Привет, Хабр! На связи команда разработчиков R2 из ПИК Digital. Сегодня мы расскажем о нашей платформе на базе движка UE, на которой мы занимаемся разработкой модулей, автоматизирующих  различные процессы девелопмента.

Это первая статья из серии, в которой будет сделан обзор платформы и ее архитектуры. Последующие статьи будут рассматривать отдельные модули более глубоко и подробно.

Когда мы начинали автоматизировать проектные процессы, столкнулись с типичной проблемой: каждая стадия проекта, от концепции до эксплуатации — требовала своего набора инструментов, зачастую мало интегрированных друг с другом. Градостроительный анализ делали в одной среде, рабочую документацию готовили в другой, контроль качества строительства — в третьей. Данные между системами передавались вручную, что вызывало потери и ошибки.

Платформа R2 — это попытка системно решить эту проблему, охватив часть процессов девелоперского цикла модульными инструментами, которые работают с моделью данных и интегрируются с привычными САПР-системами.

Ранее мы уже рассказывали о том, как с помощью сервиса R2 можно использовать метод инсоляционного массинга — то есть, проверять размещение многоэтажной жилой настройки на участке с учётом требований инсоляции.

Почему Unreal Engine?

В основе платформы R2 лежит движок Unreal Engine — решение, которое может показаться неожиданным для сферы проектирования недвижимости. Однако именно производительность этого движка и его способность работать с большими объемами данных стали ключевыми факторами выбора.

Девелоперские проекты оперируют сложными трехмерными моделями: детализированная градостроительная ситуация, здания с тысячами вариантов квартир, облака точек лазерного сканирования объемом в гигабайты. Unreal Engine изначально создавался для работы с такими нагрузками — рендеринг открытых миров, обработка миллионов полигонов в реальном времени, потоковая загрузка контента.

Ещё одна причина — универсальность платформы. Unreal Engine позволяет реализовать практически любой функционал: от алгоритмов расчета инсоляции и генерации планировочных решений до интерактивной визуализации и интеграции с внешними API. Это дает возможность создавать специализированные инструменты под конкретные задачи девелопмента, не ограничиваясь возможностями готовых САПР-систем.

Третий фактор — масштабируемость. По мере роста проектов и усложнения задач движок позволяет наращивать функциональность, подключать дополнительные вычислительные ресурсы, распараллеливать обработку данных.

Архитектура и интеграция

Ключевое преимущество платформы R2 — модульная архитектура. Каждый модуль решает конкретную задачу на определенной стадии проекта и интегрируются с отраслевыми стандартами: Revit, Civil 3D, AutoCAD.

Unreal Engine обеспечивает единую техническую основу для всех модулей: общие алгоритмы обработки геометрии, единая система рендеринга, стандартизированные интерфейсы для импорта/экспорта данных. Это упрощает разработку новых модулей и обеспечивает их совместимость.

Рис. 1. Схема модулей Платформы и степень их готовности
Рис. 1. Схема модулей Платформы и степень их готовности

Это позволяет внедрять модули поэтапно, выбирая именно те, которые закрывают актуальные проблемы в текущий момент времени. Градостроительный модуль и Колористика уже в промышленной эксплуатации, модуль Видобот работает в продажах, ОПР проходит пилотирование, CloudLab — в тестовой эксплуатации.

Теперь предлагаем рассмотреть все актуальные модули подробнее, что позволит понять, какие процессы могут быть автоматизированы в девелоперской деятельности.

Градостроительный модуль

Стадия градостроительного предпроектного анализа и часть стадии П (расчет инсоляции и КЕО) традиционно требует множества итераций: нужно смоделировать варианты застройки, рассчитать инсоляцию, коэффициент естественной освещенности (КЕО), технико-экономические показатели (ТЭП). Каждый вариант — это десятки часов работы специалистов генплана.

