Текст немного сумбурный, но хочется поделиться своей историей издательства ПРОСТОРОБОТ (ныне СИМПЛРОБОТ) с теми, кто решит пойти по моим стопам. А именно, попытается завоевать, казалось бы, пустующую нишу на рынке. Как оказалось, не совсем пустую и с очень специфичной аудиторией.
Начало
В 2013 году, уволившись с женой из проекта Scratchduino (робототехнический конструктор на основе Arduino и Scratch), мы решили, что надо бы попробовать самостоятельно сделать что-то связанное с робототехникой и программированием, но не связанное с конструкторами. Через год родилась концепция игры «Битва Големов». Да, не скрываю, что вдохновлялся «RoboRally» и «Robot Turtles». На тот момент у меня было понимание, что нужно детям для обучения программированию, и кое-какой опыт в полиграфии. Как оказалось, и первого, и второго было явно недостаточно.
Сначала я решил пойти привычным путем: через издательства. Два года обивал пороги лидеров тех лет («Звезда», «Хобби Геймс» и другие), ездил на «Игрокон», встречался лично, но везде натыкался на сомнение маркетологов. Да, игра необычная, но коммерческого успеха никто не видел. Рынок образовательных игр тогда только зарождался в России, ниша школьного образования была достаточно слабо развита, та же «Банда Умников» (основной наш конкурент по итогу) только начинала разворачиваться в сторону игр для детей старшего поколения (7–12 лет).
Самоуверенность
Получив от ворот поворот везде, где только можно, взгляд упал на краудфандинг. Это было напаханное поле игроков, готовых нести деньги почти в любой проект. По крайней мере, так казалось, смотря на «Бумстартер», где игры собирали миллионы. Было решено пойти тем же путем. У меня не было ни понимания, ни как издавать игры, ни что с ними делать дальше, от склада до логистики. В 2016 году летом было зарегистрировано ИП и запущена первая компания по сбору средств. Все было сделано банально на коленке: от графики до договоренностей с типографиями. Это мне довольно дорого обошлось впоследствии.

Да, мы собрали 260 тысяч, но... Я сразу же просчитался с себестоимостью. Мы договорились печататься в типографии «Магеллан» (которые тогда были «МосИгрой»), и стоимость одной игры вышла по итогу 1200 рублей для тиража в... 300 штук. Для 2016 года это было много, так как даже сейчас можно ужаться и уложиться в такую же стоимость, хотя цены взлетели примерно в 3 раза. И это только себестоимость, где уже понятно, что мне не хватало средств. А еще нужно тираж было привезти, где‑то разместить, отправить и т. п.
Поэтому пришлось вкладывать свои средства. И это без учета цены той работы, которая была проделана до отправки игры в печать: графики, дизайна, верстки. Мне лично пришлось ехать за 1800 километров в Москву, а затем в типографию в Подольск, нанимать «Газель» (современной логистики, когда приедут и все заберут за тебя, еще толком не было), потом отвозить все в СДЭК для отправки на их склад, потом везти все на склад «Деловых Линий» и отправлять к себе в Глазов. Все это потребовало вложений еще около 150 000 рублей. Если бы я просчитал заранее бизнес-модель, то точно не взялся бы печатать игры, так как уходил в глубокий минус. В дальнейшем история, увы, будет повторяться, так как, чтобы удержать РРЦ игр хотя бы по верхнему краю цены на семейном потребительском рынке при маленьких тиражах (от 500 штук), мне пришлось и далее не учитывать свою работу. Цените свой труд!
Из плюсов было только заключение договора со СДЭК как интернет‑магазин и получение достаточно приятных цен от них. Со СДЭК по итогу мы работаем уже почти 9 лет.
Итак, декабрь 2016 года, мне едет куча игр, которые непонятно где хранить, необходимость платить взносы и налоги за ИП и минусовая дыра в проекте.
Большие планы
Как ни странно, помощь пришла, откуда не ждали. А именно с заказа от Microsoft, точнее от их подразделения, которое работало тогда в России с учителями. Они купили 60 коробок с играми, что позволило почти выйти на окупаемость печати и логистики, но с учетом всех затрат с каждой коробки мы получали от силы 200 рублей. Которые благополучно съели взносы. Что же со складом, то тут помогли знакомые семьи, которые выделили место на своем оптовом складе. Забегая вперед, скажу, что они помогали мне вплоть до 2023 года, когда я наконец-то снял свое небольшое помещение. За счет MS игра получила некоторую известность (все-таки светились в призах), и поэтому продажи немного пошли вверх. После отправки всех игр спонсорам тиража хватило еще примерно на год. Продажи шли через сарафанное радио и свой собственный интернет-магазин (сайт на Wix и магазин на Ecwid, а позднее на OpenCart я сам поднял, как и приобрел домен и хостинг).
Но амбиции брали свое — чудилось, что вот будет успех. Поэтому в бой пошла маленькая игра «Рыцари против Пароботов». Простая механика и карты должны были сделать игру недорогой и, по идее, востребованной. Как же я опять ошибался.
Во-первых, выбрал новую площадку — Planeta.ru. Во-вторых, решил печататься тиражом 500 штук. Типография нашлась в 4 часах от нашего города в Кирове, издательства «Сквирл», и по итогу мы с ними работаем до сих пор.

