
Sinclair ZX80 по праву считается одним из родоначальников персональной компьютерной техники. Начало R&D-проекта по созданию ZX80 положено в 1979 году, когда Клайв Синклер совместно с командой инженеров приступил к проектированию. Стимулом для рождения такой компьютерной системы стала личная мотивация Синклера — он увидел, как его сын увлечённо осваивает Tandy TRS-80, безумно дорогой для того времени и мало кому доступный 500 фунтовый компьютер.
29 января 1980 года Синклер презентовал свой амбициозный проект ZX80. Как несложно догадаться, цифровой индекс «80» отражал год релиза, а префикс «ZX» был добавлен исключительно из-за футуристичного звучания — сам Синклер утверждал, что эти буквы создают имидж устройства из будущего.
Что представлял из себя ZX80
В отличие от ранней платформы MK14, рассчитанной в основном на энтузиастов-радиолюбителей, ZX80 комплектовался интерпретатором языка BASIC, реализованным по стандарту ANSI. Однако стратегическая задача проекта заключалась в максимально возможном снижении себестоимости, что исключало лицензионные отчисления Microsoft за их версию BASIC, популярную в то время. С этой целью весной 1979 года Синклер инициировал переговоры с Джоном Грантом (Nine Tiles), чтобы выработать техническое задание на прошивку ZX80. Учитывая весьма ограниченный бюджет на софтверную разработку, для Nine Tiles проект не предполагал существенной коммерческой выгоды, но представлял интерес с точки зрения вхождения на рынок и перспектив будущих контрактов.

Железо ZX80 создавал Джим Вествуд, самоучка и многопрофильный инженер. Вествуд сумел воплотить в жизнь ряд амбициозных идей Синклера, казавшихся нереализуемыми. ZX80 стал его дебютом в сегменте домашних компьютеров и первым в мире серийным ПК стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. «Мы использовали максимально дешёвые компоненты, это был настоящий технологический скачок», — вспоминал Вествуд. «Хотя он и устарел молниеносно, я горжусь этой разработкой».
Техническая начинка ZX80 включала 4-килобайтное ПЗУ с интегрированным BASIC-интерпретатором и 1 КБ RAM с возможностью расширения до 16 КБ посредством модульных решений. ПК продавался как в DIY-комплекте (79,95 фунтов), так и в полностью собранной версии (99,95 фунтов) — впервые в истории сегмента домашний компьютер стоил менее сотни фунтов. В базовую комплектацию входили адаптер питания, RF-кабель для подключения к стандартному телевизору, два ленточных кабеля для передачи и загрузки данных с бытового кассетника, мануал пользователя и пример тестовой программы для демонстрации возможностей ZX80.
Анонс и публичная демонстрация комплекта состоялись на специализированной компьютерной выставке в феврале 1980 года.
Через год мир увидел ZX81. Инженеры Sinclair буквально выжали максимум из него, стремясь удержать минимальную стоимость финального устройства. Архитектура системы была сведена к четырём микросхемам вместо двадцати одной, использовавшихся в ZX80, что позволило радикально снизить себестоимость и упростить сборку. Оперативная память составляла 1 КБ, однако пользователи могли устанавливать RAM-пак на 16 КБ, что расширяло функциональные возможности системы.
5 марта 1981 года стартовала масштабная рекламная кампания, ознаменовавшая официальный релиз ZX81. Маркетинговый посыл был чётко нацелен на массового потребителя: людей, желающих освоить вычислительную технику, но не имеющих технической подготовки и времени на изучение сложных спецификаций. По цене 69,95 фунтов стерлингов ZX81 стал оптимальным выбором для новичков, сочетая простоту, функциональность и доступность, и тем самым положил начало эпохе массового проникновения домашних ПК.
Что представлял из себя ZX81
Разработка аппаратной архитектуры ZX81 стартовала ещё в сентябре 1979 года — до коммерческого релиза ZX80. Ключевой технологический прорыв заключался во внедрении специализированного массива логических элементов (ULA), что открыло возможность промышленного производства и радикального снижения себестоимости устройства. Команда Вествуда нашла способ интегрировать функционал 18 отдельных микросхем ZX80 в один программируемый логический массив — ULA, который разработала компания Ferranti. Данная оптимизация позволила не только упростить топологию печатной платы, но и снизить стоимость набора ZX81 до рекордных 49,95 фунтов.

