Наверняка многие читатели слышали о самой дешевой консоли на маркетплейсах — «Sup». На первый взгляд, это устройство — чудо чудное: цветной дисплей приличного разрешения, целых 500 игр в комплекте, аккумулятор и даже дополнительный геймпад, и всё это за какие-то 400 рублей в розницу.

Обычный человек просто подумает мол «очередной масс-маркет по типу Тетриса» и пройдет мимо. Однако моя гиковская душа очень хотела узнать, в чём же заключается тайна самой дешевой консоли на Озоне и я решил заглянуть «под капот»… Поверьте, внутри гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд!

❯ Предыстория

Консоль Sup заполонила виртуальные полки магазинов примерно в 2019 году и сразу же стала мегахитом. Полноценная ретро-консоль с кучей встроенных игр всего за 300–400 рублей явно метила в конкуренты «Тетрису» по массовости, однако в технологическом плане была куда более продвинутой, чем её предшественник из 90-х. Несмотря на то, что сейчас Sup, вероятно, одна из самых продаваемых ретро-консолей, её богатая история тоже тянется с тех самых 90-х годов…

Как известно, основные игры в Sup — это различная классика времен NES, разбавленная играми «собственной» китайской разработки по типу портов Angry Birds и хаков уже существующих игр. С учетом того, что самопальные игры зачастую более «цветастые», чем родные с NES, у многих складывается впечатление, что это самый обычный эмулятор, а особо пытливые умы при разборке находили микросхему флэш-памяти и все вопросы касательно реализации у них отпадали. Но первое впечатление порой очень обманчивое, ведь Sup — аппаратный клон NES! Но давайте по порядку.

История разработки клонов Famicom (далее по тексту — «Фамиклонов») берёт своё начало примерно в 1990–1991 году. В те годы, микроэлектронная промышленность Тайваня развивалась семимильными шагами: в стране активно выпускались x86-компьютеры, ноутбуки в разных конфигурациях, различная оргтехника и всё это по относительно доступной цене. Помимо устройств на готовой компонентной базе, в Тайване также разрабатывались и производились микросхемы — как клоны существующих чипов, так и собственные разработки. Самыми крупными производителями были UMC и Holtek.

Завод UMC в Тайване
Завод UMC в Тайване

Holtek в основном производил ASIC'и для конкретных задач (к примеру контроллеры PS/2 и USB-клавиатур), а также очень недорогие 4х-битные микроконтроллеры с масочной ROM-памятью, которые использовались в устройствах по типу органайзеров и наручных часов. Однако венцом творения гаджетов на базе МК от Holtek можно считать культовую консоль нашего детства — ведь HT-943E5 использовался в том самом Brick Game!

Фото от
Фото от @Azya

UMC же в те годы занималась клонами оригинальной японской консоли. В её R&D центрах были разработаны клоны центрального процессора Ricoh RP2A03 на ядре 6502, а затем и PPU («видеокарта», предок современных GPU) 2C02G, что позволило выпускать «фамиклоны», которые довольно сильно были похожи на оригинальную консоль. Это были те самые «трушные» многочиповые «Денди», за которыми гоняются коллекционеры!

Сводный братик NES, собранный на почти стандартной компонентной базе
Сводный братик NES, собранный на почти стандартной компонентной базе

Однако как я уже сказал выше, полупроводниковая промышленность Тайваня тогда очень быстро развивалась и ближе к середине 90-х годов, UMC освоила настолько малый техпроцесс, что умудрилась засунуть вообще весь NES в один-единственный чип UM6578F, который называется системой на кристалле (SoC). Только представьте себе: процессор, звуковой чип, видеочип, память — и всё это в небольшом кристалле, который стоит относительно недорого... Это настоящее технологическое чудо!

Одна из первых известных систем на кристалле — UM6578F, которая также производилась и другими компаниями (по лицензии?)
Одна из первых известных систем на кристалле — UM6578F, которая также производилась и другими компаниями (по лицензии?)

