Представьте, что к вам, как к инженеру, приходит человек и с горящими глазами заявляет: «Я создал Новую Универсальную Теорию Всего! Она объясняет сознание, тёмную материю и почему котлета в столовой такая сухая!».

Как проверить, не продаёт ли он вам дистиллированную псевдонаучную… э-э-э… фекалию? Для проверки надо решить проблему демаркации - отделения научного знания от ненаучного.

Проблема демаркации мучает философов и ученых со времён Древней Греции. Это вопрос на миллиарды долларов грантов и наше доверие к технологиям, которые нас окружают.

Я предлагаю взглянуть на неё через призму, понятную любому айтишнику: архитектуру программного обеспечения. А именно — через принципы микросервисов и ООП в виде абстракции, инкапсуляции, полиморфизма и наследования.

Но сразу оговорюсь: это инструменты для анализа, а не объективные законы мироздания и истинные характеристики науки. Как отвёртка: ей можно собрать сервер, а можно попытаться насыпать ею сахар в кофе - всё зависит от того, как и куда вы её применяете.

Обзор конкурентов: почему традиционные критерии научности недостаточны?

Философия и наука предлагали нам несколько решений проблемы демаркации, и у каждой были свои баги.

  1. Практические критерии (Прагматизм/Марксизм).  Практика — критерий истины. Звучит убедительно: если теория работает, значит, она верна. А если не работает — зачем она нужна? Достоинство такого подхода — в проверяемости: результат можно ощутить, измерить, применить.
    Но если трактовать это буквально — «всё непрактичное ненаучно» — мы рискуем выкинуть за борт большую часть науки. Теоретическая физика? Чёрные дыры не потрогаешь, время вблизи горизонта событий не пощупаешь. Математика? Абстрактные структуры, не привязанные напрямую к реальности. Философия? Вовсе «грезы мыслителей». По этой логике, наука сужается до рецептов, инструкций и кулинарных экспериментов.
    И тогда эталоном научности становится… варка борща. Результат съедобен, воспроизводим, предсказуем. Но разве это наука? Уязвимость такого подхода очевидна.
    Кроме того, практика — не нейтральный судья и в этом её еще одна уязвимость. Люди, обладающие психикой, памятью и убеждениями, склонны интерпретировать результаты в пользу своих теорий и представлений, деформировать результаты исследований.
    Это почва для когнитивных искажений: подтверждаемое восприятие, игнорирование контрпримеров, рационализация провалов.
    Так что, хотя практика — важный ориентир, полагаться на неё слепо, значит либо превратить науку в ремесло, либо в поле для когнитивных манипуляций "практиками", а не в поисковую систему истины.

  2. Логические критерии (Логический позитивизм). Наука — это непротиворечивая и полная система высказываний, логически выводимых и эмпирически верифицируемых. Звучит строго — как идеальный код на Haskell: чистый, предсказуемый, без багов.
    Но реальность оказывается сложнее. Теоремы Гёделя о неполноте показали, что любая формальная система, достаточная для арифметики, не может быть одновременно полной и непротиворечивой. То есть в любой достаточно сложной системе найдутся истинные утверждения, которые невозможно доказать внутри этой системы. Это стало ударом по мечте логического позитивизма — построить науку как замкнутую, логически совершенную и полностью обоснованную систему знаний.
    Программа свести науку к чистой логике и эмпирической верификации, к сожалению, оказалась нереализуемой в таком радикальном виде. Ирония в том, что лучшие научные теории — квантовая механика и общая теория относительности — сами по себе внутренне непротиворечивы, но между собой логически несовместимы. Их объединение до сих пор — одна из главных задач физики.
    Так что если требовать от науки абсолютной логической целостности, придётся объявить ненаучными как раз те теории, которые наиболее успешно описывают реальность. Что, объявляем их ненаукой?

  3. Фальсифицируемость (Сэр Карл Раймунд Поппер - вы гений). Научная теория — это не та, которую можно подтвердить, а та, которую можно в принципе опровергнуть экспериментом. Это — гениальный ход: вместо поиска подтверждений, наука начинает искать опровержения.
    Такой подход отсекает множество лженаучных и псевдонаучных систем: астрологию, психоанализ, догматический марксизм — всё, что умеет только объяснять постфактум, но не предсказывает и не рискует быть опровергнутым. Адепты этих учений мастерски подгоняют теорию под любые события — значит, они не подвергают её риску.
    А наука, по Попперу, должна рисковать. Достоинство критерия — в динамике: наука развивается не через накопление «истин», а через выявление и отбрасывание ошибок. Прогресс идёт через критику, а не одобрение.
    Но у фальсифицируемости есть и слабое место: она необходима, но не достаточна. Ведь мою доморощенную теорию — «в этом чае слишком мало сахара» — тоже можно опровергнуть: добавьте сахара и попробуйте. Или: «если перекипятить борщ, он станет невкусным» — легко проверяется и опровергается. Но разве это наука? Фальсифицируемость — важный фильтр, но она не превращает каждое проверяемое утверждение в научное знание. Наука требует ещё обобщений, систематичности, объяснительной силы и независимой проверяемости.
    Так что, да — Поппер прав. Но и чай с недостатком сахара напоминает нам: не всё, что можно опровергнуть, достойно называться наукой.

