
Мы продолжаем наш разговор про ИИ и творчество в эпоху смерти автора.
Если механическое воспроизводство, по Вальтеру Беньямину, лишало произведение его ауры, то алгоритмическое порождение ставит под сомнение саму фигуру автора. Традиционное западное понимание авторства, кристаллизовавшееся в XVIII-XIX веках, — это образ гения-творца, чья уникальная личность, внутренний мир и преднамеренное художественное усилие воплощаются в произведении. Автор — это источник смысла, владелец замысла. Интеллектуальная собственность, как правовой концепт, была построена вокруг защиты этого суверенного акта творения.
Что же происходит, когда творческий акт сводится к вербальной инструкции — промпту?
Деконструкция авторского жеста: от вдохновения к инженерии
Промпт — это не эскиз и не набросок. Это не выражение внутреннего порыва, а скорее техническое задание для черного ящика. Автор-промптер выступает не в роли демиурга, а в роли куратора или дирижера, который не владеет инструментами оркестра и не пишет ноты, а лишь задает общее настроение. Его действие — это комбинация семиотического подбора (какие слова и стили скомбинировать) и последующего бесконечного отбора («свайпинга») среди сгенерированных вариантов.
Это радикализует идею «смерти автора», провозглашенную Роланом Бартом. У Барта автор умирает в момент рождения текста, уступая место читателю. В случае с ИИ автор не умирает, но рассеивается:
Автор-промптер: тот, кто формулирует запрос;
Автор-алгоритм: создатели модели (программисты, инженеры);
Автор-данные: бесчисленные анонимные творцы, чьи работы составили обучающий датасет. Их коллективный, невольный и неоплаченный труд является тем фундаментом, на котором строится любое поколение.
Где здесь фокус авторства? В намерении? Но намерение промптера размыто и опосредовано алгоритмом. В исполнении? Но исполнение делегировано машине. Произведение становится продуктом гибридного агентства, стирая грань между творческим субъектом и инструментом.
Интеллектуальная собственность и кризис оснований
Современное законодательство об авторском праве абсолютно не готово к этому вызову. Оно основано на бинарных оппозициях: оригинальное/производное, человек/машина, творчество/ремесло. ИИ взрывает эти категории.
Оригинальность и творческий вклад. Большинство правовых систем предоставляют защиту произведению, если оно является результатом «творческого труда» и обладает «минимальной степенью оригинальности». Что здесь является творческим трудом? Формулировка промпта «в стиле Ван Гога, но с космонавтами»? Юрисдикции разделились. Например, в США Бюро по авторским правам неоднократно отказывало в регистрации произведений, созданных ИИ, на том основании, что авторство — это прерогатива человека. Суд ЕС, напротив, в некоторых случаях склоняется к тому, что пользователь, осуществляющий «творческий выбор», может считаться автором. Возникает правовой хаос.

Производное произведение и добросовестное использование. Обучающий датасет ИИ состоит из миллионов защищенных копирайтом произведений. По сути, каждое изображение, сгенерированное ИИ, — это сложнейший коллаж, рекомбинация стилей и паттернов, извлеченных из этих работ. Является ли это «добросовестным использованием» (fair use) для целей обучения или же масштабным нарушением авторских прав? Это вопрос, который предстоит решить судам в грядущие годы. Художники уже подают коллективные иски, утверждая, что их стиль был «усвоен» и может быть воспроизведен без их согласия, что лишает их заказов и подрывает экономическую основу их творчества.
Коллективный труд и справедливое вознаграждение. Если каждое изображение ИИ содержит следы тысяч авторов, то должна ли существовать система роялти, распределяющая микроплатежи среди всех правообладателей, чьи работы были в датасете? Технически это пока нереализуемо, но этически — это бомба замедленного действия под всю модель монетизации контента.
Новая экономика искусства: ценность смещается от артефакта к промпту
В мире, где любой стиль может быть воспроизведен мгновенно, ценность смещается.
Как код или патент, особенно эффективный или креативный промпт может сам стать объектом собственности и продажи. Авторство будет признаваться не за генерацией, а за финальным отбором, монтажом, доработкой и помещением произведения в значимый контекст. Художник будущего — это не тот, кто умеет рисовать, а тот, чьи промпты и кураторские решения узнаваемы и создают уникальную эстетику, своего рода мета-стиль, наложенный на алгоритмическую генерацию.
Ситуация с ИИ знаменует конец романтического мифа об авторе-одиночке. Мы вступаем в эру сетевого, распределенного, гибридного авторства. Интеллектуальная собственность больше не может быть просто «правом на копирование». Ей предстоит эволюционировать в сложную систему управления атрибуцией, влиянием и вознаграждением в условиях, когда установить единоличного творца невозможно.
Произведение, рожденное из промпта, — это новый культурный фетиш. Его аура, если она вообще есть, — это аура алгоритмической магии, сияние сложной технологии, которая создает иллюзию творчества. Задача права и общества будущего — не пытаться втиснуть этот новый феномен в старые рамки, а выработать новые этические и правовые конвенции, которые признают соавторство человека, алгоритма и коллективного культурного наследия, из которого этот алгоритм был рожден.
О сервисе Онлайн Патент:
Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн‑поддержку специалистов.
Комментарии (5)
knowthyself1
11.10.2025 07:49Хорошо бы выкладывать ссылку на оригинальную статью, которую перевел ИИ. Хотелось бы знать, например, как звучало на английском это:
преднамеренное художественное усилие
Wizard_of_light
11.10.2025 07:49Автор и раньше иногда был в основном брендом. Просто теперь "литературных негров" и художников-подмастерий может использовать не только лишь знаменитость.
JBFW
11.10.2025 07:49Чем-то напоминает старинную шутку "все буквы в данном произведении любезно предоставлены алфавитом" - пародирующую модный одно время дисклеймер на тему копирайта.
ИИ пишет что-то по тому же принципу, составляя результат из "букв" - код из определенных паттернов, картинки тоже - например, при некотором опыте картинки от Грока вполне узнаваемы по лицам персонажей. Вот эту часть произведения можно считать авторством ИИ - как кириллический или латинский алфавиты.
А вот сюжет картинки или программы - авторство того кто писал промпт и корректировал его.
Другой вопрос что с точки патентного законодательства могут возникнуть вопросы, потому что в отличии от алфавитов у ИИ сейчас есть конкретные правообладатели, которые в общем-то наверное могут предъявить права на часть произведения. Это Кириллу с Мефодием не повезло...
MountainGoat
Да всё очень просто: произведение, созданное одним промптом - это фигня, и волноваться о правах на него могут только правовые тролли и мошенники, поэтому гнать их нафиг.
В хорошем произведении созданном с ИИ ручного труда ну может быть втрое меньше ,чем без ИИ - и там всё спокойно остаётся как раньше.
sokolovps Автор
Здесь возникают другие вопросы из серии - сколько труда человека, а сколько ИИ. Где границы? А пока по закону львиная доля прав за человеком или компанией