Хотя изначально рубрика "Назад в прошлое" предполагала акцент на диалогах с разработчиками, геймдизайнерами, дизайнерами, композиторами и иными условно привычными фигурами из игровой индустрии, однажды было решено не ограничиваться только ими — и список потенциально интервьюируемых пополнился ещё несколькими персоналиями; среди них нашлось место как некоторым из актрис озвучания и задействованным в захвате движений лицам, так и герою данного интервью, без которого представить одну из самых известных игровых серий сегодня, пожалуй, невозможно.

Краткая справка об основных действующих лицах:

Фото для статьи позаимствовано с IMDB.​
Фото для статьи позаимствовано с IMDB.​

Chris Casamassa - мастер боевых искусств, каратист, актёр. Возглавляет школу боевых единоборств "Красный Дракон". Всемирно известен в основном по роли Скорпиона в "Смертельной битве" (1995) и сериале "Смертельная битва: Завоевание" (1998-1999).


Вопрос. Начнём с несколько нестандартного вопроса — с уклоном в философию. Бытует мнение, что чёткое целеполагание, помноженное на пусть и неспешное, но последовательное движение согласно заданному плану, есть половина пути к желаемому. Воля случая, разные обстоятельства вносят свою лепту, но в конечном итоге вынуждены отступать на задний план, если человек остаётся непоколебим на своём пути. Глядя со стороны, можно сказать, что отчасти ваш жизненный путь, в частности в своё время получение чёрного пояса 7-го дана по каратэ, укладывается в этот принцип. Как вы думаете, можно ли назвать его универсальным?

Ответ. Ясные цели + согласованные действия = факторы, которые решают практически всё. Талант важен, удача вносит свои коррективы, но дисциплина формирует результат. Получение высокогоуровневого дана, создание "Красного дракона" и работа в кино - всё это результат скучных, повторяемых изо дня в день привычек, воспроизводимых на протяжении нескольких лет. Вывод: Постоянство важнее интенсивности.


Вопрос. Ваш отец, Лу Касамасса, основал "Red Dragon Karate". Отразилось ли как-то ваше с ним взаимодействие на вашем собственном стиле преподавания и видении школы?

Ответ. Мой отец сформировал всё: технику, стандарты и подачу. Он верил, что боевые искусства - воспитание людей, а не только удары. Мой стиль преподавания хранит это наследие: высокие ожидания, понятная структура и навыки, полезные в реальной жизни.

Вывод: Мастерство без характера неполноценно.


Вопрос. За годы преподавания в Red Dragon наверняка были ученики, которые добились больших успехов в спорте или в кино. Есть ли истории, которыми вы особенно гордитесь?

Ответ. Наши ученики становились профессиональными инструкторами, каскадёрами, владельцами бизнеса и лидерами сообществ. Один из моих любимых примеров: Джейсон Дэвид Фрэнк, ставший одним из самых популярных Могучих Рейнджеров, - прекрасный пример такого успеха.

Вывод: Лучшие истории успеха измеряются тем, кем они стали.


Вопрос. Вы ведёте деятельность как преподаватель, актёр и общественный лидер. Есть ли какие-то негласные правила, которые вы соблюдаете, чтобы найти баланс между управлением школами, преподаванием, съёмками и каскадёрской работой?

Ответ. Три правила: тренируйтесь ежедневно, планируйте не подлежащее обсуждению и быстро говорите "нет". Если это не служит моей миссии - семье, "Красному дракону" (Red Dragon), "Защите от хулиганов" (Bully Proof) или "Бизнес-битве" (Business Kombat) - пропуск. Простота создаёт баланс.


Вопрос. Если говорить о разнице в подходах к тренировкам и дисциплине между Востоком и Западом, то какие составляющие вы бы вынесли на первый план?

Ответ. Восток делает акцент на традициях и терпении; Запад - на скорости и инновациях. Идеальный баланс - уважение и результат: чтите родословную, оценивайте результаты и помогайте человеку, который перед вами.


Вопрос. Франшиза Mortal Kombat изначально начала свой путь как видеоигра. Как вы думаете, повлияли ли игры на то, как зрители воспринимают боевые искусства в кино и на телевидении?

Ответ. Игры полностью изменили ожидания. Зрители ждут отточенной техники, уникальных стилей персонажей и повествования в стиле "схватка с боссом". Лучшие бои из фильмов теперь воспринимаются как игровые моменты с реальными ставками.


