Привет, Хабр! Меня зовут Настя, я иллюстратор, фанатка видеоигр, а еще пишу для блога МТС на Хабре. В прошлый раз рассказывала о высокобюджетных провалах последних пяти лет. Спасибо всем за столько комментариев! А сегодня хочется поговорить о новой части легендарной франшизы — DOOM: The Dark Ages. Новая страница в истории всеми горячо любимого Палача!

Предлагаю вспомнить хронологию игр, окунуться в сюжет и обсудить графическую составляющую новинки. А еще в тексте будут пасхалки, которые игроки смогли отыскать в игре. 

В качестве вступления — база. DOOM: The Dark Ages доступен на Windows, PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Игра полностью переведена и озвучена на русском языке, что очень порадовало. На прохождение у меня ушло около 15–20 часов — это основной сюжет + пара часиков собирашек для трофеев. Теперь погнали дальше!

Истоки

В 1993 году id Software совершили настоящий переворот в мире видеоигр. Новенький шутер от первого лица заложил фундамент для целого поколения последователей. DOOM стал не просто хитом — он буквально переписал правила жанра, расставив новые акценты в игровой индустрии. Он был прост и гениален: демоны, оружие, динамика и игрок, старающийся выжить в пиксельном аду.

Успех был настолько оглушительным, что вскоре на арене появилось продолжение — DOOM II. Больше демонов, больше «адской мясорубки», больше эпичности. Эта часть закрепила репутацию DOOM как бескомпромиссного короля шутеров.

Пасхалка № 1 — интересная деталь. В DOOM: The Dark Ages нам вернули шкалу здоровья внизу экрана, оформленную в виде лица главного героя. Конечно, сам индикатор теперь выглядит более современно. Но при желании его можно изменить на классическую яркую пиксельную версию. Такая мелочь, а вызвала невероятное чувство ностальгии
Пасхалка № 1 — интересная деталь. В DOOM: The Dark Ages нам вернули шкалу здоровья внизу экрана, оформленную в виде лица главного героя. Конечно, сам индикатор теперь выглядит более современно. Но при желании его можно изменить на классическую яркую пиксельную версию. Такая мелочь, а вызвала невероятное чувство ностальгии

В 2004 году id Software решили окунуть игроков в темные коридоры и атмосферу ужаса. Ребята сделали ставку на более мрачное оформление и пугающие спецэффекты и назвали все это дело — DOOM 64.

Спустя время случается «бу-у-ум!», в 2016-м мир покоряет совершенно обновленный DOOM! Новая игра подхватывает дух оригинала, но с головокружительными скоростями и сногсшибательной визуализацией. Чистые энергия и мощь напоминающие всему миру, что значит настоящая «мясорубка». Легенда возродилась, заполучив современное звучание и поклонников по всему миру. DOOM Eternal принес еще больше безумия. Появились новые детали о Палаче Рока, Арджент Д’нур и великой древней войне.

Теперь, в 2025 году, нам открылась новая страница истории по названием — DOOM: The Dark Ages. Это приквел, погружающий нас в события происходящие задолго до DOOM (2016). Фэнтези с дьявольским драйвом, где игроки смогут своими глазами увидеть становление легенды Doomguy. Но действительно ли разработчиками удалось заново удивить фанатов? Или «адская кухня» на этот раз оказалась не такой вкусной? Попробуем разобраться, что скрывает за собой долгожданный проект и какие вызовы ждут нас за следующей дверью DOOM.

Начало современной трилогии

Новую часть можно смело назвать стартом современной трилогии. Все действия в игре происходят задолго до появления DOOM (2016) и DOOM Eternal. События DOOM: The Dark Ages рассказывают нам о первом столкновении Палача Рока с демоническими вторжением в мрачном средневековом мире. Здесь он еще не одиночка, а часть отряда Ночных Стражей — элитных воинов, охраняющих королевство от нашествия ада.

Палачу предстоит остановить вражеское нашествие, когда Аргент Д’Нур оказывается под угрозой разрушения из-за нападения демонов. Однако сражается он не по своей воле. Его разум и действия контролирует загадочный епископ с помощью особого устройства, известного как — Привязь. Doomguy применяет как врожденные боевые таланты, так и могущество, подаренное Творцами, чтобы дать отпор силам ада и спасти этот мир.

Пасхалка № 2 — портреты разработчиков, разбросанные по всему городу. Трудно определить, на кого именно указывает та или иная фотография, но на одной из карикатур игроки разглядели Хьюго Мартина.
Пасхалка № 2 — портреты разработчиков, разбросанные по всему городу. Трудно определить, на кого именно указывает та или иная фотография, но на одной из карикатур игроки разглядели Хьюго Мартина.

