Привет Хабр! Меня зовут Алексей, и я занимаюсь беспроводными технологиями. Сегодня будет история одного провала. Расскажу об архивном проекте который начался ещё в 2021 году с простой идеи: дать пациентам больниц доступ к развлекательному контенту в обмен на регистрацию в онлайн-кинотеатре. Закончилась история созданием полноценной развлекательной mesh-системы для междугородних автобусов которая позволяла бы онлайн кинотеатрам очень дешево привлекать новых подписчиков, но так и не взлетела. Но возродилась из пепла и нашла неожиданное применение в личных автомобилях. Расскажу, как прошли путь от концепции до рабочего прототипа, с какими проблемами столкнулись и что получилось в итоге. Чтобы не навлечь гнев в комментариях хочу сразу предупредить, что статья не является рекламной, в ней нет упоминаний каких-либо брендов и то решение о котором написано нельзя купить.

Проблема: развлечения там, где нет интернета

В 2021 году я работал в команде которая работала над продуктом для крупной корпорации с собственным онлайн-кинотеатром. Перед кинотеатром стояла задача привлечения новых подписчиков, и было предложенно нестандартное решение — работать с пациентами стационаров.

Логика была простой:

  • Средний срок лечения в стационаре — 2 недели

  • Основной досуг пациента — интернет, чтение, разговоры

  • Человек готов пройти регистрацию в обмен на бесплатный контент

  • После выписки можно допродать подписку

Но быстро выяснилось, что с доставкой контента есть проблемы:

  • Не у всех есть мобильный интернет

  • Не все готовы тратить трафик на видео

  • Покрытие в больницах часто плохое

    Техническое решение: mesh-сеть + предзагруженный контент

    Для устранения проблемы было решено создать локальную Wi-Fi сеть с предзагруженным контентом — по аналогии с развлекательными системами в самолетах, но для больниц.

    Архитектура системы:

    1. Стартовый роутер — размещается в больнице

    2. USB-накопитель с предзагруженным медиаконтентом

    3. USB-модем с SIM-картой для периодической актуализации

    4. Веб-сервер с порталом больницы и каталогом контента, размещается тут же на роутере.

Схема mesh-сети развлекательной системы в больнице
Схема mesh-сети развлекательной системы в больнице

Пациент подключается к Wi-Fi, проходит регистрацию и получает доступ к фильмам, сериалам, музыке — всё это работает без доступа в интернет. Плюс такой архитектуру в том, что wi-fi mesh-сеть можно развернуть за считанные часы и не нужно проводить монтажных работ связных со сверлением и прокладкой кабеля, что для больницы конечно важно.

Pivot: от больниц к междугородним автобусам

В начале 2022 года проект столкнулся с серьезными вызовами:

  • Руководитель направления от корпорации покинул компанию и мигрировал

  • Часть его команды тоже ушла

  • Корпорация решила избавиться от онлайн-кинотеатра

Но идея была слишком хорошей, чтобы её бросать. Мы стали искать новые сферы применения и остановились на междугородних автобусах.

Почему автобусы — отличная ниша:

  • Протяженность автодорог в России: 140,5 тыс. км

  • Покрытие LTE: только 64% федеральных дорог

  • Покрытие хотя бы 2G: 30% региональных дорог, а часто вовсе отсутствует

  • Миллионы человек пользуются междугородним транспортом

    Новая архитектура: самосинхронизирующаяся mesh-сеть

    Для автобусов мы доработали систему, добавив возможность автоматической синхронизации контента между узлами сети. Мы собрали прототип системы и даже поэксплуатировали его в условиях максимально приближенных к боевым - покатав на своих автомобилях.

    Тестовый стенд а автомобиле
    Тестовый стенд а автомобиле

    Компоненты системы:

    В автобусе:

    • Wi-Fi mesh роутер с нашим ПО

    • Шифрованный SSD-накопитель с контентом

    • Проходной powerbank (заряжается когда автобус едет и питает роутер когда он находится на остановке с выключеным двигателем)

    • Беспроводная IP-камера (опциональное решение, не относящееся к тематике проекта, но раз уж есть wi-fi сеть можно добавить видеонаблюдение за салоном )

    На автовокзале/в парке:

    • Базовый mesh роутер с интернетом

    • SSD-накопитель для синхронизации контента

      Так выглядит прототип базового роутера для размещения на автовокзале. На фото прототип в нашем офисе. Покрытия Wi-Fi сети как раз хватает до парковки с автомобилями.
      Так выглядит прототип базового роутера для размещения на автовокзале. На фото прототип в нашем офисе. Покрытия Wi-Fi сети как раз хватает до парковки с автомобилями.