Казалось бы, вот же успешный сбор! Но... Собранных средств хватало лишь наполовину, а вторую надо было где‑то брать. «Дуракам везет», в это время был бум криптовалют и необычных монет, и я смог влезть в один проект в самом начале и успешно намайнить и продать цифровой валюты примерно на 70 000 рублей. Которые вложил в издание. Опять же я не считал свой труд и затраты на тот же Игрокон, куда я ездил и показывал эту игру. Да, я не оставлял надежды «продаться» как автор крупному издательству.
Здесь уже было проще, но игра пошла в продажу с минимальной наценкой. Да и покупалась она не слишком хорошо. Опять же, чтобы у вас были средства на новые игры, вы должны не только окупить все затраты на производство от идеи до печати, но и получить прибыль на печать нового тиража этой игры. У меня же «Рыцари» продавались еще четыре года. В результате 2018 год я встречаю с нераспроданным тиражом «Рыцарей» и нулем коробок «Битвы Големов». А еще конкуренты в лице «Банды Умников» выпускают «Прогеров», причем продают игру в два раза дешевле.
Крупный заказчик
Второе издание «Битвы Големов» не увидело бы свет, а я бы плюнул на издательство, решив, что наигрался (что я почти и сделал в дальнейшем), но в 2018 году весной к нам пришла Сетевая Академия, которым необходима была игра для детей в их летней школе. Договорившись на издание брендированных 250 коробок, я получал средства, которые позволяли мне изготовить еще 250 штук, но с другой обложкой на коробке — содержимое было идентичным. Опять же все цены без учета моих временных затрат на графику, дизайн и верстку. Тираж состоялся, печатался он опять в Кирове, игра получилась успешной и в какой-то мере культовой. Именно эта игра продавалась и за границу, и именно ее через агентов я выставил на маркетплейсы. Сам же я на маркетплейсы пришел только в 2023 году.
В чем тут подвох? Я опять выставил ценник без учета своей работы, и маржинальность каждой коробки не превышала 15%. Коробки с играми продавались, но всю прибыль съедали комиссии маркетплейсов, агентские и затраты на поддержание сайта интернет-магазина, упаковку и взносы ИП с налогами.
Первая попытка объединиться
Я делал несколько попыток объединения с крупными игроками рынка. Первой попыткой был «Новый Диск», который решил пойти на рынок образовательных игр (не забываем, что там правит бал та же «Банда Умников» + начинают расти другие современные игроки). Поездка в Москву, общение, попытки влезть на рынок школ, дикое сопротивление со стороны издательства «Просвещение» и ноль по итогу. Вторая попытка сотрудничества была с «ДМК Пресс», с ними я смог поработать через размещение игр у них на сайте и продажи за агентское вознаграждение, но и только.
Эпоха успешных краудфандингов
Параллельно в 2019 году я запустил друг за другом два краудфандинга: на издание игры по электротехнике и физике «Не закороти цепь!» и карточную версию «Битвы Големов». Результаты на скриншотах. Себестоимость издания игр была в районе 500 рублей за коробку (при тираже в 500 штук), и сборы покрывали от половины до трети затрат (опять же только печати игр). У меня уже накоплен опыт в изготовлении, типография дает мне скидку как постоянному клиенту, игры издаются.


Но опять игры поставлены в продажу с низкой маржинальностью. Более того, на «Карточную Лигу» пришлось брать заемные средства. Совет на будущее: не берите денег, если не знаете, как их будете отдавать. Но известность у издательства уже какая‑никакая есть, и появляются мысли, что вот он, рынок, формируется, нужно только больше известности.
В 2020 году была сделана попытка уйти от образовательных игр и выпущена экономическая карточная игра совместно с комиксом «Сова — эффективный менеджер».

Игра недорогая в производстве, хотя собранных средств опять не хватило даже на печать (а еще нужно было делиться прибылью с авторами комикса). В это же время та же игра по Страдающему Средневековью собирает миллионы рублей. Провал пришел откуда не ждали. Игра в продаже разошлась за два месяца, средств хватало на второй тираж, но на него не дали добро авторы комикса... На будущее поставил себе галочку прописывать более строго передачу авторских прав, чтобы успешные проекты можно было тиражировать.
Желание все бросить и новое возрождение
Далее ковид, проблемы с основной работой, потеря работы, проблемы с поиском новой, ситуация 2022 года... Желание было всё бросить, закрыть ИП, сбагрить остатки игр и перестать заниматься этой неблагодарной работой. В это время был провальный краудфандинг на игру «Работяги» — рескин «Совы». Средств от продажи игр хватало на взносы ИП, и на том спасибо, что оно не разоряло семейный бюджет. Само ИП не закрывали, так как дополнительно стали оказывать услуги по проведению мероприятий и ИТ-консультированию и через него проводили всю оплату.
Но в 2023 году (спасибо авторам из «Союз Арбуз») ��осле 5 лет разработки всё-таки решили выйти снова на краудфандинг, теперь с химической игрой «Сон Менделеева».

Это был успех. Игра собрала почти 60% от необходимых средств на издание, 20% дал частный спонсор, а остаток цены печати мы вложили свои. Авторы игры отказались от роялти и гонорара (работали за коробки с играми), поэтому игра по факту окупилась и даже дала прибыль.
Что же конкуренты. В 2020 году Банда Умников выпускает свою игру «ХимТим», которая явно оттягивает ценником в два раза ниже (хотя и игра проще и чисто на картах) от Сна Менделеева. В этот раз маржинальность сделана повыше, и даже после маркетплейсов остается небольшая, но прибыль. Вот оно, поперло! Но нет.
Окрыленный успехом, я вкладываю средства в разработку обновленной версии игры «Не закороти цепь!» и запускаю второй краудфандинг. И... Не скажу, что мимо, но.

По факту краудфандинг провалился. Порядка 40 000 рублей я снова «доложил» в краудфандинг из своих личных средств. А собрали всего 30% от необходимой суммы. Поэтому опять влазим в семейный бюджет и всю прибыль от продажи «Сна Менделеева» пускаем на печать. И на прибыль от продаж «Сна Менделеева» я смог издать дополнение к нему.
Наигрались.
По итогу к концу 2023 года я имею на руках две игры и одно дополнение. Продажи по чуть-чуть идут, мы даже участвуем в паре выставок и вернулись к переговорам по объединению с издательствами, и я стал искать инвесторов. Но запасы коробок тают, продажи падают, инвесторы хотят 300% прибыли прямо сейчас, переговоры с издательствами опять упираются в маркетологов, которые снова не видят рынок. Который должен быть: та же «Банда Умников» продает образовательных игр на 200 миллионов, а оборот второго нашего конкурента — издательства «Простые Правила» — составляет не меньше 50 миллионов в год. У нас же продажи еле-еле дотягивают до 20 тысяч в месяц после уплаты налогов, из которых 5000 съедают взносы за ИП, а еще 5000 — склад.
Вдобавок с треском проваливается краудфандинг на игру «Пельмянь». Игра хорошая, с качественным оформлением, но тема пельменей народов России не будоражит кошельки игроков. Зачем я снова пошел на Planeta.ru — вопрос.

