё законное место, а камера сама всё сделает. Более того — вся плёнка сразу уйдёт на приёмную катушку. Сделали кадр — он сразу уходит обратно в родную катушку, чтобы ничего не засветилось. И если вы вдруг отрыли заднюю крышку, то есть шанс того, что даже не отснятая часть плёнки засветится не сильно, ведь она прикрыта частью крышки.

И говоря о том, что это идеальная камера для всяких тусовок, я не преувеличиваю: тут есть и таймер для авто-спуска, и даже резьба для штатива. Так что если у вас есть какой-нибудь небольшой штатив на стол, вы всегда можете сделать групповые фото с друзьями. Для этого нужно зажать кнопочку таймера, затем — кнопку спуска затвора, быстренько отойти и дружно сфотографироваться. Удобно!

Ну и, конечно, дизайн. Увидев эту камеру раз, вы её точно не забудете. Её линии, её очертания, надписи — всё очень красиво и гармонично. То, что это пришелец из далёких восьмидесятых — заметно очень сильно. И то, что спустя сорок лет камера продолжает использоваться по назначению, привлекая взгляды окружающих — не может не радовать.

Вспышка тут очень приятно выпрыгивает из корпуса, она довольно мощная, и сзади есть подсказка по тому, как ею пользоваться:


Нюансы, которых хватает
Но и минусов у неё хватает. Первый, и, пожалуй, самый главный — это старый компакт с пластиковыми деталями внутри. За годы активного использования механизм изрядно износился и стал издавать весьма страшные и неприятные звуки. При загрузке плёнки, как я сказал ранее, она автоматически наматывается на приёмную катушку. И до ремонта этот процесс был ОЧЕНЬ шумным. Настолько, что однажды, когда заряжал плёнку в фотолаборатории, из соседнего помещения прибежал лаборант с вопросом — всё ли в порядке. Визг от камеры был постоянно, когда она мотала плёнку. Но в начале этого года случилось неизбежное: она просто перестала сматывать плёнку, а фокусировка перестала корректно работать. Да, это лечится, и цена ремонта составила 10000 рублей. Под замену пошли двигатель, редуктор, часть шестерёнок, которые пришлось печатать на 3D-принтере. Звучит печально, но вполне заменяемо. Ремонт занял полгода почти (мастер был очень загружен — но тут либо платить меньше и ждать, либо искать другого мастера, который сделает быстрее, но и попросит сумму посерьёзнее), и камера вернулась в строй. Так что, купая старые компакты, будьте готовы к не самому бюджетному ремонту.


Ещё один минус связан с тем, что кнопка спуска затвора здесь не имеет промежуточного нажатия, как на любой другой профессиональной камере. И у меня уже были моменты, когда вместо того, чтобы нормально сфокусироваться по шкале, прожимал кнопку до упора, делая кадр, и он в итоге получался не в фокусе. И к этому нюансу очень сложно привыкнуть, а объяснить человеку, впервые сталкивающимся со съёмкой на эту камеру, нужно будет объяснить, как попасть в фокус.

А ещё камера ну очень неохотно работает с намотками, которые сейчас являются альтернативой более дорогим, заводским катушкам. И чтобы облегчить работу моторчиков, лучше полностью открыть крышку. Для этого нужно отсоединить защёлку, например, шариковой ручкой, и немного протянуть плёнку, уложив её на шестерню, чтобы её штырьки попали в перфорацию.

С просрочкой тоже не всё идеально. Хоть характеристики в целом позволяют работать на длинных выдержках и светосилы в целом хватает, но минимальное ISO здесь — всего 50. И это прямо обидно: нормальные дальномерные камеры тех лет со схожими характеристиками умели работать хотя бы с 20-25 iso. Почему Fuji решили выбрать 50 iso минимально — не особо понятно. Хотя, с другой стороны, это было уже то время, когда 50-100 iso были самыми распространёнными значениями, а камера позиционировалась, как самый простой вариант для повседневных съёмок — просто купил плёнку, вставил её в камеру, нажал на кнопку и снял, что надо.

Вот так просто. Сейчас же, в реалиях 2025 года, всё немного иначе. Свежая плёнка стоит дороже, и тут два варианта: если надо отснять катушку, как 100 iso, то можно просто заклеить DX-код полностью — любую плёнку без DX-кодирования камера будет снимать именно как 100 iso. Если нужно иное значение iso, то придётся вручную перекодировать DX-код: какие-то элементы покрытия стерев, какие-то — наоборот, заклеить изолентой. Это не сложно, я сам так снимаю просрочку. И всё же, больший диапазон iso тут был бы весьма уместен.

Сама по себе камера компактная, но в целом, чуть габаритнее, чем большинство «мыльниц», и уж точно тяжелее. Так что в карман штанов так просто не запихнуть. В целом, по габаритам она очень схожа со старыми «Лейками», ну или советскими «Зоркими» и «ФЭД».
Ну и ещё один, не самый приятный нюанс — питается TW-300 II от батареи CR-P2. Батарейки такие далеко не везде продаются и стоят от 500 рублей за штуку.
И не будет лишним подчеркнуть тот факт, что у меня именно TW-300 II с цифрой II на конце. Дело в том, что Fuji сначала выпустили TW-300 со встроенной батареей, в 1985. Чтобы её поменять, нужно было обращаться в сервисный центр. Естественно, никому такая идея не понравилась, и уже 1986 вышла та же камера, но с цифрой II — вот в ней-то и появилась возможность самостоятельной замены батареи. Так что если вдруг решите брать такой аппарат — то только обновлённую версию, внимательно смотрите на надписи на корпусе.

Я просто обожаю эту камеру. Она не идеальна, она старше меня. Но таких «фуджиков» в рабочем состоянии, вероятно, не так много осталось, и не каждый такие компакты берётся ремонтировать. Это сейчас есть 3D-принтеры, на которых можно какие-то детали напечатать. Раньше такой возможности не было. Прелесть таких камер — в их дизайне. Мне в целом не так важно, что технически она далека от совершенства: это, скорее, артефакт своего времени. Гонка за подобными старыми плёночными камерами напоминает мне скорее желание найти старый, но чем-то уникальный автомобиль. Кондиционеров раньше не было, стёкла поднимались-опускались «вёслами», да и в целом всё было как-то проще, но… с душой, что ли? Так что я искренне рад, что мой экземпляр попал к хорошему мастеру, и «фуджик» продолжает меня радовать.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
spc
Как бывший владелец Смены-8М отмечу, что 1/500 - минимальная. Ну а как бывший владелец Ericsson T28 с сожалением отмечу, что ностальгия хороша сама по себе, без предмета ностальгии. Хотя, наверное, это индивидуально. Например, согласен, что у японцев есть реально крутые штуки.