В России прокат самокатов (кикшеринг) долгое время вызывал споры. Они стали популярными, но их неуправляемость и повсеместное использование беспокоили людей. Кикшеринговые компании вкладывали в развитие этого сегмента большие деньги, а рынок рос на десятки процентов за считанные месяцы. Похожая ситуация была с прокатом велосипедов в Китае в 2015-2018 годах, только куда масштабнее. О кикшеринговом пузыре Поднебесной — в нашем материале.

Начало и концепция 

В 60-х и 70-х годах в Китае было очень много велосипедов, но меры по поддержке автомобильной промышленности это изменили. В 2010-х годах избыток машин стал настоящей проблемой, и рынку был нужен новый рывок в развитии экологичного индивидуального транспорта. 

Все началось осенью 2015 года, когда четыре выпускника Пекинского университета запустили проект Ofo. Изначально компания ориентировалась исключительно на студенческую аудиторию, размещая свои велосипеды в университетских кампусах. 

Вскоре вслед за Ofo появилась другая крупная платформа — Mobike, созданная группой инженеров и дизайнеров, тоже выпускников ведущих вузов. Эти две фирмы быстро завоевали популярность среди населения, поскольку позволяли пользователям не возвращать транспорт на прокатные площадки, а оставлять в любом удобном месте. Нужно было просто оформить все через мобильное приложение.

Бум и перенасыщение 

Благодаря агрессивной маркетинговой стратегии и значительным инвестициям со стороны венчурных фондов и техногигантов, таких как Tencent Holdings, Sequoia Capital и IDG Capital Partners, Ofo и Mobike смогли привлечь многомиллионные средства. Например, в марте 2017 года Ofo получила финансирование в размере $450 млн, а Mobike — $600 млн. Еще Ofo стала одной из первых компаний своего сектора с оборотом в $1 млрд.

К началу 2017 года общее количество зарегистрированных пользователей достигло порядка 221 млн человек, а ежедневное количество поездок превышало 25 млн. 

На июль 2017 года в Китае было 70 велопрокатных компаний. Число пользователей во втором полугодии 2017 года в сравнении с первым выросло на 108%, позже индустрия расширилась на 21 зарубежную страну. 

Компании были обязаны успеху следующим факторам: 

  1. Простые и удобные сервисы — аренда через мобильные приложения;

  2. Низкие тарифы — средняя цена поездки составляла всего несколько центов;

  3. Широкая доступность — велосипеды располагались повсеместно.

Но города не справлялись. Они попросту оказались не готовы к захламленности велосипедами. На декабрь 2017 года Пекин мог вместить 1,2 млн велосипедов, но компании втиснули в него 2,35 млн!

Фото от декабря 2017 года. Источник: https://powws.com/
Фото от декабря 2017 года. Источник: https://powws.com/

Упадок отрасли

Быстрый рост сопровождался рядом проблем, изначально заложенных в бизнес-модели

  1. Отсутствие регулирования привело к тому, что улицы многих городов оказались переполнены велосипедами, создавая проблемы для движения и парковки; 

  2. Низкая стоимость аренды ($0,07-$0,15 за полчаса) не позволяла компаниям много зарабатывать;

  3. Высокая конкуренция привела к снижению качества обслуживания и увеличению затрат на ремонт и обслуживание велосипедов.

На март 2018 года 34 из 70 компаний обанкротились. Среди первых потерпевших неудачу был стартап Bluegogo — он просуществовал на рынке всего полгода. Низкие доходы от аренды и высокие расходы на содержание велосипедов привели к тому, что фирма даже не смогла вернуть залог своим клиентам.

Бум тех лет привел к образованию огромных велосипедных «кладбищ». Источник: https://chinaved.com/
Бум тех лет привел к образованию огромных велосипедных «кладбищ». Источник: https://chinaved.com/

Крупнейшие участники рынка тоже столкнулись с трудностями. Пользователи Ofo, как и клиенты Bluegogo, не смогли получить назад свои депозиты. В компании стали сокращать персонал, но это слабо помогало. 

Аналогичные трудности испытывали и другие операторы, такие как Coolqi и Wukong Bikes. Они полностью закрылись в результате нехватки финансирования и невозможности поддерживать операционные издержки.