  4. Социальные критерии науки, утверждают, что наука — это деятельность научного сообщества в рамках научной парадигмы. Главное достоинство этого подхода — его простота: чтобы отличить науку от ее имитации, достаточно об этом спросить самих учёных. "Свои" будут учеными, а то, что они делают будет наукой.
    Однако этот взгляд обладает серьёзными недостатками: он приводит к круговой аргументации (учёные определяют науку, но сами определяются через занятие наукой) и игнорирует то, что ученые могут ошибаться, поддаваться конформизму, годами отвергать перспективные идеи и газлайтить коллег.
    Таким образом, парадигмальный подход хорошо описывает, как наука функционирует изнутри, но плохо объясняет, почему именно эта деятельность считается научной. Он переносит проблему демаркации из сферы логики и методологии в сферу социологии, но не предлагает знаниевых оснований для разграничения — только авторитет коллективного мнения, который исторически не всегда бывает правым.

  5. Этические и эстетические критерии. Такие требования, как «учёный должен быть честен» или «теория должна быть красивой», звучат убедительно. И действительно, честность учёного это основа доверия к науке, а красота теории нередко вдохновляет и направляет исследователей. Но важно понимать: что это критерии личности и стиля, а не знания.
    Знание, по своей сути, этически и эстетически нейтрально. Например, открытие закона тяготения не делает Ньютона добродетельным, а формула ядерного распада одинаково полезна и для энергии, и для бомбы.
    То же с красотой. Красота — субъективна. Она зависит от вкуса, культуры, эпохи. А наука стремится к объективности. История науки полна примеров: красивые теории оказывались ложными (например, геоцентрическая система с её совершенными кругами), а некрасивые, громоздкие — становились истинными (скажем, стандартная модель в физике). Красота может быть компасом, но не мерилом истины. Честность важна — но это качество исследователя, а не критерий научности теории.

Все эти модели — будь то позитивизм, фальсифицируемость или социологические подходы — страдают одной общей бедой: либо они слишком жёсткие, пытаясь втиснуть науку в универсальные формулы, либо слишком размытые, превращая критерии в благие пожелания.
Но самое важное — почти все они (возможно, за исключением социологии науки Томаса Куна) мыслят в логике монолитного приложения. Они предполагают, что наука — это единый, централизованный процесс, стремящийся к одной картине мира, к общепринятым идеалам и нормам, к общей теории всего, к окончательной истине.
А реальность? В реальности наука давно стала распределённой системой.
Она — сетевая, фрагментарная, архитектурно слабосвязанная. Исследователи работают в изоляции, дисциплины говорят на разных языках, теории не стыкуются, а данные — не совместимы.

Учёные давно перестали строить храм истины. Теперь они живут в облачной инфраструктуре знания — распределённой, децентрализованной, слабосвязанной. Каждый модуль (дисциплина, теория, лаборатория) — сам по себе, но при этом обязан взаимодействовать с другими, чтобы система продолжала работать.

И здесь уместна такая аналогия. Когда я жду заказ от курьера, меня не интересует его онтология — верит ли он в доставку как миссию или как обмен услугами. Не волнует его картина мира — считает он землю плоской или сферической. Я не спрашиваю о его идеалах рациональности, логической непротиворечивости заказа, этике общения или принадлежности к курьерской парадигме.
Меня интересует только одно: работает ли сервис? Пришёл ли он вовремя? Соответствует ли содержимое заказу? Есть ли у него API (в данном случае — трек-номер), через который я могу получать статус? Я взаимодействую с ним на уровне интерфейса, а не метафизики.
И это работает. Потому что согласованность действия важнее единства мировоззрения.

То же самое может быть и с наукой. Вместо того чтобы требовать от каждой дисциплины соответствия единому критерию истины, единой рациональности или общей картины мира, мы можем спросить о том, что этот модуль (микросервис) умеет? Какие задачи он решает? С какими другими сервисами он может сопрягаться? Насколько прозрачны его входы и выходы?
Если наука стала распределённой системой, значит, и критерии её оценки должны быть ориентированы на сетевые взаимодействие, а не на монолитную целостность каждого отдельного блока.
Научность — это не чистота оснований, "идеалов и норм" научности, а работоспособность интерфейса и его способности интегрироваться в архитектуру знания.

Так почему же критерии научности всё ещё пишутся в предположении, что наука — это монолитный институт с общей повесткой? Почему мы продолжаем искать централизованную логику, когда сама наука децентрализована?

Пора зарелизить новую версию того, что есть наука.
Архитектурную. Микросервисную.
Такую, чтобы можно было разрабатывать платформы для ученых.
И отличать науку от её имитации.

Микросервисные критерии: почему Дробышевский похож на команду DevOps

Давайте посмотрим на современную науку глазами IT-архитектора.
Тут я разбираю видео работы палеоантрополога Станислава Дробышевского и его коллег и доказываю то, что наука — это не монолитное приложение «ВсеЗнание.exe», которое компилирует один гений в подвале.
Ее вполне можно итерпретировать как распределённую платформу микросервисов, которые создаются учеными друг для друга.

Что мы видим в примере с раскопками Дробышевского и товарищей?

  • Сервис «Геология»: определяет возраст слоёв.