Грустное настоящее
Осенью 2024 года начинаются большие семейные проблемы, до мая не до игр, проваливаются последние переговоры, и издательство ставится на паузу, и я снова подумываю «прикрыть лавочку». Приносящий игры «Сон Менделеева» заканчивается в ноябре 2024 года. В продаже остается только новая «Не закороти цепь!», которую покупают по 1–2 коробки в месяц. Что не закрывает даже взносы. Издательство начинает приносить убыток. Я делаю отчаянную попытку издать обновленную версию «Битвы Големов», совместив все лучшее, что было в простой и карточной версии.

Игра собирает 40% от необходимой суммы (печать сильно подорожала), и на оставшуюся часть я нахожу и спонсора, который покрывает 30% затрат, и инвестиции еще на 30% инвестиций, которые нужно вернуть в течение года. Снова поперло!? Увы, нет. Продажи игры оказались, мягко говоря, никакими. Игра отличная, качественная, конкурентов такого уровня по механикам и образовательному наполнению просто нет, но... Родителям явно не до настольных игр. Точнее, им не нужны игры, в которые нужно играть с ребенком, особенно если ребенок уже вырос из 1–2 класса. Родители хотят игру, которую можно «сунуть» ребенку, и он сам бы по ней учился. Но такой чудо-таблетки нет, поэтому в массе родители и дети по вечерам утыкаются в гаджеты, а не проводят время совместно. Опять же многих отпугивает цена, но я опять решаю не включать свой труд. А с учетом того, что печать подорожала, после продажи на маркетплейсе и вычета цены печати с каждой коробки мне остается от силы 300 рублей.
Дополнительно средства уходят на регистрацию новой торговой марки «СИМПЛРОБОТ» (~85 000 рублей) и на получение сертификата соответствия (еще 120 000 рублей). А впереди затраты на маркировку «Честный знак». С одной стороны, я уже вложил средства в развитие компании, с другой стороны, всё чаще подкрадывается мысль: а может, слезть с хромой кобылы, раз она не вывозит и рынка образовательных игр именно для школьников в России так и не зародилось? Школы же по играм под себя подминает полностью «Просвещение», которое хочет все твои наработки за копейки. Марку «ПРОСТОРОБОТ», которую я нарабатывал все эти годы, также пришлось «спустить в унитаз» из‑за проблемы с авторскими правами.
Попытка запустить еще один краудфандинг, уже на своем сайте издательства «СИМПЛРОБОТ», под именем «Сон Менделеева 2 издание». Всего 170 коробок (да, я опять не включаю свои затраты) + остатки дополнений в подарок! Вишлист из 80 человек и... 61 коробка предзаказов. А игру я выставил по цене крупного опта, чтобы просто напечатать тираж...

Какова мораль? После стольких лет я снова на распутье: бросить уже издание таких игр, не нужны они родителям и детям, не хочет наше образование вовлекаться в этот процесс, и я зря столько лет пытался создать эту нишу. Последние попытки привлечь маркетологов приводили примерно к этой же мысли, что это очень сложная ЦА и очень сложная ниша. Объединиться не удается, инвесторы не видят отдачи, у меня сейчас большая дыра в семейном бюджете под несколько сотен тысяч, которые надо вернуть в следующем году, и куча нераспроданных коробок с «Битвой Големов» на складе. И платежи, платежи, платежи...
По итогу, посчитав, что я вложил своего труда и средств порядка 4 миллионов рублей за 9 лет, результат: нишу образовательных научных игр я так и не создал. Бизнеса тоже, поэтому продавать, кроме моих мозгов, тут нечего. Да и очереди желающих нет. Совет только один: подумайте несколько раз, если соберетесь, как я, самостоятельно влезть в издание настольных игр, особенно таких специфических. И наймите грамотных специалистов по экономике и маркетингу, которые хоть и возьмут средства за консультации, но точно отговорят вас на старте, показав, какие убытки вы сможете понести по итогу.
Что же до конкурентов? Издательство «Простые правила» было куплено более крупным («Космодром Геймс»), а «Банда Умников» живет и здравствует, переиздавая свои старые хиты. Плюс в школах теперь игры от «Просвещения Союз».
P. S. Надеюсь, история еще не закончена и «Сон Менделеева» наберет нужное число предзаказов. Я могу и хочу позволить себе поддерживать разработку и издание полезных настольных игр для наших детей как свою миссию. А иначе кто это сделает?
P.P.S. Огромное спасибо за добрые слова, критику и предложения. А также за заказы и предзаказы моих игр. Для меня важно видеть, что все мои старания не напрасны.
Комментарии (0)

avshkol
12.09.2025 16:29Потрясающая бизнес-история! Я заказывал вашу "Не закороти цепь" и "Лесной завод Совы".
Я тоже люблю разбираться в механиках, стратегии, придумывать настольные игры и печатать для себя и подарков микротиражами (3-5 шт)))
Я бы посоветовал... передохнуть, набраться сил и... продолжать. Это интересное хобби, и бизнес, который то ли выстрелит, то ли нет... Уж поинтереснее рынка акций и крипты. А потраченные деньги... - да любые деньги в итоге будут потрачены, не вами, так наследниками...

avshkol
12.09.2025 16:29Да, и можно попробовать перевести что-то из игр на японский, китайский или испанский. Необычное может выстрелить в незнакомой культуре...

SHUstri
12.09.2025 16:29Когда-то краудфандил пару коробок битвы големов, спасибо. В игру не играл вроде даже ни разу, Вы правы - если нужно на ребёнка тратить время, то не понятно, зачем тратить ещё и деньги (покупать игры), с ребёнком и просто порисовать можно "за бесплатно".
Но в статье я не понял другое: Вы пишите, что "рынка нет". При этом "кто-то рубит 200М" "Просвещение себя продавливает админ ресурсом" (видимо тоже не ради пачки чипсов) и т.п. Т.е всё-таки рынок есть, но он низкомаржинальный и с крафтовыми вещами там не выжить?При каких условиях, по-вашему, вы добьётесь успеха на рынке? Если сможете печататься дешевле? Если будете продавать 1к коробок в месяц? Т.е. успех то возможен хотя бы в теории?
Вон и Звезду Хоббики купили, как будто маленькие (ну как Звезда маленькая...) сейчас в принципе не выживают.

sloww
12.09.2025 16:29Имхо рынок есть, но идти надо было в образовательные учреждения (как та же история с конторой от Майов). Просто продажа в розницу вообще не вариант, только гос/частные крупные заказы партий со своим брендированием, иначе это работа за бесплатно и в убыток.

