Disclaimer: Рассмотрим персонажей сериала Silicon Valley и их личностные стратегии (диагнозов не ставим). Возможно, вы узнаете в них своих коллег или самих себя, сможете подметить особенности общения и пофантазировать о возможных проявлениях выгорания.

Что будет в статье:

Кратко о Silicon Valley (для тех, кто забыл/не смотрел)

Личностные стратегии

  • Избегающий (Ричард Хендрикс)

  • Пассивно-агрессивный (Бертрам Гилфойл)

  • Антисоциальный (Дзан Янг)

  • Нарциссический (Динеш Чугтай, Гевин Бэлсон, Эрлих Бахман)

  • Зависимый (Джаред Данн)

  • Обсессивно-компульсивный (Лори Брим)

  • Сбалансированный (Моника Холл)

Как у них проявляется выгорание (таблица)

Что это даёт для команд в IT

 

Кратко о Silicon Valley.

Если вы смотрели сериал давно или не смотрели совсем, рассказываю сюжет в общих чертах: компания Pied Piper организовывается вокруг стартапа с алгоритмом сжатия данных, а затем и переходит к идее свободного интернета. Вокруг конкуренция с огромной компанией Hooli и другими командами, инвесторы, финансовые взлёты и падения, хаос, абсурдные и смешные ситуации. А герои там — яркие и продуманные, живые и узнаваемые, и иногда кажется, что каждый живёт по собственному «психологическому правилу». В жизни мы можем встречать очень похожих персонажей, и кто знает – возможно, эта статья подскажет кто есть кто, где возможны конфликты, а где – сильные стороны.

 Личностные стратегии

Есть книга «когнитивная психотерапия расстройств личности» А.Бека и А.Фримена. В ней можно найти не просто «чек-листы», по которым доктор мог бы влепить диагноз, но характерные убеждения и паттерны (шаблоны) поведения. Если всё это не мешает жить и адаптироваться, если поведение может быть достаточно гибким и подходящим под разные ситуации, то мы можем говорить как раз о «типе» личности, о личностной стратегии, но не о расстройстве. Повторюсь, мы не будем ставить диагнозы. Будем ориентироваться на книгу - классификации и примеры стратегий взяты оттуда (когнитивный подход, Бек, Фримен), а рассуждения применительно к сериалу — мои собственные, не претендующие на истинность в последней инстанции.

 

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Начнём с избегающей стратегии: это тотальный паттерн социального дискомфорта, страха негативной оценки и робости. Основные убеждения похожи на: «Я могу быть отвергнут, если сделаю ошибку». «Я социально неприемлем(а), со мной что-то не так». «Если люди меня узнают по-настоящему, они меня отвергнут». «Лучше держаться в стороне, чем испытать унижение». Старается избегать общения (хотя обычно надёжен, порядочен и искренне нуждается в людях), а также неприятных мыслей, неприятных эмоций и любых конфронтаций в целом. Постоянные сомнения, низкая уверенность. Не очень хорошо ориентируется в нюансах социальных отношений.

Яркие представители из кино, мультиков и литературы: гадкий утёнок, Уилл Хантинг («Умница Уилл Хантинг»), Невилл Долгопупс («Гарри Поттер»).

  • Слишком много: замкнутости, сдержанности, социальной уязвимости

  • Слишком мало: взаимности, общительности, самоутверждения

  • Дестабилизируют: осуждение, унижение, отвержение, ярлык «обманщика», необходимость много общаться

Ну а в Silicon Valley это Ричард Хендрикс, главный герой. Избегающие черты смягчаются за счёт вдохновения и преданности идее, настойчивости, стремления делать всё хорошо и правильно (это можно назвать обсессивно-компульсивными/педантичными чертами). Он бы с удовольствием избежал дискомфорта, но его дело этого не позволяет, так что Ричарда порой буквально тошнит, но он продолжает ходить на встречи и развивать свои идеи.

Как и за счёт чего он мог бы выгореть? Его лёгкий перфекционизм плюс давление команды и других обстоятельств дают хронический стресс, а он рискует застрять в тревоге и чувстве ответственности «за всё», бесконечно переживая и сомневаясь, зацикливаясь на деталях и беспокойно рассуждая «а вдруг?!» Есть риск сорваться в панику, реагировать чисто физически (собственно, его так и тошнит на протяжении всего сериала), после чего уйти в апатию с параличом решений или стать «сверхконтролером»(ненадолго).