  • Сервис «Ботаника»: анализирует пыльцу.

  • Сервис «Зоология»: определяет кости животных.

  • Сервис «Антропология» (Дробышевский): работает с костями древних людей.

Каждый сервис:

  1. Инкапсулирован. Ботаник не лезет в код (работу) геолога. Он получает от него данные по чёткому интерфейсу (например, «датировка по калию-аргону для слоя №3»). Как именно геолог её получил это его внутренняя реализация.

  2. Абстрактен. Сервисы оперируют с четко определенными абстракциями: «слой», «датировка», «вид пыльцы». Эти абстракции — их язык API.

  3. Полиморфен. Кость (набор данных, артефакт, опытный образец) древнего человека может быть интерпретирована по-разному. Например, сервис «Диета» увидит в ней источник пищи, сервис «Ритуалы» — артефакт культа. Одна сущность — много форм поведения.

  4. Наследуем. Теории и методы не создаются с нуля. Сервис «Датировка» наследует и расширяет функциональность сервиса «Радиоуглеродный анализ v2.1».

  5. Сетевой и кооперируется. Сервисы обмениваются данными, чтобы собрать общую картину. Данные ботаники полиморфно изменяют выводы антропологии.

Это и есть микросервисная архитектура современного научного знания.
Она не монолитна, а модульна. Её сила — в слабой связанности и чётких контрактах между дисциплинами.

Мысленный эксперимент: Code Review для лжеучёного

Итак, к вам пришёл тот самый "гений" с Теорией Х.
Проведём его через наш CI/CD пайплайн.

  • Шаг 1: Есть ли микросервис? Допустим, его теория объясняет всё: физику, либидо, биржевые курсы и смысл жизни. Она монолитна. Это подозрительно. Наука - это сеть микросервисов, а не монолит. В науке новая теория не должна переписывать всё с нуля. Поэтому теория Х должна дать свой микросервис с чёткими интерфейсами для интеграции с существующим ландшафтом знаний (микросервисами). Не даёт? Не интегрируется? Вердикт: FAIL.

  • Шаг 2: Полиморфна ли она? Можно данные (артефакты, опытные образцы), которые интерпретирует теория Х интерпретировать иначе? Если теория Х допускает только одну-единственную трактовку и не оставляет места для полиморфизма другими сервисами, то это догма, а не наука. Вердикт: FAIL.

  • Шаг 3: Есть ли абстракции? Оперирует ли она чёткими, определенными и верифицируемыми понятиями («гравитационная постоянная», «ген») или расплывчатыми «энергобиоинформационными полями» и «вибрациями души»? Если да, то вердикт: FAIL.

  • Шаг 4: Есть ли наследование? Отказывается ли она от всего предыдущего знания? Наука не «опровергает» всё подряд, она наследует и уточняет, как новая версия библиотеки. Ньютоновская механика — частный случай Эйнштейновской.
    Допустим, что теория Х ничего не наследует и пишет все заново. Вердикт: FAIL.

  • Шаг 5: Есть ли инкапсуляция? Смешивает ли она всё в кучу или фиксирует свои границы? Настоящий учёный говорит: «Моя область компетенции — вот это, а за подтверждением идите к специалисту из другой области». Если теория Х не держит границ и всё смешивает, то вердикт: FAIL.

Если на все пять вопросов ответ «нет», то перед вами, скорее всего, монолитная фекалия, архитектурно несовместимая с научной платформой.

Давайте проверим нашу концепцию по тем же критериям

Мы выдвинули не просто идею — а концепцию и инструмент анализа представлений на научность. Не монолитную теорию истины, не священный канон, а гибкий, модульный инструмент для решения одной конкретной задачи — проблемы демаркации то есть, различения научного и ненаучного знания.
Так что — применим к ней же те самые критерии, которые только что обсуждали. Проверим, не превратилась ли наша теория в чай с недостатком сахара.

Шаг 1: Есть ли микросервис?
Да. Предлагается не всеобъемлющая монолитная метатеория науки, а специализированный модуль — «демаркационный микросервис».
Он не претендует на универсальность, но зато воспроизводим, изолирован и может быть заменён, если появится лучший.
Это не догма — это обновляемая сборка.

Шаг 2: Полиморфна ли она?
Конечно. Тот же самый интерфейс — «это наука / это не наука» — может быть реализован через разные «движки». Например, по Попперу (фальсифицируемость), по Венскому кружку (верифицируемость), по прагматикам (практическая эффективность).
Концепция не привязана к одной парадигме. Она работает с разными онтологиями — как полиморфная функция в языке программирования.
Один вызов — разные реализации.

Шаг 3: Есть ли абстракции?
Есть. И они не ради красного словца.
Вводятся такие понятия как:
микросервис — как модель научного модуля,
полиморфизм — как способность одной идеи работать в разных контекстах,
инкапсуляция — как граница применимости,
наследование — как развитие, а не отрицание прежних идей.
Это не метафоры ради метафор. Это начало онтологического моделирования науки как системы, где знание — не пирамида, а архитектура из взаимодействующих компонентов.

Шаг 4: Есть ли наследование?
Да. Поппер не отменяется, не списывается в утиль логический позитивизм.
Прелгается наследование - то есть взять лучшее, адаптировать, расширить.
Как в объектно-ориентированном программировании: базовый класс остаётся, но дочерний добавляет новое поведение.
Мы не строим на пепелище — мы строим на фундаменте, просто под другую нагрузку.