Как и для ZX80, Nine Tiles взялись за разработку свежей версии BASIC-интерпретатора. На этот раз размер ПЗУ увеличился вдвое (8 КБ), что открыло новые возможности для расширения функционала. Джон Грант отвечал за низкоуровневое программирование интерфейсных модулей, а к проекту подключился Стив Викерс, специализировавшийся на реализации вычислительных процедур с плавающей запятой, включая поддержку тригонометрических и иных сложных математических функций. Именно Грант внедрил уникальную на тот момент функцию instant syntax checking — автоматическую индикацию синтаксических ошибок сразу по завершении ввода строки, а не только во время исполнения кода, как это было принято в BASIC других платформ.
ZX81 был анонсирован как логичный наследник ZX80 в феврале 1981 года. Новая платформа обзавелась двумя режимами вывода — SLOW и FAST: теперь система могла одновременно выполнять вычисления и рендерить данные на экран (режим SLOW), тогда как у ZX80 этого функционала не было (только FAST-режим без возможности параллельного вывода). Новый 8-килобайтный ROM содержал порядка 30 дополнительных команд и расширенный набор функций, включая инструменты управления периферией.
Благодаря радикально пересмотренной компонентной базе ZX81 удалось вывести на рынок на 30 фунтов дешевле, чем ZX80.
Сборка ZX81 стартовала на компактном производственном кластере в Сент-Айвсе (Кембриджшир), однако взрывной спрос потребовал масштабирования. В результате Sinclair заключил стратегический альянс с корпорацией Timex, находившейся в затяжном кризисе из-за вытеснения механических часов цифровыми моделями. Несмотря на отсутствие опыта в производстве электронных вычислительных систем, CEO Timex Фред Олсен решил, что для компании это уникальный шанс диверсифицировать бизнес. Вскоре основная часть производства ZX81 была перенесена на завод Timex в Данди (Шотландия).
Благодаря грамотной стратегии продвижения ZX81 стал бестселлером и задал тренд на появление многочисленных клонов — как лицензионных (выпускались Timex), так и неофициальных. Воодушевлённая успехом модели, команда Sinclair нацелилась на создание экономичного домашнего ПК с цветной графикой.
Американский рынок получил ZX81 под брендом Timex-Sinclair TS1000. Главные отличия: 2 КБ оперативной памяти вместо 1 КБ, усиленное экранирование, переключаемый ТВ-выход на каналы 3/4, а также инверсия цветовой схемы экрана — светло-голубой фон и чёрные символы вместо традиционного белого экрана.
А в 1982 году произошел прорыв - свет увидел ZX Spectrum, ставший впоследствии культовой моделью 1980-х годов, сыгравшей ключевую роль в революции, благодаря которой компьютеры впервые появились в домах британцев. 8-битный компьютер отличался характерной радужной полосой, резиновыми клавишами и пронзительным электронным звуком при загрузке игр. Было продано более пяти миллионов экземпляров.
Игры для ZX Spectrum загружались с помощью кассетного проигрывателя и выводились на экран телевизора. В отличие от своего монохромного предшественника, они были цветными.
Что представлял из себя ZX Spectrum
Разработка ZX Spectrum началась в сентябре 1981 года вскоре после выпуска ZX81. Синклер стремился опережать конкурентов и использовал элементы предыдущих моделей для ускорения производства. Над проектом работала команда из 20 инженеров в Кембридже. На ранних этапах устройство называли ZX81 Colour или ZX82, позже оно получило имя «Спектрум» из-за цветной палитры в 15 цветов. Помимо новых микросхем и увеличенной памяти, ZX Spectrum задумывался как «ZX81 с цветным экраном». Команда также планировала объединить модули памяти для аудио и видео.

Главный инженер Ричард Альтвассер разработал полузаказную интегральную схему (ULA), объединившую основные аппаратные функции. Им также был создан графический режим, использующий менее 7 килобайт памяти. В результате обсуждений команда решила, что Spectrum получит высокое разрешение, 16 КБ памяти, улучшенный кассетный интерфейс и широкую цветовую палитру. Добавление цвета стало сложной задачей — был выбран способ присвоения цветных атрибутов каждой позиции символа на экране, что позволяло использовать восемь цветов фона и переднего плана, а также эффекты яркости и мигания.
Большую часть встроенного ПО написал Стив Викерс из Nine Tiles, создав интерпретатор Sinclair BASIC. Между Nine Tiles и Sinclair возникали споры — Синклер хотел ускорить выпуск устройства и минимизировать изменения по сравнению с ПО ZX81, в то время как Nine Tiles считала, что архитектура должна быть переработана для увеличенной памяти и новых функций. В итоге было создано две версии, но до запуска ZX Spectrum доработана была только версия Sinclair.

