Города будущего появляются на пересечении экологии, технологий и гуманистического дизайна. Одни из них уже заселены, другие существуют в виде чертежей или строящихся объектов, но все они бросают вызов традиционным представлениям о городской жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Мировые проекты

Woven City (Япония) 

На склонах горы Фудзи разворачивается амбициозный технологический проект — Woven City, или «Сплетенный город». На выставке CES 2025 глава Toyota Акио Тойода представил отчет о завершении первого этапа строительства.

Проект реализуется на территории бывшего завода Toyota Higashi-Fuji, разрушенного землетрясением 2011 года. Вместо восстановления производства здесь создают лабораторию будущего, где Toyota тестирует инновации в урбанистике, транспорте и экологии.

Woven City площадью 175 акров у подножия японской горы Фудзи 
Woven City площадью 175 акров у подножия японской горы Фудзи 

Дома здесь построены из местной древесины — кедра и кипариса. В них встроены датчики, которые следят за энергопотреблением, температурой и качеством воздуха. 

Улицы разделены на три типа: для пешеходов (с мягким моховым покрытием, поглощающим шум), для велосипедистов и для автономных роботов-курьеров.

Город питается от солнечных панелей (они дают половину энергии) и водородных топливных элементов Toyota Mirai, работающих на геотермальных источниках.

Один из партнеров проекта — Nissin Food Products, создатель лапши быстрого приготовления. В Woven City откроют кафе с «оптимизированным питанием» — блюдами, подобранными под возраст, пол и образ жизни человека. Nissin будет исследовать, как такая еда влияет на здоровье и поведение людей.

Проект улицы в Woven City 
Проект улицы в Woven City 

Город уже получил платиновый сертификат LEED за экологичность. Здесь испытывают все — от летающих такси (совместно с Joby Aviation) до роботов, помогающих пожилым.

Осенью 2025 года начнется заселение. В Woven City переедут около 2000 человек: сотрудники Toyota с семьями, пенсионеры, ученые, предприниматели и даже их питомцы. Полномасштабное функционирование города запланировано на 2030 год. 

Picture background
План застройки Woven City 

Тенга (Сингапур) 

Сингапур строит район Тенга с минимальным автомобильным движением. Машины перемещаются по подземным тоннелям глубиной 15 метров с ИИ-управлением, освобождая 95% поверхности для пешеходов и велосипедистов. Дороги покрыты специальным материалом CoolSeal, который снижает температуру на 3-5°C. 

В центре Тенги планируется создать безмашинную зону
В центре Тенги планируется создать безмашинную зону

В квартирах система EcoWise автоматически регулирует свет, а кондиционеры ночью переходят на энергосберегающий режим, экономя до 20% электричества. 30% энергии дают солнечные панели, а 90% территории занимают парки и вертикальные сады.

В Тенге внедрили первую в Сингапуре централизованную систему охлаждения (CCS). Вместо отдельных кондиционеров работает единая сеть: чиллеры охлаждают воду до +5 °C и подают ее в квартиры по изолированным трубам. Внутренние блоки Daikin используют эту воду, а затем возвращают ее обратно нагретой до +12–15 °C.

Еще одна гордость Тенги — зеленый коридор шириной 100 метров и длиной 5 км. Сейчас построено 3 км, а завершить планируют к 2027 году. Он соединит два водосборных бассейна и создаст лесную экосистему с пешеходными тропами. К 2030 году каждый дом будет в 10 минутах ходьбы от парка.

Каждый дом будет расположен в 10 минутах от парка.
Каждый дом будет расположен в 10 минутах от парка.

Жители могут выращивать и продавать овощи и фрукты на «общественных фермерских дорожках». Это 2000 квадратных метров садов прямо в жилых кварталах. Власти хотят возродить дух традиционных деревень («кампунгов»).

Общественные сады в жилых кварталах
Общественные сады в жилых кварталах

В Тенге запустили интеллектуальную пневматическую систему для транспортировки отходов (PWCS). Система автоматизирует сбор мусора с помощью высокоскоростного потока воздуха, который перемещает отходы в централизованный контейнерный центр. 