DuckyMomo
12.09.2025 16:29Имхо рынок есть, но идти надо было в образовательные учреждения
Вы абсолютно правы "идти надо было в образовательные учреждения", а там Валандеморт т.е. Просвещение. Зачем им работать с мелким ИП-ником, у которого и товара то нет и его надо изготовить, если есть крупный поставщик, который сам всё может напечатать по самым низким ценам и у которого вы постоянно учебники покупаете? И я бы не сказал, что этих пособий надо много т.к. их, видимо, нет в образовательном стандарте т.е. это либо какая-то низовая инициатива, либо закупки каких-нибудь платных кружков (сколько им надо коробок для занятий? 10 шт? 15шт? но тираж же должен быть кратно больше). :)
Просто продажа в розницу вообще не вариант
Логично, в стране же у нас Стабильноть, поэтому как и во все стабильные времена, как это было в 90-е, например, у взрослых нет времени на воспитание детей, в противном случае детям будет негде жить, нечего есть и не во что одеваться. Т.е. товарищ для своего начинания выбрал самое всратое время из возможного. :)

volosukalisa017
12.09.2025 16:29Так ведь для этого надо иметь достаточное количество связей, что бы на эти самые учреждения получить выход

Ravius
12.09.2025 16:29На телефоны только детские игры и делают прибыль. Она там космическая. Очень сомневаюсь что "нет рынка". А если его нет, то можно создать и откусить с приложенек.

Dartflame
12.09.2025 16:29Ну, я так считаю - в такие сложные ниши надо заходить уже имея хороший источник дохода в другой сфере - будь то должность, пассив или работающий бизнес. Ну то есть зарабатываешь ты условный лям в месяц, можешь поиграться и вложиться в сложное дело своим доходом. Прогорит - ну потеряешь 3/4/5 зарплат и все.
А лезть вот так вот очень рискованно.

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Я и финансировал все со своей личной ЗП (точнее ее части). Просто у меня ее не хватало больше чем на тиражи в 500 штук и поддержание ИП на плаву (и не хватает). Иначе бы давно забросил. Пока что все в режиме хобби идет. Если в начале это был стартап, то сейчас мысли все прикрыть возникают еще раз. Да и доходы просели по сравнению с тем же 23 годом сильно, а цены на печать наоборот выросли.

hwat
12.09.2025 16:29Я не понимаю, каким местом вы считали краудфандинг, если он ничего не покрывал? Зачем вы раз за разом продавали игры почти по себестоимости? Зачем вы вкладываете деньги не считая, как они вернутся? Как может попереть бизнес, который изначально рассчитан ниже самоокупаемости? При этом вы ещё какие-то переговоры ведёте и убеждаете людей спонсировать или инвестировать...

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Потому что для меня это пока что миссия, а не бизнес. Нельзя называть бизнесом то, что не приносит гарантированной прибыли. По факту я застрял на этапе стартапа. У игр есть узнаваемость, у меня есть имя как специалиста, который может упаковывать методику обучения в игры, сами имена игр на слуху - это то, что можно продать и об этом и велись переговоры, что мы с женой вливаемся в команду к издателям по образовательному направлению.

VasilievVictor
12.09.2025 16:29Мне кажется, нужно определиться, если это миссия, то занимаетесь в свое удовольствие, а если это бизнес, но нужно быть пожестче и расчетливей, упор ставить на максимальную прибыль. Если же ее получить не удается сейчас и на горизонте не видно просветления, то главное вовремя остановиться, зафиксировать убытки и закрыть. Как бы это не было жалко.
Миссией хорошо заниматься, когда есть откуда покрыть все текущие расходы и не нужно думать о насущном.

nidalee
12.09.2025 16:29Касаемо переговоров и инвестиций, посмотрите Shark Tank. Вот так примерно выглядят люди, которым интересно инвестировать: их миссия - заработать побольше. У вас выбор между обучающими играми по себестоимости или успешным бизнесом. Вы выбрали обучающие игры, что ни в коем случае не плохо, но как вы и сами уже поняли - не прибыльно. Просто удивительно читать про краудфандинг, который покрывает что-то, даже не игру целиком - просто треть средств собрали... Чтобы что?

engine9
12.09.2025 16:29Мне кажется, что современные дети и взрослые сидят с младенчества на очень аддиктивном контенте и они уже настолько искушены, что перебить можно только чем-то еще более агрессивно захватывающим внимание и аддиктивным.

holodoz
12.09.2025 16:29Нет такого бизнеса, который приносит гарантированной прибыли.
Вы убеждаете инвесторов вписаться в проект, по которому не планируете получать прибыль. Обманом втягиваете людей в финансирование своего хобби.
akdengi Автор
12.09.2025 16:29Обман - это когда вы собрали средства и свалили с ними отдыхать в Таиланд. Я свои обещания выполняю, в отличие от некоторых издательств (не буду показывать пальцем), которые понаберут предзаказов и потом ничего не рассылают. Если краудфандинги успешные по заявленным суммам, то игры издаются.

holodoz
12.09.2025 16:29Я ничего не говорил про участников краудфандинга. Я говорил про упоминаемых вами инвесторов

PEMOK
12.09.2025 16:29Спасибо за статью, у меня вопрос, если вы 2 года могли кататься по стране и встречаться с людьми, о чем у вас написано в начале, при этом вы и ваша жена не работало, то зачем вам вообще чем-то заниматься, уже же есть кто-то, кто за это платит. По факту статьи, дальше первого абзаца не читал, ибо сразу видно и и рекламу. Успехов чо

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Я катался по стране гораздо больше времени - у меня основная работа была програмным директором и я был в команде, организовывающей ИТ-эвенты. И иногда сам ездил и модерировал их. Но есть два бюджета - семейный и на бизнес. И правило тут простое - стараться никогда их не смешивать. Деньги должны перетекать из бизнеса в семью, а не утекать обратно.

