Часто появление на рынке новых, технологичных и при этом более экологичных и удобных продуктов вызывает такой ажиотаж, что это перерастает в пузырь. Такое возможно не только со сложными и устройствами вроде автомобилей — раздуть огромный финансовый пузырь на рынке могут даже простые велосипеды. 

Так и произошло в Великобритании в конце XIX века. Рассказываем, как Соединенное Королевство пережило «велосипедный пузырь», какие оригинальные и технологичные производители в нем погибли, а какие сумели дожить до наших дней. 

Что за велосипедный пузырь? 

Во второй половине XIX века Британская империя находилась на вершине своей промышленной мощи. Страна обладала высокоразвитым машиностроительным производством, значительным опытом в области инноваций и технологий, а также сильной финансовой системой. Платежеспособность населения тоже была на уровне — так что новые интересные продукты быстро находили своего покупателя и развивались. 

Одним из таких новшеств стал велосипед, который начал завоевывать популярность в 1880-х годах. Благодаря техническим усовершенствованиям — безопасным конструкциям, пневматическим шинам и цепному приводу — велосипед превратился из экзотической игрушки в доступное средство передвижения. Он предлагал комфорт, удобство и относительную дешевизну по сравнению с лошадьми.

Одна из фабрик
Одна из фабрик

Рост спроса на велосипеды привел к увеличению производства и появлению большого количества новых компаний. Однако, как часто бывает в подобных ситуациях, инвестиции начали поступать не столько благодаря реальному росту прибыли, сколько из-за ожиданий будущих доходов.

Акции велосипедных компаний стремительно росли в цене, привлекая внимание широкой публики. Люди вкладывали деньги в покупку акций, надеясь получить высокую доходность. Эта тенденция привела к тому, что цены на акции значительно превышали реальную стоимость активов предприятий, что создавало классический финансовый пузырь.

Но со временем пузырь лопнул — на рынке появились более дешевые американские велосипеды, да и в целом повышенное внимание привело к перепроизводству. Обанкротилось не менее 40 публичных компаний, закрылось или сменило отрасль около 70% ранее вовлеченных в бум производителей. 

Какие разные бренды (не) переживали этот кризис 

В то время было достаточно много интересных компаний, которые изобретатели свои уникальные модели и по-разному подходили к развитию рынка. 

Coventry Machinists Company

Эта компания была основана в 1861 году в Ковентри как European Sewing Machine Company, и производила сначала швейные машинки. Но в 1868 году сменила и название, и область деятельности. Coventry Machinists стали производить велосипеды французского дизайна. Её называют первой компанией по производству велосипедов в Великобритании. Из нее вышли будущие руководители и основатели многих других известных в то время производителей велосипедов. 

«Джентльменский велосипед» 1877 года. Coventry Machinists. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/
«Джентльменский велосипед» 1877 года. Coventry Machinists. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/

Для велосипеда выше компания изобрела и запатентовала особый регулируемый руль. Он был предназначен, чтобы облегчить езду на холмах — отпустив фиксатор и наклонив руль вперёд, велосипедист мог сам наклониться и приложить дополнительные усилия на подъеме.

Во времена пика велосипедного пузыря эта фирма выпускала тысячи велосипедов ежегодно, однако резкое падение спроса привело к серьезным финансовым трудностям. Компания оказалась неспособной адаптироваться к изменившейся рыночной ситуации и вскоре прекратила свое существование.

Rudge Whitworth

Эта фирма возникла, когда пузырь уже начинал потихоньку сдуваться, в 1894 году, путем слияния двух других производителей велосипедов — Whitworth Cycle Co. и Rudge Cycle Co. Rudge Whitworth стала известна высоким качеством своих велосипедов. В период бума компания расширяла производство, увеличивая объемы выпуска продукции. 

Женский велосипед Rudge-Whitworth 1909 год. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/
Женский велосипед Rudge-Whitworth 1909 год. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/

Компания долго держалась в кризис. Велосипед выше интересен тем, что все детали оставались качественными, но при этом компания на все из них, вплоть до шин, давала полноценную гарантию. При этом велосипеды производили полностью сами — так, чтобы никто другой не мог заменить детали. Модель имела беспрецедентный для тех времен успех. 

Таким образом фирма смогла ответить дешевым американским производителям тоже недорогим, но при этом качественным велосипедом. Продавец образца выше указал, что шины 1909 года до сих пор держат воздух! 

После краха рынка велосипедов предприятие попыталось диверсифицироваться и перейти к производству мотоциклов. Эта техника тоже заслужила любовь широкой публики — мотоциклы были качественными и даже побеждали в гонках. 

Гленда Стюарт на мотоцикле Rudge Whitworth 1934 года. Источник: https://www.racinggreenmagazine.com/
Гленда Стюарт на мотоцикле Rudge Whitworth 1934 года. Источник: https://www.racinggreenmagazine.com/

Про велосипеды компания тоже не забывала — они спонсировали Билли Флеминг, когда та в 1938 году поставила рекорд в 29 603,7 миль на велосипеде за 365 дней — он оставался непобитым до 2014 года. Компания закрылась в 1939 году, не пережив экономический спад и начало войны — мощности были переориентированы на производство радаров. 