Но UMC и на этом решили не останавливаться. UM6578F был не просто клоном оригинального Famciom, это был серьёзный апгрейд оригинальной аппаратной платформы. Например, добавилась поддержка 16-цветного режима для спрайтов, полноценного 8-битного PCM-звука (к примеру, почти вся MP3-музыка кодирует 16-битный PCM-поток) помимо классических генераторов волн, а также расширен объём оперативной и видеопамяти до целых 10КБ — это в ПЯТЬ раз больше, чем на оригинальной консоли! Причины такого апгрейда просты: во-первых, в те годы власти Китая ввели заградительные пошлины на импорт электроники, поэтому домашние x86-компьютеры были доступны отнюдь не всем. Им на замену пришли относительно доступные компьютеры по типу «Сюбора», которые совмещали в себе как клавиатуру и набор обучающего софта вместе с интерпретатором BASIC'а, так и игровую консоль. А во-вторых — небольшие китайские компании выпускали свои собственные коммерческие игры без лицензии от Nintendo и расширенные возможности новых фамиклонов могли значительно увеличить комплексность выпускаемых игр.

Относительно современный «Сюбор-ноутбук» — примерно 2001 год
Относительно современный «Сюбор-ноутбук» примерно 2001 год

Время шло, наступил 2001 год, клоны SEGA и Famicom не теряли своей актуальности и продолжали взращивать второе поколение — детей 90-х, а в городе Чжубэй появляется компания VRT Technology, которая занимается разработкой и проектированием фамиклонов. Но в отличие от конкурентов, VRT в плане апгрейдов оригинальной платформы пошла ещё дальше и превратила NES в нечто вроде очень продвинутого микроконтроллера: их чипы научились выводить изображение не только на телевизор, но и на ЖК-дисплеи, был серьёзно доработан АЛУ — появилась возможность аппаратного умножения и ДЕЛЕНИЯ (чего не было даже в ARM) 16-битных чисел, ядро 6502 было разогнано с 1 МГц до целых 5, объём ОЗУ увеличен с 2 КБ до 8 для основного процессора и 4 для PPU, а также были добавлены контроллеры SPI, UART, АЦП и GPIO.

В одной из ревизий чипа даже есть возможность работы с SPI-флэшками!
В одной из ревизий чипа даже есть возможность работы с SPI-флэшками!

Ко всему прочему, VRT умудрилась сделать некое подобие MMU с шиной OneBUS, благодаря чему стало возможным хранить игры на самой обычной параллельной ROM или NOR-памяти, без необходимости установки отдельного памяти чипа для PPU. Компания даже выпустила отдельный SDK для своих консолей с компилятором C, статическими библиотеками для общения с периферией и специальным эмулятором. Но вот нюанс — все чипы этого производителя поставлялись без корпуса, а приобрести их в свободной продаже нельзя, поэтому определить точную маркировку сложно...

Скриншот из документации на плату для разработчиков. Как видно, даже здесь процессор поставляется в виде System on Module
Скриншот из документации на плату для разработчиков. Как видно, даже здесь процессор поставляется в виде System on Module

Но казалось бы... прошло столько лет, NES давным-давно неактуальна и VRT наверняка сменила профиль или вообще закрылась, а её чипы можно найти только в старых клонах и в Sup наверняка используется что-то другое... Если бы не одно но: судя по документам, бескорпусные чипы поставляются в блистере и имеют определенный срок годности. Дело в том, что они не припаиваются к плате, а приклеиваются «пузом» к текстолиту, затем их пины привариваются к дорожкам, а далее они покрываются компаундом для защиты от внешних факторов. У самих кристаллов срока годности нет, однако у клея — около 3х-4х месяцев, после чего кристаллы можно выбрасывать (в случае чипов VRT конечно, не думаю что там оптовая цена превышает 3-4 рубля за штучку), так как вряд-ли кто-то будет выделять целую линию для нанесения нового клеевого слоя на копеечные кристаллы...

Та самая каелька
Та самая каелька

В начале года я рассказывал об ещё одном китайском чуде инженерной мысли — относительно новом телефоне Kechaoda с встроенным аппаратным клоном NES, где использовался точно такой-же чип от VRT, только с поддержкой SPI-флэшек и дисплеев с шиной 8080. Учитывая огромные объёмы производства Sup и подобных ей консолей, можно сделать вывод что VRT всё ещё существует, заказывает производство новых партий и возможно даже продолжает дорабатывать свои клоны NES... Спустя 40 лет после выхода оригинальной консоли!