Вопрос. К моменту начала съёмок первой картины, "Mortal Kombat" (1995), франшиза "Смертельной битвы" успела получить достаточно широкую известность. Если не брать в расчёт этот аспект, а также тот факт, что к тому моменту у вас имелся некоторый опыт съёмок, хотя и во второстепенных ролях, было ли нечто ещё, что привлекло ваше внимание к кастингу фильма?

Ответ. Помимо актёрской игры, меня привлекла возможность представить настоящие боевые искусства на большой сцене. Я знал, что MK набирает популярность, и я большой поклонник этой игры. Мои два любимых персонажа - Рейден и Скорпион. Возможность сыграть культового персонажа вдохновила меня на перенос игрового образа на большой экран. Я действительно хотел поднять планку экранизаций по мотивам игр.


Вопрос. Достаточно известен тот факт, что не в последнюю очередь на появление франшизы повлияли фильмы с Брюсом Ли, в частности недоснятая картина "Игра смерти" (1978). В последующий период, 1980-е и начало 1990-х, экшен-фильмы и боевики из Гонконга оказались на пике своего развития. Как вы считаете, оказал ли этот факт влияние на специфику съёмок первого фильма? Возможно, среди данных картин есть какие-то, что любимы вами особенно?

Ответ. Я не думаю, что гонконгский стиль оказал большое влияние на наш фильм, - мы были обеспокоены тем, чтобы сделать фильм максимально приближенным к игре. У Ларри Касаноффа (продюсера) было чёткое видение этого фильма, и оно сработало.


Вопрос. Помните ли вы то ощущение, когда впервые узнали, что будете исполнять роль не просто одного из многочисленных ниндзя, а Скорпиона? Были ли с этим связаны какие-то ожидания? И с позиции ретроспективы — были ли какие-то отличия в этом первичном опыте по сравнению с более поздней ролью в сериале?

Ответ. Узнав, что буду играть Скорпиона, я был в шоке. Я большой поклонник этого ниндзя. Фактор ожиданий: нужно уважать особенности персонажа и его язык движений. Фанаты поймут, когда ты действительно выкладываешься по полной, поэтому моя цель - дать им всё, чего они ожидают.


Der_minez спрашивает: "Какое было самое яркое впечатление от съёмок? Что запомнилось больше всего?".

Ответ. Самый яркий пример: энергия на съёмочной площадке, когда готовился бой Скорпиона против Кейджа, - съёмочная группа была готова к этому, все чувствовали это. Те дни, когда каскадёры, камера и актёры слаженно работают, становятся незабываемыми. Когда команда слажена, этот аспект чувствуется в комнате. Мы с Линденом Эшби (Джонни Кейдж) очень усердно работали, чтобы воплотить этот бой в жизнь.


Вопрос. Расхожий принцип гласит, что настоящий мастер мог бы драться хоть в смокинге, хоть в чём-либо ещё. Костюм Скорпиона выглядит круто, но в то же время порой работа костюмеров не всегда сочетается с удобством. Вопрос - удобно ли вам было в этом образе?

Ответ. Было очень удобно и легко двигаться. Самой большой проблемой стали специальные контактные линзы "мертвый глаз", которые меня заставили носить, - они причиняли боль, и я совершенно не мог видеть дальше, чем на 2 фута (прим. пер.: 0,6 метра) перед собой.


Вопрос. С годами производственный процесс первого фильма, ставшего со временем культовым, оброс множеством слухов. Какие-то соответствовали действительности, какие-то нет. Приведу два факта.

Относительно широко известный. Насколько можно судить по сохранившейся информации, тестовые показы указывали на то, что фокус-группа оставалась недовольна имевшимся количеством экшена, что послужило доснятию двух поединков - Лю Кана и Рептилии, а также Скорпиона и Джонни Кейджа, не без основания считающихся одними из лучших. Поскольку их съёмка велась по завершении основных работ, то в само полотно они были вписаны несколько резко, без соответствующих сюжетных твистов.

Менее известный. Поговаривают, что изначально сегментов с участием Горо должно было быть больше. В частности, планировалась некая масштабная сцена в помпезном зале с фонтанами и с полом, покрытым льдом, или нечто вроде того. Учитывая его (Горо) крайнюю неповоротливость, а также сложность в съёмочном процессе, включая выезд в отдалённые локации в Юго-Восточной Азии, от этих идей было решено отказаться. Может быть, вы можете поделиться двумя-тремя редкими интересными фактами о первой картине, которые до сих пор оставались в тени?

Ответ. Три малоизвестных факта:

1. Мы намертво прикрепили ручное существо Скорпиона к костюму - подобная конструкция оказалась бесконечно удобной: в частности, так ей удавалось оставаться чистой во время съемок.

