Многие читатели, и я в их числе тоже, никогда раньше не задавался вопросом, какой прокси я использую и что это за странные абревиатуры TCP, UDP и так далее? Мы просто брали прокси не вникая в тонкости и использовали, если что то не работало, просто писали в поддержку и просто меняли. Но я уже разобрался с TCP, с прокси разных видов и вот время дошло до UDP. Давайте разбираться что это за зверь и как его приручить!

Что такое UDP прокси и чем он отличается от обычного?
UDP прокси — это особый вид прокси‑сервера, работающий с трафиком по протоколу UDP (User Datagram Protocol). Проще говоря, такой прокси позволяет пересылать UDP‑пакеты между вашим устройством и нужным сервером, выступая посредником. В результате удаленный сервер видит ваш UDP‑трафик не от вас напрямую, а от адреса прокси — аналогично тому, как это происходит при использовании обычных прокси для HTTP. Если совсем просто — это прокси‑сервер, способный передавать UDP‑трафик между клиентом и сервером. UDP — протокол «без подключения», легковесный и очень быстрый, но без гарантий доставки пакетов и без повторной отправки при потере. Он используется там, где важна минимальная задержка и скорость, а небольшими потерями данных можно пренебречь — например, в онлайн‑играх, стриминге или голосовых вызовах VoIP.
Обычные HTTP‑прокси работают только с TCP‑соединениями (например, HTTP‑трафик в браузере) и не умеют обрабатывать «безрезультатные» UDP‑датаграммы. В отличие от них, UDP‑прокси перехватывает каждый ваш UDP‑пакет и пересылает его адресату, а ответы — обратно вам. Таким образом, UDP‑прокси маскирует ваш IP подобно другим прокси‑серверам, но на более низком уровне сети. Это позволяет ему проксировать практически любой вид трафика, в том числе DNS‑запросы, P2P‑пакеты, геймплейные данные и т. д., тогда как HTTP‑прокси ограничены веб‑протоколами.
Важно понимать, что не все программы «из коробки» поддерживают UDP‑прокси. Многие приложения умеют работать через HTTP‑ или SOCKS‑прокси только с TCP, и могут игнорировать настройки для UDP. Тем не менее, современные решения (например, протокол SOCKS5) позволяют передавать UDP через прокси при правильной настройке. Об этом — чуть далее.
Кратко преимущества UDP прокси:
Низкая задержка и высокая скорость: отсутствие установления соединения и контрольных проверок делает передачу очень быстрой.
Гибкость по протоколам: на уровне UDP можно проксировать различные прикладные протоколы (DNS, RTP и др.), трафик не ограничивается веб‑сайтами.
Анонимность: исходный сервер видит IP прокси, а не ваш.
Чем UDP‑прокси не является: это не VPN — UDP‑прокси не шифрует трафик по умолчанию и не гарантирует доставку пакетов. Он просто ретранслирует ваши UDP‑данные. Для надежности и шифрования можно комбинировать прокси с другими технологиями (например, VPN over SOCKS или TLS‑шифрованием на уровне приложения).
Когда нужен именно UDP прокси: типичные сценарии использования UDP протокола
В большинстве случаев о типе прокси задумываются, когда стандартного HTTP(S)‑прокси оказывается недостаточно. UDP‑прокси необходим, когда приложение или задача использует UDP‑трафик. Где без UDP‑прокси не обойтись:
Онлайн‑игры. Большинство сетевых игр (шутеры, MMO и т. п.) для передачи игровых данных (позиции игроков, состояние мира) используют UDP из‑за минимальных задержек. Если вы хотите скрыть свой IP в игре или обойти геоблокировку через прокси, потребуется UDP‑прокси — обычный прокси не подойдет, игра просто не подключится. Маршрутизируя игровой трафик через UDP‑прокси, можно иногда улучшить пинг или стабильность соединения, особенно если прямой путь сети субоптимален. Использование UDP‑прокси может сделать геймплей более стабильным — звук и позиционирование становятся четче, лагов меньше.
