Привет, Хабр! Меня зовут Анна Стремилова, в MWS я занимаюсь продвижением приложения Clatch. Хоть я и училась на биолога (история об этом тут), в ИТ я практически с пеленок. Моя мама — программист старой школы, и самыми первыми моими «буквами» были нолики и единички, а рисовать я училась на бумаге для ЭВМ.

В 80-е годы мама вела проект с роботизированной столовой в Минске — это было огромное помещение, где люди выбирали еду по кнопкам, а роботы выдавали и забирали тарелки. Так что я уже привыкла к ситуациям, когда рассказываю маме про очередное айтишное «ноу-хау», а она скептически замечает, что в 80-х это уже было. 

И вот, ко Дню программиста у меня родилась идея: а почему бы не рассказать о профессии глазами специалистов старой и новой школы? С представителем первой я жила под одной крышей, а с представителями второй работаю каждый день. 

Любителям зрелищ может быть скучно: здесь не будет батла в духе «кто круче». Это две честные истории от людей из разных поколений, и, по-моему, у них много общего.

Машина времени на ON: каким было программирование в 80-х

Неизведанная область притягивала

В моей молодости программирование было новым веянием в науке и технике. Я училась на физическом факультете в Саратовском государственном университете, и вдруг стране понадобились электроники (тогда говорили именно так) и программисты. Половину студентов с нашего курса по желанию перевели на отделение АСУ — автоматизированные системы управления. Я тоже была в их числе. 

После университета нас определили на завод электронной техники в Саратове, где мы занимались автоматизированными системами управления технологическими процессами, или АСУ ТП. Нас было 22 человека — в основном из одной группы. Но наш выпуск был уже третьим, так что мы пришли, скорее, на подхват: основными разработками занимались предыдущие выпускники, а мы помогали им развивать и внедрять технику. 

Бережно храню
Бережно храню

Нолики и единицы превращаются в ток

В университете мы изучали код и ассемблер, но на заводе впервые увидели, как нолики и единицы переводятся в аналоговую величину — в напряжение, электрический ток.

Работало это так. Мы писали нолики и единицы, они преобразовывались в аналоговую величину (например, в напряжение), а дальше она подавалась на стенд управления. Потом запрос поступал назад, снимались сведения. Допустим, напряжение у нас — 120 вольт. Оно идет по проводам на адаптер, преобразовывается в нолики и единички, и я получаю величину именно в них. Так я анализировала поведение прибора и управляла им: при необходимости прибавляла или убавляла напряжение.

Когда мы внедряли такие процессы в наших цехах, к нам приходили на экскурсию целыми группами. Мужчины-наладчики, которые вплотную работали с оборудованием, удивлялись: как это, технологический цикл идет почти три с половиной часа, и электронная вычислительная машина управляет процессом?

Сохранила на память. Мой доклад № 6. Мы постоянно повышали свой уровень знаний, участвовали в конференциях, обменивались опытом
Сохранила на память. Мой доклад № 6. Мы постоянно повышали свой уровень знаний, участвовали в конференциях, обменивались опытом

Какое-то время я работала на участке с электровакуумными лампами — наш завод их производил. Первым этапом в технологическом процессе была откачка из них воздуха — тоже на основе цифроаналоговых и аналогоцифровых преобразований. Нужно было действовать тихо и аккуратно, чтобы стекло выдержало внешнее напряжение и не лопнуло от давления.

Я писала программы для запуска ламп в работу. Сначала у нас был тренировочный режим: почти четыре часа мы подавали пробное напряжение, меняли режимы работы, снимали параметры. Потом переходили к испытаниям: лампа от ЭВМ устанавливалась в специальный стенд оборудования с гнездами, датчиками и контактами, и электронная машина испытывала ее в течение суток. Потом цикл завершался, и лампы увозили на флот, в авиацию, космос и так далее.

За 20 лет сфера сильно изменилась

Мне повезло своими глазами увидеть, как быстро прогрессирует вычислительная техника. Сначала я работала на мини-ЭВМ «Электроника-100», которые выпускали в Калининграде:

Фото из моего альбома
Фото из моего альбома

Еще у нас была управляющая машина «Днепр» — допотопная даже по тем меркам. Рядом с пультом управления стояло несколько тумбочек, блоков, латы, диоды, триоды. Интегральных схем тогда еще не было.

Потом появились ЕС-1020 — огромные шкафы:

ЕС-1020, фото из интернета
ЕС-1020, фото из интернета

И тяжелые диски диаметром 50 сантиметров, на которые записывались программы:

А потом в качестве носителей информации в нашу жизнь пришли перфокарты:

Информация представлялась через наличие и отсутствие отверстий
Информация представлялась через наличие и отсутствие отверстий

Мини- ЭВМ были непрерывно заняты технологическим процессом. Уже не хватало времени что-то разрабатывать и отлаживать программы, и мы создали систему имитации. Тогда я стала заниматься моделированием программирования. Приходили на ЕС, писали программы при помощи Фортрана, отлаживали, а потом они переводились в коды мини-ЭВМ и шли на них. Если было нужно, мы их дорабатывали.