EgorKurilko
12.09.2025 16:29Позволю себе порассуждать: все игры разработанные вами - узкоспецифичные, ну кроме Пельняня )
И мне видится, что должна быть серия игр, просто весёлых и задорных для всей семьи, что бы посмеяться и не напрягаться. Этим, вы сделаете свой бренд узнаваемым.

wannaluv
12.09.2025 16:29Почему они такие дорогие в производстве? Там ведь внутри куски картона?
Если со всеми контрагентами вступать в невыгодные сделки, то бизнеса не получится. Нужна типография, которой ВЫ нужнее, чем она ВАМ. Она (типография) и инвестирует.

tim_saf
12.09.2025 16:29Типография не инвестирует, инвестирует обычно издатель. Типография - это просто исполнитель заказов, их бизнес в том, чтобы не простаивать и печатать много.
Печатать дорого, краски дорогие, вырубка еще дороже, если надо делать её нестандартной. Это же делается шаблон клише и на потоке вырубает нужные размеры картона.

Zaknafeein
12.09.2025 16:29Моё Имхо тут 2 фундаментальные ошибки в логике понимания краудфандинга настольных игр.
В рамках сбора вы должны продать 50-70% тиража, но сумма должна покрыть 100% всего, что связано, с производством, логистикой и маркетингом. Потому, что в 100% из 100 вы не угадайте с всеми расходами и должен быть запас коробок продажа которых покроет эти расходы и принесет прибыль.
Вашей ца нет на краудфандиговых площадках, вы задеваете кусок людей с детьми, которые уже вовлечены в настольные игры, но даже они чаще покупают продукт, который можно купить здесь и сейчас.
Опять же про банду умников. Они не продают настольные игры, они продают продукт, систему для развития ребенка, а не единичный продукт закрывающий это развитие на пару лет, ну или делающий вид, что закрывающий.
Рынок детский игр это в целом очень специфичный, реально успешных продуктов очень не много и они крайне живучие, ну и да 90% родителей от игры ждут, что она как то сама будет развлекать ребенка, даже если ему 2-3, как бы это грустно не звучало.
Закончу на этом поток своих мыслей.

akdengi Автор
12.09.2025 16:29В РФ увы это так не работает и ставить больше 30-40% сборов на крауд просто отпугивать спонсоров. Посмотрите, как делают другие издательства на крауде - там иногда вообще 10% сборов идет. То есть по факту площадка используется как предзаказ. 100% мне не удалось ни разу покрыть затрат, я в любом случае довкладывал свои средства и искал спонсоров, а потом отбивал с небольшой маржинальностью все затраты (10-15% максимум). Проблема в том, что сейчас это все инфляция съедает быстрее, кредиты дорогущие, инвестиции меньше чем под 30% никто давать не хочет, а рынок в стагнирует. У меня первый год, когда перед учебным годом продажи образовательных игр упали. И это с учетом, что конкуренции то почти и нет. И если посмотрите обзоры образовательного (даже не от меня), то там будет и Сон Менделеева и Не закороти Цепь! и Битва Големов. Потому что в эту нишу по озвученным мной причинам сильно и не лезут. Пытался Эврикус - отошел, Пытались Стиль Жизни и КраудГеймс - тоже не очень то сильно это и помогло, хотя "хиты" брали от того же Genius Games.

Nicknameme1
12.09.2025 16:29Идея создания игр по робототехнике и тп отличная. Но да. Я как мама 4х детей 6-12 лет сразу скажу, что нужны игры где участие родителя минуь 15-20 на старте, а дальше сами. Не потому что я не хочу проводить время с детьми а потому что его нет (утром сборы развод, потом работа уборка готовка зубные), в час уже пора детей забрать из школы и развести забрать по кружкам, вечером игра в домашку и ужин. И тот час который у детей остается пусть уж они поиграют без меня (могу помочь разобраться). Но! Я готова платить кружкам чтобы там обученные люди научили моего ребенка и играли с ними! Банда умников не ваш конкурент т к их ца - почти любые семьи с детьми (дети и сами с собой в нее играют), а ваша ца фактически или родители с кучей свободного виемени и 1-2 детьми или образовательные кружки и центры где есть преподаватели которые и научат. По коайней мере я так поняла

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Мы уже во все новые игры добавляем и Головоломки и режим на 1 игрока. И стараемся игровые партии делать не более 30 минут (в среднем около 20). Франшизы (а кружки в массе своей именно по ним) пока что плохо обрабатываются, но тоже работаю над этим, Битва Големов вышла при поддержке одной из фрашиз как раз (только она небольшая и они смогли помочь с оплатой трети тиража).
У нас просто игры сложнее, чем у Банды Умников и других. Мы не лезем в началку, а пытаемся играть на рынке научпопа и более старших детей (реально 10-14 лет) и на продвинутых младшеклассниках 6-8 лет. То есть мы посередине между Бандой Умников и теми же сложными играми от Genius Games (Периодическая таблица, Горошек Менделя и т.п.).
По сложности также градации ввели от 1 лампочки до 5 (1 это кинь-двинь). И тот же Сон Менделеева это очень простая, но интересная по механике семейка (2 лампочки), где научное на картах информация. Битва Големов также чуть сложнее, Не закороти Цепь! там да, нужно разобраться. Но у нас в основе лежат проверенные и работающие механики. Игры уже не первыми тиражами идут и мы каждый раз все исправляем и дорабатываем.
broosnika
12.09.2025 16:29Для 10-14 в качестве образовательного выбирают уже секцию, кружок, онлайн курс. А настолку только если разово, пробудить интерес, попробовать, а разово - это где-то в библиотке, на мероприятии и тп.
Мы с детьми еженедельно играем в настолки, в длинные настолки по два часа, это семейный досуг для всех. Но мы не будем выбирать с упором на образовательное. Дети и так на образование тратят по 8 часов каждые день.
Те же игры Банды Умников у нас котировались именно в дошкольном, младшешкольном возрасте, когда у ребенка ведущая деятельность - игровая, и надо было пропихнуть, закрепить базовые школьные знания.
Возможно рынок таких игр - это именно образовательные организации, кружки, секции по интересам, где их будут использовать в комплексе со всем остальным.

urvanov
12.09.2025 16:29Бабушки-дедушки в идеале имеют кучу времени и могли бы этот час вместе с внуками поиграть, заодно и занятие было бы интересное и думать пришлось бы, чтобы совсем зачахли.