Шаг 5: Есть ли инкапсуляция?
Безусловно. Концепция не претендует на всё. Она работает в рамках проблемы демаркации — и только там.
У неё есть границы применимости, свои уязвимости, свои краевые случаи.
Она не объясняет, как устроен космос, и не спасает души.
Зато она честно говорит: «Я — не истина. Я — инструмент. Используйте с умом. И замените, когда появится лучше».

Концепция проходит проверку.
Она не абсолютна, не универсальна, не красива — но, возможно, работает.
А в мире, где даже квантовая механика и ОТО не могут пожать друг другу руку, — когерентность важнее гармонии. Может, это и есть наука завтрашнего дня: не монолит, а экосистема модулей, связанных не логикой единой истины, а практикой согласованного взаимодействия.

Чем можно обосновать предлагаемую концепцию?

Ни одна идея не возникает на пустом месте. Даже если она одета в форму микросервиса, ей нужна философская опора. Обоснуем наш подход не только метафорами из IT, но и реальной практикой науки и современной философией познания.

Во-первых, схожестью с практикой учёных как сетевой деятельности.
Современная наука давно перестала быть одиночным поиском истины в башне из слоновой кости. Она — распределённая сеть: исследователи, лаборатории, дисциплины, платформы данных — все взаимодействуют по принципу модульности и обмена.
Предлагаемая концепция отражает эту реальность: наука как совокупность независимых, но сопрягаемых модулей — не монолит, а экосистема.
Это не фантазия, это обобщение того, что уже происходит.

Во-вторых, концепцию обосновывает фальсифицируемость и признание её уязвимостей.
Концепция не претендует на непогрешимость. Она заявляет свои границы, допускает критику и может быть опровергнута — например, если окажется, что «микросервисный» подход не работает на практике или не масштабируется.
Она включает в себя уязвимости как часть дизайна, а не как недостаток.
Точно так же, как хорошее программное обеспечение признаёт свои баги, наша модель открытая, тестируемая, готовая к обновлению — и в этом её научный статус.

В-третьих, обосновением может стать связь с концепцией постнеклассической рациональности Вячеслава Степина. Философ науки Вячеслав Степин показал, что классическая и неклассическая наука уступают место постнеклассической — где знание формируется в условиях неполноты и неопределённости, включает ценностные и социальные аспекты, строится на сетевом многообразии методов и онтологий. Ученик Стёпина - философ науки Владимир Аршинов показал механизмы самоорганизации научного знания (рефлексия, неявное знание, циклическая организация коммуникаций).

Именно в этом контексте наука перестаёт искать универсальную истину и начинает строить когерентные, но не обязательно совместимые и обобщающие друг друга модели.
Наша концепция — не противоречие Степину, а его развитие в цифровой парадигме: если наука стала постнеклассической, то и её демаркация должна стать модульной, адаптивной, наследуемой.

Ограничения микросервисной модели демаркации науки

Наши микросервисные критерии — это не догма, а эвристика и не истина в последней инстанции.
Главный недостаток микросервисных критериев в том, то мы можем отфильтровать дурака, но пропустить гения.
Концепция хорошо описывает нормальную науку в терминах Томаса Куна, то есть стабильную, дисциплинированную, работающую в рамках принятой парадигмы.
Это режим технического обслуживания научного знания и его вопроизводства: устранение багов, оптимизации, расширения сервисов и функционала.
Но когда наступает научная революция (по Куну - сдвиг парадигмы), то всё меняется. Новая теория не просто добавляется как микросервис.
Она переписывает ядро и переделывает архитектуру, но выглядит как монолит.
Linux на старте выглядел как один большой, неразделимый ядро-монолит.
Аналогично и революционная теория на первых порах не встраивается в "сервисы" науки и может выглядеть как странный, ни с чем не совместимый монолит, как чужеродный неполиморфный функционал, нарушающий все интерфейсы.
Так выглядела теория относительности. Так выглядел дарвинизм.
Нормальная наука это сеть сервисов, обменивающихся информацией и услугами, революционная создает вопросы и уязвимости для концепции.
Научные революции можно интерпретировать как масштабный рефакторинг знаний: изменение ключевых интерфейсов, появление новых центров связности, перераспределение информационных потоков, миграция с «устаревших платформ» на новые онтологии. И до тех пор, пока вокруг неё не появятся адаптеры, не будут перепроектированы смежные модули, она остаётся вне системы — не потому что ложна, а потому что опережает инфраструктуру.
А что с гуманитарными науками? Ещё одна уязвимость подхода — гуманитарные дисциплины. Многие из них не поставляют данные, а генерируют смыслы, неявное знание, контекст. Они суть не сервисы с чётким API, а скорее среда обитания для научного мышления: философия, герменевтика, культурология. Оценить их «сервисность» — значит свести их к утилитарной функции. А ведь они часто работают на периферии осознанного, формируя интуицию, задавая вопросы, расшатывая устои — тихо, но необратимо.
Но недостатки и уязвимости — это не баги. Это фичи.
И вот тут самое интересное: эти уязвимости можно превратить в инструмент анализа. Представьте дашборд или карту научного знания как систему микросервисов.
Есть узкие места — где сервис перегружен, где запросы не обрабатываются — подсвечиваются красным. Это — точки напряжения, кризисы, диссонансы.
Лакуны — области без сервисов, но с высоким спросом на объяснение — помечаются как «белые пятна». Это — зоны неопределённости, где наука ещё не освоилась.
Вакансии — запросы от одних сервисов к другим, на которые нет ответа — становятся сигналами: здесь нужно создать новую теорию. Или даже сделать в этом месте революцию. Научную.
Нет концепции без ограничений и уязвимостей.
Поэтому, используя микросервисные критерии анализа науного знания, не расслабляйтесь и всё перепроверяйте. Например, пользуйтесь "Адвокатом дьявола".