В 1980-м у нас появился ЭВМ ЕС-1060. Чтобы научиться с ней работать, я трижды ездила на курсы по повышению квалификации в научный центр «Алгоритм» в Минске.

Фото из интернета. Источник
Фото из интернета. Источник

Любая машина работает с нулями и единицами. Мы делали распечатку памяти программы — называется дамп. Отчетливо помню несколько метров распечатки, огромное количество нулей и единиц. Ты садишься, просматриваешь все эти листы и отлично понимаешь, что это и как работает. Если возникают вопросы, быстро находишь нужные данные, идешь к пульту управления, корректируешь программу с пульта машины — набираешь нули и единицы на клавишах. Потом выводишь на перфоленту, магнитную ленту или на перфокарты — смотря что требуется.

В конце 80-х у нас появились черно-белые компьютеры. Мои рабочие задачи не были с ними связаны, но я ходила на обучение из интереса. Техника продолжала развиваться, но на этих компьютерах моя, так сказать, профессиональная эпопея уже заканчивалась.

Мне был интересен каждый мой проект

В начале карьеры я занималась автоматизацией технологических процессов на заводе — тогда мы все это только внедряли и стояли у самых истоков. Потом я разрабатывала систему управления электричеством. На предприятиях и улицах оно часто использовалось без надобности, и я создавала систему контроля, чтобы его экономить.

Еще занималась разводкой плат. На столе закреплялся ватман, а сверху бегал ползунок, заправленной черной тушью. Он рисовал плату, транзисторы, резисторы. Я сидела за ЭВМ, нажимала на клавиши и управляла им — ползунок двигался горизонтально, потом вертикально, вырисовывал разъемы и платы. Потом их относили в цех, а там уже работники собирали платы и паяли транзисторы.

Но, пожалуй, самым интересным моим проектом была автоматизация столовой. Я ездила работать в Минск, где такая столовая уже была. Наш завод разрабатывал для нее оборудование, но программное обеспечение делали в Минске. Я приезжала отлаживать процесс и изучать ПО, чтобы потом внедрить его у нас.

Работала столовая так: ты подходишь к стойке, перед тобой дисплей. Выбираешь блюда, идешь к окошку и ждешь, когда на транспортере выедет твой поднос. Потом берешь его, садишься за столик, обедаешь, а после относишь грязный поднос уже на другой транспортер, где его забирает робот-манипулятор. Он поднимает посуду наверх, отвозит в мойку, потом сам высушивается и спускается обратно.

К сожалению, мы успели только построить столовую, но так и не запустили ее. Пришли 90-е, и все рухнуло.

Мы постоянно учили языки

Алгоритмические языки интерпретируют программы в нули и единицы. Из-за ограниченной памяти мини-ЭВМ мы были вынуждены сразу осваивать коды, хотя языков уже было много. Я знала Assembler, Fortran, Pascal, BASIC, C и PL, но использовала их не так часто — опять же, в основном работала с кодами.

Например, на Фортране я писала программу для моделирования ЭВМ «Электроника 100 И» на ЕС-1020. Еще я писала программу для пульта управления, с которого можно было открывать и закрывать двери в автомобильных гаражах. Но написать — еще полдела, потом ее нужно было корректировать, особенно если есть временное ожидание. Я корректировала в кодах. Счетчик считает: один плюс один плюс один плюс один — и ты рассчитываешь, сколько плюсов сделать, чтобы получилась одна секунда задержки.

Сейчас такие пульты есть везде: подъезжаешь на машине — и шлагбаум открылся. Но и в середине 80-х у нас это уже было.

Автоматизация в стиле 80-х

Сейчас в программировании огромное количество инструментов, которые могут автоматизировать твою работу и избавить от рутины. Меня восхищает, как легко современные ребята в них ориентируются и в зависимости от задачи выбирают тот или иной инструмент.

А у меня для автоматизации была девочка-оператор на подхвате. Она забивала текст программы в ЭВМ и делала распечатку.

Вместе работали и отдыхали

Нашу лабораторию возглавлял начальник, а сотрудники делились на несколько групп по два человека: программист и помощник-оператор. Если у нас возникали вопросы, мы шли к начальнику, и он всегда старался вникнуть в суть дела. Это был величайший специалист, мы его очень уважали.

Отношения между сотрудниками были теплыми. Если ты, например, изучал новый язык, всегда можно было обратиться за советом к коллеге, который с ним работает.

Чтобы обмениваться информацией, мы проводили совещания примерно раз в одну-две недели. Каждая группа рассказывала, какие у нее задачи, какие вопросы возникли, какой план.

Помимо работы, мы организовывали собственные олимпийские игры: зимой катались в лесу на лыжах, летом — бегали. Здесь было не важно, кто какую должность занимал — общались на равных. Еще мы устраивали пикники, брали с собой супругов и детей. Часто ходили в театры: стояли в очереди за билетами ночами, потому что их было очень сложно достать. Знали актеров наизусть.В общем, любили вместе и работать, и отдыхать.

