
Автоматизацией процессов первым занялся Фредерик Тейлор в начале 1920-х — он это делал в железе и жестко хардкодил, гибкость не была предусмотрена. Но то были производственные процессы, приставку ‘бизнес-‘ к ним еще не приделали.
Логично было применить его метод и к офисной работе, но это произошло гораздо позже — когда началась эпоха персоналок и локальных сетей, во второй половине 1980-х. Тогда и заговорили о «маршрутизации задач» между исполнителями.
Итак, давайте посмотрим, как с течением времени менялись рыночные ярлыки для систем управления процессами:
1993 — WfMS, Workflow Management Systems
Первое название возникло естественным путем — поток работ, workflow. Он моделировался при помощи простой нотации flowchart, придуманной учениками Тейлора — супругами Гилбретт — для описания и анализа рабочих операций. То есть workflow — это цифровое и организационное продолжение тейлоровской идеи о рациональной организации труда, только теперь применяемое не к физическим операциям, а к информационным и бизнес-процессам.
Как обозначение для класса автоматизированных систем данный термин был введен организацией Workflow Management Coalition (WfMC), которая разработала первые стандарты для этой предметной области.
1999 — BPM, Business Process Management
Термин BPM вошел в профессиональный обиход, когда его институционализировала Business Process Management Initiative (BPMI), созданная в 1999 году для разработки стандартов, а широкую популярность и четкую рамку дисциплина получила после книги Х. Смита и П. Фингара «Business Process Management: The Third Wave» (2003) — именно она сделала «BPM» мейнстримом начала нулевых.
Контекст эпохи: в 2004 году BPMI выпустила BPMN 1.0 — первый стандарт нотации, что дополнительно закрепило BPM как отдельную дисциплину.
2003 — BPMS, Business Process Management Suite
Gartner ввел эту рыночную категорию, а в 2006-м выпустил свой первый Magic Quadrant по BPMS, который выходил до 2011 года. Это служило обозначением систем управления процессами по циклу PDCA. Как правило, то были очень большие и дорогие продукты от крупных вендоров.
2012 — iBPMS, intelligent BPMS
На рынке стало немножко скучно. В соседних сегментах шла мобильная революция, порожденная айфоном, а в автоматизации процессов полный застой. Чтобы растормошить ситуацию, аналитики Gartner добавили к старой аббревиатуре буковку ‘i’ — и все сразу заиграло новыми красками. Процессы резко стали «умными». Чтобы это не выглядело просто игрой с буквами, под общий зонтик добавили бизнес-правила, мобильность (само собой!) и другие штуки.
2017 — DPA, Digital Process Automation
В моде была уже цифровая трансформация, туда же устремились и процессы. Чтобы оседлать эту волну, Forrester запустил новый термин. Заодно сюда подтянули и всяческий лоукод. Чтобы совсем запутать, ввели две градации: DPA-wide и DPA-deep. Первые — это массовые процессы на лоукоде, для широкой публики. Вторые — mission-critical для энтерпрайза. Но зачем их объединять?
2019 — LCAP, Low Code Application Platform
Gartner обратно перехватил инициативу в изобретении акронимов и предложил поставить во главе не предмет автоматизации (процессы), а способ (лоукод). Сразу было непонятно, зачем это сделали, а сейчас ясно — все эти разговоры про демократизацию разработки, про citizen developers — это ж типичная левая повестка: Чувак, это ерунда, что ты не изучал ИТ в универе, ты тоже можешь лабать приложения!
2020 — Hyperautomation
Даже сокращения придумать не удалось, затащили все под один зонтик: BPM, RPA, Low Code, аналитику и до кучи AI. Дескать, такая широта обеспечивает комплексный подход. Однако, неудивительно, что это не прижилось — при слишком большой широте теряется фокус. Всем стало непонятно, что это за штука.
2024 — BOAT, Business Orchestration and Automation Technology
Ага, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Но в английском нет эквивалента этой русской поговорки, а то гартнеровцы еще бы три раза подумали, прежде чем так окрестить многострадальный рынок автоматизации процессов. Опять попытка сделать максимально широкую категорию — «консолидированная платформа» для сквозной автоматизации, включающая оркестрацию бизнес-процессов, iPaaS/API, low-code, IDP/OCR/AI и agentic automation в одном флаконе. Да и вендоров таких нет, чтоб умели делать прям все это — каждый хорош в чем-то своем, как же их сравнивать? 2026…
Поживем — увидим. Определенно, что-то должно произойти. Автоматизировать процессы все равно надо и не лодкой же это называть. Скорее всего, возобладают центростремительные силы и нынешние «лодочники» — участники магического квадрата BOAT разбегутся кто куда по своим отдельным нишам. Потому что, представляясь заказчику, надо четко говорить, что ты делаешь, а не вот это вот все.
Рынку предстоит найти себе новое имя или даже множество имен для множества разных кейсов.

BPM Developers — про бизнес-процессы: новости, гайды, полезная информация и юмор.