Рубрика «Кем работать в IT» — интервью с представителями IT-профессий, в которых специалисты рассказывают о тонкостях своей работы: плюсах, минусах, подводных камнях и заработной плате. Мы надеемся, что джунам и стажерам она поможет больше узнать о том, что их ожидает на карьерном пути, а профессионалам — посмотреть на свою специальность через чужой опыт и, может быть, открыть для себя что-то новое.

Сегодня о своем опыте роста от джуна до миддла нам рассказал сетевой инженер «К2 Кибербезопасность» Александр Кузнецов.

О специальности

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь

Я работаю с сетевыми системами защиты информации: помогаю компаниям их настраивать и поддерживать. Обычно все начинается с того, что мы вместе с коллегами — либо инженерами, либо специалистами из других подразделений — разбираемся, что у заказчика болит и какие задачи нужно решить. Потом проектируем подходящее решение, согласовываем его и внедряем.

Под «внедрением» могут подразумеваться разные задачи: миграция со старых решений на новые, более функциональные/производительные или разработка систем с нуля. Параллельно готовим документацию: чтобы заказчику было понятно, как все устроено, что именно мы сделали и как этим пользоваться дальше.

Формат работы бывает разный. Иногда это выезд на площадку: привезти оборудование, установить, настроить, проверить, что все работает. А иногда — проект масштабного внедрения на десятки устройств, где вся работа проходит удаленно.

Помимо проектной деятельности, есть также непроектная: тестирование новых продуктов, внешнее и внутреннее обучение. Регулярно участвую в конференциях и вендорских мероприятиях. Инженеру необходимо постоянно развиваться, следить за свежими тенденциями в ИБ, новыми продуктами, техниками и тактиками кибератак.

По данным зарплатного калькулятора Хабр Карьеры, средний размер заработной платы сетевого инженера в первом полугодии 2025 года составлял 167 тыс. руб. Конечно, это среднее значение. Есть те, кто зарабатывает меньше: 97 тыс. руб., а есть и те, кто получает 230 тысяч.

Какое у вас образование?

Профильное: информационная безопасность в правоохранительной сфере РТУ МИРЭА. Учеба была интенсивной: практика и теория шли параллельно. Например, на курсе по сетям на лекциях объясняли принципы сетевого взаимодействия, рассказывали про базовые сетевые протоколы. И к каждой теме шла лабораторная работа по практической настройке оборудования в эмуляторе EVE-ng. Потому что важно не только знать, что нужно делать, но и понимать, зачем.

Начало карьеры 

Как вы узнали о своей специальности? С чего все начиналось?

Примерно с восьмого класса я уже знал, что хочу идти в IT. Рассматривал разные направления, в том числе и разработку. Про свою специализацию тогда знал немного. С родителями и близкими мы вместе прикидывали варианты, и в итоге остановились на специалитете: пять лет обучения, это и больше знаний, и больше времени понять, чем хочешь заниматься.

Для меня было важно, чтобы в вузе точно было бюджетное место, общежитие и программа специалитета. Я подавал документы сразу в несколько вузов. В итоге в этом важном выборе мне помог... ливень.

Дело было так. Я ждал публикации итоговых рейтингов абитуриентов и в последний день, буквально за пару часов до завершения приемной кампании, наконец определился.

Когда приехал, все же остановился у входа — хотел еще раз все обдумать, окончательно убедиться, что делаю правильный выбор. Но тут резко начался ливень, и я зашел внутрь раньше, чем планировал. Как оказалось потом, именно это и сыграло ключевую роль: если бы задержался еще на пять минут, просто не успел бы подать документы.

В итоге — поступил. И теперь с улыбкой вспоминаю, как решение о будущей профессии определила погода.

Как вы нашли свою первую работу по специальности?

На третьем курсе решил поработать хотя бы примерно по специальности. Я понимал: если есть хоть какой-то опыт, после выпуска устроиться в компанию гораздо проще. Без него — это как играть в русскую рулетку: может повезти, а может и нет. Я не хотел рисковать.

До этого ни разу не искал работу, но однажды на кафедре предложили подработку — и я согласился. Это был универсальный ИТ-опыт. Заведующий говорил: «Нужно сделать», — и я делал.

