
Привет, это Хабр и SETTERS EDUCATION — образовательный проект для специалистов, руководителей и команд. Ребята пришли с идеей написать статью про супернавыки для тимлидов и не только, с помощью которых можно развивать у себя... другие навыки. Мы быстро поняли, что да, хотим — на Хабре особенно хочется почаще поднимать тему развития специалистов с высоким грейдом, которые работают с командами. Но мы оценили, что статья получилась полезной вообще для всех — независимо от того, сеньор вы, мидл или джун.
Ниже мы изучим 7 суперскилов, они же — метанавыки, которые меняют подход к управлению. Эти навыки коллеги оттачивают на курсе «Креативное лидерство» вместе с Дашей Золотухиной, HRD Яндекса. Но сначала немного о том, почему обычных скилов — недостаточно.
Почему просто скилов сегодня недостаточно
Мы часто читаем материалы о том, что если хочешь вырасти в сеньора, а тем более в лида — нужно выходить из зоны комфорта и прокачивать свое умение аргументировать, распределять задачи, не забывать давать обратную связь. А еще раньше хорошему руководителю достаточно было знать свое дело. Но сегодня всё сложнее: не новость, что мир быстро меняется, и строгие правила становятся неактуальными до того, как их внедрят. Можно отлично разбираться в цифрах, но провалить проект, потому что вы не смогли договориться с командой или не в курсе новых трендов.
В чем проблема: обычные хард-скилы, вроде составления отчётов или планирования бюджета стали чем-то вроде умения читать — это необходимый минимум, но этого мало.
Сегодня лидеру нужно знать больше, например:
быстро разбираться в новых областях,
находить общий язык с разными людьми,
сохранять спокойствие, когда все сломалось,
замечать то, что не видят другие.
Корпорации уже это поняли: например, Google выяснила, что успешные команды работают не у тех, кто лучше контролирует, а у тех, кто умеет слушать и поддерживать. Выяснилось, что половине сотрудников сегодня не хватает именно таких гибких навыков.
Проще говоря: сейчас недостаточно просто знать свое дело. Нужно уметь адаптироваться, быстро учиться и работать с людьми — этому не научат на обычных курсах по управлению. И мы видим, что такие навыки будут цениться особенно высоко.
Так в новом мире появилось понятие метанавыки — скилы высшего порядка, которые помогают эффективно управлять остальными компетенциями. Теперь о каждом по порядку:
1. Осознанность
Управлять своими эмоциями, спокойно реагировать на изменения и принимать правильные решения благодаря рефлексии. Это также про запрос обратной связи, понимание сильных и слабых сторон, ценностей. И отслеживание в моменте своих креативных (созидательных) и реактивных (деконструктивных) реакций.
Подходит любая рефлексивная практика. Например, предложите команде оценить вас по важным для вас и вашей компании качествам хорошего руководителя и оцените себя по ним сами. Затем обсудите с командой ваши сильные стороны и слепые зоны: между вашей самооценкой и восприятием команды.
2. Ко-лидерство
Работать в креативной паре, когда двое лидеров отвечают за общий результат. Такой подход стимулирует к поиску лучших решений, создаёт культуру открытости и синергию сильных сторон.
Проработайте на берегу, кто за что несет ответственность в вашей паре лидеров. Исследуйте «серые» зоны по следующим пунктам:
Функции
продукт, промо, продажи, технологии — кому из вас какая область нативнее.Ситуации
кто на каких встречах лидирует.Решения
что вы точно решаете вместе, например векторы стратегии, а что — каждый самостоятельно.
Работу в ко-лидерстве классно иллюстрирует риторический прием «да, и...» вместо «да, но...» когда вы развиваете идею вашего партнера не через противопоставление, а через усиление.
3. Антихрупкость
Адаптироваться к изменениям, справляться со стрессом и эффективно реагировать на непредвиденные ситуации. Это концепция Нассима Талеба про способность выдерживать удары и становиться лучше благодаря им.
Тренируйтесь выдерживать риски: специально возьмите себе проект с высокой неопределенностью, где вы мало что можете предсказать на 100%. Например, новый рынок, рискованный продукт, непривычная команда или аудитория.
Управляйте стрессом: поделитесь с командой дыхательными упражнениями или практиками на расслабление мышц и используйте их сами.
Создайте план Б: альтернативную стратегию для проекта, финансовый резерв для компании, список контактов из разных сфер на случай, если что-то пойдет не так.
Поощряйте эксперименты и ошибки: введите в ежемесячный план работы команды время на эксперименты, отдельно отмечайте тех сотрудников, кто допустил ошибки в работе, но исправил ситуацию.