VoIP и голосовые чаты (Discord, Zoom и т. д.). Приложения для голосовой и видеосвязи практически всегда используют UDP‑протокол для медиа‑трафика — это позволяет передавать звук и видео с минимальной задержкой. Discord для передачи голоса применяет технологию WebRTC поверх UDP. Поэтому, если вы находитесь за корпоративным фаерволом или провайдер блокирует эти сервисы, обычный HTTP‑прокси не поможет — голосовой канал Discord не установится через него. Нужен прокси с поддержкой UDP, иначе вы получите ошибку вроде «RTC Connecting... No Route» в Discord. UDP‑прокси в таких случаях помогает обойти блокировки и сохранить стабильное соединение в звонках. Также он полезен при автоматизации работы с несколькими аккаунтами и ботами, где требуется параллельно подключаться к голосовым каналам через прокси.
Торрент‑клиенты (P2P‑сети). Анонимизация торрент‑трафика — популярная задача, ради которой часто берут SOCKS5-прокси. Однако важно помнить: современные торренты активно используют UDP. Например, DHT (распределенный поиск пиров) и многие трекеры работают по UDP, плюс протокол μTP (Micro Transport Protocol) для обмена данными — тоже используют UDP. Поэтому для торрент‑клиента нужен UDP‑прокси (SOCKS5), иначе часть соединений будет идти в обход прокси. Если использовать прокси без UDP, то UDP‑трекеры и DHT либо просто не будут работать, либо — что еще хуже — будут невидимо для вас сливать ваш реальный IP в пиринговую сеть.
WebRTC‑приложения. WebRTC — технология для прямого обмена аудио/видео и данными между браузерами — также работает поверх UDP (протоколы ICE/STUN/TURN). Это означает, что браузер, даже работая через HTTP‑прокси, по умолчанию может установить UDP‑поток напрямую между участниками, минуя прокси. С одной стороны, это хорошо для качества связи, с другой — это пробивает вашу анонимность. Ваш реальный IP может утечь собеседнику или веб‑сайту через WebRTC даже при включенном прокси. Если вы используете антидетект‑браузер, парсер или просто хотите скрыть IP в WebRTC, потребуется либо отключить WebRTC, либо применить прокси с UDP.
IPTV и стриминг видео по UDP. Некоторые сервисы интернет‑телевидения, особенно провайдерские IPTV, передают поток видео через UDP. Если вы хотите смотреть такой поток через интернет или на устройстве, не поддерживающем UDP‑мультикаст, нужен UDP‑прокси. Специальный случай — сервис udpxy, который преобразует UDP‑мультикаст от провайдера в обычный HTTP‑поток для воспроизведения. По сути, udpxy — это UDP‑to‑HTTP прокси: вы подключаетесь к нему по HTTP, а он в реальном времени подтягивает UDP‑поток телевизионного канала. Обычным пользователям udpxy полезен, если нужно смотреть IPTV на смартфоне, компьютере или Smart TV, которые не умеют получать мультикаст напрямую.
Существуют и другие узкоспециализированные задачи для UDP‑прокси — ускорение обмена данными между IoT‑устройствами, нагрузочное тестирование UDP‑сервисов, обход UDP‑блокировок в корпоративных сетях и т. п. Но это уже больше нишевая история.
Как выбрать провайдера UDP прокси (а не сервис, у которого есть крутой маркетолог, но нет реального UDP прокси)
Выбор правильного прокси‑сервиса — залог того, что UDP‑прокси будет работать как нужно. Здесь важно учесть несколько факторов: тип IP‑адресов (резидентные, мобильные, серверные), геолокацию и ASN, стабильность сессии (sticky IP) и, главное, реальную поддержку UDP.
1. Тип прокси: резидентные, мобильные или дата-центр (серверные).
Резидентные прокси — это IP, принадлежащие обычным интернет‑провайдерам и использующиеся реальными домохозяйствами. Они максимально незаметны для веб‑сервисов, так как выглядят как обычные пользователи. Подходят, если нужна минимальная вероятность блокировки (например, при парсинге, работе с мультиаккаунтами) или нужен прокси строго от определенного ISP. Однако резидентные IP чаще всего динамические и могут ротироваться, плюс они относительно дорогие и часто имеют лимиты по трафику.
Мобильные прокси — используют IP 3G/4G сетей. Они еще более «легитимны» с точки зрения антифрода, так как операторов связи и NAT узнают все. Мобильные прокси хорошо подходят для задач, где важна максимальная маскировка под обычного пользователя (SMM, абуз крипты, обход сложных блокировок). Но стоят они значительно дороже, скорость может быть ниже, а сессии нестабильнее (мобильные IP очень часто меняются). К тому же мобильных UDP‑прокси на рынке не так много.