Что это значит?
Микросервисные критерии — это не про «истинность», а про интегрируемость и архитектуру.
Наука сегодня — это не поиск Истины с большой буквы (как её понимали в XIX веке).
Это поиск множества когерентных (архитектурно связанных) истин, которые могут работать вместе, общаясь по стандартным протоколам. Это отказ от монолита в пользу распределённой, отказоустойчивой, масштабируемой системы.

Истина есть. От истины наука не отказывается. Но истина, по Канту, непостижима для нас целиком из-за ограничений нашего разума. Мы можем лишь строить всё более точные и сложные модели и формировать точки зрения, которые позволяют нам эффективно действовать в мире. Как успешно деплоить приложения, лечить людей и запускать ракеты.

Поэтому в следующий раз, когда услышите о «новой физике» или «революционной психологии», спросите себя: а можно ли это задеплоить в продакшен рядом с существующими научными микросервисами? Или это попытка продать вам архитектурный антипаттерн, обёрнутый в красивую обёртку?

Владислав Тарасенко

Доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, более 30 лет занимающийся исследованием и проектирование систем, увлечен философскими основами вычислительной техники и искусственного интеллекта. Специализируется на соединении абстрактных теорий с практической реализацией.

Комментарии (16)


  1. dyadyaSerezha
    30.08.2025 08:10

    Увы, @v5093075 На разборе конкурентов стало ясно, что вы понятия не имеете, что такое научная теория и какие её критерии приняты в научному мире (ваша дамаркация). Дальше читать просто не было смысла. Почитайте хоть самый фундамент.

    Ну, если это все не одна большая шутка юмора, конечно.


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      А можно не обвинения, а аргументы?
      И те понятия, которые вы имеете? Интересно было бы сравнить.


  1. Elpi
    30.08.2025 08:10

    1. Ваш нестандартный взгляд позволяет по-иному взглянуть на какие-то аспекты. Это плюс. Про минусы не буду, т.к. их 99,99%, смысла нет.

    2. Еще один критерий принадлежности к науке - это практическое владение терминологией предметной области.

    3. В этой связи просьба пояснить ваше утверждение, что " Наука сегодня — это поиск множества когерентных истин" Почему когерентных и что это означает в вашем контексте? И почему истин (которая недостижима даже с ваших слов)?


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      Спасибо за реплику — ценю, что вы вступили в диалог, несмотря на расхождения во взглядах.

      Ваше замечание о практическом владении терминологией абсолютно справедливо: наука невозможна без точного оперирования понятиями. Владение терминологией я привязываю к принципу абстратности и абстрагированию, так как владение терминологией это не просто знание слов, а умение переводить конкретное (разнообразное и широко атрибутируемое мнение с большим числом признаком) в абстрактное (узко атрибутируемое представление с небольшим числом признаков), работать с идеализированными моделями, строить и преобразовывать смыслы в рамках строгой логической системы.
      Это и есть один из признаков научной компетентности.

      Теперь к вашему вопросу о когерентности и о том, зачем искать истины, если общая истина недостижима?
      С одной стороны, наука больше не претендует на окончательный и окончательно-истинный ответ. Вместо этого она работает с локальными, контекстуальными, инкапсулированными истинами то есть моделями, которые внутренне непротиворечивы, подтверждены эмпирически в своей области применимости, воспроизводимы и предсказуемы. Такие истины, скажем, законы Ньютона, уравнения Максвелла или модель ДНК, не претендуют на универсальность, но работают эффективно в определённых масштабах и условиях.

      Я использую термин «когерентные истины», имея в виду не просто совпадение, а согласованность на уровне интерфейсов.
      Подобно тому, как разные модули в программе могут быть написаны на разных языках, но взаимодействуют через общие API, так и научные теории — даже если они основаны на разных онтологиях (например, квантовая механика и ОТО) стремятся к когерентности: то есть к возможности диалога, сопряжения, согласования в граничных случаях.

      Когерентность — это не тождество, а способность к согласованному взаимодействию. Именно к ней сегодня и стремится наука, не к единой пирамиде истины, а к сети взаимосвязанных, проверенных и совместимых моделей.
      Так что, когда я говорю: «Наука сегодня — это поиск множества когерентных истин», я имею в виду то, что наука — это не монолит, а экосистема моделей, каждая из которых верна «по-своему», но которые учатся «говорить друг с другом» на общих языках — через математику, эксперимент, методологию.

      Это не отказ от истины. Это переход от метафизического абсолюта к практической достоверности.