4. Эмпатия
Понимать чувства других и разделять их. Эмпатия помогает строить здоровые отношения, эффективно решать конфликты и долгосрочно мотивировать людей.
Введите небольшие еженедельные практики эмпатии в рабочий чат с командой. Отмечайте, что было сложного на прошедшей неделе и делайте видимыми эмоции и чувства коллег. Например, можно писать так: «замечала, как вам было непросто вести этот проект», «вижу, как было сложно пересобраться и перепридумать с нуля, разделяю эти чувства и ценю вашу стойкость». Чем конкретнее описывается поведение или ситуация, которую вы хотите эмпатично разделить с командой, тем лучше.
5. Синтетическое мышление
Интегрировать разную информацию, идеи и концепции для создания инноваций. Навык помогает находить новые подходы, принимать нестандартные решения и быть более конкурентоспособным. А еще это про видение общей картины, визионерство и скрытые связи.
Проводите кросс-дисциплинарные воркшопы для решения проблем:
соберите разнообразную группу специалистов, пусть они будут из разных бизнесов и профессий, с непохожим опытом,
дайте им одну задачу, но предложите действовать из своего опыта и профиля,
проведите несколько дискуссий и сессий по обмену идеями, чтобы стимулировать синтез идей.
6. Умение учиться
Быстро и эффективно обрабатывать большие объёмы информации и осваивать новые навыки, чтобы справляться с задачами-челленджами. Это, кстати, не только про курсы и книги, но и про способность получить уроки из опыта, тестировать новое и выходить из зоны комфорта.
Составьте карту навыков, которые вам нужны для текущей и следующей карьерной цели. Отметьте, что уже хорошо развито, а что требует прокачки.
Впишите в календарь «окна роста» — регулярные слоты, когда вы учитесь новому: читаете, пробуете, обсуждаете.
Создайте у себя и в команде привычку ретроспектив: после запуска проекта или решения задачи коротко ответьте на три вопроса: что получилось, что можно было бы улучшить, что я узнал/а.
Поощряйте культуру проб и ошибок: обсуждайте не только успехи, но и «фейлы», из которых команда сделала выводы.
7. Аутентичность
Действие и управление из себя, из позиции автора, а не из позиции жертвы или «обстоятельств». Можно одновременно мягко и требовательно, вдохновляюще и напористо — будьте автором своего управленческого стиля, не ограничивайтесь чужими ролевыми моделями. Вкладываться в аутентичность важно, чтобы люди вам доверяли.
Ведите дневник о своем daily/weekly опыте. Спросите себя:
Как я сегодня проявил/а аутентичность в своем лидерстве?
Были ли случаи, когда я действовал/а из позиции жертвы или неискренне? Если да, то почему?
Какие ценности на этой неделе влияли на мои решения?
Отпустите мысли и чувства, поставьте таймер на 15-20 минут и выгрузите все на бумагу или в заметки. Если есть возможность, обсудите потом написанное с коучем или доверенным коллегой, чтобы получить дополнительную перспективу и идеи.
Так как стать современным лидером?
Для начала важно понять, что это точно не тот, кто бежит узнать и внедрить все новые методики и подходы, а тот, кому вообще не нужно о них думать, потому что системное мышление, эмоциональная чуткость и адаптивность стали для него чем-то естественным и нормальным в работе.
Парадокс в том, что прокачивая метанавыки, хороший лидер постепенно перестает применять их сознательно. Они начинают работать на автопилоте: он улавливает конфликт в команде ещё до того, как он проявится, видит возможность в хаосе, принимает решения из любопытства, а не из страха. Отпустить техничное управление ребята помогают на курсе «Креативное лидерство». Там SETTERS EDUCATON учит молодых лидов формировать аутентичную модель руководства, где личные ценности в синхроне с рабочими решениями, и переходить к недирективным отношениям с командой.
Но это на курсе — там про это все, конечно, сильно больше и подробнее, чем в этой статье. А вот быстрый совет тем, кто прочитал статью и хочет немедленно внедрять эти скилы в управление: место того, чтобы тренировать метанавыки, создайте условия, где они будут проявляться сами.
Например, раз в неделю устраивайте день без плана — тренируйте спонтанность, в спорах с коллегами специально занимайте противоположную позицию — развивайте когнитивную гибкость. Возьмите этот эксперимент в свою рутину на ближайший месяц, и еще раз — не старайтесь овладеть навыком — дайте ему овладеть вами.
Больше о карьере в наших соцсетях: ВКонтакте, Telegram, Дзен.
axelthepop
Первый подзаголовок обещает "осознанность", но основной фокус текста — на рефлексии. Осознанность — это безоценочное присутствие и наблюдение, тогда как рефлексия — это анализ и размышление.