
Привет, Хабр! Наверняка вы помните успех онлайн-школ во время пандемии — тогда каждый или кого-то учил, или чему-то учился. Однако за пять лет технологии шагнули вперед, а EdTech остался на том же уровне — и это привело к упадку. Зачем платить за курс, если нейросеть может научить чему угодно бесплатно (хоть к качеству обучения и возникают очевидные вопросики)?
В онлайн-школе IBLS смогли превратить искусственный интеллект из конкурента в союзника и с его помощью осовременить процесс обучения для всех участников. Рассказываю, как это получилось.
Ключевая проблема EdTech: ожидания учеников не совпадают с реальностью
Сегодняшние ученики привыкли получать персонализированный контент в соцсетях, быструю обратную связь от приложений и нейросетей, а также ожидают, что обучение будет индивидуальным и применимым в жизни.
По данным Digital Education Council, 86% учащихся активно используют AI в повседневных делах, обучении и исследованиях. Например, буквально недавно OpenAI выкатили модуль для самостоятельного обучения. Он без промтов работает как полноценный проводник по необходимой теме. Люди могут изучать что угодно бесплатно, поэтому онлайн-школам нужно менять свой подход, чтобы оставаться на плаву.
По другую сторону от новых стандартов находятся тьюторы, опыт которых остался неизменным — высокая нагрузка, минимум индивидуального контента и шаблонность во взаимодействии.
И мы приходим к ключевой проблеме сферы. Она заключается в несоответствии образовательного опыта новым запросам и ожиданиям всех участников процесса. И это касается не только российского рынка, но и международного.

ML Impact — про ML и AI без хайпа
Мы запустили ресурс, на котором разбираем реальную пользу ИИ для бизнеса.
От бума к стагнации: что пошло не так
EdTech еще недавно был самой быстрорастущей цифровой отраслью. В пандемию он привлек рекордные инвестиции — $21 млрд в 2021 году. Однако уже к 2024 году финансирование рухнуло на 89% — до 2,4 млрд в глобальном венчуре.

За последний год крупнейшие игроки международного рынка столкнулись с массовыми увольнениями и потерей капитализации. Вот несколько примеров.
Американская компания 2U, которая занималась переупаковкой университетских курсов в онлайн-формат, после покупки edX за $800 млн обанкротилась и потеряла почти всю капитализацию.
Образовательная компания Chegg рухнула с $12 млрд до $230 млн на фоне скандалов со списыванием и оттока пользователей.
Когда-то успешный стартап Byju’s смог вырасти до $22 млрд, но обанкротился из-за неудачных поглощений и конфликта между основателем и инвесторами.
Российский EdTech следует аналогичным путем: рост замедляется (c 70% до 19% год к году), идет волна увольнений среди лидирующих игроков (GeekBrains, XYZ), а сама отрасль консолидируется: по итогам 2024 года 10 ключевых игроков контролируют около 55% выручки среди топ-100 компаний. В целом рынок растет на 10% год к году.