Фотография из альбома. Здесь мы играли в волейбол
Фотография из альбома. Здесь мы играли в волейбол

Забавно, но мы всегда обращались друг к другу по имени отчеству, даже если несколько лет дружили семьями. Или если пришел совсем молодой специалист, тоже называли его именно так. Эта привычка сохранилась у нас до сих пор: когда общаюсь с бывшими коллегами, они обращаются ко мне только «Любовь Алексеевна».

А тут изображали картину «Три богатыря»
А тут изображали картину «Три богатыря»

Главный навык программиста

Не каждый будет любить программировать, как и не у всех есть желание, например, садиться за руль. Я считаю, важнее всего искренний интерес к работе. Чтобы быть успешным в профессии, важно чувствовать стремление к своей сфере, тягу к знаниям, желание ставить цели.

Отработать можно любой навык, но если тебе неинтересно то, чем ты занимаешься, то и результат будет соответствующим.

Назад в настоящее: программирование 2025

Увлекся программированием в 5-м классе

Тяга к программированию проснулась во мне в пятом классе, когда я посмотрел фильм «Социальная сеть». Я понял, что можно накодить что-то уникальное в одиночку, стал придумывать разные проекты и пытаться их реализовать.

Тогда я жил в общежитии с родителями. Нашими соседями были студенты — однажды они проложили локальную сеть между квартирами, и с той поры все начали шериться друг с другом информацией. Потом я увидел у кого-то инструмент для создания сайта — что-то вроде Тильды. Я попробовал сделать свою страницу и показал результат одному из студентов, который проводил для нас интернет. Неожиданно ему понравилось: «Это круто! Держи диск с обучалкой по HTML, CSS, JS и учись дальше». Тогда я воспринял его слова примерно как джедай наставления Йоды. Мне захотелось связать свою профессию с кодингом.

Дилемма: факультет компьютерных наук или математический

Я поступил на математический факультет в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского. Сначала сомневался: может, все-таки на факультет компьютерных наук? Но мне больше всего нравились дисциплины от кафедры Прикладной и Вычислительной Математики (ПиВМ), к тому же в приемной комиссии сказали, что на матфаке много внеучебных активностей, — и я сделал свой выбор. А потом… потом начались сложности.

Я быстро осознал, что математика не мой конек. Огромное количество вещей мне просто не давались, я ничего не понимал. Приходилось брать дополнительные часы и догонять остальных. Так что основной навык, который я прокачивал во время обучения, — это решение проблем.

Мы постоянно решали типовые задачи и писали лабораторные. А перед тем, как подступиться к реализации, приходилось собирать огромное количество вводных: что именно делать, как и зачем это нужно. Бывали задачи, которые сильно отличались от того, что мы проходили на парах и что обсуждали в рабочей группе. Словом, мне было искренне тяжело. При этом я видел, что у некоторых ребят был врожденный талант. Они глубоко и круто разбирались в теме — и им это давалось легко и с ходу, как будто они занимались этим всю жизнь. А мне все эти годы приходилось их догонять — было сложно, но я справился.

Вакансий было много, но не хватало опыта

Закончив обучение, я переехал в Москву. Вакансий было много — и для опытных специалистов, и для совсем начинающих. И все же найти работу было не так легко, как я думал. За плечами у меня был опыт участия в хакатонах, стажировка, свои маленькие пет-проекты по обучающим видеоурокам, но этого оказалось недостаточно. Компаниям было нужно глубокое погружение в одно направление и коммерческий опыт.

Тогда я понял, что в первую очередь мне нужно определиться с направлением и нарабатывать навыки именно в нем. Выбрал fullstack-разработку: тут ты реализуешь и фронтенд, и бэкенд — два в одном. Мне казалось ценным, если специалист может справиться с задачей в разных направлениях. Но когда я устроился на фулстек в свою первую компанию, меня настигло разочарование. Да, я неплохо разбирался в каждой области, но мне не хватало погружения во что-то одно, чтобы отточить мастерство.

На первой работе основным стеком был PHP и JavaScript. Мы писали не на чистых языках, а на фреймворках: обращались к библиотекам, брали готовые компоненты и пакеты, чтобы ускорить процесс.

Фулстек обязывает писать код на языках, заточенных для бэкенда и клиентской части. Часто синтаксис разный. Бывает и так, что используя один и тот же язык, можно реализовывать сразу две области, но это было не мое. Позже, когда заинтересовался мобильной разработкой, я уже сам выбирал язык и фреймворк: ушел в сторону Dart и Flutter.

«Ленивая» разработка

В MWS я управляю разработкой мобильного приложения, декомпозирую и оцениваю задачи, занимаюсь ревью кода и документации, слежу за аналитикой работы приложения у пользователей, пишу код. Признаться честно, я стал очень ленивым разработчиком: автоматизирую почти все — от планирования задачи до реализации. Сейчас такое время, что информация, которая тебе прилетает, теряет актуальность в тот же момент, когда ты ее прочитал.