Что с геймплеем

Геймплей в DOOM: The Dark Ages заметно отличается от своих предшественников  новым темпом и атмосферой. Если DOOM (2016) и особенно DOOM Eternal были синонимом скорости, динамики и боев с элементами платформинга, то в новой части ставка сделана на тяжеловесность и силу персонажа. 

Игрок уже не сможет лихо перемещаться с одной платформы на другую, лавировать между демонами и устраивать расправы в воздухе, как это было в Eternal. Теперь ему свойственна ощутимая массивность. Каждое движение Doomguy сопровождается мощным грохотом и это не просто атмосферный элемент! Таким способом он буквально воздействует на врагов поблизости. Во время прыжков демонов отбрасывает ударной волной, оглушает и не позволяя мгновенно атаковать игрока. Видно, что акцент сместился на суровую прямолинейность и физическое превосходство ощущаемое в каждом движении.

Стоит отметить и добавление разного оружия. Разработчики переосмыслили привычный арсенал, времен классики. Например, вспомните легендарную бензопилу — инструмент устрашения и настоящий генератор лута. Она позволяла уничтожать монстров и тут же пополнять запасы боеприпасов, здоровья или брони. В новой игре вы такого не увидите. Пам-пам-па-а-м! Вместо этого появилось нечто новое — ЩИТ. Именно он и стал центральной изюминкой геймплея и поводом для обсуждения в сети. Почувствуй себя Капитаном Америка! Метай щит и вызывай у врагов настоящий хаос на поле битвы!

Скажу вам, что щит задумывался не просто как средство защиты. В умелых руках он превращается в универсальное оружие, с помощью которого можно выкосить врагов без единого выстрела. Правда, все это на низком уровне сложности: пара могучих атак — и враги посыпятся как кегли в боулинге. Но на высокой сложности такая тактика быстро столкнулась с серьезными препятствиями. Здесь он не заменит полную огневую мощь привычного арсенала. 

Еще одна плюшка щита в том, что с его помощью игрок может ускоряться, преодолевать большие расстояния и разрушать стены для доступа к секретам. Кстати, секреты всегда были важной частью серии DOOM. Они подталкивают игроков к исследованию каждого уголка уровня. Тем, кто тщательно разыскивает все секреты и коллекционные предметы, открывается возможность получить стопроцентный прогресс прохождения.

Ну и куда же мы без яркой новинки — полетов на драконе. Казалось бы, вот он — свежий взгляд на передвижение в аду. Можно с легкостью сметать врагов, с ветерком перемещаться между локациями, попутно восстанавливая здоровье и наслаждаться видами. Конечно, визуально воздушные прогулки на драконе смотрятся очень классно! На деле же механика, увы, разочаровала.

Полеты оказались скучными и однообразными. Геймплей свелся к тому, что тебе попросту нужно лететь из одной точки в другую, иногда зависнуть на месте и пострелять в очередного врага, чтобы продолжить путь. Никакого драйва и смысловой нагрузки. Хотелось поскорее пропустить все места, где приходилось взаимодействовать с персонажем. Возможно, разработчики планировали реализовать эту механику глубже, но то, что получилось в итоге, вызвало легкое разочарование.

Мощный арсенал

Ни один уважающий себя бумер-шутер не может обойтись без внушительного запаса смертоносных стволов! И здесь для нас доступны: 

  • классический дробовик, отлично разрывающий обычных демонов в клочья;

  • гвоздомет, позволяющий вести автоматический огонь как на ближних, так и на средних дистанциях;

  • старая добрая двустволка (супердробовик), подходящая для точечного мощного удара;

  • плазменный циклотрон, подходящий для разогрева брони и нанесения мощного электрического урона;

  • цеповал, поистине разрушительное орудие с цепным ядром, подходящее для пробивания защиты особо крупных демонов;

  • есть даже череподав, превращающий твою руку в молот для дробления черепов;

  • гранатомет позволяет запускать взрывающиеся боеприпасы на расстояние средней дистанции;

  • ракетомет в сравнении с гранатометом наносит более массивный урон;

  • плазменный ускоритель — орудие, способное вести непрерывный автоматический огонь, а также накапливать энергию для сокрушительных импульсивных залпов, и другие.

И конечно же, не обошлось без легендарного BFG (Big F***ing Gun), плазменного оружия массового поражения. Теперь он представлен в виде BFC — Ballistic Force Crossbow, ручной энергетический арбалет, с которым любой демон превращается в пыль за секунду. По факту лучшим миксом оружия оказался набор: классический дробовик, супердробовик, циклотрон и ракетомет. Сделал весь этот арсенал удобнее, слегка замедленный темп игры. У тебя появляется шанс выбрать верное оружие и особый подход, для каждого демона.