    Как работает синхронизация контента

    Самая интересная часть системы — автоматическое обновление контента через mesh-сеть:

    1. Базовый mesh-роутер подключен к интернету и постоянно актуализирует новый контент на своем SSD

    2. Автобус приезжает на автовокзал → подключается к базовой mesh-сети → проверяет обновления → синхронизирует новый контент

    3. Два автобуса встречаются в пути → автоматически создают mesh-сеть → обмениваются актуальным контентом → расходятся дальше

    4. Распространение информации — через эту же систему можно быстро распространять рекламные сообщения и важные уведомления, а также новости и другой быстро устаревающий контент

    Синхронизация контента между автобусами через mesh-сеть
    Синхронизация контента между автобусами через mesh-сеть

    Экономика проекта: кто и сколько платит

    После анализа стейкхолдеров выяснилось, что платить скорее всего готовы будут только онлайн-кинотеатры:

    Пассажиры — пользуются бесплатно, платить не готовы
    Перевозчики — хотят выделиться среди конкурентов, но платить не хотят
    Государство — может помочь организационно, но не финансово
    Онлайн-кинотеатры — готовы платить за привлечение подписчиков

    Метрики привлечения подписчиков:

    40 мест в автобусе × 2 рейса = 80 пассажиров/день 80 × 365 = ~30 000 пассажиров/год с одного автобуса 30 000 × 10% конверсии = 3 000 новых подписчиков

    Стоимость привлечения одного подписчика: 20-30 рублей — выгоднее других каналов.

    На само деле выгода онлайн-кионтеатра этим не ограничивается и присутствует еще в бесплатном размещении рекламных материалов на борту автобуса. Например, комплект оборудования, вполне можно сменять на размещение банера внутри или оклейки снаружи, с рекламой оналйн кинотеатра.

    Технические особенности реализации

    Безопасность контента

    • Все данные на зашифрованном SSD

    • Ключ шифрования хранится в роутере

    • При краже накопителя контент остается защищенным

    Преимущества mesh-архитектуры

    • Автоматическая синхронизация между узлами

    • Работа без постоянного интернет-подключения

    • Масштабируемость сети

    • Отказоустойчивость

Главная проблема: как достучаться до онлайн-кинотеатров

Имея готовое техническое решение и понятную экономику, мы столкнулись с неожиданной проблемой — все онлайн-кинотеатры оказались крайне закрытыми.

Стандартные способы коммуникации (info@, hello@ и формы обратной связи) превратились в "черные дыры". Несколько месяцев попыток связаться ни к чему не привели. Проект пришлось заморозить почти на год.

Это не коммерческое решение, в таком виде мы его ни кому не продаем. Просто решаем собственную проблему с развлечениям в пробках и попутно собираем данные о состоянии эфира еще для одного смежного проекта.

Неожиданное применение: личные автомобили

История получила неожиданное продолжение. После усиления блокировок интернета в сетях сотовых операторов в нашем городе стало скучно ездить в автомобиле, особенно в пробках. И мы подумали а почему бы вновь не развернуть решение хотя бы для себя. Тем более, несколько комплектов прототипа для использования тестового стенда у нас было. Мы докупили еще несколько единиц и разместили в машинах сотрудников. Сразу хочу сказать это не коммерческое решение, в таком виде мы его ни кому не продаем. Просто решаем собственную проблему с развлечениям в пробках и попутно собираем данные о состоянии эфира еще для одного смежного проекта.

Мы адаптировали наш прототип для личного использования:

  • Базовый роутер в лаборатории автоматически скачивает интересный контент

  • При парковке автомобиля происходит синхронизация через mesh-сеть

  • В поездках есть доступ к актуальному развлекательному контенту

Сейчас данным решением пользуются сотрудники нашей лаборатории. Стартовый роутер в автоматическом режиме аккумулирует на своем роутере интересный для нас контент, а он в свою очередь распространяется на роутеры и накопители в автомобилях сотрудников.