2. Поверхности некоторых локаций заставили нас пересмотреть технику движений, чтобы она, с одной стороны, оставалась безопасной, но в то же время — агрессивной.

3. Несколько "счастливых случайностей" на репетициях в последующем стали фирменными приёмами, снятыми на камеру.


Вопрос. Есть мнение, что сегодня по сравнению с 1980-ми и 1990-ми годами места для смелых экспериментов больше не осталось, в то время как необычная помесь жанров (в противовес следованию только одной концепции) из разных миров, в частности фантастики, экшена и мистики, может порождать неординарный результат. Как вы относитесь к этим двум утверждениям?

Ответ. Всегда есть место для смелых экспериментов - зрители ценят правду и неожиданность. Гибридные жанры срабатывают, когда персонажи реалистичны, а действие служит сюжету, а не наоборот. Дайте фанатам то, чего они хотят, и они вознаградят вас похвалой и превратят ваш фильм в "культовую классику".


Вопрос. При постановке боевых сцен всегда есть выбор - сделать их максимально зрелищными или максимально технически точными. Есть ли какие-то постулаты, согласно которым вы обычно находили баланс между этими двумя противоположными по своей сути подходами?

Ответ. Мне нравится начинать с истории: кто побеждает, почему и чего это стоит герою и злодею. Затем я придумываю один-два "вау"-момента, основанных на чистой, достоверной технике. Если камера не может это распознать, это неважно. Забавный факт: настоящие движения, характерные для боевых искусств, не всегда хорошо смотрятся на экране.


Вопрос. Сиквел, "Annihilation" (1997), обошёлся без вашего участия. Как известно, он пользуется довольно дурной репутацией. Рваное повествование, плохие спецэффекты, обширное количество персонажей, истории которых остались полностью не раскрытыми, вроде того же Ермака. В то же время ряд зрителей считают, что картина была не столь уж плохой для своего времени, было несколько удачных сцен, в частности стычка Джакса и Сони с Сайраксом, а сегодня к ней отчасти применим принцип, известный как "так плохо, что даже хорошо". Как вы относитесь к этому фильму? Есть ли что-то, что вас в нём больше всего раздражало, а что кажется наиболее удачным?

Ответ. "Аннигиляции" не хватило связности сюжета и визуальной отточенности, но актёрская игра была отточена, и было несколько забавных сцен. Я всегда стараюсь чему-то научиться: более масштабная франшиза требует более чёткой фокусировки и меньшего количества персонажей. Мораль истории такова: больше не значит лучше - лучше значит лучше.


Вопрос. В чём-то продолжая заданную тему - "Sci-Fighter" (2004). По нынешним меркам представитель давно почившего вида кино, несколько наивный, довольно странный, ориентированный на подростковую аудиторию фильм, где погружение в виртуальную реальность осуществляется посредством... переделанных велосипедных шлемов. В то же время мне лично он запомнился двумя вещами. Первая - когда он попадался в сетке вещания тогдашнего ТВ, то субъективно воспринимался вполне сносным, а ваша роль агрессивного каратиста смотрелась довольно занимательно. Вторая — что в определённой степени редкость для жанра, как и для выходящего прямиком на кассетах / DVD фильма категории "B" тех лет родом не из Гонконга, - здесь собралась целая россыпь мастеров боевых искусств, представляющих разные стили, в диапазоне от кикбоксинга до карате. Остались ли у вас какие-то воспоминания относительно этой работы? Как положительные, так и отрицательные.

Ответ. "Sci-Fighter" был энергичным, амбициозным и полным настоящих мастеров боевых искусств - и в этом плане увлекательным. Бюджетные ограничения давали о себе знать, но товарищество было настоящим. Мы выжали максимум из того, что нам было доступно. Даже при небольшом бюджете напряжённые усилия могут дать занимательный результат.


Вопрос. В "WMAC Masters" (1995 / 1996) вы выступали под псевдонимом "Red Dragon" и участвовали в шоу, где сочетались реальные боевые навыки и характерно телевизионная драматургия. Что для вас было наиболее интересным или необычным в таком формате, где мастер-демонстрации проходили через сюжетные постановки?

Ответ. "Мастера WMAC" позволили настоящим мастерам боевых искусств выступить в рамках заданного повествования. Формат опередил своё время - спортивное развлечение в сочетании с подлинным мастерством. Выступать в роли Красного Дракона было просто потрясающе. Когда мастерство встречается с историей, дети погружаются в атмосферу. Съёмки для телевидения и кино, безусловно, — это два разных мира.