Графика и новый движок

С уверенностью могу сказать, что графика впечатлила меня глубиной проработки и вниманием к деталям. Ребята из id Software основательно модернизировали свой движок до id Tech 8. Абсолютно все сцены в игре созданы напрямую с помощью него. Поразительно! Для монтажеров был разработан специальный набор инструментов. Чтобы буквально за пару кликов корректировать освещение или выставлять камеру. Смотрится невероятно кинематографично! Такое обновление принесло гораздо больше изменений, чем мы могли себе представить.

Локации стали более просторными и детализированными. Количество противников на экране во время сражения значительно увеличилось. Множество открытых пространств позволило трассировке лучей создавать еще более реалистичное изображение. Движок заметно улучшили и в плане разрушений. Теперь можно не только отстреливать фрагменты объектов, но и дальше делить осколки на части. А реалистичная симуляция ветра оживляет листву, одежду и другие элементы окружения.

Игровой движок способен справляться с куда более высокими нагрузками. Несмотря на масштабность каждой главы, загрузка сцен происходит невероятно быстро. В-третьих, обновленная система освещения. Трассировка лучей служит основой объемного и динамичного освещения в игре. И выключить этот режим  нельзя.

Многие игроки отметили обратную сторону столь впечатляющей динамики. На консолях игра выглядит довольно размытой из-за пониженного разрешения. Разработчики старались сделать игру с минимальным показателем для шутеров вроде DOOM — стабильные 60 FPS. В результате ради высокой четкости кадров, пришлось пожертвовать четкостью изображения.

Несмотря на это, игра показалась гораздо более живой и реалистичной. И самое главное — она стала заметно мрачнее (этого и требует сюжет)! Все эти нюансы создали по-настоящему правдоподобную и атмосферную картинку. Как человек, увлекающийся рисованием, я осталась в восторге от визуальной составляющей! Браво!

Пасхалка № 3 — арт. Арт из DOOM: The Dark Ages полная копия оригинального арта из DOOM (1993).
Пасхалка № 3 — арт. Арт из DOOM: The Dark Ages полная копия оригинального арта из DOOM (1993).

Музыкальное сопровождение

Саундтрек к новоиспеченному DOOM создавала команда Finishing Move, прославленная благодаря музыкальному сопровождению к The Callisto Protocol, Grounded и другим играм. И тут вопрос, почему Мик Гордон (композитор звукового оформления предыдущих частей) не писал музыку к новой игре? Причина — конфликт между Гордоном и id Software, который разгорелся во время создания музыки к DOOM Eternal. После разногласий пути композитора и студии разошлись, оставив фанатов с вопросом: «Насколько сильно изменится привычная атмосфера игры?».

Почему же столь значимо влияние музыки на успешность и восприятие новой части франшизы? Ответ прост. Во-первых, саундтрек Мика Гордона стал неотъемлемой частью фирменного стиля современного DOOM. Многие фанаты настолько привыкли к уникальному звуку, что у них сформировалась прочная ассоциация между безумным экшеном на экране и мощной, разгоняющей адреналин музыкой.

Во-вторых, музыка в DOOM всегда служила не просто фоном, а важным инструментом эмоционального воздействия. Она способствовала полному погружению в игровой процесс, помогая поддерживать нужный драйв и чувство непрерывного напряжения. Своего рода стандарт, без которого сложно ощутить «тот самый» DOOM.

Но как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Мнения геймеров разделились. Одни утверждают, что музыке DOOM: The Dark Ages не хватает прежней энергии и злости. Якобы она стала более безликой и не такой драйвовой. Другие же видят плюсы: свежий подход, качественная поддержка динамики и атмосферы экшена. В любом случае — музыкальный стиль претерпел изменения и теперь звучит по-новому. Нравится нам это или нет, но Finishing Move сумели вдохнуть в DOOM свое звучание, расширив музыкальную палитру легендарной серии.

Так стоит ли играть?

На мой взгляд — да, игра получилась классная! К положительным моментам однозначно отнесу мрачную средневековую атмосферу и, конечно же, сюжет! Как по мне, было очень интересно узнать о событиях предшествующих современному DOOM. Но для такой легендарной игры —  пасхалок все-таки маловато.

И давайте признаем, DOOM: The Dark Ages — это по-настоящему свежий взгляд на знаменитую вселенную. Разработчики не побоялись экспериментов с сеттингом и геймплейными механиками, за это, конечно, поставим лайк. Да, некоторые решения нас немного разочаровали, но ведь все перемены всегда принимаются неоднозначно. 

Благодарю вас за внимание  и до встречи в огненных битвах!

Комментарии (1)


  1. Gaikotsu
    27.07.2025 14:06

    В 2004 году id Software решили окунуть игроков в темные коридоры и атмосферу ужаса. Ребята сделали ставку на более мрачное оформление и пугающие спецэффекты и назвали все это дело — DOOM 64.

    Таки может Doom 3? Ибо Doom 64 - это версия игры для Nintendo 64 от 1997 года.