А далее по традиции блога я предлагаю разобрать Sup и посмотреть, что же у него находится под капотом. Уверяю вас, мой экземпляр в какой-то степени уникален!

❯ Что внутри?

Консоль разбирается очень просто: необходимо вытащить аккумулятор и выкрутить 6 винтиков с обратной части устройства, после чего крышка отходит без каких либо защелок. Внутри нас встр��чает толстенная однослойная плата, которая, к слову, довольно грамотно разведена инженерами. В наши дни, для серийных ЭВМ это большая редкость, но здесь авторы решили максимально сэкономить, местами используя большие резисторы-нулевики в качестве перемычек.

С правой верхней стороны расположен блок, отвечающий за питание консоли и зарядку аккумулятора. Здесь всё стандартно для таких простых устройств: защитный диод на VBat, линейный регулятор на 3.3В в корпусе SOT-23 под маркировкой 662K, а также парочка ключей, вероятно составляющие часть схемы чарджера. Схема зарядки аккумулятора здесь, судя по всему, настоящая и его основная логика расположилась в кристалле под компаундом.

Опытные читатели уже могли заметить уникальность моей ревизии: вместо чипа памяти в BGA-корпусе поверх SoM, здесь используется самая обычная NOR-флэшка в корпусе TSOP58 объёмом в 16МБ. Это значит, что теоретически я могу её сдуть, слить дамп с помощью программатора и попытаться подсунуть в него свои игры... Если вам был был бы интересен контент такого формата — дайте знать в комментариях!

Чуть ниже флэши расположилось сердце устройства — неизвестный кристалл, который с вероятностью 99% разработан VRT. Дело в том, что безвредно декапсулировать такие чипы нельзя, они с большой вероятностью трескаются, так что конкретную модель чипа мы возможно сможем узнать только изучив дамп. Левее процессора расположился кварц на 20МГц, который тактирует остальную периферию.

В качестве дисплея здесь используется безымянная матрица разрешением примерно в 240x320 с параллельным интерфейсом MIPI DBI (8080). Иными словами, здесь используется такой-же дисплей, как в классических кнопочных телефонах и DIY-самоделках. Я не пробовал подключать этот дисплей к микроконтроллер, но уверен, что если посидеть пару дней с лог. анализатором, то можно без проблем найти все сигнальные линии параллельной шины по стандартизированным командам DBI :)

Также вы могли заметить MicroUSB-разъём с верхней части устройства, который используется для зарядки. Однако здесь используются и три дополнительные сигнальные линии — D+, D- и ID, однако служат они для подключения второго геймпада, а не к ПК. Фактически это не USB, а сигнальные линии оригинального геймпада NES — Latch, Data и Clock.. такое вот нецелевое, но практичное использование разъема!

И... это всё! Да, вот такая простейшая, но при этом достаточно продуманная схемотехника и конструктив. Несмотря на дешевизну, убить этот гаджет в аппаратном плане очень сложно, его самое слабое место — это дисплей.

❯ Включаем...

После включения консоли нас встречает меню выбора языка в многоигровке. Список игр довольно обширный и ограничивается не только классикой, зачастую под непонятными названиями, но и самопальными китайскими играми. Однако здесь есть одна важная особенность: поскольку клоны VRT реализуют шину OneBus, они поддерживают только маппер MMC3, что здорово снижает число поддерживаемых игр.

В большинстве игр копирайты намеренно подрезаны, скорее всего чтобы можно было без проблем продавать консоли на маркетплейсах. Поскольку это аппаратный клон, здесь нет инпутлага и всё работает точь в точь как на оригинальной консоли, в том числе и игры для других регионов. Например ром Super Mario Bros. здесь почему-то от другого региона, из-за чего работает слишком быстро.