Проще говоря, и в российском, и в международном сегменте складывается похожая ситуация: модель EdTech устаревает, однако спрос на качественное образование остается и только растет.
Сервисы хоть и становятся технологичнее, но при этом подход большинства EdTech-компаний выглядит устаревшим: они застряли в повторении старой модели «лекция-тест-сертификат», только теперь в онлайн-формате и без фокуса на опыт участников процесса.
Единственный способ вернуть доверие и ценность сферы — внедрение новых инструментов не в интерфейсы, а в сам образовательный процесс.
У онлайн-школы IBLS есть такой опыт. Я исследовал его, чтобы вывести правила успешного использования инструментов искусственного интеллекта в организации образовательного процесса. Разобраться в теме мне помогли руководитель платформы IBLS Сергей Красько и руководитель IT-отдела Дмитрий Гриневич.
О компании
IBLS (International Blended Learning School) — один из крупнейших игроков российского EdTech-рынка, который обслуживает более 13 000 учеников в 50 странах. Это образовательная экосистема, включающая онлайн-школы, магистратуру, кафедры в МГИМО, медицинский центр и спортивные команды.
О чем нам расскажет ее опыт
Как не бояться экспериментов.
Как оценить реальный потенциал AI-проекта, если 88% таких проектов остаются на уровне пилотов.
В чем заключается метод песочницы и как он помогает масштабировать инновации.
3 правила, которые помогут эффективнее запускать ML-проекты.
В конце вы найдете конкретные рекомендации, как правильно интегрировать AI в образовательные продукты, какие экономические показатели учитывать и как избежать типичных ошибок, из-за которых проект не выйдет из пилотной версии.
Первый опыт внедрения ИИ в IBLS
Это произошло еще в начале пандемии — до эры больших языковых моделей. Задачу взяла на себя команда из нескольких специалистов, которые попытались автоматизировать генерацию и проверку экзаменационных тренажеров для подготовки к ЕГЭ.
Команда выбрала четыре предмета и создала что-то вроде маленького завода по производству простых онлайн-тренажеров. Системы автоматически генерировали варианты тестовых заданий и примерные ответы, а затем на базе классических методов NLP и статистических моделей выставляли оценки.
Сервис интегрировали с LMS, чтобы каждая новая группа учащихся сразу получала доступ к тренажерам.
Архитектура решения
Генерация заданий: шаблонные конструкции (разбор вариантов КИМ) комбинировались с банком типовых вопросов.
Автоматическая проверка: алгоритмы сопоставляли ответы ученика с эталонными, учитывали ключевые слова и простые логические шаблоны.
Интерфейс учителя: в консоли методисты могли корректировать правила, добавлять новые шаблоны и следить за качеством выдачи.
Ключевые проблемы и выводы
Сложная поддержка шаблонов. Поддержка пула из нескольких тысяч вопросов и шаблонов требовала постоянной ручной работы методистов. Автоматизация затягивалась, при этом количество учеников только росло.
Низкая гибкость. Алгоритмы плохо работали на нестандартных ответах и почти не понимали их смысл. Из-за этого доля расхождений с экспертными оценками была слишком велика для коммерческого внедрения.
Ресурсная нагрузка. Для доработки и расширения системы потребовалось бы создавать отдельную ML-команду, а таких ресурсов тогда не было.
В итоге после полугодового пилота IBLS приостановила развитие проекта: было ясно, что без качественных LLM-моделей и серьезных усилий по созданию банка вопросов и ответов масштабирование окажется невыгодным.
Почему 88% AI-пилотов не взлетают
В марте 2025 года IDC совместно с Lenovo провели масштабное исследование трех тысяч IT-руководителей С-уровня на тему ИИ-пилотов. Оказалось, что только 4 из 33 AI-пилотов доходят до полноценного внедрения. То есть лишь 12% проектов переходят из стадии POC в продакшен.
Большинство AI-проектов застревают в пилотах из-за низкой организационной готовности: неясный ROI, неподготовленные процессы, слабые данные и нехватка внутренней экспертизы.
Тем не менее этот опыт позволил команде понять, каких процессов, метрик и инфраструктуры требует внедрение ML-инициатив.
Что такое метод песочницы и как он помог IBLS запускать и масштабировать ML-проекты
В основе успеха компании лежит особый подход к внедрению инноваций — так называемый метод песочницы. Рассмотрим подробно, как он устроен и какие результаты он принес компании.
Песочница — это подход, в рамках которого инновации сначала разрабатываются и тестируются в изолированном режиме с участием ключевых пользователей конечного продукта.
Компания сфокусировала внимание сразу на всех участниках процесса: методисты, преподаватели, ученики (и иногда их родители) и сами разработчики.
С одной стороны, они решили разгрузить тьюторов и методистов, чтобы те в перспективе могли сконцентрироваться на учениках, которым требуется больше внимания. С другой — разнообразить опыт обучения: сделать обратную связь глубже, контент — интереснее, а также сфокусироваться на применимости знаний.
Так были запущены следующие проекты.
Автоматическая проверка заданий по гуманитарным дисциплинам