А если бы он ходил к психотерапевту, то мог бы натренировать устойчивость к негативным эмоциям, развить социальные навыки и научиться распознавать схему избегания вместе с оспариванием убеждений, которые к ней прилагаются.

 

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

В сериале встречается и пример пассивно-агрессивной стратегии: тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальных и профессиональных сферах: «скажи мне, что делать, и я скажу, куда тебе пойти». «Никто не имеет права диктовать мне, что делать». «Если я соглашусь прямо, мной будут пользоваться». «Я сохраню контроль, сопротивляясь косвенно».

Яркие представители из кино, мультиков и литературы: Незнайка, Буратино, Дэвид («Управление гневом»), Элиа («Укрощение строптивого»), Астрид («Как приручить дракона»), Вовочка («Вовка в тридевятом царстве»)

  • Слишком много: независимости, сопротивления

  • Слишком мало: подвижности, интимности (близкого, доверительного общения)

  • Дестабилизируют: потеря одобрения и уменьшение независимости

Пассивно-агрессивный персонаж Silicon Valley — это сатанист Гилфойл. Он внешне выполняет требования, добросовестно поддерживает и работу, и команду, иногда буквально спасая их, но постоянно вставляет свои «пять копеек», слегка саботирует идеи других – но тонко, через сарказм или мелочи - принципиально игнорирует планёрки, ставит жуткое оповещение о падении курса биткойна, от которого дёргается и подпрыгивает вся команда, ну а он наслаждается их реакцией… Типично: «Да, конечно, я сделаю… но так, как я считаю нужным». Можно было бы ещё предположить шизоидный паттерн безразличия к социальным отношениям и ограниченный диапазон эмоционального опыта и экспрессии: «я сам себе и небо, и луна» - но он слишком чутко ориентируется в человеческих отношениях и легко может находить приятелей. И заподозрим ещё параноидную склонность интерпретировать действия людей как преднамеренно унижающие/угрожающие. «Людям нельзя доверять, лучше контролировать» - но проявляется это гораздо реже, чем пассивно-агрессивный паттерн. Яркие представители параноидной стратегии в кино и литературе - Драко Малфой и Северус Снейп («Гарри Поттер»), Кэл Лайтман («Обмани меня»), Арбенин («Маскарад»), Д.Карамазов («братья Карамазовы»), Бестужев («Гардемарины, вперёд!»), Дэнетор («Властелин колец»). Кстати, как вы думаете, на кого больше похож Гилфойл?

Как может выгорать? Рискует уйти в хроническую изоляцию от людей и утрату интереса. Сарказм и дистанция могут защищать его от хаоса, но постепенно могут и привести к выгоранию в форме «пофигизма», когда вместо живого драйва остаётся сухое отрабатывание часов. Если вдруг он окажется в ситуации внешнего давления и по каким-то причинам не сможет уволиться, цинизм превратится в оружие, можно ожидать саботажа и холода, действий назло: «я сделаю это так, что вы пожалеете».

С трудом можно представить себе такого персонажа у психотерапевта, поскольку он очень самодостаточен и недоверчив. Причина должна быть веская, вроде решения суда, одного выгорания не хватит. И ему стало бы легче, если развивать более активную позицию в коммуникации, научиться замечать и оценивать свои автоматические мысли, исследовать методы «мщения» другим людям (очень вероятно, что найдётся что-то более комфортное для него и окружающих).

 

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Очень много примеров антисоциальной стратегии: безответственного антисоциального поведения, эксплуатации. «Сильные берут то, что хотят». «Правила — для дураков». «Если я не обману первым, обманут меня».

Яркие примеры антисоциальной стратегии из кино, мультиков и литературы: Багз Банни, Остап Бендер, Джонатан («Отыграть назад», играет Хью Грант), Эми («Исчезнувшая»), Декстер, Беллатриса Лестрейндж («Гарри Поттер»), Ганнибал Лектер («Молчание ягнят»)

Самый яркий антисоциальный герой в Silicon valley – Дзан Янг: открыто эксплуатирует Эрлиха, врёт без угрызения совести (впрочем, совести там нет вовсе), ворует идеи – и не видит в этом никаких проблем, никому не сочувствует, не заботится, безжалостен, эгоцентричен. Антисоциальные черты есть и у Эрлиха, и у Гевина Бэлсона, и у Расса Ханнемана.