Звук у консоли в целом неплохой, однако у части Sup'ов не работает треугольный канал APU, из-за чего звуки и музыка в некоторых играх искажены. С чем это связано - доподлинно неизвестно, но думаю вы и сами понимаете, что контроль качества у таких чипов наверняка минимальный!

Поскольку у консоли нет Fuel Gauge (микросхемы для определения уровня заряда аккумулятора, обычно она сложнее чем просто АЦП-вольтметр) как класса, при разрядке АКБ сначала начинает тухнуть подсветка, затем утихать звук, а в произвольные моменты времени консоль может просто зависнуть (сохранений тут нет). Забавно то, что подсветка подключена напрямую к VBat (плюсу аккумулятора) и её яркость плавно снижается, обратно пропорционально заряду аккумулятора, однако такое решение "в лоб" также прямо пропорционально напряжению АКБ увеличивает потребление. Если у вас меткий глаз - сможете определить уровень заряда по тусклости :)

В процессе работы консоль потребляет аж 200мА при самом высоком уровне звука на среднем заряде аккумулятора, 170мА при 10% громкости и будет потреблять ещё меньше, если снизить подсветку дисплея путем установки линейного регулятора с выходным напряжением в 3.3В (потребление снизится до ~130мА, добавив минимум час игры от АКБ). Само процессорное ядро довольно экономичное, так что я до сих пор не понимаю, почему его не выпустили как конкурента атмеги с продвинутыми графическими и звуковыми возможностями. Родной аккумулятор хоть и имеет размеры BL-4C, на практике имеет емкость в 300-400мАч максимум, поэтому есть смысл поискать оригинальный аккумулятор от Nokia: с ним консоль сможет проработать 5-6 часов без подзарядки.

Минимальное напряжение, при котором консоль работает стабильно - 2.6В, практически без подсветки. Учитывая дропаут на линейном регуляторе, фактически процессор способен работать и на 2.4В, а возможно и ещё ниже!
Минимальное напряжение, при котором консоль работает стабильно - 2.6В, практически без подсветки. Учитывая дропаут на линейном регуляторе, фактически процессор способен работать и на 2.4В, а возможно и ещё ниже!

❯ Заключение

В заключении мне хотелось бы сказать, что Sup — это по факту шедевр инженерной и технологической мысли. Судите сами: полноценная ЭВМ с цветным дисплеем, звуком, памятью, большим количеством игр и даже аккумулятором, и всё это буквально за 5$. Большинство читателей наверняка посчитает это устройство одноразовым мусором, однако для меня, как для прожженного гика, это маленькое портативное чудо!

Надеюсь, вам было интересно узнать тайну Sup'а. О том, что в руках у вас не эмулятор, а настоящий аппаратный клон, только очень сильно прокачанный наверняка известно не всем...

А если вам интересна тематика ремонта, моддинга и программирования для гаджетов прошлых лет — подписывайтесь на мой Telegram-канал ‭«Клуб фанатов балдежа‭», куда я выкладываю бэкстейджи статей, ссылки на новые статьи и видео, а также иногда выкладываю полезные посты и щитпостю. А ролики (не всегда дублирующие статьи) можно найти на моём YouTube канале.

Очень важно! Разыскиваются девайсы для будущих статей!

Друзья! Для подготовки статей с разработкой самопальных игрушек под необычные устройства, объявляется розыск телефонов и консолей! В 2000-х годах, китайцы часто делали дешевые телефоны с игровым уклоном — обычно у них было подобие геймпада (джойстика) или хотя бы две кнопки с верхней части устройства, выполняющие функцию A/B, а также предустановлены эмуляторы NES/Sega. Фишка в том, что на таких телефонах можно выполнять нативный код и портировать на них новые эмуляторы, чем я и хочу заняться и написать об этом подробную статью и записать видео! Если у вас есть телефон подобного формата и вы готовы его задонатить или продать, пожалуйста напишите мне в Telegram (@monobogdan) или в комментарии. Также интересуют смартфоны-консоли на Android (на рынке РФ точно была Func Much-01), там будет контент чуточку другого формата :)