Серверные прокси — IP‑адреса из профессиональных хостинг‑центров. Главное их преимущество — скорость и низкий пинг. Если цель — минимальная задержка (для игры, голосового чата) и когда сервис не блокирует ip из датацентров, то такой прокси может быть лучшим выбором. Они дешевле резидентных, как правило выдаются в статичном формате (выделенный IP). Минус — многие сайты/игры распознают эти IP и могут ограничивать функционал или банить. Однако для чисто технических целей (торренты, IPTV) или внутренних задач серверные прокси подходят идеально.
Тип прокси выбираем исходя из задачи. Для онлайн‑игры важнее всего низкий пинг — здесь лучше серверный UDP‑прокси в нужном регионе. Для мультиаккаунтов в соцсетях или крипте — наоборот, приоритетна «незаметность», значит нужны резидентные или мобильные UDP‑прокси, пусть даже с худшей скоростью. Учтите, что не все провайдеры вообще поддерживают UDP во всех типах — уточняйте этот момент в характеристиках тарифа.
2. Геолокация, город и ASN для UDP прокси, зачем нужны?
Выбор географии прокси для UDP задач определяется конкретным сценарием:
Если нужно обходить геоблок (например, игра или поток видео доступен только в определенной стране) — очевидно, прокси нужен из этой страны. В некоторых случаях важен даже регион/город, если сервис это проверяет.
Если цель — минимизировать задержку, то стоит выбирать прокси максимально близко к целевому серверу (например, сервер игры находится во Франкфурте — берем европейский или прямо немецкий прокси). Иногда полезно знать ASN (автономную систему) — например, привязка игры к определенному провайдеру (так вот для кого эти данные пишут провайдеры).
Для IPTV имеет смысл брать прокси в сети вашего интернет‑провайдера, если вы пытаетесь получить доступ к его мультикаст‑потокам извне.
Для массового парсинга или SMM — наоборот, гео может быть распределенным, но часто выбирают IP той страны, где находится ваша целевая аудитория или клиент.
Нормальные провайдеры предлагают выбор географии вплоть до города и даже до ASN/оператора связи.Но стоит учитывать: чем более узкий фильтр (особенно на резидентные IP), тем выше цена и меньше доступных IP. Для задач с высоким потреблением трафика (торренты) узконаправленные резидентные прокси могут быть неоправданно дорогими — в таких случаях разумнее взять серверные прокси в нужном регионе.
3. Статика или ротация: длительность сессии IP.
UDP‑трафик, как правило, подразумевает длительные сеансы связи: игровой матч может длиться час или больше, торрент‑раздача — всю ночь, голосовой звонок — по нескольку часов. Поэтому критично, чтобы прокси сохранял один IP на все время задачи. Если провайдер прокси предлагает только ротацию IP каждые 5 минут, для UDP это не подойдет — при смене IP соединение оборвется. Ищите тарифы со статичными сессиями, где IP закрепляется за вами на часы или пока сами не смените. Многие резидентные сети позволяют держать IP 10–30 минут, некоторые — 1–3 часа, реже 24 часа. Оптимально — статический выделенный IP, но он возможен в основном для серверных или ISP‑прокси.
Если планируете пользоваться UDP‑прокси для игр, стриминга, минимально требуемая статичная сессия — 30 минут+, а лучше несколько часов. Для торрента тоже желательно статичные прокси, иначе после ротации DHT‑сеть и трекеры потеряют вас и загрузки могут остановиться. Если же задача — разово отправить множество UDP‑запросов (например, DNS‑флуд или короткий парсинг) и сменить IP — то прокси с ротацией вполне допустимая история. Главное — чтобы смена происходила между сессиями, а не во время одной сессии UDP.
4. “Настоящий” UDP прокси: проверка поддержки.
Самый важный пункт — убедиться, что провайдер действительно поддерживает UDP‑проксирование, а не выдает желаемое за действительное. К сожалению, на практике некоторые продавцы могут заявлять поддержку UDP, но по факту прокси либо не работает с UDP, либо вся UDP‑часть ограничена. Например, встречаются «UDP‑прокси», которые на самом деле проксируют только DNS‑запросы через TCP (т. е. по сути обычные TCP‑прокси, переименованные в UDP‑прокси). Я рекомендую:
Читать отзывы и описание услуги. Ищем явное подтверждение: «полная поддержка протокола SOCKS5 UDP», «UDP Associate», «поддерживаются DHT, игры, и т. д.». На сайтах некоторых сервисов прямо пишут, что SOCKS5 прокси работают с UDP‑трафиком. Если никаких упоминаний UDP нет — пишите в поддержку или меняйте провайдера.
