Привет! Меня зовут Богдан, я дизайн-директор в ВТБ и вот тут уже не первый раз натыкаюсь на материал про метрику Активации — и это очень хорошо, что дизайнеры начали про нее говорить.
Часто дизайнеры путают активацию с ретеншеном. Начинают проектировать пуши, скидки или «ежедневные задания», хотя пользователь в первой сессии так и не понял, зачем ему продукт.
Давайте разберемся как проектировать интерфейс от ценности и войти в топ самых эффективных продуктовых дизайнеров в Росиии.
Перед этим подпишитесь на мой тг-канал https://t.me/designfintech — тут я делюсь полезными материалами по дизайн-менеджменту, коомуникации и продуктовым кейсам.
Что такое метрика активации в продукте
Активация (Activation) — это этап воронки, на котором пользователь впервые получает ценность продукта и демонстрирует поведение, показывающее, что он понял зачем пользоваться продуктом.
По сути: активация отвечает на вопрос «Дошёл ли пользователь до момента, где продукт стал для него полезен?»
Принцип расчёта
Метрика активации показывает долю пользователей, которые выполнили ключевое целевое действие (Activation Event) из всех, кто дошёл до этого шага.

где:
Users_SignedUp — количество новых пользователей (обычно регистрации или первый запуск продукта).
Users_Activated — количество пользователей, которые выполнили целевое действие (например, сделали первый звонок, заказ, загрузку).
Activation D30 (активация за 30 дней)
Показывает, какая доля пользователей активировалась в течение 30 дней после регистрации.

Связь активации и онбординга
Когда я работал продуктовым дизайнером в Savefrom – апка для скачивания видео с ютуба с >2 млн пользователей. Меня там прям научили делать дизайн через метрику активации или иными словами через ценность в первой сессии.
Например, было золотое правило Ильи Красинского – нельзя пользователям давать возможность пропускать онбординг.
Кейс из практики
Мы запускали сервис для расшифровки глубинных интервью и анализа с помощью AI.
Было

После авторизации подаешь на пустую страницу с исследованиями и кнопкой «Создать исследование». Метрики плохие – ни один из первых 30 пользователь не создал исследования и не загрузил свои интервью.
Стало


При первой сессии запускали не скрываем 3 модалки:
1) Создание исследование и загрузка вопросов из интервью
2) Загрузка файлов записей интервью
3) Выбор методологии с описанием целей методологии согласно нашим jtbd-исследованиям
Результаты
93,2% пользователей создали исследование в первой сессии
82,6% загрузили файлы
78,9% получили анализ исследования
При этом вот метрики, когда мы делали похожий флоу в боте тг
34% пользователей загрузили файл
26% получили анализ интервью
Разница между Activation D30 и Retention D30
Activation D30 → Достиг ли пользователь ценности в первые 30 дней?
Retention D30 → Вернулся ли пользователь к продукту через 30 дней?
Activation D30
Что измеряет: Доля пользователей, которые впервые совершили ключевое целевое действие (активировались) в течение 30 дней после регистрации.
Пример: В SaaS-сервисе CRM — пользователь зарегистрировался 1 августа. Если он до 31 августа создал хотя бы одну сделку, он попадает в Activation D30.
Retention D30
Что измеряет: Доля пользователей, которые вернулись и повторно пользовались продуктом (совершили целевое действие повторно или хотя бы зашли в продукт) на 30-й день после регистрации.
Пример: Пользователь зарегистрировался 1 августа → смотришь, был ли он активен 30 августа (или в окне 30±1 день). Если да — он в Retention D30.
Что в итоге
Никогда не оставляйте в первой сесcии пользователя 1 на 1 с интерфейсом. Ваша задача провести его за руку до момента получения ценности или aha-moment.
Если вам удалось это сделать, то вы запустили тот самый цикл
Growth Loops: Предложение ценности – Привлечение – Активация – Удержание – Рефералы – Монетизация
Eсли у вас не произошло активации, то нет смысла работать над удержанием и тд.
Подписывайтесь на мой тг-канал Design Fintech, где еще больше полезной информации для продуктовых дизайнеров и дизайн-менеджеров.
NordWest486
Активация... Ретеншон... Как вы за?:али вашими пушами постоянными! И ВТБ в этом плане худший! Задолбало отбиваться от всего этого дерьма! Получаю зп, к сожалению, в этом банке и перевожу всё на другой, чтобы не получать этот опыт гадский. Что в вебе, что в банкомате. Гореть вам в аду маркетологов.