Первые пользователи и тестировщики
Первые пользователи и тестировщики

Выводы и lessons learned

Что получилось:

✅ Создали работающую mesh-систему с автосинхронизацией
✅ Решили техническую задачу доставки контента без постоянного интернета
✅ Просчитали экономику и выявили платежеспособных клиентов
✅ Нашли неожиданную нишу применения

Что не получилось:

❌ Выйти на онлайн-кинотеатры через стандартные каналы связи
❌ Масштабировать решение в изначально планируемом направлении

Главные уроки:

  1. Техническое решение — это только 50% успеха. Вторая половина — продажи и маркетинг

  2. B2B продажи требуют персональных каналов связи, стандартные email'ы, формы и звонки не работают

  3. Хорошее решение найдет применение, даже если не в той сфере, для которой создавалось

  4. Mesh-сети и предзагруженный контент — перспективная технология для сценариев с ограниченным интернетом

Жаль конечно что проект не взлетел. На наш взгляд он имеет право на существование в самых разных областях:

  1. Междугородний автобусный транспорт в туристических регионах

  2. ЖД транспорт — аналогичные проблемы с покрытием

  3. Медицинские стационары — первоначальная идея остается актуальной

  4. Развивающиеся страны — возможность работать с зарубежными клиентами

Жаль конечно что проект не взлетел. Основная задача для его реализации которую необходимо решить это получение интересного и легального контента.


P.S. Иногда лучшие продукты рождаются не там, где их изначально планировали. Наша система для больниц стала развлекательной сетью для автобусов но так и не взлетела, а затем — персональным решением для нас как для водителей авто. И кто знает, где она найдет применение дальше.

Комментарии (6)


  1. JBFW
    03.09.2025 07:09

    В междугороднем автобусе это было бы интересно, но пассажир платить не захочет - он и так выбрал автобус по причине дешевизны, хотя и неудобно несколько часов трястись в кресле.

    Перевозчик тоже не захочет, у него доход - с пассажиров. Выделяться ему тоже особо незачем, маршруты поделены, нельзя просто так купить автобус и встать на чужой маршрут.

    Так что тут все правильно посчитали.

    Личные авто? Ну, в массе как-то сложно представить, по дороге смотришь на дорогу, не до сериалов. Музыка разве что.

    С больничками хорошо придумано, там такое в тему: времени полно, и убить его надо. Но пользователь одноразовый - редко кто серийно по стационарам лежит. При отсутствии нормального интернета мог бы и заплатить за контент ( а при наличии те же онлайн кинотеатры есть)

    В общем, выгоды для пользователя вижу, а кто будет оплачивать не вижу. Кинотеатры за привлечение? Ну, кто уже пользуется - у тех аккаунт либо есть, либо был и "у этих не понравилось", кто не пользуется - скорее всего не может (дома нет тв/приставки, на работе некогда и прочее)


    1. GrekNirvana Автор
      03.09.2025 07:09

      Большое спасибо за такой обстоятельный комментарий. Плательщик здесь действительно только один - это онлайн кинотеатры либо какие-то другие платформы с легальным контентом. Выгодно это им или нет не понятно. Обратную связь мы получить ни от кого так и не смогли, не говоря уже о проблемном интервью. В качестве гипотезы наверное может быть выгодно. Так как они конкурируют друг с другом, заинтересованы в новых подписчиках. И тратят значительные средства на привлечение новых подписчиков. И это некоторый шанс показать пользователю которому некуда деваться, что у нас есть интересный контент, как то зацепить его за живое.


    1. GrekNirvana Автор
      03.09.2025 07:09

      Сейчас пока писал комментарий вспомнил что у нас еще были попытки контактов с органами власти. Платить они были не готовы, но готовы были оказывать всяческую поддержку информационного или организационного плана. И был у них интерес на каких-то туристических маршрутах показывать промо ролике о регионе и разную социальную рекламу.


  1. oleg1251
    03.09.2025 07:09

    40 мест в автобусе × 2 рейса = 80 пассажиров/день 80 × 365 = ~30 000 пассажиров/год с одного автобуса 30 000 × 10% конверсии = 3 000 новых подписчиков

    По ощущениям спорно. 10% очень оптимистично. И тут не учитываются уникальные пассажиры, а их будет меньше. Имею в виду, что один и тот же пассажир может проехать несколько раз.


    1. GrekNirvana Автор
      03.09.2025 07:09

      Согласен. Но тут, как говорится, пока не попробуешь не узнаешь. Количество уникальных пассажиров будет зависеть наверное от стоимости и длинны маршрута. На коротких будут ездить чаще одни и те же а на длинных уже разные.


  1. oleg1251
    03.09.2025 07:09

    Но не сочтите за критику. В целом статья дельная. Всегда интересно прочитать о реальном опыте.