Семейство компьютеров ZX в Британии считается машиной, положившей начало эре массовой доступности домашних компьютеров и стимулировавшей бурный рост отечественной индустрии электронных развлечений и разработки ПО.
Мое личное знакомство с миром персональных компьютеров (не по книгам с профессором Фортраном, а именно в реальности) также началось именно с ZX Spectrum, точнее – его отечественного клона в начале 90-х. А что было самым популярным на любой цифровой платформе? Конечно, игры!
Давайте вспомним несколько наиболее – на мой взгляд – знаковых и популярных тайтлов игровой индустрии этой легендарной серии.
ELITE

«Elite» — одна из самых известных ретро-игр. Любой поклонник старых компьютерных игр наверняка расскажет о ней множество любопытных историй и подробностей.

Это космический симулятор с видом от первого лица, созданный Дэвидом Брабеном и Яном Беллом и впоследствии портированном в том числе на ZX Spectrum. Несмотря на простую (по современным меркам) «проволочную» графику и скромную цветовую палитру, разработчикам удалось воплотить целую галактику с планетами, кораблями, станциями и пиратами.
В роли капитана корабля вы торгуете между планетами, изучая местные рынки, покупая дешевые товары и перепродавая их с выгодой. Иногда встречаются опасные пираты, которые могут напасть в любой момент. Цель — стать элитным пилотом, набирая рейтинг и славу.

NETHER EARTH
NETHER EARTH — культовая стратегия для ZX Spectrum, вышедшая в 1987 году. Действие разворачивается на далекой планете, где идет нескончаемая битва роботов за ресурсы. Вы — командующий, управляете летающим модулем и программируете роботов для выполнения различных задач.

В начале игры у игрока только одна база, а у компьютерного противника — три. Создавайте роботов из разных модулей: электроники, шасси (обычные или антигравитационные) и разумеется вооружения. Захватывайте и уничтожайте заводы компьютерного игрока, увеличивайте добычу ресурсов и обороняйтесь от атак врага.
Цель игрока — овладеть всеми базами соперника, не позволив врагу захватить вашу.

RENEGADE
Renegade — это классика жанра beat’em-up, где выдвигаться вперед по уровню можно только после того, как победишь всех противников на экране.

Главный герой игры вооружен лишь собственными кулаками и навыками боя (если очень-очень повезет, ненадолго можно взять в пользование кувалду), в его арсенале — несколько приемов: удары рукой, ногой назад, в прыжке и из положения присев. Противники поодиночке не опасны (как и в любой подобной игре), но если дадите им себя окружить — ждите неприятностей.
Игра состоит из пяти уровней, начиная с метро. Каждый этап завершается сражением с боссом, которого можно победить лишь после уничтожения всех обычных врагов. Пройдя все уровни, вы спасаете Люси, однако игра сразу предлагает новый вызов — пройти ее снова.

SABOTEUR
Saboteur — известная action-игра для ZX Spectrum, в которой вы играете за ниндзя-саботажника. Наша задача — проникнуть на военную базу, найти дискету, активировать уничтожение комплекса и выбраться на вертолете за 99 единиц времени.

На огромном засекреченном военном объекте множество комнат, лестниц и переходов. Диверсанту противостоят морпехи, сторожевые собаки и лазерные ловушки. Оружие можно найти в мусоре или за бочками, а также использовать фирменные "звездочки".
Здоровье убывает при атаках, восстановить его можно, постояв без движения, но время при этом не останавливается. Открывайте двери через пульты, избегайте ловушек и уложитесь в срок.

LODE RUNNER
Lode Runner — классика простых, но увлекательных игр на ZX Spectrum.