  • Слишком много: соперничества, независимости, эксплуатирования, хищного образа жизни

  • Слишком мало: ощущения принадлежности к группе и причастности ее интересам, эмпатии

  • Дестабилизируют: невозможность получить желаемое (особенно если оно у кого-то уже есть)

Едва ли человек с антисоциальной стратегией может выгореть. Скорее, почувствовав дискомфорт, он забросит проект и сразу начнёт искать, где и за чей счёт бы ему найти выгоду и что бы ещё испортить.

К психотерапевту он может попасть либо с манипулятивными целями («вот смотри, я работаю над собой!») либо по решению суда (что обычно практикуется в США, например). Совесть и сочувствие не отрастить, так что помочь может лишь идея, что люди – часть благополучия и соблюдать правила может быть выгодно.

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Примеров нарциссической стратегии тоже очень много. Это тотальный паттерн грандиозности, повышенной чувствительности к оценкам и сниженной эмпатии (эмпатия – это способность понимать чувства, переживания и внутреннее состояние другого человека, а также сопереживать ему эмоционально). «Я особенный, лучше других». «Чтобы иметь ценность, я должен восхищать». «Если я не лучший — я ничтожество». «Я настолько особенный, что правила не для меня».

Яркие представители из кино, мультиков и литературы: Кот («Шрек»), Питер Пэн, Печорин («Герой нашего времени»), Планктон («Губка Боб»), Карлсон, Железный человек. Миранда Пристли («Дьявол носит Прада»), Шрам («Король лев»), Майкл Корлеоне («Крёстный отец») сочетают в себе нарциссичные и параноидные черты (как Бэлсон), а Волан-де Морт из «Гарри Поттера» прекрасно сочетает в себе и нарциссичные, и антисоциальные черты (как Эрлих).

  • Слишком много: возвеличивания, жажды признания, грандиозных фантазий.

  • Слишком мало: принятия и сопереживания

  • Дестабилизируют: дискредитация, потеря престижа, влияния или статуса, когда не получилось так, как они хотели.

По Гевину Бэлсону и Эрлиху видно, как человек с нарциссической стратегией реагирует на неуспех: типично либо драматически крушить всё вокруг от ярости и задумывать возмездие, выдавать истеричные монологи, обвинять всех вокруг, принимать грандиозные и нелепые решения - либо злоупотреблять веществами, провалиться в депрессивную реакцию с ощущением «я никто».

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Ещё один персонаж с нарциссичной стратегией, который раскрывается постепенно, как цветочек на рассвете – это Динеш. Не очень уверенный в себе поначалу, без фактического опыта исключительных достижений (не то, что Бэлсон!), тем не менее зависимый от признания и успеха, тщеславный, полный грандиозных фантазий, завистливый, абсолютно не сочувствующий и не понимающий эмоциональной составляющей жизни. В отношениях ему не нужно содержание, гораздо важнее привлекательная «обёртка», он может «влюбиться в код» или милое личико – но не в человека. У него единственнного из героев сериала завязались было отношения, в которых девушка ему доверяла – но он сдал её ФБР, ведь она хакер, а значит, может быть опасна.

В случае эмоционального выгорания в первую очередь будет страдать самооценка. Возможны срывы с резкими увольнениями, обвинения всех вокруг, сравнение себя с другими, всплески злости, уход в деструктивное поведение (вспоминаем Эрлиха, сидящего на пепелище, после того как он употребил запрещенных веществ и сжёг палапу). Драма, прокрастинация, обесценивание – тоже здесь.