Схема работы пневматической системы для транспортировки отходов (PWCS) в Тенге
Схема работы пневматической системы для транспортировки отходов (PWCS) в Тенге
Схема работы пневматической системы для транспортировки отходов (PWCS) в Тенге
Схема работы пневматической системы для транспортировки отходов (PWCS) в Тенге

Чтобы решить проблему с изнуряющей жарой при проектировании города используют систему Urban Microclimate Multi-Physics Integrated Simulation (UM-MIST). Программа с помощью 3D-моделей имитирует, как ландшафт поглощает тепло. Найденные «горячие точки» озеленяют, чтобы сделать район прохладнее и ветренее.

В 2026 году откроют новую ветку метро, которая соединит Тенгу с другими районами Сингапура. К 2030 году здесь планируют разместить 42 тысячи жителей. Уже продано 10 тысяч квартир по $8000 за м², но не все идеально. Например, жители жалуются на избыточный контроль: датчики выключают свет в ванной через 5 минут, даже если человек еще в душе. 

Лесной амфитеатр в Тенге
Лесной амфитеатр в Тенге

Тяньцзинь Эко-Сити (совместный проект Китая и Сингапура) 

Город расположен в 40 км от центра Тяньцзиня, в Биньхайском новом районе. Когда-то здесь были солончаки, бесплодные земли и загрязненные водоемы. Сегодня по улицам ездят беспилотные автобусы Baidu Apollo, работают умные системы сбора дождевой воды, а энергетика практически не оставляет углеродного следа.

90% дождевой воды не пропадает зря — ее собирают в подземные резервуары и используют для полива парков. Пластик под запретом. За его использование штрафуют, а за сортировку мусора дают скидки на коммунальные платежи.

Система рециркуляции воды управляет сточными водами: перерабатывает их, собирает дождевую воду и опресняет морскую
Система рециркуляции воды управляет сточными водами: перерабатывает их, собирает дождевую воду и опресняет морскую

Энергию дают гигантские 120-метровые ветряки и солнечные панели (покрывают 40% потребностей). Остальное производит ТЭЦ, работающая на биотопливе из водорослей.

Парк Дружбы символизирует дружбу между Китаем и Сингапуром
Парк Дружбы символизирует дружбу между Китаем и Сингапуром

В городе строгие экоправила и почти полное отсутствие привычных развлечений.

  • вместо шумных торговых центров — тихие парки с озерами и велодорожками; 

  • культурная жизнь сосредоточена вокруг лекториев об устойчивом развитии и экологических выставок.

  • инфраструктура заточена под комфорт без вреда природе: везде станции зарядки для электромобилей, а общественный транспорт работает на чистой энергии.

Эко-Сити рассчитан на 350 000 жителей. Пока город больше похож на огромный научный кампус, чем на мегаполис. Но, возможно, именно так будут выглядеть города будущего.

Национальный морской музей и прилегающий к нему парк Саут-Бэй в эко-городе Тяньцзинь
Национальный морской музей и прилегающий к нему парк Саут-Бэй в эко-городе Тяньцзинь

The Line (Саудовская Аравия) 

Это не просто мегаполис, а две гигантские параллельные стены высотой 500 метров, растянувшиеся на 170 км через пустыню. Внутри — жилые кварталы, школы и парки, а между зеркальными фасадами — свободное пространство. Проект рассчитан на 9 млн жителей, но занимает всего 34 км² — в 20 раз меньше Уфы.

The Line. Город протянется на 170 километров вдоль границы с Саудовской Аравией.
The Line. Город протянется на 170 километров вдоль границы с Саудовской Аравией.

Город разделят на 135 кварталов по 800 метров каждый. До магазинов можно будет дойти за пять минут, до парков — за две. Здесь не будет центра — все районы равнозначны.

В городе появится новая транспортная система, которая будет работать на подземном уровне с названием The Spine («Хребет»). Планируется, что поездки от одного конца города до другого будут занимать всего 20 минут. Это означает, что составы смогут двигаться со скоростью более 500 километров в час без учета остановок.

Также город оборудуют вертикальными фермами, где будут выращивать фрукты и овощи.