Мне нравится быть на пике технологий. Я использую популярные современные инструменты, чтобы загрузить искусственный интеллект своими задачами и оставить себе только самое интересное. Например, ставлю задачу AI-агенту как среднему или начинающему разработчику. Он продумывает план реализации, я его корректирую и делегирую выполнение машине. Потом проверяю, удовлетворяет ли решение моим ожиданиям, при необходимости правлю что-то руками.

Еще постоянно использую так называемый IDE — инструмент для написания кода. Он выглядит как текстовый блокнот, но тут много дополнительных функций, которые упрощают работу: подсветка синтаксиса, внутренние анализаторы кода, дополнительные горячие клавиши, которые позволяют быстро навигироваться и смотреть, что происходит. Получается, такой блокнот на стероидах.

На связи с командой каждый день

Я лидер команды мобильный разработки, и мне всегда важно знать статусы наших задач. Каждый день мы с ребятами созваниваемся и обсуждаем, что сделали вчера, что в плане на сегодня, у кого какие блокеры. Это так называемый daily scrum meeting. После фиксируем все в текстовом формате: каждый строит себе план на день и скидывает его в общий чат. Может звучать занудно, но это помогает себя дисциплинировать, плюс все понимают, какие задачи на горизонте.

По средам у нас командная встреча: задаем друг другу вопросы, планируем активности, если есть какие-то проблемы, вместе думаем, как их решить.

Еще одна еженедельная встреча — Flutter Sync по пятницам. На ней мы обсуждаем разработку, фреймворк, языки и технические детали.

Для командной работы используем несколько инструментов. Основной — это таск-трекер Jira. Мы выстроили полную наблюдаемость процессов, организовав работу в три доски:

  • Daily — для ведения ежедневных задач с базовыми колонками: «Нужно сделать», «В процессе» и «Закрыто».

  • Epics — для планирования задач на спринт, с более вытянутым процессом по SDLC.

  • Goals — стратегическая доска для проработки и ведения долгосрочных целей.

И, конечно, общаемся в корпоративной почте и мессенджерах.

У нас с командой есть традиция, что каждую пятницу мы устраиваем день брауни: вместе ходим в кафешку и балуем себя десертами. Самые стойкие потом отрабатывают их в спортзале или на корпоративной йоге. В целом мы стараемся поддерживать общение и во внерабочее время, ходим в театры, встречаемся по выходным. Кто-то вместе посещает корпоративные сообщества по интересам — йогу, вокал, волейбол и так далее.

Команда Clatch
Команда Clatch

Меняется уровень ответственности

Сравнивая свой путь в разных компаниях, я понимаю, что мне требовались одни и те же навыки и решал я похожие задачи. А вот что действительно менялось — так это зона ответственности.

Сначала как программист я решал четкую задачу: на вход три элемента, на выход — true или false. Потом как разработчик брал на себя инициативу: предлагал, как решить задачу, рассказывал, какие есть подходы. Дальше стал управлять командой и отвечать не только за свой результат. То есть за годы работы зона ответственности стала значительно шире. А еще с ростом дополнительных софтовых и хардовых навыков начинаешь глубже понимать, где и что может пойти не так.

В университете на парах по программированию нас часто пугали, что нужно всегда писать защищенный код, чтобы ракета или самолет не взорвались. Такие примеры казались мне преувеличением. А потом в одной из компаний, где я когда-то работал, из-за ошибки в коде взорвалась нефтяная вышка. Моя команда тут, к счастью, была не при чем, но этот случай запомню на всю жизнь.

Тогда я осознал, что ошибка в коде, допущенная разработчиком, может нанести реальный ущерб. И даже если ты не работаешь с вышками, ракетами и самолетами, а создаешь, например, приложение или любой другой продукт, ответственность перед пользователями огромная. Об этом важно не забывать.

Доводить задачи до конца — даже если очень не хочется

Я убежден: чтобы быть успешным программистом, нужно прокачивать навык решения задач и проблем, уметь углубляться в тему и задавать вопросы. Такой solving problem master.

У меня есть любимая фраза, которую часто говорил мой преподаватель: математик — это не тот, кто умеет быстро считать в уме, а тот, кто умеет доводить любую задачу до конца. В этом огромный смысл: в программировании ты сталкиваешься с задачами, которые сначала непонятны. Мы принимаем как аксиому, что не можем знать все. Но мы должны уметь разбираться в задаче и реализовывать ее.

Мастера одного клинка

Я работал с программистами, которые гораздо старше меня, и замечал, что они максимально исполнительны, сконцентрированы, анализируют мельчайшие детали, всегда нацелены на идеальный результат. И это легко объяснить.

Раньше технологий было меньше. Информацию приходилось добывать буквально по крупицам — из книг, у преподавателей или коллег по цеху. Компьютеры были далеко не у всех, и возможность практиковаться вне работы появлялась редко. Вход в профессию был сложнее.