      Благодарю за критический вопрос — он помог уточнить мысль. Даже если расхождений 99,99%, то 0,01% — это уже пространство для диалога.
      А диалог, как известно, движет мысль вперёд.


      1. Pshir
        30.08.2025 08:10

        Именно к ней сегодня и стремится наука, не к единой пирамиде истины, а к сети взаимосвязанных, проверенных и совместимых моделей.

        Именно стремление направлено ровно наоборот. А сеть взаимосвязанных, проверенных и совместимых моделей - это пока, к сожалению, лучшее, что удаётся строить в реальности. И нейросети могли бы в будущем помочь решить эту проблему. Когда они станут настолько дёшевы, что их начнут создавать и для научных целей, а не только для генерирования текстов и картинок.


  1. Elpi
    30.08.2025 08:10

    Хм, с "когерентностью" еще как-то. Хотя это просто красивость, умничанье. А вот с истинами категорически! "Комплексная система практически апробированных гипотез". Хотя это общий лозунг, который ничего не дает, нмв.

    Хотя с точки зрения формального верифицирования ваш текст полезен. Помню, как я пытался в рецензии объяснить китайским товарищам, что их наукообразный текст к науке отношения не имеет и принят к публикации быть не может.


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      Локальная истина инкапсулирована, полиморфна, содержит абстракции и унаследована от предыдущих версий. Она не универсальна, а работает в своем контексте.


  1. 4ernova1
    30.08.2025 08:10

    Очень крутая статья! Было бы интересно само понятие науки избавить от позитивизма, которое сформировалось в 19м веке. У Гегеля наука - это мышление в понятиях. Поэтому, как человек, занимающийся психоанализом, могу утверждать, что психоанализ это наука в гегелевским смысле.


  1. LinkToOS
    30.08.2025 08:10

    Я предлагаю взглянуть на неё через призму, понятную любому айтишнику: архитектуру программного обеспечения.

    Предполагается, что ваши читатели любят программирование, хорошо знакомы с ООП и архитектурой ПО, и имеют при этом общий интерес к науке. Но если читатель не интересуется программированием, а интересуется только наукой, то он может поставить минус за такой авантюрный подход.

    Статья интересна как приглашение к разговору и повод для размышлений. Но подается она так, как будто она содержит готовые к применению инструменты выявления лженаучности. Это сразу настраивает читателя скептически, и провоцирует критику, поскольку он понимает всю сложность проблемы доказательства лженаучности идей и теорий.


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      Согласен. Есть когнитивный диссонанс.


  1. Pshir
    30.08.2025 08:10

    Это и есть микросервисная архитектура современного научного знания.Она не монолитна, а модульна. Её сила — в слабой связанности и чётких контрактах между дисциплинами.

    Как учёный, физик, я вам ответственно заявляю: к сожалению, это не фича, а баг. Научное знание в настоящий момент настолько обширно, что обычный человек (а подавляющее большинство учёных - обычные люди) не способен в разумное время (порядка 10 лет) хорошо освоить что-то, кроме отдельной специальности. Я не программист, но что-то мне подсказывает, что микросервисная архитектура ПО - это тоже ответ на проблему невозможности для обычного человека (большинство разработчиков ПО - тоже обычные люди) держать в голове весь программный продукт целиком. Подобный подход сильно замедляет развитие науки, потому что соседние группы в одном институте уже слабо понимают друг друга. Тот же Дробышевский - он антрополог, разбирается в морфологических чертах людей, но в той же генетике, которая существенно влияет на эти самые морфологические черты, он понимает примерно столько же, сколько школьник, у которого проснулся интерес к данной области, и он решил в ней разобраться в меру своих возможностей. Это не делает Дробышевского плохим или что-то такое - это особенности современной науки. Тот же Дробышевский применяет в своей работе статистический анализ. Как вы думаете, помогло ли бы развитию науки, если бы он точно знал, почему он применяет те или иные методы, знал бы границы их применимости, а не просто использовал интерфейс микросервиса «матстатистика»? Я уверен, что да. И в своей работе я неоднократно встречался с такими вещами. Оказывалось, что проблема, над которой мы думали довольно долго, уже решена, и её готовое решение написано в учебнике 50-летней давности, но физики же не читают учебники по радиотехнике :) И наоборот, мы помогали коллегам из смежной области, когда видели, что они бодро идут по граблям, которые в нашей области были пройдены 50 лет назад. Слабая связность науки - это её слабость, а не сила. И микросервисы - это типичные костыли, а не решение фундаментальной проблемы. И уж точно не то, к чему стоит стремиться, как к самоцели.