Вопрос. Если не брать в расчёт Скорпиона, то какие три персонажа серии Mortal Kombat вам кажутся наиболее интересными и почему?

Ответ. Саб-Зиро (полная противоположность Скорпиону), Рейден (внешность и философия) и Китана (точность и целеустремлённость). Каждый из них обладает уникальным языком движений и манерой поведения - отличное сочетание для экранного повествования. На мой взгляд… Сочетание стиля и характера.


Вопрос. Mortal Kombat Conquest (1998-1999). Если присмотреться, то в сериале можно выявить две интересные закономерности. Первая - каждый знаковый антагонист (исключая, пожалуй, только Саб-Зиро) снабжался компанией из одной или нескольких подручных. Вторая - по характеру и типажу они подходят тому или иному персонажу, что, в частности, наглядно видно на примере Куан Чи. Компанию Скорпиону составила решительная голубоглазая блондинка по имени Перон (персонаж, в последующем в серии более нигде не фигурировавший) в лице Джози Дэвис, к тому моменту отметившейся в нескольких местами ставших знаковыми сериалах. Каково было работать в паре с ней?

Ответ. Джози Дэвис была профессионалом, хорошо подготовлена, и с ней было легко работать. Её присутствие создавало на экране яркие моменты, которые идеально вписывались в местный мир. Хорошие партнёры делают работу лучше. Я же был просто счастлив, что у Скорпиона появилась "подружка".


Вопрос номер 20. В отличие от большинства игр серии, а также двух фильмов периода 1990-х, действие которых происходит в современности, "Conquest" делал ставку на атмосферу древнего мира — с характерными для него костюмами, декорациями и локациями. Были ли какие-то особенности производства, будь то локации, отдельно взятые трюки или стилистические решения, что вам запомнились особенно?

Ответ. Наш древний мир был развёрнут на съёмочной площадке студии Universal… В то же время эстетика древнего мира изменила всё: обувь, ландшафт, обращение с оружием, даже то, как вы дышите в костюме. Локации требовали более продуманного дизайна трюков и более чётких линий. Больше всего в этом сериале мне понравилось, как реалистично был показан бой Скорпиона и Саб-Зиро!


Вопрос. Боевые сцены являются ключевой составляющей, на фоне которой сюжет в оригинальной картине отходил на задний план, в сериале же баланс несколько сместился. Может быть, у вас есть один-два любимых момента, где, на ваш взгляд, постановка и история особенно удачно сошлись?

Ответ. Обожаю моменты, когда один-единственный кадр переворачивает историю, - один взгляд, одна демонстрация, а затем действие. Когда схватка разрешает конфликт персонажей, а не просто конфликт ради конфликта, то это победа. Для меня лучшая шутка - развитие персонажа.


Вопрос. В определённой степени повторяя шестой вопрос - можете поделиться двумя-тремя редкими интересными фактами, связанными с сериалом?

Ответ. Посмотрите ответ на двадцатый вопрос.


Вопрос. Второй сезон. Планировался, но не был снят, как говорят, по финансовым соображениям, хотя рейтинги были вполне приемлемыми. На заре распространения интернета ходило множество баек о вроде как существующей снятой первой серии, загруженном в мировую паутину сценарии и т.д. Со временем большинство из этой информации опровергалось и не находило подтверждений. Возможно, вы могли бы поделиться какими-то редкими фактами, двумя-тремя, связанными с продолжением, которому не суждено было случиться?

Ответ. Я не вправе обсуждать эти подробности… Если они существуют.


Вопрос. В 2000 году вы вернулись к эпизодической роли Скорпиона в "Federation of Martial Arts" - первой пробе пера в онлайн-адаптации Mortal Kombat, которая совмещала сериал с интерактивными элементами и биржевой моделью. Запомнился ли этот проект чем-то необычным?

Пояснение. Концепция была задана примерно следующим образом:

* У каждого бойца были "рейтинг" и "стоимость", как у акций на бирже.

* Зрители могли "инвестировать" в / "ставить" на бойцов, повышая или понижая их рейтинг.

* Эти изменения учитывались в сценарии - кто популярнее и "дороже", тот получал больше экранного времени или даже побеждал в будущем эпизоде.

Ответ. Концепция "интерактивного фондового рынка" была дикой для своего времени - фанаты напрямую управляли экранным временем. Она предвосхитила обратную связь между создателем и аудиторией, которую мы видим повсеместно.

Вывод: Вовлечённость - суперсила, если использовать её корректно.