Город будет окружен охраняемыми зелеными зонами: парками, пешеходными и велосипедными дорожками
Город будет окружен охраняемыми зелеными зонами: парками, пешеходными и велосипедными дорожками

Несмотря на привлечение 60 тыс. рабочих и $500 млрд инвестиций, к 2023 году построено лишь 2,4% города. Скептики называют проект PR-ходом, маскирующим зависимость экономики от нефти.

Строительство зеркального города The Line 
Строительство зеркального города The Line 

Российские города будущего

В России тоже есть проекты, которые можно назвать городами будущего. Вот несколько примеров. 

Город-парк «СберСити» 

В Рублёво-Архангельском, одном из самых экологически чистых мест на западе Москвы, строится город-парк «СберСити». Проект площадью 461 га рассчитан на 65 тыс. жителей и более 70 тыс. рабочих мест. Первые объекты уже ввели в эксплуатацию в 2024 году, а полное завершение проекта намечено на 2032 год.

Главная идея — создание самодостаточного района с развитой инфраструктурой, где жители смогут работать, отдыхать и получать все необходимые услуги в шаговой доступности.

«СберСити» в Рублёво-Архангельском — многофункциональный жилой и деловой район
«СберСити» в Рублёво-Архангельском — многофункциональный жилой и деловой район

Территория окружена лесами и парками, с трех сторон омывается Москвой-рекой, а рядом расположены усадьба «Архангельское» и заповедник Лохин остров. 30% территории отведено под парки и скверы, где высадят 10 тысяч деревьев. Для снижения теплового эффекта дорожные покрытия и крыши зданий делают светоотражающими, а фасады частично озеленяют.

«СберСити» — первый в России smart-город. Здесь внедряют:

  • Централизованное энергоснабжение с использованием AI-управления. Энергоцентры, расположенные на крышах зданий, зимой подают тепло, а летом — холод. Система автоматически регулирует нагрузку, сокращая расход ресурсов.

  • Вакуумный сбор мусора: отходы по подземным трубопроводам поступают на перерабатывающие станции, минуя контейнеры во дворах.

Инлеты вместо обычных контейнеров и мусоровозов
Инлеты вместо обычных контейнеров и мусоровозов
  • Фотоэлектрические модули на фасадах и крышах зданий преобразуют солнечную энергию, снижая углеродный след.

  • Умные квартиры с предустановленной системой управления климатом, освещением и безопасностью. Жители могут настраивать сценарии через голосовые команды или приложение.

В каждой квартире установлена система управления климатом, освещением и безопасностью
В каждой квартире установлена система управления климатом, освещением и безопасностью

Проект соответствует международным экологическим нормам (LEED и BREEAM). Здесь применяют BIM-моделирование — цифровые двойники зданий, которые помогают оптимизировать строительство и эксплуатацию.

Квартал рядом с парком СберСити и набережной: уютные дворы без машин, с детскими площадками и зонами отдыха
Квартал рядом с парком СберСити и набережной: уютные дворы без машин, с детскими площадками и зонами отдыха

Иннополис (Татарстан) 

Иннополис — первый в России город, созданный специально для развития ИТ-технологий, науки и цифровой экономики. Официальное открытие состоялось в 2015 году. 84% горожан оценивают свой уровень удовлетворенности жизнью здесь как высокий. Это один из лучших показателей среди малых городов России.

Иннополис создавался по проекту сингапурских архитекторов как «умный город» с современной инфраструктурой. Здесь работают беспилотные такси, роботы-курьеры доставляют еду, а доступ в жилые и офисные здания контролируют биометрические системы. Цифровой двойник города помогает в реальном времени оптимизировать городские процессы.

Университет Иннополис, партнер Huawei, Сбербанка и «Газпромнефти», готовит специалистов в области искусственного интеллекта, робототехники и кибербезопасности.

Студенческий городок в Иннополисе —  университет и четыре общежития, соединенные пешеходной галереей
Студенческий городок в Иннополисе —  университет и четыре общежития, соединенные пешеходной галереей

В технопарке работают 140 компаний, среди которых резиденты ОЭЗ «Иннополис». Здесь есть жилые кварталы с «умными» домами, спортивный комплекс с бассейном и фитнес-центр. 