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      Спасибо за такой содержательный, честный и, честно скажу, важный ответ.
      Вы не просто критикуете метафору, вы указываете на реальную боль современной науки: её фрагментацию, потерю связности, когнитивные ограничения учёного как человека.
      И вы, как физик, говорите это изнутри системы, а значит, ваш голос очень весом.
      И да — вы абсолютно правы в том, что научное знание стало настолько обширным, что даже выдающийся учёный может глубоко понимать лишь узкий срез реальности.
      Десять лет, и вы становитесь экспертом. Ещё десять и вы уже не успеваете за соседней лабораторией. А через двадцать оказывается, что решение проблемы лежало в учебнике по радиотехнике 1970-х, который никто не читал, потому что «это не наш профиль».
      Микросервисы это естественный ответ на когнитивный коллапс и это не идеал, а вынужденная адаптация. Так же, как и в программировании: никто не делает микросервисы потому, что они красивы. Их делают, потому что монолит становится необъятным, а ни один разработчик (даже гений) не может держать в голове миллион строк кода.
      Наука столкнулась с той же проблемой. Мы достигли предела человеческой когнитивной ёмкости. И вместо единой картины мира мы строим локальные модели, каждый в своём модуле, со своим API. Мы не отказываемся от понимания — мы вынуждены делегировать. Используем статистику, не зная её основ. Применяем ИИ, не понимая его логику. Цитируем генетику, не разбираясь в механизмах экспрессии генов.
      Да, Дробышевский может не знать генетику на уровне специалиста. Но он использует её выводы — как мы все используем GPS, не зная, как работает спутниковая навигация.
      Это не его слабость. Это реальность разделения труда в знании.
      Вы называете микросервисы «костылями» — и это метко. Но иногда костыль — не признак слабости, а признак ходьбы. Мы не можем идти без опоры? Значит, нужна опора. Главное — не принимать костыль за ногу, и не забывать, что он временно компенсирует утрату целостности.
      Проблема не в микросервисах как таковых, а в том, что мы не видим и не понимаем архитектуру науки в целом, а люди, по долгу своей службы призванные быть архитекторами науки, занимаются чем угодно, но не архитектурой научного знания.
      В частности, мы толком не знаем, где у кого какие сервисы находятся, какие у них интерфейсы, что они могут предложить. И тогда «микросервисная наука» превращается в сумку случайных специализаций, где все копаются в своём, а революции случаются по ошибке.
      Что делать? Есть два пути: принять фрагментацию и работать с ней — картографировать, создавать интерфейсы, исследовать серые зоны. Второй - пытаться собрать единый монолит — и провалиться, потому что он слишком велик для человеческого понимания.
      Я склоняюсь к первому. Не потому что он легче, а потому что он честнее. Мы не можем вернуться к эпохе, когда один человек мог охватить всю науку.
      Но мы можем сделать фрагменты видимыми, сопрягаемыми, обучаемыми.
      Теоретически можно попытаться с помощью ИИ совершить невозможное — автоматически проинтегрировать все разрозненные знания в единую более-менее непротиворечивую модель.
      Но можно ли доверять такому «монолиту»? Нет. Такой монолит будет чёрным ящиком, чью внутреннюю логику не сможет проверить ни один человек.
      Он может давать гениальные предсказания, но не будет давать понимания. Это будет оракул, а не архитектор науки.
      Если пойти по первому пути, то ИИ может стать не оракулом, а картографом. Не создателем окончательной теории, а навигатором по научному ландшафту. Он может: выявлять скрытые связи между дисциплинами, находить повторные открытия, предлагать адаптеры между разными «сервисами», сигнализировать о белых пятнах и когнитивных ловушках.
      Но доверять ему слепо — нельзя. Как и любой инструмент, ИИ усиливает текущую архитектуру, включая её слепые зоны. Он сможет построить монолит из разрозненных микросервисов, но монолит на основе фрагментов, а не истины.
      Поэтому человеческая рефлексия, междисциплинарный диалог, понимание границ моделей должны быть ключевыми инструментами.
      Так что микросервисы — это не цель. Это вынужденный компромисс.
      Но раз уж мы в нём живём — давайте не просто хромать, а учиться ходить ровно.
      Не отрицать фрагментацию, а делать её прозрачной, не прятать слабые связи а усиливать их, и не мечтать о недостижимом монолите а строить мосты между островами знания.
      А может, однажды, из множества микросервисов, соединённых смыслом, а не только данными, сама собой начнёт складываться новая целостность — не жёсткая, как монолит, но гибкая, как сеть потому что наука — это не только логика и данные. Это люди, их сетевые отношения и ограничения, их стремление понять не только объекты науки, но и друг друга.
      Микросервисы это вынужденная адаптация людей к реальности. Идеал для меня это не монолит, а хорошо документированная и интегрированная экосистема сервисов, где учёный, не становясь специалистом, может если не залезть "под капот" микросервиса, то хотя бы понять его логику и ограничения.
      Ваша боль — это боль за утраченное единство знания. И именно она показывает, что конечная цель науки это разобщённость, а когерентность и целостное понимание, к которому мы теперь можем идти сетевым, а не только линейным путём.


  1. ilgizart
    30.08.2025 08:10

    Спасибо за повод для размышлений. Создается впечатление что микросервисы (отдельные дисциплины) в настоящем их виде не требуют пересмотра, ревизии.

    Также не упомянута проблематика и необходимость междисциплинарности и трансдисциплинарности. Которые по определению выпадают из вашей системы показателей научности.

    Революционные научные теории во все времена первоначально встречались как антинаучные, они надолго выпадают из системы "сервисов". Почему?

    Ваша картина больше про консерватизм, про то что новое обязано вписаться в старое и быть признанным научным по старым критериям.