Это формирует разные подходы к работе: старшие коллеги часто доводят мастерство в одной технологии до совершенства — становятся сильными мастерами одного клинка. А мы живем в реальности, где ценится гибкость и умение быстро переключаться. У каждого под рукой компьютер, интернет и неограниченный доступ к материалам. Можно хоть каждый день пробовать новые языки, фреймворки и инструменты. Ошибся — исправил, собрал заново, получил обратную связь и двигаешься дальше.

Если бы я мог привнести что-то из старой школы в современную разработку — в первую очередь это была бы прокачанная концентрация и внимание к деталям. При этом я понимаю, что доводить задачу до идеала нужно не всегда. Лучшее — враг хорошего. Бывает, эффективнее отдать функциональность на текущем этапе, сместить фокус, а потом вернуться и доделать.

Несмотря на разные условия, наши поколения объединяет интерес к своему делу и особое мышление — когда каждая задача для тебя как новая головоломка, которую хочется решить. И если для этого тебе нужно потратить кучу времени, освоить новые инструменты и пройти долгое обучение — ты не пасуешь, просто потому что тебе это интересно.

Комментарии (0)


  1. saipr
    13.09.2025 08:22

    Автоматизация в стиле 80-х

    Вот какими я помню 80-е:

    Что же из себя в начале 80-х годов представлял вычислительный центр 4ЦНИИ МО? Он был неплохо оснащён по советским меркам. К моему приходу в институте функционировали не только ЭВМ М-220, то и ЕС-1022, ЕС-1050, ЕС-1052 и ЕС-1060. Были и дисплейные классы ЕС-7906 и ЕС-7920. Однако основной режим работы на ЭВМ был всё же пакетный режим.

    Спасибо за статью! Интересное было время 80-е, да и сегодня тоже.


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      Благодарим за ваш отклик!


  1. atues
    13.09.2025 08:22

    В одном месте "училась", в другом "работал" и таких несогласований глаголов по родам - вагон. Ну пожалейте чужие глаза и раскройте тайну: Вы девочка или мальчик? )))


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      я, автор, Аня, девочка, моя мама программист – девочка, мой коллега Дима – мальчик. В интервью участвовали люди обоих полов. Можете дать цитату из текста, где именно несостыковка родов?


      1. atues
        13.09.2025 08:22

        Вот оно что: это интервью. Вначале девочки, потом мальчика. Виноват. Был недостаточно внимателен. Прошу извинить и с днем программиста :)))


  1. lazy_val
    13.09.2025 08:22

    на Фортране я писала программу для моделирования ЭВМ «Электроника 100 И» на ЕС-1020

    А мама может рассказать поподробнее как на Фортране моделировать ЭВМ?

    Имеется в виду трансляция машинного кода ЕС в машинный код на других архитектурах?

    Приходили на ЕС, писали программы при помощи Фортрана, отлаживали, а потом они переводились в коды мини-ЭВМ и шли на них. Если было нужно, мы их дорабатывали

    Или что-то еще?


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      Если хотите, напишите мне в телеграм @amstremi, дам мамин контакт. Если вспомнит, обязательно поделится.


      1. lazy_val
        13.09.2025 08:22

        Я считаю что широкому кругу посетителей ресурса это тоже будет интересно.

        Поэтому пожалуйста передайте вопрос маме, а сюда запостите ответ. Если ей удастся восстановить в памяти ту историю.

        Спасибо


        1. salieff
          13.09.2025 08:22

          Это блог компании ABC, в которой маркетоид Анна занимается продвижением продукта XYZ. Все остальное - замануха и мишура. А вы тут, понимаешь, пришли душнить техническими деталями, как будто они и вправду кому-то интересны и имеют смысл :⁠-⁠)


          1. duselguy
            13.09.2025 08:22

            Программисты 80-х не были (столь) токсичны (как нынешние). Возможно, в силу отсутствия (чрезмерно) развитых (анонимных) средств коммуникации.
            Ну да, и трава была зеленее ...


          1. mio_anni Автор
            13.09.2025 08:22

            Смысл имеют. Мне радостно читать, что комментаторы интересуются маминой работой. Да, я маркетоид, моя профессия и любимая компания помогли создать материал, посвященный моей маме. Я горжусь ей и восхищаюсь ее работой. Мама приехала из деревни, поступила на физический факультет университета. Отучилась и работала на одном из ведущих оборонных предприйтий Саратова. После выхода статьи мама позвонила однокурсникам, коллегам, всколыхнулись воспоминания. В комментариях нашлись ее давние знакомые. Ведь им сейчас всем 70+ лет. Так что эта статья имеет смысл, еще какой огромный смысл.
            Благодарю вас, что подсветили это.


            1. victor_1212
              13.09.2025 08:22

              действительно тантал, где работала Ваша мама, был широко известен в свое время, вся связка предприятий электронной промышленности ленинского района (от 2 до 6 дачной) была построена фактически по решению Сталина (примерно 1946) по развитию радиолокации


        1. mio_anni Автор
          13.09.2025 08:22

          Хорошо, с большим удовольсвием


    1. SIISII
      13.09.2025 08:22

      Подозреваю, отлаживали вычислительную часть алгоритмов...