Вопрос. Курьезные случаи на съёмках. Были ли такие? А среди них — такие, о которых можно было бы что-то рассказать?

Ответ. Множество. Моё любимое: во время сцены драки в логове Скорпиона мы с Линденом (Джонни Кейджем) хотели, чтобы эта драка выглядела реалистично… поэтому в разные моменты мы действительно били друг друга по-настоящему…


Вопрос. Поддерживаете ли вы связь с кем-то из былого актёрского состава?

Ответ. Большинство лиц, принимавших участие в съёмках, до сих пор общаются и тусуются вместе. Я в основном общаюсь с Линденом Эшби и Китом Куком (Джонни Кейдж и Рептилия).


Napostriouf (помимо всего - бывший рестлер из Канады) интересуется - "сегодня, спустя десятилетия тренировок, исполнений трюков и съёмок, сказались ли эти активности на вашем мироощущении и восприятии собственного физического здоровья? Из распространённого в моей среде - боли в спине, чувствительность к влажности и т.п. Или же скорее наоборот — вам удалось достаточно закалиться и с полученным опытом стало легче избегать нежелательных перегрузок?".

Ответ. Десятилетия тренировок сделали меня выносливым, но восстановление - новая суперспособность. Я отдаю приоритет сну, подвижности, гидратации (прим. пер.: поддержание в организме водного баланса) и грамотному планированию тренировок. Боль учит - прислушивайтесь к себе как можно раньше. Моя цель - продолжать усердно тренироваться и интенсивнее восстанавливаться.


Вопрос. Сегодня технологии, спецэффекты и захват движений изменили представление о боевых искусствах на экране. Как, на ваш взгляд, эти изменения влияют на аутентичность трюков и саму философию боевых сцен?

Ответ. Технологии могут как усиливать действие, так и скрывать его. Я предпочитаю реалистичные ритмы, подкреплённые визуальными эффектами, а не замещённые ими. Технология захвата движений невероятна, но всё же душа - в актёре. Моя надежда и цель - использовать технологии для усиления правды, а не для её избегания.


Вопрос. Если бы вы могли дать один совет по жизни, опираясь на ваш опыт в боевых искусствах и в кино, что бы вы посоветовали людям сегодня?

Ответ. Станьте хозяином своего утра, оттачивайте мастерство и помогайте кому-то каждый день. Характер формируется. Моя любимая поговорка: "Как мы делаем что-то, так мы делаем всё".


Вопрос. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

Ответ. Во-первых - спасибо. Ничто не происходит само собой. Каждая цепочка автографов, каждое сообщение, отправленное поздней ночью, каждый родитель, доверивший нам тренировать своего ребёнка, каждый фанат, который всё ещё кричит "Иди сюда!" через весь аэропорт, - энергия. Я вырос в додзё, подметая маты для своего отца, Лу. Он научил меня, что боевые искусства - не трофей, а то, кем ты становишься на пути к нему. Этот урок провёл меня через Mortal Kombat, WMAC Masters, Red Dragon Karate, запуск Business Kombat и создание Bully Proof Life.

Роль Скорпиона дала мне путь в кинематограф, но преподавание дало мне возможность быть частью жизни людей. Я видел, как застенчивые дети обретают голос, как семьи сближаются, а владельцы студий превращают неблагополучные школы в процветающие сообщества. Это те победы, которые остаются в памяти. Сегодня мой критерий успеха прост: покидая комнату, оставили мы людей в ней сильнее, чем когда пришли?

Что дальше: расширение инициативы Bully Proof, чтобы мы могли защищать и поддерживать больше детей, развитие наследия Red Dragon с помощью лидеров, которые в первую очередь воспитывают характер, и продолжение привлечения в наш коллектив умов мирового уровня, чтобы мастера боевых искусств могли мыслить масштабнее, чем просто следуя идее "больше потенциальных клиентов". Мне также очень нравится рассказывать новые истории для детей в моей новой книге "Приключения Билли с рюкзаком", потому что воображение - ещё одна сила.

Всем читателям: поставьте себе цель, которая превосходит ваше эго, ежедневно выполняйте скучные упражнения и окружите себя людьми, которые требуют от вас более высоких стандартов. Если мой опыт что-то и говорит, так это то, что постоянство побеждает талант, когда талант непостоянен, и что служение - главный чёрный пояс.

Если вы хотите быть в курсе наших разработок или присоединиться: RedDragonKarate.com, BullyProofLife.com, BusinessKombat.com. Я благодарен, что вы здесь, и я только начинаю разогреваться.


Комментарии (0)