К психотерапевту можно ходить за коррекцией чёрно-белого мышления (ну правда, есть ещё оттенки между великолепием и ничтожеством, а думать в полярных категориях – не полезно), сравнивать себя с другими людьми для нахождения общего (а не для выяснения того, что в чём лучше или хуже!), развивать эмпатию (обратить внимание на реакции и чувства окружающих, обсуждать и тренировать альтернативные и адаптивные способы обращения с ними), превратить перфекционизм в адекватные требования (тогда и работать будет легче). Но, конечно, нарциссичные ребята обычно обращаются к специалистам сферы психического здоровья, желая подтверждения – ты супер, ты мощь, а они все не правы…

 

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Зависимая стратегия вовсе не обязательно предполагает, что человек будет пить, курить, играть и так далее. Это тотальный паттерн зависимости и покорности. Характерны убеждения вроде «я не могу и не хочу один», «я не справлюсь без поддержки других», «если я останусь одна/один, со мной случится что-то плохое», «лучше позволить другим принимать решения за меня, так безопаснее».

Яркие представители из другого кино, мультиков и литературы: Говард Хоровитц ("Теория большого взрыва"), Белоснежка и Золушка (диснеевский вариант), рыбак ("Сказка о рыбаке и рыбке"), Женя Лукашин ("Ирония судьбы или с лёгким паром")

  • Слишком много: привязчивости, поиска помощи, культивации зависимых отношений, «служения»

  • Слишком мало: самодостаточности

  • Дестабилизируют: отвержение, отказ

Джаред Данн занимался и менеджментом, и рекрутингом, и бухгалтерией, и уборкой, и был директором по развитию бизнеса. Но всё это для того, чтобы с полной самоотдачей и жертвенностью, граничащей с мазохизмом, как мать-наседка или как папа-пингвин опекать выбранных им людей. Компетентный профессионал, преданный, чрезмерно заботливый, мягкий, стремится угодить, нуждается в принятии и почти ничего не просит взамен (даже не против, чтобы его называли чужим именем). Очень крутой «зависимый» тип.

 Как может выгореть? Сначала «тащить» всех, потом обрушиться в полное физическое и эмоциональное истощение, заболеть или исчезнуть из процесса (если почувствует себя ненужным – независимо от того, нужен ли он на самом деле). Ещё вариант выгорания – потерять ощущение смысла, начать ещё больше угождать вплоть до «самоуничтожения» (не спать, не есть, раствориться в заботе о других, полностью игнорируя собственные потребности и воспринимая чужие нужды как свои), при этом могут возникать в памяти странные всплески «тёмных историй» из прошлого.

Если бы он пошёл в психотерапию, то пришлось бы уделять много времени к тому, чтобы научиться обращать внимание на себя: а что же происходит с ним, чего он хочет для себя, не пора ли ему поспать, покушать, взять выходной? Плюс развивать автономию (которая не равна одиночеству!), осваивать континуум поведения от зависимого до независимого.

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Есть обсессивно-компульсивная стратегия (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством!) В других классификациях типов личности встречается нечто похожее – педантичный тип. Это паттерн перфекционизма и негибкости. «Есть правильный и неправильный способ делать вещи». «Если я не буду всё контролировать, случится катастрофа». «Ошибки недопустимы». «Рациональность и порядок важнее всего».

Яркие представители из кино, мультиков и литературы: Мальвина («Золотой ключик»), Кролик («Винни Пух и все-все-все»), Гермиона («Гарри Поттер»), Моника («Друзья»), Акакий Акакиевич («Шинель», Н.Гоголь), Мартин Иден («Мартин Иден», Дж.Лондон).

  • Слишком много: контроля, ответственности, систематизации

  • Слишком мало: спонтанности, игривости

  • Дестабилизируют: упущения, ошибки, дезорганизация или несовершенство,  катастрофические мысли о том, что ситуация выходит из-под контроля.

Лучше всего под такой типаж подходит Лори Брим. Гиперрациональная, социально отстранённая, она общается максимально функционально – всё по делу, личное отходит на дальний план, строгие правила игры, ориентация на результат.  

У Лори есть и шизоидные черты — она дистанцированная, холодная, у нее нет потребности в эмоциональных связях, «плоские» (однообразные) эмоции; она ориентируется в особенностях человеческих взаимоотношений не за счёт «вчуствования», а за счёт анализа и интеллекта.

Как бы выглядело выгорание у неё? Ещё большее погружение в регламенты, контроль, холод. Ещё больше механистичности, отстраненности, деспотичности, «закручивания гаек». «Некомпетентность» коллег будет раздражать всё больше, ощущение изоляции и отчуждения  будут расти. Всё это – на фоне хронической усталости, нарушений сна и психосоматических проявлений (например, головные боли и проблемы с желудком).