    1. victor_1212
      13.09.2025 08:22

      кое-что на Фортране моделировать можно, конечно для этого надо написать пакет поддержки функционально близкий к ранним системам моделирования - DES (Discrete Event Simulation), динамическое выделение памяти, типа работа с очередями событий, планирование, исполнение событий и т.п., собственно так и делали в 60-70х для моделирования систем массового обслуживания, определения размера буферов i/o, потока задач и т.п., но глубокого много уровневого моделирования DES на уровне прохождения сигналов встречать не приходилось


      1. unreal_undead2
        13.09.2025 08:22

        "Если вы не можете выполнить эти работы на Фортране, выполните их на ассемблере. Если же их нельзя выполнить на ассемблере, их не стоит делать вообще."


  1. Elpi
    13.09.2025 08:22

    С удовольствием поздравляю всех причастных с Днем Программиста.

    В это смысле статья очень к месту.

    Чтобы было интереснее, подкину тему. Как я уже тут упоминал, я когда-то стоял у стенда с перечнем факультетов и специальностей и выбирал между АСУ ТП и ТПМ (это технология пластических масс). Выбрал химию.

    ***

    Теперь кейс с научной конференции нашего института РАН. Макромолекулы полимера - это одномерная цепочка. Жесткоцепные так и остаются "палочкой" (но очень плохо растворяются). А гибкоцепные образуют в растворе клубок. Радиус клубка в зависимости от свойств полимера и конкретного растворителя разный (при равной концетрации). По этому критерию растворители делят на хорошие и плохие (для данного полимера).

    Да, так в нашем отделе была группа ребят, которые моделировали физико-химические свойства полимеров как в твердой фазе, так и в растворе. И вот их представитель Миша рассказывал аудитории о том, что по итогам моделирования, чем лучше растворитель, тем меньше радиус клубка макромолекулы. Народ был с утра расслабленный, поскольку дело было на турбазе после веселой ночи. Но мастерства не пропьешь, как говорится, поэтому тезис был моментально услышан и оспорен.

    Макромолекула сворачивается в плотный (малого радиуса) клубок, когда сродство к растворителю мало. В смысле, "он плохой, мы с ним не дружим" и не расслабляемся. Если же сольватирование молекулами растворителя выгоднее плотной конфигурации, то радиус клубка в растворе, понятное дело, растет.

    Когда Мишу спросили, почему у него вышло наоборот, он ответил "А мне программа так посчитала".

    (в духе тостов из к/ф "Кавказская пленница") Так выпьем же за то, чтобы программеры всегда помнили о физической сути автоматизируемых процессов!"


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      Благодарим за отклик и вашу историю!


  1. SIISII
    13.09.2025 08:22

    На фотке -- абсолютно точно не ЕС-1020. Возможно, это чехословацкая ЕС-1021 (именно эта фотка появляется в качестве иллюстрации к одной статье на чешском), но они в СССР не поставлялись.


    1. duselguy
      13.09.2025 08:22

      Плюсую.
      Точно! Поиск по фото указывает на ЕС-1021.


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      Спасибо за уточнение! Мама даже позвонила своему руководителю. Взяли фото из Интернета, видимо промахнулись.


  1. saag
    13.09.2025 08:22

    Пролог. В черно-белом городе черно-белые люди работая на черно-белых компьютерах получали черно-белое удовольствие.

    Расшифровка. Четырнацатого числа весеннего месяца мая во входную группу между двумя крыльями НИИЧАГО, шаркающей программисткой походкой вошел сеньор программист с тубусом перфокарт подмышкой...

    Еще занималась разводкой плат. На столе закреплялся ватман, а сверху бегал ползунок, заправленной черной тушью. Он рисовал плату, транзисторы, резисторы. Я сидела за ЭВМ, нажимала на клавиши и управляла им — ползунок двигался горизонтально, потом вертикально, вырисовывал разъемы и платы.

    это назвалось графопостроитель...


  1. CrashLogger
    13.09.2025 08:22

    Прочитал про работу программиста в 80-х. Насколько же все было интереснее тогда. Люди действительно делали что-то важное, а не красили кнопочки и перекладывали JSON'ы. Почему я не родился на 20 лет раньше ?


    1. saag
      13.09.2025 08:22

      Скучно было бы, таблицы эти на Фортране строить и заполнять, никаких тебе мониторов, только тарахтящая электрическая машинка Consul 254, особенно удивляло наклеивание маркеров из металлизированной липкой ленты на магнитную ленту для указание начала ленты для ЭВМ, мне это тогда еще казалось каким то колхозом, посменная работа, ну это для девочек операторов и кого-нибудь, кто косяки машины бы устранил, программисты днем перфокарты набивали.


      1. SIISII
        13.09.2025 08:22

        Вообще, до появления дисплеев ввод обычно с перфокарт, а вывод обычно на АЦПУ; Консул -- это консольный терминал машины, и программисты с ним дела особо не имели. Хотя на мелких машинках он бывал и в качестве обычного терминала (у них, есно, то же самое, только на 10 лет раньше; скажем, первые PDP-11 комплектовались телетайпом в качестве терминала -- тот же Консул, вид сбоку).