Вышедшая в 1984 году, она до сих пор любима игроками. В игре 75 лабиринтов из кирпичей, лестниц и верёвок. Ваша цель — собрать все ящики с золотом и подняться на следующий уровень, когда появится лестница. На пути мешают противники, которые убивают при прикосновении. У игрока есть преимущество: можно быстро бегать и разрушать кирпичи слева или справа, чтобы временно задерживать врагов или открывать проходы. Иногда противники сами берут ящики — тогда ищите их, чтобы закончить уровень.
Если штатных уровней недостаточно, всегда можно создать свой.

EXOLON
Exolon — известный run ’n’ gun на ZX Spectrum, выпущенный в 1987 году.

Вы управляете солдатом, вооружённым бластером и гранатами, и преодолеваете более ста динамичных экранов, уничтожая пришельцев и преграды.
В игре есть два режима: обычный костюм для ловкости и экзоскелет, дающий защиту, но снижающий подвижность.
Баллы начисляются за уничтожение врагов и препятствий, а также за использование гранат. В конце уровня дают бонусы за оставшиеся жизни и экзоскелет. Exolon славится сложными уровнями и яркой графикой, став одной из лучших игр жанра на Spectrum.

DIZZY
Dizzy — знаменитая серия игр от Code Masters, выполненная в жанре графического квеста. Главный герой — Диззи, забавное яйцо из «Желткового народа» и обладатель большой семьи.

Серия стартовала на Amstrad CPC и ZX Spectrum, но именно на Spectrum Dizzy стал культовым персонажем, фактически став символом этой платформы.
Впервые Dizzy попал на полки магазинов в сентябре 1987 года. Для ZX Spectrum выпущено семь оригинальных частей и множество продолжений, созданных энтузиастами в странах бывшего СССР.

QUAZATRON
Quazatron — 3D аркадная стратегия для ZX Spectrum, вышедшая в 1986 году. Вы играете за дроида KLP-2, задача которого — обезвредить вражеских роботов в подземном городе Quazatron на планете Quartech.

Дроид может уничтожать противников с помощью лазера, тарана или устройства Grapple. Grapple позволяет разбирать врагов и использовать их детали для усиления своего героя.
Захват строится на мини-игре, где нужно менять цвет лампочек на свой, чтобы получить новые части — двигатель, энергию, оружие.
Quazatron вдохновлен игрой Paradroid и считается одной из лучших аркад Spectrum.

R-TYPE
R-Type — легендарный горизонтальный шутер, впервые появившийся в 1988 году. В центре сюжета — борьба человечества с Империей Байдо, грозным противником, сочетающим инопланетные существа и футуристические технологии. Игроку предстоит управлять истребителем R-9, который становится последней линией обороны. Необходимо преодолевать опасные уровни, сражаясь с врагами и преодолевая разнообразные препятствия.

Особенность R-Type — система мультизагрузки: каждый новый уровень загружается отдельно, что позволило реализовать плавный геймплей на ZX Spectrum. Управление осуществляется как с помощью клавиатуры, так и джойстика, а каждое сражение требует от игрока максимальной концентрации и ловкости.
Одна из ключевых механик — сбор улучшений для корабля: отражающие лазеры, защитные сферы и ракеты позволяют по-новому подходить к битвам с врагами и боссами. Успех зависит от грамотного использования этих возможностей.
Продвинутая графика и звук для своего времени обеспечили R-Type популярность среди поклонников жанра, а её сложность и динамика сделали игру культовой.

Robocop
RoboCop — это динамичная экшен-игра, выпущенная в 1988 году студией Ocean Software Ltd и основанная на одноимённом кинофильме. Игроку предстоит взять под контроль кибернетического полицейского RoboCop, чтобы навести порядок на улицах Детройта, погрязших в преступности.