Чем бы тогда ей мог бы помочь психотерапевт? Согласовывая с ней каждый шаг, изменить основные проблемные допущения (долженствования, требования к себе и людям), смягчить дихотомическое мышление и перфекционизм, подкрепляя это поведенческими экспериментами и обучением релаксации, медитации и прочим техникам снижения стресса. Чек-листы, планы, инструкции по самопомощи ей тоже подойдут как нельзя лучше.

 

 Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)
Источник: HBO, Silicon Valley (2014–2019)

Кстати, не всегда можно выделить ведущую стратегию.

Во-первых, может быть так, что у человека «снижены» речь, логика, социальные навыки, мотивы поведения примитивны (еда, комфорт), и в целом нет устойчивых стратегий и когнитивных схем в силу интеллектуальных ограничений. Под такой портрет подходит Башка. Строго говоря, выгорание ему не грозит – ведь никакую работу он практически не делает.

Во-вторых, иногда личностные черты довольно сбалансированы, а поведение гибко изменяется в зависимости от требований ситуации. Такой пример в Silicon Valley тоже есть – это Моника. Она позаботится о коллегах, подумает об их благополучии – но не так выраженно, как зависимая; она осторожна и понимает, что в долине от многих можно ждать подвоха – но не настолько, как параноик; она прекрасно разбирается в правилах и регламентах, старается поступать правильно – но не настолько скрупулёзно, как обсессивно-компульсивная стратегия; ей здорово даётся баланс между порядком и отношениями, она рациональна и эмпатична. Выгорание возможно в условиях  длительной интенсивной и/или срочнонужнойещёвчера работы, тотального давления извне, необходимости постоянно принимать компромиссные решения – будет накапливаться усталость, раздражительность, некоторая потеря уверенности и сомнения. Но никаких разрушительных действий не ожидается. Чем ей мог бы помочь психотерапевт или психолог? Исследовать экзистенциальные вопросы, пересмотреть приоритеты, развить навыки стресс-менеджмента и бизнес-переговоров и отправить в полноценный отпуск. Полноценный отпуск, честно говоря, не помешает никому!

 

А теперь сведём персонажей с личностными стратегиями и проявлениями выгорания в одну таблицу для наглядности.

 Как у них проявляется выгорание (таблица)

Персонаж

Стратегия

Как проявляется

Как выгорает

Ричард

Избегающая

Социальный дискомфорт, страх негативной оценки и робости. Сомнения, оттягивание решений.

Тревога, сомнения, яркие эмоциональные реакции/физические симптомы (тошнота) → тотальная апатия/непродолжительный сверхконтроль

Гилфойл

Пассивно-агрессивная

Пассивное сопротивление требованиям в социальных и профессиональных сферах Цинизм, независимость, скрытый саботаж

Цинизм, стремление к изоляции, → безразличие к работе, формальная отработка часов / саботаж общей работы

Дзан Янг

Антисоциальная

Безответственное антисоциальное поведение, эксплуатация. Враньё, воровство, цинизм.

Никак не выгорает. Если дискомфорт – всё бросает, переключение на новых «жертв»

Динеш

Нарциссическая

Грандиозность, сниженная эмпатия и повышенная чувствительности к оценкам. Самовлюблённость. Зависть, конкуренция.

Драма, злость, обида → снижение и колебания самооценки, а также продуктивности; прокрастинация, обесценивание работы

Бэлсон

Нарциссическая + Параноидная

+ подозрительность

 + агрессия, поиск виноватых → изоляция от людей и дел 

Эрлих

Нарциссическая + Антисоциальная

+ манипуляции, использование людей

Не выгорает, но деструктивно реагирует на неуспех (пожар, погром, бросить всё, злоупотреблять веществами)

Джаред

Зависимая

зависимость и покорность. Сверхлояльность, самопожертвование

Отказ от своих потребностей → полное физическое и эмоциональное истощение

Лори

Обсессивно-компульсивная

перфекционизм и негибкость. Холодная рациональность.

