Привет Хабр! Меня зовут Алексей, и я занимаюсь беспроводными технологиями. Сегодня будет история одного провала. Расскажу об архивном проекте который начался ещё в 2021 году с простой идеи: дать пациентам больниц доступ к развлекательному контенту в обмен на регистрацию в онлайн-кинотеатре. Закончилась история созданием полноценной развлекательной mesh-системы для междугородних автобусов которая позволяла бы онлайн кинотеатрам очень дешево привлекать новых подписчиков, но так и не взлетела. Но возродилась из пепла и нашла неожиданное применение в личных автомобилях. Расскажу, как прошли путь от концепции до рабочего прототипа, с какими проблемами столкнулись и что получилось в итоге. Чтобы не навлечь гнев в комментариях хочу сразу предупредить, что статья не является рекламной, в ней нет упоминаний каких-либо брендов и то решение о котором написано нельзя купить.
Проблема: развлечения там, где нет интернета
В 2021 году я работал в команде которая работала над продуктом для крупной корпорации с собственным онлайн-кинотеатром. Перед кинотеатром стояла задача привлечения новых подписчиков, и было предложенно нестандартное решение — работать с пациентами стационаров.
Логика была простой:
Средний срок лечения в стационаре — 2 недели
Основной досуг пациента — интернет, чтение, разговоры
Человек готов пройти регистрацию в обмен на бесплатный контент
После выписки можно допродать подписку
Но быстро выяснилось, что с доставкой контента есть проблемы:
Не у всех есть мобильный интернет
Не все готовы тратить трафик на видео
-
Покрытие в больницах часто плохое
Техническое решение: mesh-сеть + предзагруженный контент
Для устранения проблемы было решено создать локальную Wi-Fi сеть с предзагруженным контентом — по аналогии с развлекательными системами в самолетах, но для больниц.
Архитектура системы:
Стартовый роутер — размещается в больнице
USB-накопитель с предзагруженным медиаконтентом
USB-модем с SIM-картой для периодической актуализации
Веб-сервер с порталом больницы и каталогом контента, размещается тут же на роутере.

Пациент подключается к Wi-Fi, проходит регистрацию и получает доступ к фильмам, сериалам, музыке — всё это работает без доступа в интернет. Плюс такой архитектуру в том, что wi-fi mesh-сеть можно развернуть за считанные часы и не нужно проводить монтажных работ связных со сверлением и прокладкой кабеля, что для больницы конечно важно.
Pivot: от больниц к междугородним автобусам
В начале 2022 года проект столкнулся с серьезными вызовами:
Руководитель направления от корпорации покинул компанию и мигрировал
Часть его команды тоже ушла
Корпорация решила избавиться от онлайн-кинотеатра
Но идея была слишком хорошей, чтобы её бросать. Мы стали искать новые сферы применения и остановились на междугородних автобусах.
Почему автобусы — отличная ниша:
Протяженность автодорог в России: 140,5 тыс. км
Покрытие LTE: только 64% федеральных дорог
Покрытие хотя бы 2G: 30% региональных дорог, а часто вовсе отсутствует
-
Миллионы человек пользуются междугородним транспортом
Новая архитектура: самосинхронизирующаяся mesh-сеть
Для автобусов мы доработали систему, добавив возможность автоматической синхронизации контента между узлами сети. Мы собрали прототип системы и даже поэксплуатировали его в условиях максимально приближенных к боевым - покатав на своих автомобилях.
Тестовый стенд а автомобиле Компоненты системы:
В автобусе:
Wi-Fi mesh роутер с нашим ПО
Шифрованный SSD-накопитель с контентом
Проходной powerbank (заряжается когда автобус едет и питает роутер когда он находится на остановке с выключеным двигателем)
Беспроводная IP-камера (опциональное решение, не относящееся к тематике проекта, но раз уж есть wi-fi сеть можно добавить видеонаблюдение за салоном )
На автовокзале/в парке:
Базовый mesh роутер с интернетом
-
SSD-накопитель для синхронизации контента
Так выглядит прототип базового роутера для размещения на автовокзале. На фото прототип в нашем офисе. Покрытия Wi-Fi сети как раз хватает до парковки с автомобилями.