Кроме того, я ищу подделки на брендовые смартфоны 2009-2015 года выпуска. Многие из них работают на весьма интересном железе и об их моддинге я бы мог сделать интересный контент. Особо разыскиваются подделки Apple iPhone и HTC (по типу HD2 и Touch Diamond 2) на Windows Mobile и Android, а также Samsung Galaxy. Также представляют моддерский интерес первые смартфоны Xiaomi из серии Mi, Meizu (ещё на Exynos) и телефоны Motorola на Linux (например, EM30, RAZR V8, ROKR Z6, ROKR E2, ROKR E6, ZINE ZN5, о которых я хотел бы подготовить отдельные статью и видео, поскольку они работали на очень мощных для своих лет процессорах, поддавались серьезному моддингу и были способны запустить даже Quake.

Большое спасибо читателям и зрителям за подгоны, без вас контент бы не выходил!

А ещё я держу все свои мобилы в одной корзине при себе (в смысле, все проекты у одного облачного провайдера) — Timeweb. Потому нагло рекомендую то, чем пользуюсь сам — вэлкам.

Комментарии (58)


  1. bodyawm Автор
    04.10.2025 14:07

    Ну что друзья, вот такой разбор Sup'а у нас с вами получился. Надеюсь, вам было интересно! Пишите своё мнение о Sup'е, постараюсь прочесть и ответить на все комментарии!

    На днях постараюсь выпустить ролик-коллаборацию с @Azya , где расскажу подробнее о Тетрисе и соберу как свои исследования МК Holtek, так и Azya. Такого контента на Ютубе ещё не было))


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Мне тут дали погонять на время вот такую крутую штучку: это Cybiko Xtreme, молодежный КПК для рынка США родом из 2000 года с SDK для разработки приложений и... кто-бы мог подумать, коммуникациями через меш-сеть. Заглянув под капот, мне захотелось купить и свою такую для моддинга (владелец не разрешает лезть туда свои моддерскими ручками), жаль Сайбико в РФ очень тяжело найти.

      Но статья об этой красоте будет и скорее всего - не одна. Ведь мы напишем для него игру :)

      Скрытый текст


      1. vvzvlad
        04.10.2025 14:07

        ООО, огонь! Очень жду.


      1. sim2q
        04.10.2025 14:07

        кто-бы мог подумать, коммуникациями через меш-сеть.

        про него рассказывали примерно в те времена, что в штатах был мини-бум на него - народ на уроках через сеть резались... а ещё там кажется интересная история с его появлением, но за давностью абсолютно не помню


      1. psman
        04.10.2025 14:07

        Жаль что Cybiko у нас не прижился, хотя изначально то он сделан нашими. Во время его выхода цена была не особо доступной мне, но сама идея прекрасна.


        1. bodyawm Автор
          04.10.2025 14:07

          Угу, но ЦА гаджета не в РФ была тогда. В 2000 году экономика России все ещё переживала последствия 90-х и Давид это понимал.

          Возможно он хотел обкатать гаджет в США, а потом хоп и выпустить по всему миру.


  1. well_done_trooper
    04.10.2025 14:07

    Да, я очень жду такой статьи, где ты сможешь залить свои игры на консоль. А ещё я жду, когда ты допишешь танки на java и также сможешь доделать до конца свой binloader. Вот он, твой шанс на миллион, сдуть память, написать туда свой бинлоадер и зашить свои танки, чтобы простой работяга смог сделать пробитие!


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Бинлоадер на денди? Хм, ну учитывая что второй геймпорт обычно свободен, теоретически это возможно с простым мостом на атмеге... Интересная мысль, спасибо.

      Я похоже изобрел ещё один ISP-программатор, который Nintendo наверняка уже делала до меня.