Идея
Можно ли поручить ML автоматически проверять 70–90% работ, снизив таким образом трудозатраты и ускорив обратную связь?
По задумке система распознавала рукописный или печатный текст, находила похожие примеры, выставляла баллы по пяти критериям и формировала комментарий, который преподаватель мог принять или поправить.

В песочнице участвовали 12 учителей и 600 учеников. Прототип запускался на корпусе из 35 000 размеченных работ. Для эксперимента были выбраны только два предмета — русский язык и история.
Как это устроено технически
Загрузка работ: ученики загружают сканы или фото в LMS.
OCR: ML-модуль автоматически распознает рукописные и печатные ответы, разбивает их по заданиям.
API-интеграция: LMS формирует JSON-запрос, передает в ML-модуль вопросы и ответы.
Семантический скоринг: на базе LLM Qwen + RAG-базы из 800 млн пар вопросов и ответов система анализирует не только ключевые слова, но и структуру ответа, полноту аргументации, соответствие критериям ФГОС.
Автоматическая оценка: программа возвращает итоговый балл, а также подробный разбор ошибок и рекомендации для ученика.
Интерфейс преподавателя: учитель видит автооценку, может согласиться, откорректировать или отправить работу в «диспут».
Диспуты: если ученик или учитель не согласны с оценкой, работа автоматически попадает в ручную доработку экспертами.

«Генератор КИМ»: сократили время создания контрольных заданий с пяти часов до полутора

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) — основа системной подготовки учеников. Их нужно много, а еще они требуют регулярного обновления и адаптации под конкретные задачи.

Идея
Собрать «фабрику заданий» — ML-модуль, который генерирует задания по шаблонам и критериям, заданным методистами.
Цель: снизить цикл подготовки на 60–90%.
Задачи такой фабрики:
генерировать КИМы по предмету, теме и уровню сложности;
соблюдать структуру, требуемую Министерством образования;
обеспечивать вариативность заданий.

Как это устроено технически
1. Запрос от преподавателя. В интерфейсе LMS педагог задает тему, тип задания, сложность.
2. Генерация черновика. LLM (Qwen) генерирует задание, используя:
методические критерии (структура, уровень сложности),
собственную RAG-базу, собранную из валидированных КИМов.
3. Вариативность и адаптация. Модель автоматически предлагает 2–3 варианта с разными формулировками и параметрами (например, числовыми значениями в математике).
4. Проверка на соответствие. Система валидирует задания по логике ГОС: формат, структура, критерии оценивания.
5. Редактирование и сохранение. Методист может внести правки, сохранить задание в личную библиотеку или сразу прикрепить к курсу.
Описание проекта
Хоть первые версии не прижились — методисты не включались в процесс и не доверяли результатам. Необходимо было уделить внимание доверию между ментором и программой.
После доработки интерфейса, а также добавления пояснений и возможности редактировать, началось активное использование.

Генерация индивидуальных отчетов по прогрессу ученика

Идея
Воспользоваться накопленной базой тысяч отчетов и типовых кейсов, чтобы научить ML-модуль генерировать подсказки для тьютора. В пилоте участвовали все предметы.
Система должна уметь:
анализировать текущие оценки ученика, активность на уроках;
формировать текст с рекомендациями;
допускать редактуру;
сокращать время подготовки отчета в 3–5 раз.
Как это устроено технически

1. Сбор данных об ученике. Из LMS выгружаются оценки ученика, прогресс, посещаемость, поведение на уроках.
2. Предобработка и фильтрация. ML-модуль определяет «тип» ученика по шаблонам поведения и выделяет ключевые особенности.
3. Генерация текста. На основе LLM и обученного корпуса отчетов формируются:
индивидуальные характеристики сильных и слабых сторон,
рекомендации по учебе,
пожелания родителям и наставникам.
4. Интерфейс тьютора. Тьютор получает предварительно сгенерированный текст, может отредактировать его или дополнить. После этого отчет отправляется родителю.

