XXI век в детской иллюстрации обозначился не только повсеместным распространением новых технологий для иллюстрации (о чём мы говорили в предыдущей статье), но и появлением нового поколения специалистов, для кого эти технологии стали обыденными. Если в 90-е мы наблюдали первые шаги дизайна цифровых обложек детских книг в России, то за последующие пару десятилетий этот дизайн прошёл через отрицание, гнев, торг и депрессию, чтобы сформировать представления о том, как должны выглядеть детские книги в современном мире. Стоит сразу отметить, что коренное влияние на этот взгляд оказал, конечно же, западный рынок по объективным историко‑экономическим причинам. И то, что мы наблюдаем сегодня на российском рынке, в целом является неким эхом западных мотивов. В прошлой статье я уже упоминал, что в 90-е стала очень популярной практика ввоза и перевода европейской и американской литературы, в том числе и детской. Для бизнеса было выгоднее продавать адаптированное, чем создавать с нуля, что было характерно больше для стран с сильной внутренней идеологией. В чём‑то данный подход сохранил актуальность и в наши дни. К сожалению, в отличие от Запада, в России так и не сложился институт лит.агентов, а издательства уже давно выступают всё более в качестве иждивенца.

Следует отметить ещё один крайне важный момент в дизайне современной детской литературы в России. Когда мы рассматривали советский дизайн детских книг в одной из предыдущих статей, то говорили о том, что главным вдохновением для него стало творчество Союзмультфильма и советской мультипликации. Стиль и даже некоторые персонажи переходили с экрана телевизора на обложки детских книг. Спустя десятилетия в XXI веке мы наблюдаем прямо противоположный процесс расхождения отечественной мультипликации и дизайна детской литературы. Если вы обратите внимание на современные популярные российские детские мультфильмы, они сосредоточены вокруг 3D‑моделирования. Однако, в издательстве данный стиль оказался не эстетичным, не популярным и не получил развития вплоть до появления ИИ‑изображений (об этом позднее). Наоборот же, обложки детских книг сохраняли 2D‑дизайн, при том с максимально подчёркнутой невозможностью динамики. Технически »оживить» современные обложки для мультипликации можно, но от этого они только проиграют в эстетике, а мультипликаторы столкнутся с большим количеством проблем при взаимодействии объектов. Думаю, наиболее компромиссной мультипликацией для примера подобного сочетания можно считать творчество Томма Мура и его знаменитых »Тайна Келлс», или »Песнь моря», а также »Легенда о волках».

Обратите внимание, что за 100 лет существования дизайн детских книг перешёл от авангардной геометрии (об этом мы говорили в первой статье цикла) к реализму. Однако, впоследствии от геометрии и реализма отказались в принципе (но не от композиции — это очень важно). В целом, современный дизайн детских книг можно охарактеризовать наивным стилем, с подчёркнутой гиперболизацией, пренебрежением к деталям, нарушением всех возможных форм и упрощением вплоть до абстракции. Ещё раз особо подчеркну, что композиция в дизайне по‑прежнему важна: обратите внимание на примеры выше, где сохраняется рамочная, диагональная или центральная композиция. Думаю, многие из вас заметили, что дизайн максимально приблизился к рисунку самих детей, что и характерно для наивного стиля. Более того, это отражает мировые тенденции социально‑психологического взаимодействия с детством. К примеру, игрушки, созданные по рисункам детей, также относятся к этому вопросу. Иными словами, от создания товаров для детей, мы перешли к использованию детей для создания товаров, что весьма любопытно, если взглянуть на ситуацию под таким углом. Тем не менее, важно отметить, что подобный дизайн доминировал вплоть до начала 2020-х годов. С появлением ИИ‑технологий правила игры вновь кардинально изменились. И мы в настоящее время является свидетелями формирования новых постулатов для дизайна.