По сути, у всех операторов была неудачная бизнес-модель, при которой компании устанавливали минимальные тарифы для набора клиентской базы в надежде, что впечатляющие цифры привлекут инвесторов. Но стать частью этого рынка было очень просто, в итоге предлагающих дешевый прокат компаний стало слишком много, а переизбыток велосипедов привел только к инфраструктурным проблемам в городе. 

Что стало с компаниями 

Некоторые фирмы разорились, но многим удалось перерасти кризис и продолжить свою деятельность. 

Ofo

На старте Ofo просили 99 юаней депозита и 1 юань в час оплаты. Уже в 2017 году их велосипеды можно было встретить в ста городах Китая. Вскоре капитализация компании доросла до оценки в $6 млн. 

На пике Ofo насчитывала свыше 25 млн транзакций ежедневно и присутствовала в 150 городах пяти стран мира.

Одной из главных проблем в конце 2017 года стал недостаток ликвидности, вызванный необходимостью возвращать денежные средства пользователям, чьи счета были заморожены. Кроме того, значительная часть велосипедов оказалась повреждена или украдена, что увеличило эксплуатационные расходы. Несмотря на попытки привлечения дополнительных инвестиций, Ofo постепенно утратила конкурентоспособность и уступила место другим.

Шанхай 2018 года. Желтые велосипеды в основном Ofo, а красные — Mobike. Источник: https://powws.com/
Шанхай 2018 года. Желтые велосипеды в основном Ofo, а красные — Mobike. Источник: https://powws.com/

Mobike

Компания возникла примерно в одно время с Ofo, но отличалась технологическими решениями. Она первой предложила систему блокировки велосипедов с помощью мобильных приложений. Mobike также активно внедряла технологии отслеживания местоположения своих байков. Но высокая стоимость содержания велосипедов и дешевая аренда погубила и эту компанию. 

В конечном итоге ее купила корпорация Meituan-Dianping в апреле 2018 года за $2,7 млрд. Последняя сейчас — успешная интернет-компания, в основном в области электронной коммерции, с ростом выручки на 18% в начале 2025 года и своей службой доставки дронами в Дубае. Также Meituan Bike продолжает заниматься прокатом велосипедов. 

Hellobike

Эта фирма появилась позже многих конкурентов — в 2016 году, что не помешало им привлечь значительные инвестиции и быстро нарастить парк. Залогом успеха стало сотрудничество с Alibaba Group. Это помогло Hellobike избежать финансовых проблем, с которыми сталкивались многие мелкие предприятия, и пережить кризис. 

Теперь компания также предлагает аренду электросамокатов и автомобилей. Они также внедрили технологии управления парковками и отслеживания велосипедов.

Qingju

Этот сервис начинался как часть крупного такси-агрегатора Didi Chuxing. Поддержка материнской компании и узнаваемый бренд помогли ему выжить. 

Уже после кризиса, в 2020 году, Qingju получила дополнительное финансирование в размере $1 млрд. Фирма существует до сих пор. 

Другие

На рынке были и другие предприятия. Они пытались получить преимущества за счет улучшенных технологических характеристик или особых условий аренды, но большинство так и не удержалось на плаву. 

Bluegogo, например, вложила значительные средства в производство собственных высокотехнологичных велосипедов. Однако эти усилия не оправдались, поскольку компания не сумела эффективно управлять своими активами и своевременно реагировать на изменения рынка. Стоимость их аренды была всего $0,07 за полчаса. 

Итоги: что помогло пережить кризис

Кризис проката велосипедов в Китае показал, у каких фирм выше шансы пережить подобные пузыри в отрасли: 

  1. С крупными акционерами. Например, этот фактор позволил Hellobike не сгинуть вместе с конкурентами;

  2. Инновации и технологии. Системы слежения и анализа данных позволили, например, Mobike избежать существенной части издержек, с которыми столкнулись конкуренты; 

  3. Интеграция в экосистемы. Покупка Mobike компанией Meituan и поддержка Qingju со стороны Didi также позволили им дожить до наших дней.

Часто указывают еще на пользу от госрегулирования — власти Китая защитили улицы от возникновения свалок велосипедов. Сейчас их ровно столько, сколько нужно, чтобы улучшить мобильность и не создавать хаос. 

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (0)


  1. Rsa97
    22.09.2025 15:53

    В России прокат самокатов (кикшеринг) долгое время вызывал споры. Они стали популярными, но их неуправляемость и повсеместное использование беспокоили людей.

    Ну а почему в прошедшем времени? Это всё и сейчас вызывает споры и беспокоит людей.