        А вот что колхозного в наклейке светоотражающих маркеров на магнитную ленту, убей не пойму :)


        1. victor_1212
          13.09.2025 08:22

          для малых машин часто перфоленты, для больших машин, если режим работы пакетный, то перфокарты в основном, если режим разделения времени - терминалы и магнитные ленты, imho CDC 6600 самый красивый пульт, никаких i/o прерываний, просто прелесть :)


        1. saag
          13.09.2025 08:22

          Я как то спросил еще в 1988 году, нельзя ли на начало магнитной ленты маркер какой-нибудь записать (наклейки закончились), мне и сказали запиши там единички, я с шкафа управления и записал.


          1. SIISII
            13.09.2025 08:22

            Во-первых, чтобы распознавать "единички", как и любую другую информацию, лента должна двигаться достаточно медленно, что исключает её быструю перемотку, -- а светоотражающие полоски ловятся датчиками на любой скорости, поэтому-то перемотка ленты и осуществляется в несколько раз быстрей, чем простое передвижение, как при записи/считывании.

            Во-вторых, содержимое ленты постоянно перезаписывается, и подобные "программные" маркеры легко могут быть стёрты -- особенно если появляются сбойные блоки, и приходится выполнять стирание промежутка.

            Ну а в-третьих, как Вы собираетесь отличать подобные "пограничные" блоки от обычной информации на ленте?


            1. saag
              13.09.2025 08:22

              Там 9-я дорожка служебная, писались туда биты четности, я так понимаю места свободного было там много...


              1. SIISII
                13.09.2025 08:22

                9-я дорожка пишется одновременно с остальными восемью и содержит контрольный разряд для для каждого записанного байта. А ещё пишется контрольная сумма в конце каждого блока, и всё это вместе даёт возможность исправлять при чтении некоторые ошибки. Так что нету там свободного места -- не говоря о том, что читать на большой скорости движения ленты и получать надёжный результат невозможно. Не просто так ленты при чтении/записи двигаются медленно, и лишь перемотка идёт быстро.


    1. Pastor_01
      13.09.2025 08:22

      Поверьте на слово человеку, который тоже начал работать программистом в 80-ые. По сравнению с сегодняшним днем не так уж и много интересного было.

      Вернутся в те времена можно только ради молодости и чтобы вновь увидеть родителей. А ради остального? На фиг.


  1. IgnatF
    13.09.2025 08:22

    А мне жалко всех программистов 70-80 советских. Писали они софт для машин, которые вымерли как класс. Я про ЕС серию.


    1. SIISII
      13.09.2025 08:22

      Не вымерли они. IBM продолжает производить мэйнфреймы z/Architecture -- наследники Системы 360, 370 и т.д., архитектура которых была реализована, в том числе, и в ЕСках. Это в России своя электроника почти полностью умерла -- но это уже второй вопрос.


      1. IgnatF
        13.09.2025 08:22

        Ну я про Россию. Причем уверен некоторые бы и сегодня работали где нибудь. Но вот беда цветмета в них много было.

        А так удивительно люди решали огромные задачи, на технике которая в разы слабей к примеру моего ноутбука не первой свежести. Уважение им только.


        1. SIISII
          13.09.2025 08:22

          Даже не в разы, а в сотни, а нередко -- и тысячи раз слабее. Скажем, упомянутая в статье ЕС-1020 (самая медленная из "настоящих" ЕСок) выполняла 30 тыс. 32-разрядных сложений или вычитаний в секунду. Каждый проц современного ПК (а их много -- скажем, у меня 12-ядерный Ryzen-что-то-там, а соответственно, я имею 12 процов) способен выполнить, если звёзды сойдутся (а нередко они сходятся), порядка 10 млрд. подобных операций в секунду. Но сейчас эти миллиарды уходят, главным образом, на всякого рода свистоперделки, реализованные с помощью целой кучи библиотек, фреймворков и прочих пыхтонов. (Конечно, сейчас реально есть программы, сделанные более-менее эффективно и действительно нуждающиеся в огромных вычислительных мощностях, -- но, наверное, 95% современного ПО с точки зрения эффективности находится ниже всякого плинтуса.)


        1. unreal_undead2
          13.09.2025 08:22

          Вроде как РЖД до сих пор не смогла полностью импортозаместить IBM z, так что специалисты нужны.


    1. Elpi
      13.09.2025 08:22

      А машинисток не жаль? все люди делают пустую работу.

      ***

      Какая разница на чем и что программировать? Смысл в формировании "алгоритмического" мышления, взгляда на мир. И в начале формирования специфической субкультуры (см. фотки в статье). Сейчас она на пике, но - к сожалению - полагаю, что пойдет на спад из-за автоматизации теперь уже труда программистов.

      Люди были хорошие и это главное.


  1. Elpi
    13.09.2025 08:22

    Я еще студентом успел на Алголе написать "прогу" решения квадратного уравнения, набить на перфокартах (на фото в статье и у меня еще чистые есть) и пропустить на БЭСМ в институтском ВЦ.