Рис. 2. Использование ГИС – данных для анализа окружения рассматриваемой площадки
Рис. 2. Использование ГИС – данных для анализа окружения рассматриваемой площадки

R2.Градостроительный позволяет параметрически моделировать варианты архитектурно-градостроительного анализа и оценивать потенциал площадки. В основе — интеграция с GeoServer для работы с ГИС-данными, сценарии автоматической застройки участка. Модуль рассчитывает инсоляцию и ТЭП для каждого варианта, позволяя быстро отсеять нежизнеспособные решения.

Рис. 3. Оценка ТЭП полученного варианта
Рис. 3. Оценка ТЭП полученного варианта

Возможности Unreal Engine здесь особенно важны: точные расчеты освещенности с учетом окружающей застройки требуют серьезных вычислительных ресурсов. Движок справляется с такими задачами, обеспечивая интерактивную работу даже со сложными сценами.

Интеграция с Civil 3D, Excel и экспорт в 3D формате обеспечивает обмен данными с уже используемыми инструментами. На практике это дает ускорение стадии «Предпроект» до 50% и сокращение трудозатрат на расчет инсоляции и КЕО на стадии «Проект» до 20%.

ОПР: автоматизация планировочных решений

Один из самых трудоемких процессов в архитектурном проектировании — подбор оптимальных объемно-планировочных решений (ОПР) под заданную квартирографию. Нужно разместить квартиры заданных типов и площадей на типовых этажах, учесть инсоляцию каждого окна с учетом окружающей застройки, адаптировать планировку под произвольный контур фасада и разместить технические элементы.

R2.ОПР генерирует планировочные пятна квартир типовых этажей под задание на квартирографию, автоматически адаптируя их под контур фасада. Модуль рассчитывает инсоляцию по окнам с учетом окружения, размещает технические лоджии, террасы, генерирует воронки и технические коридоры.

Рис. 4. Анализ инсоляции для генерации варианта планировки типового этажа
Рис. 4. Анализ инсоляции для генерации варианта планировки типового этажа
Рис. 5. Оценка характеристик полученного варианта планировки
Рис. 5. Оценка характеристик полученного варианта планировки

Система работает с базой типовых элементов — лифтовых лестничных узлов (ЛЛУ), типовых квартир, эркеров — и постоянно пополняется. Результаты генерации экспортируются напрямую в Revit. Модуль находится на стадии пилотных проектов, но уже показывает ускорение стадии ОПР до 40%.

Особенно интересны эксперименты со сложными формами: модуль способен воссоздавать модели массинга по современным требованиям и генерировать планировки типовых этажей для зданий со сложной геометрией. Здесь производительность Unreal Engine позволяет в реальном времени просчитывать множество вариантов размещения, оптимизируя решения по заданным критериям.

Рис. 6. Генерация планировок для нескольких зданий сложной формы одновременно
Рис. 6. Генерация планировок для нескольких зданий сложной формы одновременно

Колористика фасадов

На стадии рабочей документации архитекторы сталкиваются с задачей раскладки кирпичей на навесных панелях и подготовки рабочей документации по архитектурно-колористическим решениям. Это кропотливая работа, и легко допустить ошибку, которая затем может обернуться проблемами на производстве и монтаже.

Рис. 7. Раскладка кирпичей на фасаде многосекционного корпуса. Каждый кирпич - отдельный элемент
Рис. 7. Раскладка кирпичей на фасаде многосекционного корпуса. Каждый кирпич - отдельный элемент

R2.Колористика моделирует раскладку кирпичей и автоматически генерирует рабочую документацию. Модуль обменивается данными с отделом сборных конструкций, работает с библиотекой типовых элементов для фасадов.

Рис. 8-9. Элементы контроля решений
Рис. 8-9. Элементы контроля решений

Ключевая особенность — инструменты контроля, которые минимизируют ошибки монтажа панелей и помогают сократить номенклатуру изделий. Система генерирует данные для автоматического формирования рабочей документации, что сокращает трудозатраты на выпуск рабочей документации по фасадам до 35%.