Как работает синхронизация контента
Самая интересная часть системы — автоматическое обновление контента через mesh-сеть:
Базовый mesh-роутер подключен к интернету и постоянно актуализирует новый контент на своем SSD
Автобус приезжает на автовокзал → подключается к базовой mesh-сети → проверяет обновления → синхронизирует новый контент
Два автобуса встречаются в пути → автоматически создают mesh-сеть → обмениваются актуальным контентом → расходятся дальше
Распространение информации — через эту же систему можно быстро распространять рекламные сообщения и важные уведомления, а также новости и другой быстро устаревающий контент
Синхронизация контента между автобусами через mesh-сеть Экономика проекта: кто и сколько платит
После анализа стейкхолдеров выяснилось, что платить скорее всего готовы будут только онлайн-кинотеатры:
Пассажиры — пользуются бесплатно, платить не готовы
Перевозчики — хотят выделиться среди конкурентов, но платить не хотят
Государство — может помочь организационно, но не финансово
Онлайн-кинотеатры — готовы платить за привлечение подписчиковМетрики привлечения подписчиков:
40 мест в автобусе × 2 рейса = 80 пассажиров/день 80 × 365 = ~30 000 пассажиров/год с одного автобуса 30 000 × 10% конверсии = 3 000 новых подписчиков
Стоимость привлечения одного подписчика: 20-30 рублей — выгоднее других каналов.
На само деле выгода онлайн-кионтеатра этим не ограничивается и присутствует еще в бесплатном размещении рекламных материалов на борту автобуса. Например, комплект оборудования, вполне можно сменять на размещение банера внутри или оклейки снаружи, с рекламой оналйн кинотеатра.
Технические особенности реализации
Безопасность контента
Все данные на зашифрованном SSD
Ключ шифрования хранится в роутере
При краже накопителя контент остается защищенным
Преимущества mesh-архитектуры
Автоматическая синхронизация между узлами
Работа без постоянного интернет-подключения
Масштабируемость сети
Отказоустойчивость
Главная проблема: как достучаться до онлайн-кинотеатров
Имея готовое техническое решение и понятную экономику, мы столкнулись с неожиданной проблемой — все онлайн-кинотеатры оказались крайне закрытыми.
Стандартные способы коммуникации (info@, hello@ и формы обратной связи) превратились в "черные дыры". Несколько месяцев попыток связаться ни к чему не привели. Проект пришлось заморозить почти на год.
Это не коммерческое решение, в таком виде мы его ни кому не продаем. Просто решаем собственную проблему с развлечениям в пробках и попутно собираем данные о состоянии эфира еще для одного смежного проекта.
Неожиданное применение: личные автомобили
История получила неожиданное продолжение. После усиления блокировок интернета в сетях сотовых операторов в нашем городе стало скучно ездить в автомобиле, особенно в пробках. И мы подумали а почему бы вновь не развернуть решение хотя бы для себя. Тем более, несколько комплектов прототипа для использования тестового стенда у нас было. Мы докупили еще несколько единиц и разместили в машинах сотрудников. Сразу хочу сказать это не коммерческое решение, в таком виде мы его ни кому не продаем. Просто решаем собственную проблему с развлечениям в пробках и попутно собираем данные о состоянии эфира еще для одного смежного проекта.
Мы адаптировали наш прототип для личного использования:
Базовый роутер в лаборатории автоматически скачивает интересный контент
При парковке автомобиля происходит синхронизация через mesh-сеть
В поездках есть доступ к актуальному развлекательному контенту
Сейчас данным решением пользуются сотрудники нашей лаборатории. Стартовый роутер в автоматическом режиме аккумулирует на своем роутере интересный для нас контент, а он в свою очередь распространяется на роутеры и накопители в автомобилях сотрудников.