Берите тестовый период. Почти все приличные провайдеры готовы предоставить тест хотя бы на день или несколько часов, особенно на уникальную функцию. Так мне бесплатно выдали на тест несколько UDP проксей Prosox.io. Правда официально я не видел, чтобы у них было заявлено про наличие теста, поэтому писал в поддержку, там без вопросов сразу выдали. Если провайдер не дает на тест, либо это какой то кит (который не имеет проблем с клиентами), либо провайдер, работать с которым я бы не стал.
Проверьте прокси самостоятельно: после покупки сразу протестируйте UDP‑функциональность. Если прокси не прошел проверку (UDP‑пакеты не проходят, DHT не соединяется и т. п.) — меняем провайдера, ну и соответственно возвращаем деньги (это на случай, если вы не стали следовать предыдущему совету по поводу тестового периода).

Не все SOCKS5 одинаково полезны. SOCKS5 теоретически поддерживает UDP, но провайдер может это отключить на своей стороне. Например, крупные общедоступные прокси‑пулы ради безопасности блокируют UDP‑порт 53 (DNS) или вовсе запрещают UDP Associate, опасаясь злоупотреблений. Так что даже если у вас есть адрес SOCKS5, не факт что он пропустит UDP, тестируйте перед использованием.
Резюме: выбирайте проверенного провайдера, у которого явно заявлена поддержка UDP (SOCKS5), подходящий вам тип IP и условия сессии. Желательно протестировать перед основным использованием. Хорошие сервисы, такие как Prosox.io, Bright Data, и т. д., предоставляют и резидентные, и серверные UDP‑прокси на разные локации.
Как использовать UDP прокси для своих задач
Онлайн-игры через UDP прокси
Настроить конкретную игру на работу через прокси бывает непросто — в большинстве игр нет встроенной поддержки прокси‑серверов. Чтобы весь игровой UDP‑трафик пошел через прокси, придётся задействовать средства перехвата на уровне системы:

Способ 1: Программы‑туннелиры (Proxy client). Существуют приложения, способные перенаправлять сетевые пакеты игр в прокси. Например, ProxyCap и Proxifier. Однако у Proxifier реализация поддержки UDP ограниченная, его можно только блокировать или фильтровать. Также можно посмотреть на инструменты на базе tun2socks — по сути, создаётся виртуальный VPN‑туннель, который внутри себя гонит трафик через SOCKS5-прокси. Этот подход довольно сложен в настройке, но эффективен: игра «думает», что работает через обычный интерфейс, а за кулисами tun2socks перенаправляет пакеты на прокси.
Способ 2: VPN поверх прокси. Некоторые VPN‑клиенты умеют работать через прокси (например, OpenVPN можно настроить с выходом через SOCKS5). То есть вы сначала подключаетесь к прокси, а затем внутри него устанавливаете VPN до нужной точки. В результате игровой трафик пойдет по VPN, а VPN‑туннель — через прокси. но проще сразу воспользоваться VPN в нужном регионе, без прокси, если надо просто поменять гео или снизить пинг.
Запускать игры через UDP‑прокси — технически возможно, но требует усилий. Если ваша цель — снизить пинг, проверьте, не даст ли большего эффекта прямое подключение (без прокси) или использование геймерского VPN. Последние оптимизируют маршруты до серверов и могут улучшить задержку. Однако, если нужна именно замена IP через прокси (например, для доступа к закрытому тестированию в другом регионе), пробуйте решение с tun2socks. В Linux/Windows есть проекты и инструкции, как перехватывать трафик игр (через iptables/WFP) и перенаправлять его на SOCKS5-прокси с UDP. На Windows, к сожалению, iptables нет, но можно использовать Wintun/WinDivert драйверы и аналоги.
Discord и VoIP: использование прокси для голосовых чатов
Голосовой трафик Discord (WebRTC) не пойдет через обычный HTTP‑прокси. Но потребность использовать прокси может возникнуть — например, для одновременной работы множества аккаунтов Discord или обхода блокировок в сети.
Проблема: официальное приложение Discord на ПК не имеет настроек прокси. Оно игнорирует системный прокси Windows для UDP‑трафика (да и для HTTPS, тоже ненадежно).