Бывает, принтер не печатает — разбираешься, потом интернет отваливается — настраиваешь, а то и на день открытых дверей помогаешь: таскаешь стулья или капсулу виртуальной реальности. Попадались задачи и по моей специальности, то есть по работе с сетями. За время работы на кафедре мне доводилось обжимать кабели, подключать оборудование и настраивать сеть.

Но главное — это был первый опыт работы и взаимодействия с реальными задачами в формате, который легко совмещался с учебой: дежурство всего раз в неделю. Я понимал, что опыт играет ключевую роль. Некоторые однокурсники не смогли устроиться по специальности или пошли в смежные сферы, потому что не было практики и погружения. Мне же удалось рано включиться в профессию.

О компании

Как вы попали в компанию, в которой работаете сейчас?

На третьем курсе мы с однокурсниками начали активно ходить на ярмарки вакансий. На одной из них узнал про тестовый рабочий день в «К2 Кибербезопасность» — и эта идея меня сразу зацепила. Не нужно сразу принимать судьбоносное решение и тратить несколько месяцев на стажировку, а потом выяснить, что это «не твое».

Чтобы попасть на демо-день, нужно было подготовить резюме и рассказать о себе. Этому в университете не учили, так что пришлось гуглить, как все правильно оформить. Я прошел отбор и получил приглашение.

Конечно, нам не доверили настоящих рабочих задач, скорее устроили серию мини-квизов. К примеру, на одном из них нужно было определить по настройке оборудования, возможно ли сетевое взаимодействие. В другом дали несколько конфигов сетевых служб, нужно было понять, каких настроек не хватает. Отдельно познакомили с офисом и технологиями. Но даже такой формат дал хорошее представление о команде, атмосфере и формате взаимодействия. Кроме того, нам выделили наставников, с которыми можно было пообщаться, задать вопросы.

В этот же день мне рассказали про летнюю практику, где за две недели можно было прокачаться и себя показать. Подал заявку — прошел собеседование и тестирование по профильным темам.

Хорошо запомнил один вопрос: «Что делать, если не работает роутер?» После полугода подработки на кафедре и четырех семестров сетей, я это умел делать чуть ли не с закрытыми глазами. Подробно описал все — от «проверьте, подключен ли кабель и есть ли питание», до «посмотрите DNS и проверьте, не блокирует ли провайдер трафик».

После практики мне предложили пройти оплачиваемую стажировку, и я согласился. Сейчас уже почти три года работаю в «К2 Кибербезопасность». Здесь классное сообщество профессионалов и много возможностей для развития.

Расскажите про свое первое собеседование

Так получилось, первое и пока последнее собеседование я проходил перед практикой. Ожидания оказались страшнее реальности. Я думал, что будут задавать «коварные» вопросы, но в итоге мы с рекрутером просто побеседовали о моем опыте, мотивации и ожиданиях от работы.

По сути, цель была понять, насколько я представляю себе будущую работу, готов ли включаться в задачи и откликаются ли мне ценности и корпоративная культура компании. После демо-дня было легко об этом рассказывать — уже знал, как устроены процессы и какая атмосфера внутри.

А вот перед стажировкой собеседования уже не было — туда меня взяли по итогам летней практики, с хорошим отзывом от наставника и успешным прохождением финального теста. Остаться было осознанным решением. Мне хотелось развиваться именно в той сфере, в которой я учился, а не плыть по течению. Я предпочитал выбрать сложное, но перспективное, и понял, что здесь будет именно так — стажировка стала настоящим вызовом. Мы с другими участниками готовились к финальному заданию по ночам, буквально штурмовали экспертов вопросами, разбирали лабораторку вплоть до мелочей. Незабываемо!

Как складывался дальнейший карьерный путь?

Я пришел в компанию стажером, потом стал младшим инженером, а сейчас дорос до системного инженера. Занимаюсь проектированием сложных решений, работаю с документацией и помогаю другим — обучаю новичков.

Пока был стажером, получал точечные задачи от наставника, который переводил их на понятный мне язык, объяснял контекст и помогал с выполнением. Под контролем наставника я перепрошивал оборудование, выезжал на монтаж и первичную настройку, создавал правила по заявкам. Постепенно задачи становились сложнее, а промежуточный контроль уменьшался.