Когда ML берет на себя шаблонную часть и предлагает грамотный черновик, тьютор фокусируется на сути, а не на формулировках. Это обеспечивает масштабируемость, снижает выгорание специалистов и сохраняет главное — персональный подход к каждому ученику.
Генерация тренажеров с помощью AI-ассистента
Учителям и методистам нужно регулярно создавать тематические тренажеры для закрепления материала. Особенно актуально для английского языка, где требуется не только разнообразие, но и немедленная обратная связь.

Идея
Разработать AI-ассистента, который сможет по запросу преподавателя генерировать тренажер по заданной теме. Цель — не заменить педагога, а ускорить подготовку и повысить вариативность заданий.
Ассистент должен уметь:
предлагать задания по теме курса,
давать обратную связь ученику.
Проект пока находится в стадии пилота, но у него есть потенциал.
Описание проекта
Предмет: пока применяется только для английского языка.
Формат: песочница для учителей, в которой они тестируют и настраивают ассистента.
Подход: по готовым подборкам тем — генерация тренажера, встроенного в учебный маршрут.
Ассистент используется как поддержка: учитель задает тему, получает тренировочные задания, может адаптировать их и прикрепить к курсу.

Умный учебник: диалог вместо монолога
Проблема

MVP уже собран, готовится к тестированию к осени.
Идея
Создать учебник-ассистент, который:
объясняет тему по запросу ученика,
адаптирует объяснение под его уровень,
предлагает тренажеры и мини-тесты,
работает в текстовом и голосовом интерфейсе.
Цель — превратить учебник в личного репетитора: объясняющего, проверяющего, повторяющего до усвоения.
Описание проекта
Первый запуск: учебник по английскому.
Интерактивность: читаешь — спрашиваешь — тестируешься — повторяешь.
Коммуникация: через чат, сканы и голосовые диалоги.
Проект на стадии MVP, но уже интегрирован с учебным контентом и LMS. Первый пользовательский цикл — до конца лета, масштабирование — с октября.
Результаты (на момент интервью)