    ***
    Напомню еще о программируемых калькуляторах

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Электроника_Б3-34

    Купил в Таллине и на пару суток выпал из жизни. Писал прогу по генерации случайных номеров для "Спортлото 7 из 49". Генератор случайных чисел и нормирование в интервал 1-49. К тому времени (1980) уже были популярные книжки на эту тему.


    1. unreal_undead2
      13.09.2025 08:22

      Мне такой калькулятор подарили после второго класса в 1984ом, через несколько месяцев написал первую программу (банальное вычисление факториала).


  1. victor_1212
    13.09.2025 08:22

    привет Аня, приятно было увидеть старые фотографии людей с тантала, трудно поверить, но много лет назад приходилось там бывать пару раз, кажется узнаю место катания на лыжах, вероятно в районе 2-3й дачной на горке напротив тантала :)


    1. mio_anni Автор
      13.09.2025 08:22

      Здравствуйте, Виктор! Рада, что статья вызвала приятные воспоминания. Да, это лес на горе 2ой дачной.


      1. victor_1212
        13.09.2025 08:22

        спасибо, не жалеете что из такого приятного места уехали?


  1. tabfor
    13.09.2025 08:22

    Сумбур какой-то, так и не понял, кто мама, кто дочь и от куда взялся ещё парень. О программировании мало и не интересно. Кстати, в то время говорили "электронщики" или "железячники". Не понял также, если человек пишет на Ассемблере или ПЛ/1 на ЕС1020, то что ему надо изучать на курсах по ЕС1060?


    1. SIISII
      13.09.2025 08:22

      Ну, курсы могут быть для "переезда" с ДОС ЕС (DOS/360) на ОС ЕС или СВМ ЕС (OS/360, VM/370). Хотя, как по мне, больше потусоваться и "обменяться опытом": если ты уже более-менее освоил программирование, то для перехода откуда угодно куда угодно достаточно документации.


      1. tabfor
        13.09.2025 08:22

        Ну не знаю. В 70-х я служил системщиком и никаких курсов в НИИ ЭВМ или НИЦ ЭВТ не припомню. Операционки мы "изучали" в основном по исходникам, особенно ДОС, где даже умудрялись менять код. А вот, чтобы функциональному программисту надо было знать операционку, сомневаюсь. Максимум JCL и то, она пишет, что у нее был какой-то персональный оператор.

        В общем, какая-то мутная история.


    1. duselguy
      13.09.2025 08:22

      1. Новые команды (S360 vs S370). 1.1. ЕМНИП, весьма полезная и часто используема команда ICM появилась в S370. 1.2. Если "разработчик" (доработчик) ОС - всё, что связано с виртуализацией в новых ОС.

      2. Новые среды разработки (CMS)

      3. etc.


  1. tabfor
    13.09.2025 08:22

    Я уже ответил на это: зачем ей такие хитрости при наличии "персонального оператора".


  1. GordonFreemann
    13.09.2025 08:22

    О боги, как повезло тем кто касался этих священных перфокарт


    1. Elpi
      13.09.2025 08:22

      1. Дырочки прямоугольные в них пробивались прикольные;)

      2. В пачку с лентой из сложенной той же перфокарты собирались тоже прикольно:)

      3. А так это удобная карточка для ходовых телефонов, у меня они и стояли годами. Управляющая компания и пр. И сейчас стоит.

      4. Были еще большего размера с пропорциями 3х2, на них в НИИ часто вели картотеки в деревянных выдвижных ящиках. У меня на 6 штук для литературных источников. А потом в 90-е появился Borland Paradox и я набил в их в БД.


      1. SIISII
        13.09.2025 08:22

        А были ещё круглые дырочки -- но это для 45-колоночных перфокарт, которые использовались на табуляторах, но не на ЭВМ (хотя устройства ввода перфокарт некоторых моделей умели читать и стандартные 80-колоночные, и 45-колоночные).


  1. muxa_ru
    13.09.2025 08:22

    Сравнивать АСУшника 1970-х с веб-разработчиком 2020-х, это правильно. Оба же "программисты", а остальное не важно.

    Ещё можно сравнить работу каменщика 1970-х и электрика 2020-х. И то и то "строитель". :)


    1. Elpi
      13.09.2025 08:22

      1. Точнее, это "рабочие строительных специальностей". Хотя электрики водятся не только на стройках. Пример неудачный.

      2. Программисты вообще не главные, особенно при наличии нейронок. Первенство за аналитиками.


  1. AnnMaslova
    13.09.2025 08:22

    Спасибо, интересная статья об истории программирования. Да, прогресс на лицо, от огромных помещений с машиносчетной техникой, до обычного ноутбука на рабочем столе.


    1. fx32
      13.09.2025 08:22

      Это не прогресс, а прыжки вширину. ;-D


  1. profotocor
    13.09.2025 08:22

    Чем программист отличается от разработчика: Программист программирует железо, а разработчик настраивает фреймворки!