Теория и практика в виде заданий по программированию в 5-м классе во многом зависят от содержания конкретной рабочей программы по информатике, используемой в той или иной школе. Вместе с тем есть условная привязка к федеральному государственному образовательному стандарту, однако все меняется, когда дело касается деятельности частных организаций, предлагающих курсы.

Разбираемся, вокруг чего строится обучение детей‑пятиклассников программированию в рамках школьного курса информатики. Также рассмотрим случай обучения 11-летних ребят на курсах в частных школах и по программам внеурочной деятельности.

Методические пособия и рабочие программы по основам программирования для 5–6-х классов

Нашли ряд интересных документов и хотим рассмотреть их: это поможет сформировать усредненные представления о том, на каком уровне учащиеся 5-х классов погружаются в программирование в рамках теоретических и практических наработок различных авторов.

Методическое пособие по информатике для 5–6-х классов Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой

В пособии отмечено, что изучение информатики в 5–6-х классах нацелено на решение следующих задач:

  • Раскрытие перед учащимися роли информации и информационных процессов в жизни человека;

  • Демонстрация значимости соответствующих технологий, в том числе коммуникационных;

  • Формирование общеучебных умений логического характера вроде анализа объектов и ситуаций;

  • Развитие способности формулировать проблемы и находить пути их разрешения;

  • Знакомство детей с устройством компьютеров и программ на углубленном уровне, а также с информационно‑коммуникационными технологиями и т. д.

Авторы представленного пособия коснулись содержания учебного предмета — информатики — и представили следующие примерные разделы:

  • Информация вокруг нас. Тематические блоки теории и практики следующие: информация, ее хранение и обработка, информатика, код и кодирование, формы представления информации и т. д.;

  • Информационные технологии. В рамках раздела дети знакомятся с работой на компьютере, компьютерными объектами, элементами пользовательского интерфейса, а также с вводом информации, неназванным текстовым редактором, компьютерной графикой, мультимедийной презентацией и т. д.;

  • Информационное моделирование. В раздел включены сведения об объектах и их именах, назначении, о табличных информационных моделях, схемах и не только;

  • Алгоритмика. В данный раздел программы по основам программирования и информатики для 5–6-х классов входят блоки теории и практики, касающиеся понятия исполнителя, алгоритмов, их составления и не только.

Дополнительно предусмотрены условные задания по программированию для 5-х классов. Это, скажем, создание движущихся изображений и анимации, мини‑проекты, тесты и т. д. Непосредственных задач, связанных с написанием кода в его классическом понимании, мы не обнаружили, но методическое пособие Босовых ценно с точки зрения введения в базовые термины и понятия, типичные для информатики и программирования.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования» (для 5–6-х классов образовательных организаций) Института стратегии развития образования

Программа интересна в первую очередь тем, что она предназначена для внеурочной деятельности. Содержательно все построено вокруг следующих тем:

  • Устройство компьютера, цифровая грамотность и информационные технологии;

  • Визуальное программирование в среде Scratch, алгоритмы и основы кода;

  • Создание презентаций и информационные технологии;

  • Коммуникация и безопасность в интернете;

  • Информационные модели и процессы, основы разработки игр в Скретче;

  • Электронные таблицы, табличные модели и т. д.

Если в случае с методическим пособием Босовых алгоритмизация и программирование в 5-м классе осваиваются детьми в классическом формате, то есть во время обыкновенных занятий в школе, то форма меняется в ситуации с представленной рабочей программой Института стратегии развития образования. Обучение предполагается в группах при участии учителя. Тематическое планирование основано на четырех модулях с количеством занятий в каждом от 4 до 14.

Для лучшего закрепления теории авторами предлагается использовать обсуждения и дискуссии, решение кейсов, эксперименты, викторины, дидактические игры и подобные формы работы.

Если интересно, вот частный случай почти аналогичной рабочей программы, разработанной директором МОБУ СОШ № 1 Есиповой В. А. и утвержденной в 2023 году.

Как алгоритмы и языки программирования в 5-м классе изучаются детьми на курсах в частных школах

Мы в Pixel учим детей понимать и использовать алгоритмы и языки программирования в 5-м классе и делаем это, как и в других школах, на примере простых сред вроде Скретча. Но это не все, ведь дополнительно мы предлагаем ребятам такие направления, как:

  • Разработка игр на движках Godot, Unity и Roblox Studio;

  • Визуальное программирование на Скретче;

  • Создание модов для Майнкрафта на Python и т. д.

Больше информации о направлениях, связанных с алгоритмами и языками программирования для 5-х классов, вы можете найти на странице по ссылке. Если что‑то заинтересует вас и вашего ребенка, приходите учиться к нам, будем рады.

Для понимания того, как устроен учебный процесс, представим базовые сведения:

  • Формат: онлайн‑занятия в Zoom по расписанию либо видеокурсы;

  • Структура: модульная, в одно направление входит до трех модулей с 12 занятиями длительностью 1,5 часа каждое;

  • Расписание и продолжительность: стандартно — один урок в неделю, полный курс рассчитан на 4,5–9 месяцев;

  • Группы: до восьми человек, возможен индивидуальный вариант уроков;

  • Возраст: предлагаем курсы для ребят от 5 до 17 лет;

  • Уровень: направления подойдут даже новичкам;

  • Цена: от 800 рублей за урок в рамках курсов, от 600 — в случае с траекториями (без учета скидок).

Резюме

Алгоритмизация и программирование в 5-м классе осваиваются детьми 11 лет в рамках общеобразовательных программ и методических пособий, во внеурочной деятельности и на курсах. Какой выбрать вариант — стандартный или углубленный — решать родителям конкретного школьника.

Стоит помнить, что при условии увлеченности 5-классника темой информационных технологий именно внеурочная деятельность и курсы становятся отличным решением. Если вам это действительно интересно, записывайтесь на занятия: будем рады видеть.

FAQ

Есть ли на курсах задания по программированию для 5-х классов?

Да, нами предусмотрены соответствующие блоки практики и проектной деятельности. Конкретные примеры можно увидеть на сайте на страницах с описанием используемых нами образовательных программ.

На примере чего вы учите детей алгоритмизации и программированию в 5-х классах?

Упор ставим преимущественно на разработку игр и выполнение подобных проектов, потому как считаем, что соответствующие основы стимулируют интерес к учебе и достижению результатов.

Когда базовая программа по основам программирования для 5–6-х классов требует дополнения?

Косвенно отметили, что дополнительные внеурочные занятия и курсы программирования для детей станут полезными и ценными, если конкретный ребенок увлечен информационными технологиями и хочет научиться, скажем, создавать игры.

Комментарии (0)