На текущем уровне занимаюсь несколькими проектами одновременно: от пилотов и демонстраций до разработки проектной документации и внедрения СЗИ. Есть и архитектурные задачи: проектирование подсистем ИБ, внутренние тестирования, поддержка новых продуктов.

Как проходил процесс адаптации в компании? С какими трудностями вы столкнулись?

С коллективом все было классно: очень теплые, общительные люди. Всегда находился кто-то, кто мог дать совет, помочь или просто поболтать в перерыве. Часто звали вместе выпить кофе или обсудить задачу, даже если я сам не знал, как начать разговор. Это здорово помогало почувствовать себя своим — не просто новичком, а частью команды.

Правда, был один нюанс. Я по натуре интроверт, мне было сложно общаться с новыми людьми и начинать разговор. Первое время говорил только о задачах. Потом, когда с каждым коллегой удалось перекинуться хотя бы парой слов, стало проще. Где-то через месяц я уже спокойно обращался за советом или с вопросом к любому.

В рабочих задачах адаптация тоже шла поэтапно. Сначала — самообучение: читаешь документацию, изучаешь продукты, выполняешь простые задания от наставника или старших коллег. Потом они проверяют, насколько ты готов ехать к заказчику, понимаешь ли, что делать. Просят подробно рассказать, какой будет алгоритм работы.

Потом — первые выезды. Стажеру не дают сложных задач, чаще всего это настройка оборудования по инструкции старшего инженера. Нужно приехать на объект, например, в ЦОД или в серверную, и там преднастроить оборудование — переключить в нужный режим, установить софт. После этого коллега подключается и завершает процесс.

Когда я пришел, процесс наставничества еще не до конца отладили, он ощущался немного хаотичным — не было тимлида, который бы курировал стажера. Задачи передавались через более опытных коллег, а у них не всегда находилось время на новичка, которому надо все объяснять.

Очень помогло личное отношение. Несмотря на загрузку, меня так или иначе привлекали к работе или говорили, что почитать, какие материалы изучить. От меня требовалось не сидеть пассивно в ожидании новой задачи. Я сам подходил и спрашивал, чем помочь, что могу сделать полезного.

Теперь процесс полностью перестроили, в том числе и по нашим отзывам — у каждого стажера есть конкретный инженер-наставник. Я и сам сейчас работаю с новичками, люблю делиться знаниями. Для меня важно не просто передавать свой опыт, но и видеть, как они применяют его на практике. Успехи ребят — лучшая мотивация.

Какие знания у вас уже были, когда вы пришли в свою компанию?

Благодаря вузу у меня были хорошие практические навыки и базовые знания по сетям и информационной безопасности. И, конечно, опыт работы на кафедре тоже пригодился: там приходилось делать все понемногу, я и настраивал Wi Fi в аудитории, и разбирался с проблемами в информационной системе вуза, обжимал кабели, настраивал стенды к мероприятиям. Все это научило не пугаться новых задач и быстро включаться, даже если не сразу понятно, с чего начать. Тут еще стоит поблагодарить преподавателей с моей кафедры: они давали актуальные и полезные знания, сочетали теорию и практику, поэтому я не чувствовал полной растерянности.

В целом, все, что учил в институте, пошло на пользу. Не было ощущения: «А теперь забудь все, чему тебя научили, начинай с нуля». Мне в этом плане повезло, хотя так не у всех. Знаю коллег, которым университет практически ничего не дал.

Как вы продвигались в компании? Какие навыки в этом помогли?

Я иду по пути развития постепенно — шаг за шагом. Не вижу смысла пытаться прыгнуть через ступеньку, иначе можно упустить важные детали. В нашей профессии необходимо четко понимать каждый элемент общего процесса, иначе потом есть шанс упустить в работе что-то простое и очевидное.

Разница между стажером и системным инженером — колоссальная. Стажер выполняет задачи по инструкции, ничего не оценивает, просто четко следует указаниям старших.

Младший инженер уже понимает, какой должен быть результат, может его предсказать. А системный инженер — это про самостоятельность. Ты сам себе планируешь день, сам решаешь, что приоритетнее, и как лучше распределить время. Часто есть сразу несколько проектов на разных этапах реализации: сложность, количество продуктов, масштаб проектируемой системы — постоянно меняющиеся переменные. Здесь нужно уметь не теряться, соблюдать дедлайны и держать фокус.

