Привет! Я Лев, специалист продуктовой поддержки в Selectel. Ранее мы разобрались, какими бывают технологии при строительстве межцодовых трасс, а также прокачали навыки в резервировании. Теперь перейдем к практике и разберемся, как составлять проект межцодовой трассы. Изучим, как выбрать технологии, рассчитать пропускную способность и обеспечить надежность инфраструктуры.

Исходные данные дата-центров

Важно! В примерах используем вымышленные площадки и маршруты. Их расположение на карте и расстояния взяты для наглядности и не связаны с реальными ЦОД или действующими магистральными сетями.

Для примера возьмем две площадки:

  • ЦОД «Север» — Санкт-Петербург (Муринская ул.),

  • ЦОД «Юг» — Великий Новгород.

Расстояние между точками — около 180 км по прямой. С учетом рельефа и городской застройки фактическая длина оптической линии может составить 200–220 км. Этого достаточно, чтобы проверить возможности современных систем передачи данных без регенерации сигнала.

Межцодовая трасса.
Межцодовая трасса.

Способы прокладки ВОК

Для надежности и отказоустойчивости проектируем магистраль с двумя независимыми маршрутами. Используем разные способы прокладки на разных участках.

Участок

Основная линия

Резервная линия

В черте города

Кабельная канализация

Подвес на опорах освещения

Междугородний

Подвес на ЭЖД

Подвес на ВЛЭП

Почему так? 

  • Канализация — защищена, удобно для обслуживания.

  • Опоры освещения — быстрый и дешевый резерв.

  • ЭЖД — оптимальный маршрут и защищенный маршрут с готовой инфраструктурой.

  • ВЛЭП — независимая трасса для резервирования.

Облачная инфраструктура для ваших проектов

Виртуальные машины в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске с оплатой по потреблению.

Подробнее →

Техническое задание

Необходимо разработать проект межцодовой оптической магистрали, обеспечивающей пропускную способность 8 Тбит/с с использованием когерентного приема. Это позволит передавать данные на большие расстояния без ухудшения качества сигнала.

Основное требование — отсутствие регенерационных пунктов на всей протяженности трассы. Это снижает CAPEX и OPEX, но требует применения современных технологий передачи, которые способны обеспечивать стабильную связь на расстоянии более 200 км. Для этого используются:

  • когерентные модуляторы с модуляцией QPSK или 16QAM,

  • оптические усилители EDFA и Raman для компенсации потерь,

  • системы управления OSNR для контроля качества сигнала.

Проектируемая трасса должна быть масштабируемой: в случае роста трафика нужно увеличить пропускную способность без перестройки инфраструктуры. Это реализуется за счет DWDM (Dense Wavelength Division Multiplexing), поддержки каналов 100G–400G на длине волны, а также гибкой настройки частотного плана для добавления новых лямбд. Кроме того, магистраль должна поддерживать передачу любых типов информации: данных ЦОД, голосового трафика, видеопотоков для трансляций и видеоконференций, а также системных сигналов и служебных каналов управления.

Для обеспечения высокой надежности и отказоустойчивости необходимо реализовать резервирование маршрутов. В случае аварии на основном пути (обрыв кабеля, повреждение подвеса) трафик должен автоматически переключаться на альтернативный маршрут с минимальной задержкой, чтобы SLA оставался на должном уровне.

Итоговые требования к проекту:

  • высокая надежность,

  • масштабируемость с запасом по пропускной способности,

  • универсальность для разных типов трафика,

  • соответствие требованиям Tier III+ по отказоустойчивости.

Расчет параметров линии

Исходные данные:

  • количество каналов — 40 (DWDM),

  • объем трафика — 8 Тбит,

  • длина трассы — 180 км,

  • затухание в волокне 0.22 дБ/км — это типичное значение для одномодового волокна стандарта ITU-T G.652.D на длине волны 1 550 нм, 

  • потери мультиплексора (потери вносимые мультиплексором) — 7 дБ,

  • диапазон коэффициента усиления усилителей — 20–35 дБ. Это значение которое может дать выбранный усилитель. 

Расчет OSNR, дисперсии и бюджета — пояснения и формулы

Расчет параметров:

Разберем переменные:

  • A — значение потерь, дБ;

  • ai — километрическое затухание i-й строительной длины кабеля, дБ /км;

  • li — і-я строительная длина, км;

  • nнс — количество неразъемных соединений (сварки);

  • nнс — количество разъемных соединения (пары коннекторов);

  • Aэкспл — эксплуатационный запас, дБ;

  • M — потери мультиплексора.