ManulVRN
12.09.2025 16:29Бабушки-дедушки в наше время часто живут отдельно и внуков для поиграть надо специально к ним везти, что превращается в отдельное мероприятие.

urvanov
12.09.2025 16:29где участие родителя минуь 15-20 на старте, а дальше сами
Так это по идее любые игры. Даже та же самая монополия. Ну или классические карточные игры, там есть достаточно простые. Ну, не в шесть лет, конечно, а лет в 10-12, когда уже читать может, а стало быть и правила прочесть может, то по идее в любую игру должны суметь сыграть после начального обучения. Не всю жизнь же им каждый шаг подсказывать. Понятное дело, что в какую-нибудь из редакций Dungeons and Dragons они не осилят, тут и взрослые не все осилят, но в обычные настолки вполне должны смочь, я считаю. Они порой из лего по инструкции такие сложные вещи собирают, что какая-то настолка тут вряд ли будет сложной.

SFeeD
12.09.2025 16:29Вы буд-то не то что не рассматриваете свое занятие как полноценный бизнес, вы даже свою ца не знаете. Будьте реалистом заниматься тем, что не приносит денег и одновременно никому не интересно - глупо. Вам бы реализовать свои идеи где-то в смежной среде, образовательные игры для мобильного рынка, как мне кажется, смогли бы стать отличной альтернативой. Ну и самое главное - дизайн, сравните хотя бы дизайны коробок, свой и банды умников, у них банально картинка цепляет, как мне кажется, люди покупают их игры скорее из-за желания купить что-то красивое или необычное, и может быть разок сыграть. Возможно у вас сформироваося комплекс по поводу своего дела, трудно бросить то на что потратил 9 лет и 4 млн, но если этого не сделать счастья вам это решение не принесет, а еще труднее после этого будет начать что-то новое.

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Я с 2023 года вложился уже и в оформление игр и в дизайн. Если посмотрите последние игры, там единая стилистика. На импульсивные покупки как-то не хочется родителей сподвигать - будет коробка стоять на полке и все. Мобильный рынок я считал - там только на запуск надо не менее пары миллионов. Я же работаю в ИТ-сфере по основной работе уже много лет и прекрасно знаю и зарплаты, и затраты на разработку. И вижу, как все образовательные начинания там прогорают - было очень много игр по обучению программирования, много различных франшиз в РФ начинали, но по итогу у нас так и остаются просто Лего (сейчас китайские клоны) в робототехнике и Scratch / Python в начальном образовании программированию.

dom1n1k
12.09.2025 16:29Я бы пропустил эти игры в магазине из-за посредственного оформления.
Тут оно из двух. Графика должна быть либо яркой и вкусной, либо очень осмысленной (я помню, как листал в детстве справочник по высшей математике, ни понимая ничего - но мне нравилась эстетика формул и графиков). Здесь не видно ни первого, ни второго.

dpstalker
12.09.2025 16:29Блин ну такие дурацкие названия игр и такие глупые механики... Вы бы хоть посмотрели и поизучали рынок настольных игр для начала чем лепить наобум вот такую фигню. Неудивительно что прогорело.....

alexeyinform
12.09.2025 16:29Грустная история, но может ещё будет хороший конец.
Из прочего:
Часть вашей ЦА - родители из НИИ/ВУЗов.
Ещё часть - это родители частных школ.
Именно они собственно хотели бы привлечь своих детей к науке/технике с помощью игр.
Возможно, вам имеет смысл пытаться напрямую выходить на них или делать рекламу в этих организациях на уровне доски с объявлениями. Расходы на рекламу там около нулевые.

R_Runner
12.09.2025 16:29Читал историю и в голове вертелось: "Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах Михаил Самуэлевич не мог"

R_Runner
12.09.2025 16:29Почему так? Потому что автор рассказывает про долгие попытки выйти и закрепиться на этом рынке, но при этом тут же в статье демонстрирует непонимание ни самой своей целевой аудитории (Ах, как хотелось бы выйти на рынок школьных закупок, да? Там же можно что угодно продавать. ;-) ), ни мотивов и интересов своей целевой аудитории.
Это видно по фразе "Родителям явно не до настольных игр. Точнее, им не нужны игры, в которые нужно играть с ребенком, особенно если ребенок уже вырос из 1–2 класса. Родители хотят игру, которую можно «сунуть» ребенку, и он сам бы по ней учился.".
Не тратя много времени на погружение в тему, могу сходу и бесплатно рассказать:
Обучение во время игры - вещь полезная, но имеет ограниченную эффективность. Когда ребенок уже вырос из детского сада, то обучение во время обучения - во много раз эффективнее, поэтому в школах и занимаются обучением почти без игр, а везде, где в начальных классах отдают больше времени играм, есть такие экспериментаторы в российских школах, а также, по слухам, в школах "развитых стран" - именно уровень образования (знаний и полезных навыков) именно за этот период сильно страдает, чем если просто обучение.
Чтобы родители и дети хотели играть, игра должна быть действительно интересной для всех. Достичь этого не просто, согласен. Чаще всего получается либо абсолютно не интересно для родителей, либо слишком сложно для детей, либо родители вынуждены поддаваться. Отсюда вывод, либо просчитывать механику игры так, чтобы опыт родителей не давал им значительного преимущества, либо ориентироваться на то, чтобы игра была интересна самим детям целевого возраста, чтобы они ее просили сами у родителей и играли бы в нее сами или со сверстниками.
Наконец, а что вообще позволяет считать, что вы придумали действительно игру, которая сможет обучать? Вот по тексту писали, игра про программирование, про электричество, про химию, про бизнес-экономику, про пельмени даже... Из статьи мне не понятно, а вы программист? Программист чего? Или вы физик? Химик? Из чего бы я должен как потребитель заинтересоваться вашей игрой, если у меня нет уверенности, что вы являетесь профессионалом в той области, которой собрались учить? Вот например, смотрим с ребенком ролики на Ютубе одного инженера из США, у него куча всяких интересных роликов, в каждом из которых решается какая-то инженерная проблема, то они там самолёт делают, то вентилятор, некоторые вещи можно повторить, некоторые действительно сложные, типа запуска шара в стратосферу... И вот он выпускает физические конструкторы или может просто продает их, но там выглядит все логично, вот вам физик и практикующий инженер, вот один другой ролик, где демонстрируется какой-то физический эффект и решение какой-то инженерной задачи, вот этот человек предлагает конструктор на тему того, в чем он шарит, в это веришь... А если не пойми кто начинает продавать, что я тут вам сделал игру, которая вас электрике научит, а я не уверен даже, автор игры отличит ли напряжение от тока, то...