Искусственный интеллект с ноги ворвался в нашу жизнь без преувеличения. Сказать, что мы были не готовы к таким резким изменениям — ничего не сказать. Рынок, соответственно, также не был готов к тому, что придётся думать над глубоко экономическими проблемами, стоя у полки в магазине. И эти проблемы касаются цены и ценности. Использование ИИ‑иллюстраций существенно снижает издержки. Однако, какова ценность товара, созданного автоматической генерацией? При том не просто товара, а результата интеллектуального труда (!). Более того, каково ранжирование книг, написанных людьми, и написанных ИИ? К настоящему моменту рынок не пришёл к единому мнению. Хотя бы ещё и потому, что не способен чисто физически отличить одно от другого. Хотя в плане ИИ‑изображений в этом направлении сделан значительный шаг в связи с их критическим объёмом в социальных сетях. И любой качественный анализ показывает негативную реакцию к подобному, особенно в том случае, если сам факт использования ИИ не указан. Но гораздо важнее иная маркетинговая ошибка, которая постепенно приводит к усилению негативной реакции к ИИ‑генерации. И эту ошибку просто нельзя исправить, потому что по сути она является нерегулируемой тенденцией не связанных друг с другом акторов, преследующих одну цель.

Экономия (в том числе и на качестве), широкий доступ и бюджетный сегмент постепенно приводят к связке: ИИ — значит плохо. Конкретно в дизайне детской литературы в России ИИ‑обложки заполонили сегмент Самиздата, отношение к которому и без того было, мягко говоря, снисходительным. По сути рынок сегодня видит, что качественно иллюстрированная обложка = хорошая литература (не без исключений), а ИИ‑обложка = неконтролируемое »кустарное производство». Иными словами, авторы детских книг, которые обильно используют бесплатные ИИ‑изображения для иллюстрации, не уделяя должного внимания качеству, сами себе роют яму. Если вы обратите внимание на изображения выше, то увидите катастрофическую ситуацию в том числе с типографикой. Это же видят и потребители, даже если не являются дотошными экспертами в этой области. Но если название книги не читаемо, любой поймёт, что качество ещё ниже желания купить товар. Эта же проблема касается и всех бюджетных товаров, будь то дизайн чашки кофе, канцелярии или мерча. Мы можем наблюдать картину: везде, где используются ИИ‑изображения, товар дешевле, качество хуже, ассортимент и тираж больше (в минус эксклюзиву), да и контингент потребителей представляет собой бюджетный сегмент со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее, нельзя утверждать, что это неминуемо приведёт к ИИ‑апартеиду. Мы до сих пор не достигли пределов ИИ‑генерации. Сегодня ИИ‑музыка уже почти не уступает уровню человеческой. Соответственно, и ИИ‑изображения с развитием технологий могут непредсказуемо расширить свой рынок.

Впрочем, нам повезло (или не повезло) жить на распутье эпох, когда технологии меняются быстрее, чем поколения. Поэтому мы не можем рассматривать дизайн в отрыве от средств передачи информации. Соответственно, два этих направления взаимосвязаны и влияют на развитие друг друга. Исходя из этого можно делать некоторые прогнозы, в том числе и относительно будущего дизайна детских книг в России. Однако, об этом пойдёт речь уже в следующей статье. На данный момент следует отметить, что стиль, характерный для 2010-х годов, будет постепенно заменяться адаптацией ИИ‑стиля. Чисто психологически нужно понимать, что для нового поколения засилье ИИ‑изображений (например, в Pinterest), которое раздражает старшие поколения, является нормальным состоянием развитие интернета. Соответственно и к ИИ‑дизайну отношение будет меняться с появлением в экономике рынка молодых людей, воспитанных в условиях новых технологий. В конце концов не стоит забывать про тренды социальных сетей. К примеру генерация изображений в стиле Миядзаки, получившая в 2025 году широчайшее распространение по всему миру, повлияла на дизайн в том числе и в России. Подобные тренды в будущем будут появляться всё чаще и способствовать адаптации и принятию ИИ‑дизайна в социуме. Как это будет происходить — покажет время, а мы будем свидетелями.

Комментарии (0)