Геймплей построен на прохождении последовательных уровней, каждый из которых предлагает свои задачи и противников. Всё начинается с первого патрулирования улиц RoboCop, где он вступает в схватки с различными преступниками. По мере продвижения необходимо освобождать заложников, сопоставлять фотороботы подозреваемых и пробираться на подпольные фабрики по производству наркотиков.
Главный герой вооружён стандартным служебным пистолетом, однако на уровнях можно собирать капсулы с дополнительными патронами и полезными усилениями. В числе испытаний — схватки с боевым роботом ED209 и финальная битва с Диком Джонсом в здании OCP. Для победы игроку важно грамотно распоряжаться ресурсами и уметь предугадывать тактику врага.
Сюжет игры тесно перекликается с событиями фильма, а сам RoboCop сочетает в себе элементы стратегии и экшена, создавая уникальную атмосферу, которая особенно порадует поклонников легендарной франшизы.
...
В целом, хороших игр на Спектруме много. Особый шарм им придает то, что они – из детства (которое, как известно, неизлечимо). Есть, что вспомнить. И даже долгие пяти-десятиминутные загрузки с постоянным выкручиванием высоких и низких частот в разные стороны не мешали нам получать искреннее удовольствие.
А сейчас мы спорим о быстрых SSD и DDR5…
Комментарии (20)
agat000
05.07.2025 14:56Однажды с удивлением опознал NETHER EARTH в суб-игре в КОсмический Рейнджерах-2.
Разработчикам видать запало в душу. Игра была интересная, настоящая РТС, но короткая.
SergioPrieto Автор
05.07.2025 14:56Да, в КР2 один в один калька с NE. И, надо сказать, весьма достойная
djv57
05.07.2025 14:56Семейство компьютеров ZX в Британии считается машиной, положившей начало эре массовой доступности домашних компьютеров и стимулировавшей бурный рост отечественной индустрии электронных развлечений и разработки ПО.
Не только в британии.
Sly_tom_cat
05.07.2025 14:56Благодарю да ностальгию.
Еще была довольно упоротая игра sokoban - двигать кубики - но затягивала тем что думать заставляла на несколько ходов вперед.
NosferatuDima2
05.07.2025 14:56SimCity, LaserSquad
SergioPrieto Автор
05.07.2025 14:56Реализация SimCity на спектруме лично меня вообще не вдохновила, даже 35 лет назад. LS я играл уже на IBM. Помню еще была стратегия про бои на галерах в древнем Риме -выбираешь размеры галер, опыт экипажа и так собираешь флот
temadiary
05.07.2025 14:56Лабиринт Into the Eagle's Nest от 1987 года, boulder dash, стрелялка ikari, тактическая laser squad
TimurZhoraev
05.07.2025 14:56Не мене увлекательная игра была с randomize usr 0 или randomize usr 15616. Кстати тот самый редактор Бэйсика FOR a=1 to � с мигающим вопросиком это фактически то что так не хватает современным IDE.
RolexStrider
05.07.2025 14:56Не понял. randomize usr 0 - это аналог Reset. randomize usr 15616 - это запуск TR-DOS (на машинках где он был, по факту - переключение на другой банк ПЗУ).
arseniy2
05.07.2025 14:56Иногда на ютуб смотрю ZX игрушки, но не запоминаю. То что на ютубе видел некоторые впечатляли больше. Поэтому не уверен, что тут лучшие игры. Скорее самые популярные в России. Лично играл в них не очень много. Мне запомнилась Rex и Myth
beast1983
05.07.2025 14:56спектрум блин был наверное тем компом который не хотелось менять на IBM 386 :) но время идет и хочешь или нет надо перестраиваться! мои любимые игры это Fast Food, Into the Eagle's Nest, Dizzy особенно вторая часть, Saboteur
filly76
05.07.2025 14:56Каких только версий этого компьютера у пеня не было, даже с винчестером, спасибо за статью.
PwrUsr
05.07.2025 14:56что интересно, многие упускают это, с учетом инфляции сегодня 100 фунтов это примерно 450-500 фунтов (прошло 45 лет инфляции!) - что прямо скажем совсем не мало, и сегодня можно очень не плохой комп собрать за эти деньги, так что "электронная инфляция" намного превосходит финансовую.....
AVKinc
Как минимум R-Type, Robocop, RiverRaid точно тут должны быть
SergioPrieto Автор
R-Type и Robocop с удовольствием добавил.
CrashLogger
River Raid все же больше известен на Atari.
vvbob
Это игра - убийца джойстика, постоянно на ней его ломал, а потом дендрофекальным способом его чинил. Для меня самая залипательная игра была на Спектрум.
RolexStrider
Обязаны! Но это все же порты на ZX-Spectrum с других платформ. А вот трилогия Savage - насколько мне известно - именно эксклюзив для Speccy, и ей в этом топе почетное место бы (даже Exolon я всегда считал ZX-эксклюзивом, но она выходила и на Amstrad CPC, и где-то еще (не помню уже). Кстати, ремейк для ПК "Exolon DX" очень даже годен!