Несмотря на амбициозные планы, численность населения растет медленно — сейчас почти 8000 жителей. Причины — относительная удаленность от Казани и достаточно высокая стоимость жилья. Тем не менее город продолжает развиваться, предлагая ИТ-компаниям налоговые льготы, а специалистам — высокую зарплату и современные условия для жизни и работы.

Технопарк имени А. С. Попова в виде кольца с внутренним двором
Технопарк имени А. С. Попова в виде кольца с внутренним двором

Спутник Владивостока (DNS Сити)

В Надеждинском районе Приморья строят «DNS Сити» — современный город-спутник на 80 тысяч жителей. Проект компании DNS Group рассчитан на 10-15 лет.

Город находится в 20 минутах езды от Владивостока на площади 125 гектаров. В инфраструктуру войдут 5G-связь, «умные» мусорные контейнеры и монорельс, связывающий город с островом Русский.

В конце 2024 года завершили строительство первого дома на 272 квартиры. Сейчас возводят еще пять зданий. Планируется построить две школы, каждая на 1100 мест, и два детских сада, каждый на 650 мест.

Единый ситуационный центр контролирует безопасность в городе, а мобильное приложение «DNS Комфорт» позволяет жителям управлять домофонами, шлагбаумами и считывать показания счетчиков. Сервис динамического ценообразования анализирует спрос на жилье, а Единый клиентский центр помогает решать бытовые вопросы.

В планах – создание набережной с яхтенной мариной и «Цифровым маяком». 

Пока только мечты

Японская компания Shimizu Corporation мечтает о подводных городах. Их проект Ocean Spiral — гигантские сферы на глубине 4 км, где смогут жить 5 тысяч человек. Энергию планируют добывать из разницы температур воды, а еду — выращивать в аквафермах. Пока это лишь 3D-модели, но авторы уверены: к 2035 году первая сфера будет готова. Однако остается много вопросов: как защититься от давления воды? Что делать, если сломается система жизнеобеспечения?

Внутри сферы — многоуровневая колонна с городской инфраструктурой, внизу — научные лаборатории, вокруг — общественные зоны с видом на море
Внутри сферы — многоуровневая колонна с городской инфраструктурой, внизу — научные лаборатории, вокруг — общественные зоны с видом на море

Американский миллиардер Марк Лор хочет построить в пустыне Техаса город Telosa — «общество равных возможностей». По его замыслу, жители будут управлять городом через прозрачную блокчейн-платформу, а на крышах небоскребов разместятся фермы и сады. Но пока Telosa существует только в виде рендеров. Критики считают, что это попытка создать «страну мечты» для богатых энтузиастов.

Telosa — планируемый американский город будущего, где акцент сделан на экологичности, доступности и всеобщем равенстве 
Telosa — планируемый американский город будущего, где акцент сделан на экологичности, доступности и всеобщем равенстве 

Россия тоже пыталась удивить мир. Проект «Умка» — арктический город под куполом с плавучей АЭС — обещал комфортную жизнь при -50 °C. Но пока он заморожен.

Проект города «Умка» с искусственным климатом в Арктике
Проект города «Умка» с искусственным климатом в Арктике

Что мешает городам будущего?

Даже самые смелые проекты сталкиваются с препятствиями. Во-первых, технологи — многих еще даже не существует. Во-вторых, деньги. Строительство требует миллионов долларов, а инвесторы не спешат вкладываться в рискованные идеи. В-третьих, люди. Жители не всегда готовы менять привычки: кому-то не нравятся датчики движения в туалетах, другие боятся жить в зеркальных башнях посреди пустыни.

Комментарии (1)


  1. CitizenOfDreams
    12.09.2025 09:59

    Почти во всех этих "городах будущего" почему-то пытаются избавиться от автомобилей. (Ну, кроме DNS-сити с традиционной российской пропорцией "1000 квартир, 100 парковочных мест, 10 шлагбаумов".) А для комфортной жизни избавляться надо от людей, по крайней мере в пределах прямой видимости и слышимости.