Варианты решения:
Discord в браузере + прокси. Веб‑версия Discord (открываем через Chrome/Firefox) может работать через прокси‑сервер, настроенный в браузере. Однако голосовые каналы в браузере всё равно используют WebRTC/UDP, и напрямую через HTTP‑прокси не заработают. Тут поможет только SOCKS5. Решение: использовать расширение типа Proxy SwitchyOmega и задать SOCKS5-прокси для всего трафика и включить блокировку WebRTC‑утечек. В Chrome есть оф. дополнение WebRTC Network Limiter, оно предотвращает утечку IP через WebRTC, фактически запрещая UDP‑датаграммы без прокси. Установив его, вы можете подключиться к голосовому каналу — браузер попытается использовать прокси (для сигнального трафика) и не даст WebRTC выйти мимо. Однако, важно: может потребоваться режим «Turn‑only», когда P2P соединения запрещены и медиаданные идут через TURN‑сервер Discord. TURN‑серверы работают поверх TLS (TCP), что позволит аудио идти через ваш прокси (правда, с возросшей задержкой). Если все настроить правильно, голос в веб‑Discord заработает, хотя качество может пострадать.

Специальные клиенты/скрипты. Если вы пишете ботов или свои приложения, работающие с Discord API, то там проще — используете HTTP(S) через прокси для бота, а голос ботам обычно не нужен. Но для полноценного голосового клиента можно применить модифицированные сборки. К примеру, есть форки Discord, куда можно прописать прокси‑сервер. Есть программа Discord PTB/Canary Proxy Injector, которая форсирует Electron‑приложение Discord использует указанный прокси.
Proxifier с поддержку UDP. Можно попытаться пустить весь трафик discord.exe через ProxyCap/Proxifier с SOCKS5. С TCP‑частью проблем не будет, а вот UDP… Если прокси поддерживает UDP, ProxyCap умеет UDP Associate. Настройте правило на discord.exe с типом SOCKS5, включите опцию «Force UDP through proxy» (если она есть). Но учтите: Discord использует динамические порты UDP (обычно диапазон 50к+). Проксификатор должен уметь перехватывать их все и отправлять на прокси. Некоторые фаерволы могут этому мешать.
Если ни один способ не подошел, остается VPN.
Настройка торрент-клиента с SOCKS5 (UDP) прокси
Для анонимного использования BitTorrent через прокси оптимально подходит SOCKS5-прокси, поддерживающий UDP. Большинство современных торрент‑клиентов (uTorrent, BitTorrent, qBittorrent, Deluge, Vuze и др.) имеют встроенную поддержку прокси‑серверов. Вот как это настраивается в uTorrent — шаги схожи и для других программ:
Открываем настройки подключения. В uTorrent зайдите в меню: Настройки → Настройки программы → раздел Соединение.

Включаем прокси‑сервер: выберите тип прокси SOCKS5 (важно: не HTTP, не SOCKS4). В поля Host/Адрес и Port введите данные вашего прокси (IP или хостнейм и порт). Если требуется авторизация — отметьте «Авторизация» и впишите логин с паролем.

Активируем прокси для UDP и DNS: Отмечаем следующие флажки:
Сопоставлять хост‑имена через прокси. Это нужно, чтобы DNS‑запросы торрента (к трекерам) шли через прокси, а не через ваш локальный DNS. Иначе возможна утечка реального IP через DNS.
Использовать прокси для P2P‑соединений. Крайне важный флажок — он заставит клиент отправлять к прокси не только запросы к трекерам, но и попытки связи с другими пирами. Иначе клиент мог бы напрямую подключаться к пирам по известным IP, раскрывая ваш адрес.
Запрет всех локальных DNS‑запросов — опционально, для верности отключает любые попытки обхода прокси при резолве имен.
Запрет функций с утечкой идентификационных данных. В uTorrent эта опция отключает отправку вашей информации типа клиентской версии на трекер.
Запрет соединений, неподдерживаемых прокси. Тоже обязательный пункт — клиент не будет устанавливать прямые соединения, которые не может пропустить прокси (например, IPv6-адреса или UDP, если прокси вдруг их не поддерживает).

Отключаем лишние P2P‑функции (при необходимости). Дело в том, что даже через настроенный прокси, некоторые клиенты не могут проксировать DHT и локальный поиск пиров. Например, Tixati не умеет, и разработчики прямо советуют отключить DHT и UDP‑трекеры при использовании прокси, чтобы избежать утечек. В uTorrent и qBittorrent прокси с UDP обычно работает корректно, но на всякий случай можно отключить:
DHT (Distributed Hash Table) — распределенный поиск пиров.