Усиление недовольства рабочими процессами и коллегами → «закручивание гаек», изоляция, физические симптомы

Моника

Сбалансированная

Поддержка, здравый смысл, рациональность, эмпатия

Длительная интенсивная/срочная работа с внешним давлением и ответственностью + недостаточный отдых → эмоциональное истощение

 

Что это даёт для команд в IT

Возможно, и вы встречали на работе своих Гилфойлов и Динешей, а может быть, узнали себя в ком-то. Разнообразие типажей в команде – это не проблема, а ресурс. По сути, особенности каждого могут быть очень полезными. А если пытаться их переделать (например, загонять Гилфойла на планёрки, лишить Динеша возможности блистать, посадить Джареда на одиночную безликую задачу, а Ричарда заставля��ь общаться с людьми) – это будет лишь дополнительный фактор выгорания.

Гилфойлы не будут вливаться в тимбилдинги с большой охотой, они будут ворчать и препираться с мнением начальства, своего рода демонстрируя свою отдельность и независимость – но они же привносят свежий взгляд, ясность, рациональность и умные решения. Менеджеру важно давать Гилфойлу автономию в задачах, уважать его границы, признавать его компетентность (это золотой ключик к его лояльности) и не требовать участия в бессмысленных для него командных ритуалах.

Динеши создают конкуренцию и новые идеи, иногда держат этим команду в тонусе, что может сопровождаться эксцентричными выходками и не самыми приятными эмоциональными реакциями на публику. Что может сделать менеджер для Динеша? Чётко разделять конкуренцию и командную работу, ни в коем случае не сравнивать вслух с другими, признавать его вклад публично, но без лести, и давать возможность «блеснуть» (демо, выступление, караоке, в конце концов…)

Динеши и Гилфойлы, как показано в сериале, могут образовывать странную «враждебную дружбу», если у них есть повод уважать друг друга: Один пытается показать свою грандиозность и получить высокую оценку - и почти получает её, а другой – вовсю реализовывает свою пассивную агрессию, впрочем, не разрушая отношений.  

Эрлихи вносят хаос и шоу в повседневную жизнь, нарушают правила, их презентации шикарны и зрелищны, они всегда помнят о своей выгоде. Иногда это разрушает планы команды, но иногда (если интересы Эрлиха и команды совпадают) открывает новые возможности и связи, даже там, где, казалось бы, вариантов нет. Эрлихам категорически нельзя давать доступ к критически важным процессам, нужно очень чётко и однозначно фиксировать договорённости, ограничивать влияние на команду, но использовать его связи и харизму, в частности в роли «амбассадора» на мероприятиях.

На Джаредах держатся связи внутри команды. Они строят «мосты» между членами команды и заботятся, организовывают, структурируют хаос. В сериале Джаред не выгорел, но в реальной жизни его бы уже несколько раз увезла скорая помощь (причём линейная бригада спорила бы с психиатрической о том, кто его заберет). У Джаредов надо регулярно спрашивать «как ты?», чётко распределять зоны ответственности, поощрять отдых и личные границы, не давать «делать всё за всех», потому что это не помощь, а риск для команды.

Ричарды приносят умные новаторские идеи, старательно и добросовестно работают, придерживаются своих идеалов и вполне могут быть ориентирами и вдохновителями команды, даже несмотря на их попытки держаться в стороне, неловкость, иногда «странность» и трудности с самопрезентацией. Менеджеру лучше не ставить Ричардов в позицию единственного ответственного, поддерживать принятие решений через обсуждение и фокусировку на коде и архитектуре, назначать «помощника» вроде Джареда/Моники (чтобы координировать взаимодействие между ним и командой, в первую очередь, но и никого не перегружать), избегать давления в формате «сделай это прямо сейчас перед всеми», но не навязывать лидерство, поощрять за маленькие шаги в коммуникации и давать время на подготовку к публичным выступлениям, если они нужны.

 

Понимание этих типажей и их динамики помогает предсказывать поведение команды, учитывать особенности каждого, снижать недопонимания и конфликты, эффективно распределять задачи, вовремя заметить и противостоять выгоранию на работе.  

 

 

*Все кадры взяты из сериала HBO Silicon Valley (2014–2019), используются исключительно в образовательных и иллюстративных целях.

Комментарии (0)