EvilTeacher
12.09.2025 16:29Сегодня игры - это совсем не игрушки. И для того, чтобы игра "выстрелила" - нужно очень много элементов... Главное, безусловно, это идея игры. Тут и сюжет, и подача, и возможность включать дополнения. Дальше: безусловно, оформление. Графика, ее качество, детализация. Это должно запоминаться, застревать в мозгу. И, конечно же, заранее искать целевую аудиторию. А это сейчас - ой как. Думаете, так просто выдернуть у подростка доступный 24/7 смартфон с морем игрулек? Взрослые? Задумайтесь: есть ли у них на это время и силы после напряженного деньгозарабатывания? Диван, пиво, кинчик и соцсети - это ваши мощные конкуренты между "добрался домой" и "добрался до кровати"....

Newbilius
12.09.2025 16:294 миллиона звучит как очень большая сумма, и для отдельного человека она безусловно таковой и является. Но для бизнеса эти 4 миллиона, размазанные на 9 лет... 37 с копейками тысяч в месяц. Такими суммами ниши не создаются и не захватываются, увы.

Artem_Omny
12.09.2025 16:29Я бы наверное уже с первых партий придумывал бы как самому их печатать. А то минусов на несколько миллионов, так лучше было в оборудование вложить, зато себестоимость производства снизилась бы и можно было бы позволить себе в каких-то местах не экономить. И возможно сторонние заказы таким-же единомышленникам делать

Newbilius
12.09.2025 16:29Для автора серьёзной проблемой было собрать несколько сотен тысяч на тираж одной конкретной игры, а для своего оборудования нужны были бы миллионы на оборудование + (меньшие) сотни тысяч на тираж.

akdengi Автор
12.09.2025 16:29Ну человек не понимает, что такое типография и какие там проблемы могут быть :) Типография окупается только при непрерывных потоках заказов и то, что нам могут печатать 500 штук это огромное спасибо ребятам из Сквирл - чаще всего меньше 1000 штук не возьмуться (а Китай не берется за тиражи меньше 3-4 тысяч в среднем).

ncix
12.09.2025 16:29Подкину идею, где ваш опыт и навыки могут принести деньги - это корпоративное бизнес-образование. Игры для взрослых дядек и тётек, в которые они иногда вынуждены играть, потому что их руководство заплатило за бизнес-тренинг. Обычные тренинги скучны, тренеры ищут что-то интересное. Знаю от самих тренеров.

Gora1818
12.09.2025 16:29Какие сказке про старика и старуху. Только бросание невода происходило больше трёх раз, а рыбка так и не попалась.
Потому что каждый раз это не был бизнес-проект. Это было тестирование продукта и рынка. На такие смешные суммы, с которыми, на самом деле, предприниматель должен быть готов расстаться без проблем. Подумаешь, не схожу пару раз в ресторан...
Короче, Как-то странно это. Раз попробовал, пролетел - нормально. Именно так и бывает. Сделал выводы, поправил модель. Второй раз попробовал. Ну, третий. Но дальше-то зачем?

Seishet
12.09.2025 16:29У вас явно проблемы с пониманием целевой аудитории. У большинства родителей, даже при наличии желания, просто физически нет времени и сил вечером сидеть и разбираться в правилах настолок. Особенно учитывая, что настройки в нашей стране не самый популярный вид развлечений. Как писали выше, это возможно только если ребенок сам попросит, НО откуда ребенок должен узнать о существовании вашей игры? Дошкольники не сидят на маркетплейсах. Вы программист, почему было не начать с образовательных игр на телефонах для охвата аудитории, а уже как продолжение и развитие игры предлагать физическую версию. Либо, если вы принципиально за настроем, то продвигать и продавать их надо образовательным организациям: всяким детским клубам, лагерям, кружкам юного инженера, группам раннего развития и ТД. Вы же не определились ни с целевой аудиторией, ни с рынком сбыта, ни с себестоимостью, а сразу выкинули деньги и сейчас жалуетесь. Вы уж определитесь, либо это хобби для души, и тогда нет смысла расстраиваться из-за отсутствия прибыли, либо это бизнес, но подход тогда надо координально менять

DummyBear
12.09.2025 16:29О, я посматривал, не купить ли дочке, заинтересовавшейся химией, сон Менделеева. Но она посмотрела и сказала, что не видит смысла тасовать карточки с элементами, лучше в кружок по химии ходить, там преподаватель про интересные реакции рассказывает и даже намешать их можно. А через пару месяцев принесла первую грамоту за хороший балл на олимпиаде по химии.
А средней вместо игры "не закороти цепь" купил конструктор электрический, мы с ней вместе собирали разные штуки пищащие и мигающие, а потом она цепь таки закоротила и мы обсудили, почему не надо коротить и что при этом происходит.

urvanov
12.09.2025 16:29Родители хотят игру, которую можно «сунуть» ребенку, и он сам бы по ней учился. Но такой чудо-таблетки нет, поэтому в массе родители и дети по вечерам утыкаются в гаджеты, а не проводят время совместно
Такая игра есть. Это как раз таки те самые "гаджеты", то бишь смартфоны, в которые они и втыкают каждый вечер. И вы, разумеется, с какой-то настольной игрой, где ещё и инструкцию бумажную прочитать нужно (а это далеко не каждый родитель осилит), уж точно не выиграете конкуренцию с такой магической и завлекательной вещью.