PEX (Peer Exchange) — обмен списками пиров между клиентами.
LSD (Local Peer Discovery) — поиск пиров в локальной сети.
Применяем настройки и перезапускаем клиент.
Проверяем работу через прокси. Добавьте какой‑нибудь торрент с UDP‑трекером (magnet‑ссылка). В списке трекеров торрент‑файла вы должны видеть состояние «Connection working» или аналогичное для UDP:// трекера. Если стоит ошибка типа «Connection timed out» — значит UDP‑трафик до трекера не проходит через прокси (возможно, прокси не поддерживает UDP или неверные данные).
Скорость загрузки через прокси может немного снизиться (на величину задержки до прокси). Но в целом SOCKS5-прокси обычно очень быстрые и разницы почти нет, особенно если прокси близок географически.
WebRTC в браузере: предотвращение утечек IP через прокси
Когда вы используете браузер через прокси‑сервер, может возникнуть утечка IP из‑за WebRTC. WebRTC — это технология прямой связи между браузерами, и ради оптимизации она может обходить прокси для установления соединения (например, отправляя UDP‑пакеты на STUN‑сервер напрямую). В итоге ваш реальный IP или локальный IP могут быть раскрыты сайту или сервису даже при включенном прокси.

Как проявляется WebRTC‑утечка: вы заходите на сайт типа ipleak.net или browserleaks.com, он с помощью JavaScript запускает WebRTC‑скрипт, который запрашивает у браузера список сетевых интерфейсов и пытается осуществить STUN‑запрос. Если видит ваш локальный адрес 192.168.x.x или, хуже, глобальный адрес от провайдера — значит браузер пропустил UDP мимо прокси. Такое бывает в Chrome, Edge и других на базе Chromium. Такое было и у меня, когда я тестировал антидетект браузеры — сравнение какой антидетект браузер лучше маскируется.
Способы избежать утечек:
Отключить WebRTC. Радикальный, но самый надежный способ. В Firefox достаточно установить в about:config параметр media.peerconnection.enabled = false — и WebRTC полностью выключен. В браузерах Chrome/Edge прямого переключателя нет, но есть расширения: например, WebRTC Control или WebRTC Leak Prevent. Эти расширения внедряют настройки, которые предотвращают утечку IP
Использовать только TURN‑сервера через TCP. Если вам все же нужно WebRTC‑соединение (скажем, видеозвонок), но вы хотите скрыть IP, можно заставить WebRTC идти через промежуточный сервер (TURN) по TCP. Многие приложения (Google Meet, Discord и т. п.) при обнаружении, что прямой UDP блокирован, автоматически переключаются на режим реле через сервер. Это спасает звонок ценой увеличения задержки.
Воспользоваться VPN. Да, опять VPN — но тут он играет другую роль. Если вы, например, подключились к VPN, а сверху настроили прокси в браузере для выхода на чужой IP, то WebRTC‑утечка уже не покажет ваш домашний IP, максимум IP VPN‑сервера. Это все равно утечка относительно прокси, но не вашего реального адреса. Такой двойной туннель избыточен, но иногда практикуется паранойиками.
IPTV через UDP-прокси (udpxy)
Для тех, кто хочет смотреть провайдерское IPTV не напрямую, а, скажем, на другом устройстве или через интернет, предназначен UDP‑to‑HTTP прокси, известный как udpxy. Распространенный кейс: у вас есть доступ к IPTV от провайдера, но смотреть его можно только в локальной сети через мультикаст UDP, а вы хотите на телефоне через Wi‑Fi — телефон мультикаст не ловит. UDP‑прокси решает это: он принимает мультикаст‑поток (udp://224.x.x.x:порт) и выдает его любому клиенту по HTTP (http://вашроутер:4022/udp/224.x.x.x:порт).
В современных роутерах (например, Keenetic) udpxy доступен как встроенное приложение.

Плюсы такого подхода: можно смотреть IPTV на любых девайсах, не поддерживающих мультикаст (или вне локалки, пробросив порт 4022 наружу, хотя провайдеры могут это не приветствовать). Минусы: роутер нагружен преобразованием, и обычно udpxy рассчитан на ограниченное число одновременных клиентов (например, 1-5). Зато не нужно устанавливать громоздкие приложения — все средствами роутера.