Оценка результатов запланирована после первых месяцев активного использования. Ожидаемый эффект — рост вовлеченности и качества знаний учеников.
Проекты, которые не взлетели
Однако если вы думаете, что у команды все шло как по маслу — то нет. Случались и неудачные кейсы, которые были заморожены или закрыты на стадии пилота.
Песочница также помогает определить, какому пилоту стоит дать зеленый свет, а кого лучше заморозить.
Детектор вовлеченности учеников
Попробовали анализировать вовлеченность на утренних уроках с помощью ML. Проект остановили из-за слишком долгого цикла обучения модели, высоких трудозатрат и неочевидной бизнес-ценности на текущем этапе.
Прокторинг
Была попытка создать собственную систему прокторинга с распознаванием лиц.
Прокторинг — это система онлайн-наблюдения за поведением учеников на тестах, экзаменах и других важных учебных событиях.
Однако на рынке уже есть соответствующие готовые решения. Доводить пилот до их уровня — сложно и нецелесообразно.
Токсичность в чатах
Разрабатывался модуль для мониторинга буллинга и пассивной агрессии среди учеников. Технология оказалась слишком сложной и ее заморозили. Обновят позже на современных моделях.
3 правила успешного пилота
Практика IBLS показывает: ключ к масштабируемому ИИ лежит не в очередной прорывной модели, а в дисциплинированной работе с продуктом.
Работа с живым процессом. Прототип мгновенно ставят «под нагрузку», поэтому через нескольких месяцев уже видно, работает ли решение в боевом режиме и выдерживает ли оно педагога-скептика, родителя-перфекциониста и ученика, который нажмет «Закрыть» при первом удобном случае.
Обратная связь как драйвер процесса. Учителя и методисты исправляют ошибки напрямую с командой — и эти правки тут же уходят в цикл дообучения. В результате модель взрослеет вместе с данными школы, а доверие пользователей растет вместе с точностью предсказаний.
Фокус на задаче. Каждый эксперимент начинается с конкретного узкого места, измеряемого в часах учителя или процентах вовлеченности ученика.
Это обязывает команду формулировать четкий, проверяемый KPI, и сразу же привязывает AI-решение к P&L.
Индустрия не испытывает дефицита технологий; она испытывает дефицит процессов, которые превращают эти технологии в ценность.
Небольшой чек-лист: как определить, есть ли потенциал у проекта
Чтобы проект не стал очередной красивой презентацией и превратился в реальный рабочий инструмент, компаниям необходимо ответить на несколько ключевых вопросов до старта.
Какую именно проблему бизнеса или образовательного процесса решает этот AI-проект?
Какие метрики мы будем использовать для оценки его успеха?
Есть ли подтвержденный спрос и подтвержденная ценность для учеников и учителей?
Понятна ли нам полная стоимость владения и добавленная экономическая ценность проекта?
Готова ли организация к внедрению, есть ли специалисты и данные нужного качества?
achekalin
Кажется, проблема не в том, что искусственный интеллект будет кого-то учить, а в том, что вот эти самые онлайн-курсы, расплодившиеся во время и после пандемии, совсем не так хороши, как все ожидали.
Ты ждёшь, что тобой займётся грамотный педагог, который в удобном для тебя темпе расскажет и растолкует, даст рекомендации, повозится с тобой, получит твоё задание, изучит его, еще раз даст свои рекомендации и растолкует непонятое, и всё это без нужды ездить в какую-то далёкую учебную аудиторию, ведь правда? А в реальности всё гораздо проще: недоучившийся студент пишет на бумаге и занудным голосом читает лекцию, где начало плохо совпадает с концом. Всё это выкладывается на обязательно собственный хостинг у каждой школы, тебе даётся доступ туда на указанное количество дней или месяцев, а новые части курсом не открываются, пока ты не занесёшь все деньги - так что оценить весь вертеп ты не можешь, не оплатив счёт. Что-то не понравилось или следующая лекция оказалась вообще отстой — да никого это не волнует!
Так что школам, конечно, стоит переживать: если ии сможет хотя бы толково объяснять, или отвечать на маломальские внятные вопросы студентов, которым не сразу дошла какая то особо глубокая мысль — у онлайн школ будут глубокие проблемы.
А ещё одна проблема - это стоимость обучения. Онлайн школы, почему то, считают, что повышение оплаты на десятки процентов каждые полгода — это объективная необходимость и суровая реальность. Если поискать и почитать отзывы несчастных преподавателей — их зарплата почему-то не растёт с такой же скоростью, зато неплохо растёт потребность в средствах со стороны самой школы. Насколько бы хорошо или плохо не учил ИИ, там стоимость доступа существенно ниже, и даже если она будет выглядеть как условные 10 или 20$ в месяц + оплата токенов, все равно мы получим существенно, на порядки, меньшую стоимость обучения, с довольно приличной надежды на то, что хотя бы в чем то разберёшься. И, в виде мечта двоечника, если ты опять не смог позаниматься и поучиться оплата за тое не взимается и ты платишь минималку в виде 10$ причём так платить можно буквально много месяцев к ряду что сильно отличается от оплаты онлайн курсов где 200 а то и 500к надо выложить разом, и никто тебя ждать не будет.
Как по мне, это звоночек не про ии, а про качество вот этого якобы хорошего якобы онлайн якобы образования.