      1. vesowoma
        04.10.2025 14:07

        Я похоже изобрел ещё один ISP-программатор, который Nintendo наверняка уже делала до меня

        Аккуратно плз, с Nintendo, они ж не любят конкурентов! )


      1. bodyawm Автор
        04.10.2025 14:07

        Да, технически это возможно, если гонять программу с регистра $4017. Скорость опроса будет не ахти, но для небольших программок и игр сойдет, особенно если юзать память PPU с бэйсика с всякой графикой)


  1. MaFrance351
    04.10.2025 14:07

    А вот ещё один обзор на похожий экземпляр (с препарированием):


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Да и я видеообзор делал, но он чуть менее информативен:

      Скрытый текст


  1. iShkval
    04.10.2025 14:07

    бескорпусные чипы поставляются в блистере и имеют определенный срок годности. Дело в том, что они не припаиваются к плате, а приклеиваются «пузом» к текстолиту, затем их пины привариваются к дорожкам, а далее они покрываются компаундом для защиты от внешних факторов. У самих кристаллов срока годности нет, однако у клея — около 3х-4х месяцев, после чего кристаллы можно выбрасывать (в случае чипов VRT конечно, не думаю что там оптовая цена превышает 3-4 рубля за штучку), так как вряд-ли кто-то будет выделять целую линию для нанесения нового клеевого слоя на копеечные кристаллы...

    разве чип не может удержаться на том что приварен к плате контактами или на компаунде? неужели просроченный клей способен так всё испортить?


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Как я читал - да. Но на Хабре технологи могут меня поправить.

      https://tech-e.ru/2006_3_71.php


    1. vvzvlad
      04.10.2025 14:07

      разве чип не может удержаться на том что приварен к плате контактами или на компаунде? неужели просроченный клей способен так всё испортить?

      Чтобы его разварить, его надо сначала на плату налепить сколько-нибудь жестко.


    1. pashka000
      04.10.2025 14:07

      Нет, там речь про клей, которым к транспортировочной ленте приклеиваются чипы. Станок отделяет от ленты чип и переносит на плату. Со временем клей дубеет, и при отделении чип может быть поврежден. Но лента - не единственная форма поставки, есть блистеры, ячеистые тары без клея. А к плате чип приклеивается чем-то вроде эпоксидки проводящей, её станок наносит непосредственно перед установкой чипа.


  1. aik
    04.10.2025 14:07

    Не слышал про то, чтобы что-то такое было "мегахитом". Заполонило в разных вариантах - да, было. Купил, поиграл, выкинул.

    Но лично я в 2019 купил LDK.


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Ну я много их всяких видел и они часто в рекомендациях попадаются)


  1. Moog_Prodigy
    04.10.2025 14:07

    Купил тоже себе, по сути только для нескольких игр, в которые и сейчас хочется играть. И то, что игры несколько ускорены, заставило -увы! положить девайс в шкаф. Замена кварца с частотой пониже вряд ли что-то даст, еще и тайминги для экрана могут уехать.


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      У дисплея свой осциллятор, все будет норм)


    1. VT100
      04.10.2025 14:07

      Экрану главное "не быстрее", КМК. Пробуйте!


    1. interprise
      04.10.2025 14:07

      они не ускорены, они ускорены по сравнению с денди, а в денди они были замедленные! поэтому кажется что все ускорилось


      1. Moog_Prodigy
        04.10.2025 14:07

        Короче надо кварц часовой ставить, и игры все нормально будут проходиться, покадрово =)


  1. redfoxxy12
    04.10.2025 14:07

    Интересно. А есть подобные аппараты но с играми от SNES или Sega? Игры от NES все-таки очень уж примитивны на сегодняший день, несмотря на всю ностальгию :)


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Не уверен, но аппаратные клоны ведь были..


    1. crackedmind
      04.10.2025 14:07

      sjgam m21, вплоть до ps1


      1. bodyawm Автор
        04.10.2025 14:07

        Это эмулятор)


        1. crackedmind
          04.10.2025 14:07

          зато в похоже формфакторе)


        1. crackedmind
          04.10.2025 14:07

          The GenMobile is a handheld "console on a chip" manufactured by AtGames and distributed by Hyperkin. It was officially licensed by Sega. Like the Sega Nomad and the Retro Gen, it can play Sega Genesis and Sega Mega Drive cartridges. Unlike both consoles, it features 20 built-in games. It has a built-in 2.4 inch LCD screen but can also be connected to a TV set. It is compatible with cartridges of all regions and ships with a built-in rechargeable battery pack


          1. bodyawm Автор
            04.10.2025 14:07

            Sega Gopher был на их базе же?