Качество и диагностика UDP-прокси: что и как измерять
Какие метрики ключевые для UDP? В первую очередь: задержка (ping), потери пакетов и джиттер (разброс задержки). Пропускная способность важна для стримов и закачек.
Ping (RTT, задержка): измеряется в миллисекундах — это время от вас до сервера и обратно. Для теста UDP‑прокси можно отправить ping напрямую на IP прокси, но лучше измерять конечную задержку в приложении: например, в игре посмотреть показатель Ping до сервера через прокси и сравнить с прямым подключением. Или в Discord в отладочной информации голосового канала видно «Ping: 120ms». Если разница с прямым соединением составляет +20-50 мс — это хорошо. Если пинг стал выше в 2–3 раза — прокси далеко или медленный. Для комфортной игры и звонков обычно требуется <100 мс, идеально 20–60 мс.
Packet loss (потери): в UDP потерянные пакеты не восстанавливаются протоколом, поэтому важен их процент. Незначительные потери (до ~1%) на слух или в игре могут быть не заметны (чуть потрескивает звук, микрорывки). Но потери >5% уже приводят к очевидным проблемам: голос «роботизируется», видео фризит, в игре появляются телепорты. Как проверить? Можно воспользоваться утилитами типа iperf в UDP‑режиме: запустить iperf‑сервер на удаленной стороне (или найти открытый) и с клиента отправлять UDP‑поток — iperf покажет процент потерянных датаграмм. Но проще — субъективно: Discord показывает индикатор качества соединения, он зеленый или желтый? Многие игры имеют иконки потери пакетов (например, в CS:GO отдельный значок). Считайте нормой 0-1% потерь на прокси, приемлемо до 2-3% для неответственных задач. Если больше — меняйте прокси или канал.

Jitter (вариация задержки): критичен для голоса и стрима. Большой джиттер вызывает дрожание звука, буферизацию видео. Специально его меряют те же iperf или PingPlotter — он показывает разброс пинга. Если у вас пинг скачет от 50 до 150 мс хаотично — это плохо. Скорее всего, прокси перегружен или сеть нестабильна. Норма — колебания ±5-10 мс. Хорошие UDP‑прокси (особенно серверные) дают стабильный пинг. Мобильные прокси могут грешить джиттером, т.к. радиосвязь неравномерна — это плата за их резидентность.
Пропускная способность: для UDP трудно измерить в вакууме, но можно ориентироваться по итоговой скорости. Например, если через прокси скачивается торрент — достигли ли вы сопоставимых скоростей с прямым подключением? Если обычно торренты идут 5 МБ/с, а через прокси еле 1 МБ/с — узкое место либо прокси‑сервер, либо канал до него. Провайдеры могут ограничивать скорость на одного клиента. Для потокового видео достаточно 5–8 Мбит/с (720p/1080p), для HD видеосвязи — 2–3 Мбит/с. Большинство прокси (особенно резидентных по трафику) спокойно держат 10–50 Мбит/с на стрим. Но лучше проверить: существуют онлайн‑тесты, например, с помощью утилиты Fast.com (она как раз использует UDP (QUIC) для части теста — но, правда, не через прокси).
Надеюсь, этот объемный гайд поможет вам разобраться, что такое UDP‑прокси, зачем он нужен и как его приручить в повседневных сценариях.
Теперь в вашем арсенале появился еще один инструмент — UDP‑прокси. Используйте его с умом, и он откроет новые возможности: от комфортной игры на зарубежных серверах до безопасного ведения множества аккаунтов и просмотра любого контента без ограничений. Удачного сетевого серфинга и стабильного соединения!
Комментарии (7)
Mupok
05.09.2025 05:45Программы для прокси не позволяют играть в онлайн игры. Например proxycap не дает играть в игры с защитой easy anti cheat. Например war thunder с ней не работает. Я использую ProxiFyre чтоб загнать дискорд в прокси по udp
kilfoy
Но FTP не работает через UDP..
Markus_automation Автор
Спасибо за замечание! Да, вы правы. Я имел в виду UDP-сценарии вообще (игры, VoIP, DHT и т. п.) и по запаре FTP вставил, поправлю.
Markus_automation Автор
Поправил
Wert_Ant
если нельзя, но очень хочется, то можно https://en.m.wikipedia.org/wiki/UFTP
JoshMil
Зато многое другое работает через udp).