Развитие невозможно без готовности учиться. Да, базовые знания есть, но продукты постоянно меняются и развиваются. Есть такое выражение: «Если ты чувствуешь себя самым умным человеком в комнате, значит, это не твоя комната». На мой взгляд, важно постоянное ощущение, что есть куда расти. Я прохожу курсы — и корпоративные, и сторонние, которые кажутся интересными. Читаю материалы коллег, книги, хожу на конференции, например, за последнее время побывал на PHDays с 2021 по 2025, LinkMeetup 2025, Yandex Next-Hop 2024.

Еще, конечно, никуда без инициативности. Нужно не просто выполнять задачи, а стремиться делать больше. Иногда стоит спросить, нужна ли помощь или предложить вместе решить проблему. Именно так и накапливается настоящий опыт.

Об опыте

Что сейчас нужно знать специалисту, чтобы попасть в вашу сферу?

В первую очередь — нужна техническая база. Это умение работать с сетями, понимание, как устроены средства защиты информации. Очень ценно, если эта база живая, а не только теоретическая. Например, тот же кейс с тестовым заданием: меня спросили, что делать с неработающим роутером, я а расписал все по шагам, опираясь на собственный опыт, потому что сталкивался с проблемой в реальной жизни.

Очень помогает, если ты уже где-то настраивал железки, решал какие-то реальные задачи — пусть даже в университете. Хоть какой-то практический опыт будет плюсом.

Чисто теоретически, можно прийти в эту сферу без профильного образования, из смежного направления. Но тогда нужно будет самостоятельно глубоко погрузиться в тему — читать книги, проходить дополнительные курсы.

Какие бы вы выделили важные Soft и Hard Skills для специалиста вашего направления?

Из hard skills — все, что связано с сетями, оборудованием, средствами защиты информации. Плюс умение читать и писать техническую документацию. Вот этим заниматься никто не любит, там скучные и объемные материалы, но именно они дают ответы на основные вопросы по оборудованию. Надо учитывать, что сейчас далеко не все вендоры подготовили полноценные обучающие материалы, то есть узнать о работе конкретного решения можно только из инструкций и спецификаций. А чтобы потом не потеряться в прочитанном, необходимо умение грамотно и структурированно фиксировать самые важные моменты.

Из soft skills ключевые — это коммуникация и навык планирования.

Если выезжаешь к заказчику, важно понимать, как выстраивать общение: что говорить, как реагировать в стрессовой ситуации, где стоит уточнить, а где — просто выслушать. Например, в начале работы у меня была история: приехал на объект, все подключил, провел настройку, начинаю проверять — а администратор заказчика удаленно оборудование не видит.

Начал искать ошибку, переживал, думал, что делаю что-то не так. Оказалось, просто перепутали порты на коммутаторе, хотя по документам все было правильно. Тут требовалось спокойно все выяснить, хотя в первый раз, конечно, сильно нервничал.

Что касается навыков планирования, то они помогают все успевать и не срывать сроки — это очень важно при работе с клиентами. Кроме того, без умения планировать не получится перейти на следующий уровень. Когда растешь, у тебя уже не одна задача, а пять, так что надо уметь расставлять приоритеты и не паниковать.

Поговорим об ошибках? Что вы сделали не так за это время, что не нужно делать новичкам?

Было несколько моментов, которые запомнились. Один из первых — когда в командировке копировал ключ лицензии из Телеграма. Скопировал целиком, не только цифры, но и слово «ключ». Предсказуемо, ничего не сработало, хотя я повторил, наверное, раз десять. Потратил кучу времени, донимал сообщениями старшего коллегу, не понимал, что не так. Коллега просто молча вставил нужное и написал: «Будь внимательнее».

Было очень стыдно. Сейчас, прежде чем спросить коллег, внимательно перепроверяю внесенные настройки.

Другой пример — снова с портами на коммутаторе. В этот раз они были выключены на стороне коммутатора. Сейчас у нас в плане технических работ жирно выделен пункт «Проверить порты».