vector777
12.09.2025 16:29Это всё офигеть какая специфическая и узкая ниша, конкурирующая со смартфонами, короткими видео и телевизором с футболом)
Выезжать можно только на ярких образах, какой-то тайне и возможно сильных эмоциях. И возможно маркетологи в этом плане правы.
Плюс нужно дружить ужа с ежом, когда должно быть и не слишком замороченно, и интересно, и не очень долго.
Можно сделать игру про какого-нибудь советского пионера в стиле советской мультипликации (наверняка есть уже дохренище), со сбором мокулатуры, контрольными и пр. - может быть купят бабушки с дедушками и закрышует КПРФ) И это яркий образ.
Можно хулиганские про ГАИшников и откаты чиновников, под пиво взрослым) Тоже яркие образы и наверняка уже есть не мало.
Можно на моде к ИИ попробовать выехать и другом технологичном.) Про разные технологичные компании можно, чтобы чуть истории было.
Важно, чтобы просто чтобы в кайф народ время проводил, и получал свой дофамин от маленьких побед. Но всё это сродни стартапам, потому что конкуренция со смартфонами жуть какая. Вывезти на коммерчески успешный и действительно популярный уровень очень непростая задача, с элементами везения, даже для охрененских и очень талантливых проектов. Так что либо воспринимать это как увлечение, и будь что будет, либо забить и заняться чем-то более продуктивным (и семья важнее и ценее переговоров с очередными эффективными менеджерами в издетельстве). Сильно упарываться, конкурируя с Google, Apple, Netflix, VK, даже шахматами и пр., точно не стоит. )) Так что и себе в удовольствие должно быть. И точно с прибылью)

IvanSTV
12.09.2025 16:29На мой взгляд, несколько эльфийское представление о пользователе этих игрушек, а рыночная экономика - она не для эльфов.
Немного расскажу про наш с женой опыт с настолками.
Первая была 4-5 лет - это кубик и прохождение фишки по карте, похождения колобка, игра досталась нам от советских времен (еще мы с сестрой и двоюродными азартно играли в нее). Пошла на ура, но играли в основном на даче, так как пока ребенок в сад ходил, другие дети не часто заходили, а у нас просто времени не хватало.Вторая игра - это Монополия, начиная с 7 лет. Ну, тут азарт наживы и многочасовой вау. Играла дочка как с родителями по выходным, так и собирали одноклассников одно время на пирог и настолки.
Потом - Имаджинариум. Мне не понравилось, ибо слишком уж размыты критерии, много субъективизма в самой концепции. На мой взгляд, интересна как психологический эксперимент над детьми,для посвященных. В остальном - работает только для очень уж тесных компаний с склонностью в медитацию.
с 12 лет - Эволюция. Хорошо пошла для ребенка, как раз по возрасту, но беда в том, что у детей в этом возрасте личные контакты уже заменялись интернет-общением, удавалось на личное общение детей собирать нечасто, а сами посвятить этому времени много не могли. Из минусов также длинный-длинный список правил - постоянно лазили в мануал, и так и не дошли до его конца.
Развивающий конструктор "Знаток" - был использован, но в общем у дочки не взлетел, хотя хорошо взлетел у сына 5 годами ранее, но тот чистый технарь, с проводами и лампочками с 4 лет общался чаще, чем со сверстниками
Набор юного химика - советская классика в новом дизайне. Хорошая штука, но пособие написано настолько казенным языком, что работать по нему ей было неинтересно - нужен был учитель, чтобы вести ребенка по опытам. Мне бы в 10-16 лет зашло бы на ура, я нормально инструкции читал, но современные дети плохо воспринимают голую дидактику. В общем и целом, это хорошее подспорье для химкружка, но в школах таких нет, а в Дом пионеров на Ленинских горах, где был химкружок, смогли ее возить только год, по будням сложно это.По своему опыту и не своему, делаю следующие выводы:
- обучающие игры подходят далеко не для всех детей, и выбирать игру надо индивидуально
- настолки требуют большого вовлечения родителей, так как их правила усложняются почему-то, а также наличия партнеров для игры. Игр, где одному игроку было бы интересно, не видел, а между тем в семьях с детьми один ребенок встречается все чаще, а контактов в реале у детей все меньше и меньше- в большинстве семей благоприятных условий для настолок в их текущем исполнении нет
- большинство родителей не могут в силу конских цен покупать десяток настолок в надежде, что что-то выстрелит, а адекватно их выбрать из-за рекламных обещаний невозможно, не попробовав
- правила игр переусложнены, дети могут просто не дойти до конца многостраничной инструкции
- игры хорошо пойдут в коллективах, где дети вынужденно пребывают вместе и есть воспитатель на зарплате - в школе, на кружках, в лагерях, в игровых комнатах при ТЦТо есть, для продвижения игры фактически надо не только приспосабливать игру к сказаному выше, но и развивать инфраструктуру обучения, куда игру можно встроить. Автором статьи никаких потугов на это сделано не было. Результат немного предсказуем.

SADKO
12.09.2025 16:29Я не видел ваших игр, но за банду умников могу сказать, что там конкретная банда умников, которые не только всячески продумывают и причёсывают свои продукты, делая из реально не небесполезными с дидактической точки зрения, но и грамотно продвигают оные.
Я несколько раз с детьми оказывался на мероприятиях где помимо всего прочено, умники предлагали поиграть в свои игры, даже ничего не продавая, и это работало!
У них конкретная стратегия и тактика продвижения брэнда, они добились узнаваемости и лояльности широкой аудитории.

TheMrWhite
12.09.2025 16:29Даже не знал о существовании этих игр, "Не закороти цепь!" понравилась, куплю буду играть с ребёнком, спасибо за рекламу)
DS28
Ну, получается, что заложили на старте, то и получилось... Если успешный сбор на 100% - это треть или половина, то где-то ошибка, разве нет? И если не закладывать прибыль в расчёты, то как можно её ждать?
@Milfgardписал книгу "Бизнес как игра", там про это было точно)) И книга вышла как раз когда вы ИП открывали...