Выводы и lessons learned
Что получилось:
✅ Создали работающую mesh-систему с автосинхронизацией
✅ Решили техническую задачу доставки контента без постоянного интернета
✅ Просчитали экономику и выявили платежеспособных клиентов
✅ Нашли неожиданную нишу применения
Что не получилось:
❌ Выйти на онлайн-кинотеатры через стандартные каналы связи
❌ Масштабировать решение в изначально планируемом направлении
Главные уроки:
Техническое решение — это только 50% успеха. Вторая половина — продажи и маркетинг
B2B продажи требуют персональных каналов связи, стандартные email'ы, формы и звонки не работают
Хорошее решение найдет применение, даже если не в той сфере, для которой создавалось
Mesh-сети и предзагруженный контент — перспективная технология для сценариев с ограниченным интернетом
Жаль конечно что проект не взлетел. На наш взгляд он имеет право на существование в самых разных областях:
Междугородний автобусный транспорт в туристических регионах
ЖД транспорт — аналогичные проблемы с покрытием
Медицинские стационары — первоначальная идея остается актуальной
-
Развивающиеся страны — возможность работать с зарубежными клиентами
Жаль конечно что проект не взлетел. Основная задача для его реализации которую необходимо решить это получение интересного и легального контента.
P.S. Иногда лучшие продукты рождаются не там, где их изначально планировали. Наша система для больниц стала развлекательной сетью для автобусов но так и не взлетела, а затем — персональным решением для нас как для водителей авто. И кто знает, где она найдет применение дальше.
Комментарии (6)
oleg1251
03.09.2025 07:0940 мест в автобусе × 2 рейса = 80 пассажиров/день 80 × 365 = ~30 000 пассажиров/год с одного автобуса 30 000 × 10% конверсии = 3 000 новых подписчиков
По ощущениям спорно. 10% очень оптимистично. И тут не учитываются уникальные пассажиры, а их будет меньше. Имею в виду, что один и тот же пассажир может проехать несколько раз.
GrekNirvana Автор
03.09.2025 07:09Согласен. Но тут, как говорится, пока не попробуешь не узнаешь. Количество уникальных пассажиров будет зависеть наверное от стоимости и длинны маршрута. На коротких будут ездить чаще одни и те же а на длинных уже разные.
oleg1251
03.09.2025 07:09Но не сочтите за критику. В целом статья дельная. Всегда интересно прочитать о реальном опыте.
JBFW
В междугороднем автобусе это было бы интересно, но пассажир платить не захочет - он и так выбрал автобус по причине дешевизны, хотя и неудобно несколько часов трястись в кресле.
Перевозчик тоже не захочет, у него доход - с пассажиров. Выделяться ему тоже особо незачем, маршруты поделены, нельзя просто так купить автобус и встать на чужой маршрут.
Так что тут все правильно посчитали.
Личные авто? Ну, в массе как-то сложно представить, по дороге смотришь на дорогу, не до сериалов. Музыка разве что.
С больничками хорошо придумано, там такое в тему: времени полно, и убить его надо. Но пользователь одноразовый - редко кто серийно по стационарам лежит. При отсутствии нормального интернета мог бы и заплатить за контент ( а при наличии те же онлайн кинотеатры есть)
В общем, выгоды для пользователя вижу, а кто будет оплачивать не вижу. Кинотеатры за привлечение? Ну, кто уже пользуется - у тех аккаунт либо есть, либо был и "у этих не понравилось", кто не пользуется - скорее всего не может (дома нет тв/приставки, на работе некогда и прочее)
GrekNirvana Автор
Большое спасибо за такой обстоятельный комментарий. Плательщик здесь действительно только один - это онлайн кинотеатры либо какие-то другие платформы с легальным контентом. Выгодно это им или нет не понятно. Обратную связь мы получить ни от кого так и не смогли, не говоря уже о проблемном интервью. В качестве гипотезы наверное может быть выгодно. Так как они конкурируют друг с другом, заинтересованы в новых подписчиках. И тратят значительные средства на привлечение новых подписчиков. И это некоторый шанс показать пользователю которому некуда деваться, что у нас есть интересный контент, как то зацепить его за живое.
GrekNirvana Автор
Сейчас пока писал комментарий вспомнил что у нас еще были попытки контактов с органами власти. Платить они были не готовы, но готовы были оказывать всяческую поддержку информационного или организационного плана. И был у них интерес на каких-то туристических маршрутах показывать промо ролике о регионе и разную социальную рекламу.