Расчет OSNR:

OSNR равен 24.9 дБ

OSNR (Optical Signal-to-Noise Ratio) — это отношение мощности оптического сигнала к мощности шума. Ключевой параметр, определяющий качество передачи: чем он выше, тем меньше ошибок и стабильнее связь. Для когерентных систем с модуляцией QPSK минимальный OSNR обычно составляет 15–20 дБ. Наш расчет дал 24,9 дБ, что означает значительный запас.

Расчет Хроматической дисперсии:

где S0 – наклон дисперсии,

λ0 – нулевая дисперсионная длина волны,

λ – рабочая длина волны.

Пример хроматической дисперсии. Источник.
Пример хроматической дисперсии. Источник.

Расчет дисперсии для крайних точек диапазона:

λ = 1535.04 нм

λ = 1567 нм

Средняя дисперсия в диапазоне:

Общая хроматическая дисперсия на длине трассы:

Использование когерентного приемника решает проблему хроматической дисперсии благодаря возможности цифровой обработки сигнала после когерентного детектирования. Когерентный приемник получает не просто интенсивность светового сигнала, а полную комплексную информацию — амплитуду и фазу, что позволяет применять алгоритмическую компенсацию искажений, включая хроматическую дисперсию.

Оптический бюджет 51,05 дБ, OSNR 24,9 дБ и хроматическая дисперсия 3 213 пс/нм — это хорошие показатели, которые обеспечивают стабильную и надежную работу межцодовой линии между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом. Применение когерентного приемника и модуляции QPSK эффективно компенсирует высокую дисперсию, что выгодно отличает данную систему от более простых решений с прямым детектированием, позволяя добиться больших расстояний передачи и высокой спектральной эффективности.

Когерентные технологии с модуляцией QPSK дают выигрыш перед классическими системами прямого обнаружения по следующим параметрам.

  • Возможность компенсации хроматической дисперсии и нелинейных искажений на приемной стороне, что обеспечивает дальние дистанции без повторного усиления и восстановления сигнала.

  • Повышенная спектральная эффективность, позволяющая передавать больше данных на одной длине волны.

  • Более высокая чувствительность приемника и устойчивость к шуму, что подтверждается OSNR в 24,9 дБ, достаточном для качественной передачи.

В то же время системы с прямым детектированием проще и дешевле, но ограничены по дальности и пропускной способности, и менее эффективны при компенсировании дисперсии и шумов.

Обеспечение SLA и надежности

  • Регулярный мониторинг параметров линии с помощью встроенных систем диагностики и фотонного мониторинга для своевременного выявления деградаций.

  • Автоматизация переключения на резервный маршрут при потере сигнала или ухудшении качества, основываясь на показателях LOS и ухудшения OSNR, что обеспечит непрерывность сервисов.

  • Резервирование канала и маршрута повысит отказоустойчивость и позволит обеспечить высокий уровень SLA.

Таким образом, реализованная межцодовая трасса с когерентным приемом и QPSK-модуляцией  соответствует техническим требованиям, но и реализует в себе современные методы эксплуатации и обслуживанию гарантирует устойчивую и долговечную работу сети с высоким качеством передачи данных.

Чертеж участка межцодовой трассы в Санкт-Петербурге.
Чертеж участка межцодовой трассы в Санкт-Петербурге.
Чертеж участка межцодовой трассы в Великом Новгороде.
Чертеж участка межцодовой трассы в Великом Новгороде.

Заключение

Построение межцодовой трассы с применением передовых когерентных технологий и модуляции QPSK открывает новые горизонты для высокоскоростной, надежной и масштабируемой передачи данных без необходимости в дорогостоящих регенерационных узлах. 

В статье мы подробно рассмотрели, как выбор оптимальных способов прокладки волокон, точные расчеты параметров линии — включая OSNR, хроматическую дисперсию и оптический бюджет — в совокупности с грамотным резервированием и автоматическим переключением маршрутов обеспечивают высокий уровень SLA и непрерывность сервиса.

Современные технологии не стоят на месте. Для более детального изучения данной темы могу порекомендовать изучить:

  • современные схемы модуляции 16QAM и 64QAM,

  • интеграцию Forward Error Correction (FEC) и цифровой обработки сигналов — незаменимых инструментов в борьбе с ошибками и деградацией сигнала,

  • технологии автоматизации управления под сетью с использованием машинного обучения для предиктивной диагностики и управления отказами,

  • особенности проектирования межцодовых трасс с учетом разнообразных климатических и региональных условий.

Комментарии (0)