            1. crackedmind
              04.10.2025 14:07

              Возможно, genmobile выходил в 2009. А гофер это https://segaretro.org/Arcade_Ultimate


  1. flower9
    04.10.2025 14:07

    Хотела купить Sup, но в том же озоне было много отзывов, что игрушка с очень коротким сроком жизни. Ну и цена 500 рублей настораживает в этом плане. Заказала на али MIYOO Mini Plus - живет уже 2 года, радует, вызывает ностальгические слезы.
    Автору спасибо за статью - было интересно почитать про эти игрушки, пойду сыграю в соника


  1. MasterMentor
    04.10.2025 14:07

    С СУПом всё понятно, со статьёй - не очень: раздута первая часть про историю приставок, а её на Хабре - уже перебор. И в конце галопом по европам СУПу.

    PS Сам такой СУП имею, даже (!) кабелем его к (!) плазме 42" подключил.


  1. Sanya3984
    04.10.2025 14:07

    Сколько дюймов экран? В статье указано только разрешение. Думал тоже купить, но валяется PSP и экран там, скорее всего, побольше (4,3").


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      2.4


    1. ED-209
      04.10.2025 14:07

      Так на PSP эмуляторов вагон, вплоть до GBA. Один только аркадный NeoGeo/Capcom затмит и Sega и SNES всякие, не говоря уж о нативной поддержке игр PS1.

      Если же совсем хочется посмотреть на ретро игры новыми глазами, берите портативку на OLED/AMOLED. Преображаются буквально.


    1. virtanen
      04.10.2025 14:07

      Если брать, то брать Miyoo mini+. Тот же формфактор, но поддерживает кучу прошивок и эмуляторы вплоть до первой плойки


  1. cnnr
    04.10.2025 14:07

    Приобрел такую в Тае, приятно удивила, правда, как выше уже отметили - игры все же примитивны, заряда ностальгии хватает ненадолго прям. Эх, вот сегу бы. Причем, как будто есть какие-то девайсы, но ценник уже существенно выше, и нет уверенности в идентичности.


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Можно и эмуляторную консоль взять, благодаря AllWinner и Rockchip, мощные чипсеты для эмуляторных консолей сейчас очень дешевые


  1. vvzvlad
    04.10.2025 14:07

     Если бы не одно но: судя по документам, бескорпусные чипы поставляются в блистере и имеют определенный срок годности. Дело в том, что они не припаиваются к плате, а приклеиваются «пузом» к текстолиту, затем их пины привариваются к дорожкам, а далее они покрываются компаундом для защиты от внешних факторов. 

    Да не, они могли в пластинах прям поставляться. Или как минимум производиться и класться на склад, а теперь запасы распродаются.


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Ну все равно, поддержка SPI флэшек - фишка, актуальная как минимум с начала прошлого десятилетия, когда они получили широкое распространение


  1. NutsUnderline
    04.10.2025 14:07

    так вот это же про это? https://habr.com/ru/articles/718366/


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Да, но у меня идея еще интереснее)


  1. shiru8bit
    04.10.2025 14:07

    В моём Sup'е, купленном сколько-то лет назад, экран не безымянный, а с очень даже прикольным именем.

    Скрытый текст


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Ух ты, повезло!


  1. aabzel
    04.10.2025 14:07

    В этой приставке только две нормальные игры: battle city 90 и Bomberman. Остальное -шлак.


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      Чип и Дейл, Контра тоже шлак?


      1. aabzel
        04.10.2025 14:07

        Чип и Дейл- да посредственность. Контра ещё что- то среднее. На грани.


        1. Psychosynthesis
          04.10.2025 14:07

          Я, кстати, поддержу. Чип и Дейл заходит только тем, кто в детстве от них фанател. Контра тоже самое, довольно унылый платформер.

          Но прикольные игрушки там тоже есть, например Excitebike прикольная, хотя и надоедает быстро т.к. версия для NES примитивная донельзя. Просто обычно западло по этой прошивке кривой-косой ковыряться чтоб найти стоящие.