Starley Brothers

Джон и Джеймс Старлей основали компанию Starley Brothers в 1870-х годах. Они внесли значительный вклад в развитие дизайна велосипедов, создав велосипеды «penny-farthing» (с большим передним колесом на твердых шинах). Свою конструкцию колес компания запатентовала, и одно время просто их продажа была значительной частью выручки. 

Один из первых пенни-фартингов. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/
Один из первых пенни-фартингов. Источник: https://onlinebicyclemuseum.co.uk/

Хотя предприятие добилось успеха в течение нескольких десятилетий, а велосипеды продавали чуть ли не по всему миру, изменения в технологиях и вкусах потребителей привели к снижению интереса к таким моделям. После смерти Джона Старлея в 1881 году компания продолжила работать, но не сумела справиться с последствиями финансового кризиса и прекратила свою деятельность — в 1896 году была продана. 

Незадолго до этого, в 1892 году Уильям Старли изобрел «ось Старли» — ведущую ось в сочетании с дифференциалом и четырьмя подшипниками, расположенными в ряд (патент №7752). Сегодня эта ось используется практически во всех трехколесных велосипедах и почти во всех автомобилях. 

Велосипед Psycho Starley Brothers, 1886 год. Источник: https://www.gracesguide.co.uk/
Велосипед Psycho Starley Brothers, 1886 год. Источник: https://www.gracesguide.co.uk/

Компания в целом активно патентовала свои разработки. Например, в велосипеде выше использовано запатентованное устройство автоматического управления (патент №8532/1885) — руль автоматически возвращался в прямое положение после поворота. 

Raleigh

Компания Raleigh была основана Фрэнком Моррисоном в 1887 году. Изначально она занималась ремонтом велосипедов, но позже перешла к их массовому производству. В отличие от многих своих конкурентов, Raleigh удалось выжить в условиях кризиса благодаря эффективному управлению и способности адаптироваться к изменениям рынка. 

Реклама Raleigh
Реклама Raleigh

Выше — одна из первых сохранившихся моделей «безопасных» велосипедов Raleigh, которая на тот момент была одной из самых революционных. Дело в открытой ромбовидной раме, а также в возможности «переключать передачу». Но не привычным нам способом при помощи рычага на руле. Нужно было отдельно вручную открутить звёздочку и заменить её на звёздочку другого размера. 

В 1920-х годах Raleigh стала мировым лидером по производству велосипедов, выпуская по 100 000 велосипедов в год, а также 250 000 втулок, 15 000 мотоциклов и 50 000 мотоциклетных коробок передач. Сегодня это один из ведущих производителей велосипедов в мире, пусть и входит в состав Accell Group.

Triumph

Хотя Triumph известен как производитель мотоциклов, он начинал свой путь именно с велосипедов. Основанная в 1885 году, компания быстро освоила новую технологию безопасных велосипедов и начала выпускать высококачественные модели. 

Реклама Triumph
Реклама Triumph

Когда начался кризис, Triumph переориентировала своё производство на мотоциклы, что позволило ей избежать банкротства и продолжить успешное развитие. В 1902 году компания выпустила свой первый мотоцикл, а в 1905 году — свой первый полностью британский мотоцикл. 

Позже появится еще и производство автомобилей. Велосипедное подразделение продали в 1939 году фирме ACM, которая после того, как бомбардировками был полностью уничтожен завод, продали бренд Currys. 

Под маркой Triumph производили и экспортировали в США множество легких шоссейных велосипедов. А в 1954 бренд продали уже упомянутым Raleigh. В следующем же году на велосипеды Triumph было получено 72 тысячи заказов только в Великобритании, и в итоге бренд существует до сих пор. 

Что в итоге 

После краха «велосипедного пузыря» британский рынок столкнулся с серьёзными изменениями. Многие компании закрылись навсегда. Пострадали даже целые регионы — например город Ковентри, ранее процветавший благодаря велосипедной промышленности. 

Велосипедный пузырь часто сравнивают с тем, что происходит на рынке электромобилей и электросамокатов, но в целом он подходит для почти любой раздутой технологии. Да, она может быть чрезвычайно полезной и удобной, и сохранять популярность и через сотню лет, но это не значит, что все вовлеченные компании окажутся успешны. 

О сервисе Онлайн Патент:

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (4)


  1. steven
    08.09.2025 11:47

    Сейчас в Китае видимо тоже так, я видел горы выброшенных прокатных велосипедов. Жаль конечно компании и сами велики.


    1. sokolovps Автор
      08.09.2025 11:47

      Кстати, да. Но про Китай уже прям хорошо писали. Удивительно, как история повторилась:)


  1. K0styan
    08.09.2025 11:47

    Обычно всё-таки пузырь - это что-то лопающееся. Здесь - кто-то спокойно влился в другую компанию, кто-то дотянул до войны, которая сама по себе форс-мажор. Да тот же Ковентри известен больше не велосипедами, а тем, что его разбомбили в хлам.

    Так что соглашаясь с тем, что успех здесь и сейчас не означает, что он навсегда, с определением "пузырь" тут можно поспорить.


  1. Lastor
    08.09.2025 11:47

    Поэтому страну так и назвали: ВéликоБритания.