Рис. 10. Результат экспорта данных в DWG
Рис. 10. Результат экспорта данных в DWG

Схемы видов из окна

На стадии продаж покупатели хотят понимать, что они увидят из окна квартиры. Раньше менеджеры тратили время на объяснения по телефону или создавали схемы вручную.

R2.Схемы видов из окна (внутреннее название Видобот) — сервис для генерации схем видов из окна квартиры с возможностью интеграции с CRM. Модуль анализирует вид из окна с настраиваемым углом обзора, генерирует схему в формате SVG и создает файл JSON с описанием всех элементов, попадающих в вид.

Рис. 11. Процесс анализа видов из окна
Рис. 11. Процесс анализа видов из окна

Особенно полезна функция анализа видимости «знаковых» объектов — парков, водоемов, достопримечательностей. Эти данные можно использовать в фильтрах на сайте продаж, позволяя покупателям искать квартиры, например, с видом на парк.

Эффект измеримый: сокращается количество звонков, уменьшается длительность разговора, повышается удобство для покупателей.

Рис. 12. Пример полученного контента
Рис. 12. Пример полученного контента

 CloudLab: контроль качества через облака точек

Контроль качества строительства и отделочных работ — критически важная задача, напрямую влияющая на количество претензий жильцов. Традиционный контроль выборочный, субъективный, зависит от квалификации контролера.

R2. CloudLab использует облака точек лазерного сканирования для объективной оценки качества поверхностей. Модуль импортирует «сырые» облака точек, оптимизирует их, анализирует качество поверхностей и автоматически рассчитывает дополнительные объемы отделочных материалов, необходимые для выравнивания.

Рис. 13. Поверхности квартиры, полученные в результате импорта и оптимизации облаков точек
Рис. 13. Поверхности квартиры, полученные в результате импорта и оптимизации облаков точек

Работа с облаками точек — еще одна область, где Unreal Engine демонстрирует преимущества. Файлы сканирования могут содержать миллионы точек, и их обработка в реальном времени требует серьезной оптимизации. Движок справляется с визуализацией и анализом таких массивов данных, обеспечивая интерактивную работу пользователя.

Рис. 14. Анализ поверхности на вертикальность
Рис. 14. Анализ поверхности на вертикальность

Отчеты экспортируются в AutoCAD/Civil 3D и Excel, интегрируясь в существующие рабочие процессы. Модуль находится в стадии тестовой эксплуатации, ожидаемый эффект — снижение количества претензий потребителей до 30%.

Рис. 15. Вид отчета на вертикальность в формате DWG
Рис. 15. Вид отчета на вертикальность в формате DWG

Применимость и перспективы

Платформа R2 разрабатывалась для решения реальных задач девелопмента — от концепции и предпроектной стадии через рабочую документацию и строительство до продаж и эксплуатации.

Модульная структура позволяет использовать как отдельные инструменты для точечной автоматизации узких мест, так и полную платформу для более широкого охвата процессов. В основе — параметрическое моделирование, интеграция с ГИС, расчетные алгоритмы (инсоляция, КЕО), работа с облаками точек, генерация рабочей документации.

Выбор Unreal Engine в качестве технологической основы открывает перспективы для развития: поддержка VR/AR для презентации проектов, интеграция с IoT-датчиками для мониторинга строительства, машинное обучение для оптимизации планировочных решений. Универсальность движка позволяет реализовать практически любую функциональность, которая может потребоваться в будущем.

Платформа продолжает развиваться: пополняются библиотеки типовых элементов, расширяются сценарии автоматической генерации, улучшаются алгоритмы оптимизации. Опыт внедрения показывает измеримые эффекты — от 20% до 50% сокращения трудозатрат и сроков на разных стадиях проекта.

Комментарии (0)