  1. lukjianov_R
    04.10.2025 14:07

    Старое железо под новым соусом)


  1. action5
    04.10.2025 14:07

    У меня возникли вопросы сразу и а также флешбеки и вопросы к флешбекам)))

    1. Вы пишете что кристаллы в клее умирают через пару месяцев. Это именно клей виноват? или кристалл сам ненадежный ? он боится воздуха?

    2. Сразу попутн овопрос а доработать и справить или починить этот чип можно пока не сдох?

    3. Ну и к ностальгии... валяется пара сега джойстиков. У всех проблемы с той или иной кнопкой. Как понимаю это как раз кирдык тем самым бескорпусным микросхемам. Вопрос тот же. починить реально?

    4. Уже более глобально. Гденибудь есть материал по вскрытию этого компаунда? может кто лазером срезал? так любопытно что именно там из строя выходит. сама железка или просто контакт отваливается?

    з.ы. с удовольствием читаю ваши статьи. много в закаладках почти к каждой вопросы были и есть но все руки никак не дойдут. =)


    1. bodyawm Автор
      04.10.2025 14:07

      1. Кристаллы не умирают, просто монтаж осложняется, а переклеивать дешевые кристаллы никто не будет, встает конвейер.

      2. Я думаю что просто никто не будет отдельную линию для переклейки таких кристаллоя заводить. Но здесь ответили что при условиях правильного хранения они могут хранится сильно дольше, нужно мнение технологов с Микрона например.

      3. Так может с самим джоем и токопроводящим слоем?

      4. @Azya феном грел и лезвием срезал. Но такой способ губителен.


      1. action5
        04.10.2025 14:07

        о том и речь. Тут на хабре есть человек который лазером срезает или просвечивает рентгеном до нано уровня. Любопытно может и у этих микрсохем что то есть.

        В любом случае отвал контактов микросхем это следствие плохого клея? Не самого компаунда? или всетаки микросхемы некачественные и умирают


    1. Wijey
      04.10.2025 14:07

      в сеговских джойстиках микросхем быть вообще не должно, там скорее физическая неисправность контактов на кнопках


      1. action5
        04.10.2025 14:07

        Это как без микросхем? 0_о Капля то есть. Да и переделок сколько было в сети?

        там же неисправности явно не с кнопками. Например один джойстик с постоянно нажатой клавишей C и старт. В момент подключения к приставке он их нажимает и более не отпускает.


  1. Zara6502
    04.10.2025 14:07

    любое игровое устройство с диагональю меньше 32" не рассматриваю, я люблю разглядывать пиксели и вообще смотреть на то как рисовали уровни тогда, а на таком мелком экране вообще не ясно что делать.


  1. XenRE
    04.10.2025 14:07

    Дело в том, что безвредно декапсулировать такие чипы нельзя, они с большой вероятностью трескаются

    Да можно - можно феном размягчить компаунд, можно выжечь - народ делал. А если есть доступ к химии - можно кислотой стравить. Многие чипы для старых консолей не только вскрыты, но даже отреверсена схема.

    слить дамп с помощью программатора и попытаться подсунуть в него свои игры

    Народ на nesdev уже и сборщик прошивки написал.

    Само процессорное ядро довольно экономичное, так что я до сих пор не понимаю, почему его не выпустили как конкурента атмеги с продвинутыми графическими и звуковыми возможностями.

    Абсолютно бесперспективно: в основе старый проц с 3 (!) 8-битными регистрами и 16 разрядной адресной шиной (=64кб адресного пространства). Графическое ядро крайне замороченное. Нужна внешняя память. Возможности дешевой STM32 больше на порядок.

    На самом деле вообще непонятно зачем нужы эти игры с дополнительными видеорежимами и командами процессора - старые игры их не поддерживают, а писать что-то сложнее меню для подобных приставок нет никакого смысла.


    1. shiru8bit
      04.10.2025 14:07

      Три регистра абсолютно никак не мешают жить. И на самом деле на основе NoAC и SoAC (NES и Sega на чипе) делают немало всяких поделок, типа портативок и настольных одноигровых аркад, пишут новые игры под них. Чипы стоят копейки, меньше доллара, и там сразу есть графика и звук. На STM-ке такой хлам выходит тупо дороже.