Главный совет: проверять базовые вещи. Очень часто проблема не в сложных настройках, а в мелочах. Не стоит думать, что если ты сделал свою часть — то все остальное уже точно работает как надо. Лучше перепроверить.

С чего можно начать специалисту без опыта? Какие есть возможности?

Еще на первом курсе я думал, что, пока не окончу обучение, не буду совмещать учебу и работу. Считал, что нужно сначала выучиться и взять максимум от вузовской программы, не отвлекаясь, а уже потом, с хорошей теоретической базой, искать работу.

Примерно также думала половина потока на моем направлении. Но те, кто не поменял мнение в процессе учебы, столкнулись с неприятной реальностью: без реального опыта достаточно сложно получить хорошую работу.

Поэтому тем, кто только начинает, советую: если учеба в вузе позволяет — начинайте работать как можно раньше. Знания, полученные в реальных условиях, помогут вам стать ценным специалистом гораздо быстрее, чем голая теория.

Начать можно с практики или стажировки, на мой взгляд, это оптимальный вариант. С одной стороны, ты работаешь, развиваешься и строишь график так, как тебе удобно (пары, зачеты и экзамены тоже часть карьерного пути). С другой — рядом всегда есть наставник, который подскажет, поможет, и даже если ошибка кажется глупой — спокойно объяснит, что не так.

Еще важная часть входа в профессию — это умение задавать вопросы. Не стоит стесняться уточнять, разбираться в мелочах, просить пояснений по продуктам и решениям.

Вы проходили какие-то курсы? Что лучше всего подойдет для развития навыков?

В компании поощряют обучение, для этого даже выстроен отдельный процесс: руководитель обсуждает с сотрудником, в каком направлении развиваться, и дает рекомендации.

За время работы я прошел много курсов — в среднем, по три-четыре за каждые полгода, всего около 20. В основном среди них: администрирование продуктов, программирование для написания скриптов автоматизации, анализ сетевого трафика, харденинг сети, развитие soft-skills. Все очень прикладные. Это не просто «послушал и забыл», а знания, которые потом реально используешь в проектах.

Курсы особенно полезны, если они связаны с текущими задачами. Учиться «в общем» — сложно, мало что запоминается. А когда понимаешь, что уже завтра тебе это пригодится — материалы усваиваются совсем по-другому. Сразу прикладываешь информацию к практическим задачам и проектам, с которыми предстоит работать. Каждый блок нового материала — это ответ на вопрос «как сделать вот ту непонятную штуку».

Какие книги, статьи, подкасты, курсы стоит почитать/посмотреть для развития в профессии?

Если учиться самому, то лучше всего заходят прикладные курсы от технических вендоров, чьи продукты использует компания.

Плюс, конечно, полезно читать документацию. Если хочешь стать хорошим инженером, нужно уметь в ней разбираться. Это, кстати, очень сложный навык — читаются все эти инструкции и спецификации тяжело, хочется поскорее пролистать их и забыть, однако именно там содержится немало уникальных сведений о системах и решениях. Этого ни на каких курсах не расскажут — надо осваивать самостоятельно.

У меня есть небольшой список «обязательной литературы». Это необходимая база, которая закрывает большую часть вопросов на младших позициях.

Книги:

  • «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы», Олифер В.Г., Олифер Н.А.;

  • «Компьютерные сети», Таненбаум Э., Уэзеролл Д.;

  • «Внутреннее устройство Windows», Руссинович М., Соломон Д., Ионеску А., Йосифович П.;

  • «Linux на примерах. Практика, практика и только практика», Колисниченко Д.Н.;

  • «Архитектура защищенных сетей», Ольков Е.;

  • «Сети глазами хакера», Базаров М.;

  • «Практическое руководство по использованию Wireshark и tcpdump для решения проблем в локальных сетях», Сандерс К.

Материалы и курсы:

Карьерный трек

Мы часто слышим от специалистов на Хабр Карьере вопросы «Как понять, что я уже сеньор?» или «Что мне нужно сделать и освоить, чтобы вырасти до мидла?».

В каждой статье рубрики мы разбираем новую специализацию и показываем карьерный трек. Это инфографика с навыками, задачами и условиями работы, разбитыми по квалификациям.

Комментарии (0)