    1. v5093075 Автор
      30.08.2025 08:10

      Вы подняли исключительно важные и точные возражения, которые выводят обсуждение на новый уровень. Спасибо. Позвольте уточнить и развить мысль.
      На мой взгляд, ревизии требует именно архитектура, а не отдельные сервисы. Суть не в том, чтобы переписать код каждого «микросервиса» (биологии или физики), а в том, чтобы наладить между ними осмысленное взаимодействие.
      Междисциплинарность в духе ООП это именно то, о чём я говорю.
      Это не метафизика и не просто дружеские отношения учёных.
      Это наличие «публичных методов» (стандартизированных методик, понятных соседней дисциплине). Это общие «интерфейсы» (форматы данных, протоколы обмена, математический аппарат). Это «наследование» и полиморфизм, когда модель из физики может быть применена в экономике, адаптируясь под новый контекст.
      Проблема современной науки в том, что эти «интерфейсы» часто кривые, недокументированные или просто отсутствуют. Задача — не отказаться от микросервисов, а проектировать их архитектуру осознанно, чтобы они могли коммуницировать.

      Теперь о главном — о революционных теориях. Да, они всегда выпадают из текущей системы. Да, революционные теории часто не совместимы. Они не имеют интерфейсов. Они не проходят проверку на фальсифицируемость сейчас — потому что ещё не сформулированы до конца. Они — как новый язык программирования, который не работает с текущей экосистемой.
      Именно поэтому они объявляются антинаучными — не потому что ложны, а потому что нарушают ожидания системы. Но здесь я не встаю на сторону консерватизма.
      Наоборот: любая система должна быть уязвима для революции. И если наша «микросервисная» модель не предусматривает места для нового ядра, для смены парадигмы, то она действительно слишком консервативна.
      С другой стороны, мой тезис не в том, что они должны немедленно получить одобрение всех существующих сервисов.
      Мой тезис в их стратегии внедрения революционных изменений. Стратегия «альтернативный монолит» или революция, которая пытается сразу заменить всю действующую архитектуру исполнена героизма, но почти всегда обречена на провал из-за чудовищной сложности и сопротивления системы. Практика показывает то, что монолит, построенный в изоляции, почти никогда не побеждает. Он сталкивается с проблемой внедрения, восприятия, интеграции.
      Поэтому важна стратегия «революционный микросервис». При ее реализации теория не отрицает всё сразу. Она предлагает свой компактный, но мощный сервис, который решает конкретную проблему лучше старого. И главное — она стремится предоставить для него адаптер к старой системе.
      Почему у второго подхода больше шансов? Потому что он позволяет провести постепенную миграцию. Коллабораторы из других областей могут начать использовать новый сервис через чёткий «интерфейс», не переделывая всю свою работу.
      Они увидят его эффективность на практике. Так теория относительности не отменила ньютоновскую механику, а встроила её в себя как частный случай — предоставила обратную совместимость.
      Таким образом, критерий не в консерватизме («вписаться в старое»), а в интегрируемости («предоставить работающий шлюз»).
      Революционная теория, которая изначально проектируется не как замкнутый монолог, а как потенциальный диалоговый сервис для будущей сетевой архитектуры знания, имеет гораздо больше шансов быть принятой и стать новой парадигмой.
      Она бросает вызов не самим фактам, а способу их организации в архитектурных паттернах науки.


      1. ilgizart
        30.08.2025 08:10

        Есть еще один важный аспект - парадигмы, научные картины мира. Которые могут существовать параллельно, но быть несовместимы друг с другом, не иметь интерфейсов и объявлять ненаучным то что выходит за рамки своей парадигмы. Разные гипотезы могут выстраиваться в разны парадигмах. Существует множество несовместимых теорий эволюции и теорий сознания, каждая из которой является как бы научной, но с большими вопросами.

        Развиваемая вами практика 64 стратегем основана на восточной, китайской картине мира, под которую вроде бы еще не подведены научные основания. Но лично я уверен в возможности такой революционной теории всего. Поэтому ей можно было бы присвоить некий статус потенциальной научности, ожидающей своего часа. Причем такая научная теория будет выстроена в другой, кардинально отличающейся от классической западной картины мира. Основываться на концептах порядка, цикличности, процессности и рекурсивности, а не на постулатах стохастичного хаоса и субстанционализма. И между этими парадигмами вряд ли возможен интерфейс, т.к. они выстроены в абсолютно разных архитектурах причинности.


        1. v5093075 Автор
          30.08.2025 08:10

          Вы абсолютно правы в том, что моя модель «микросервисов» описывает работу нормальной науки внутри устоявшейся парадигмы.
          Она сталкивается с проблемой параллельных, несовместимых парадигм — этих самых «парамонолитов», у которых нет «операционной системы» для интеграции.

          Ваш пример с 64 стратегемами — идеальная иллюстрация. Это потенциально целостная система мышления, построенная на иных онтологических основаниях (цикличность, процессность, рекурсивность), нежели классическая западная наука (линейность, субстанциальность, редукционизм). Попытка насильно «встроить» её в существующую архитектуру через стандартный «интерфейс» обречена на провал, так как их «архитектуры причинности» фундаментально различны.

          Здесь модель микросервисов должна быть дополнена важным критерием. Научность революционной парадигмы определяется не её немедленной совместимостью со старыми сервисами, а её внутренней способностью порождать собственные, полиморфные микросервисы.

          Проще говоря, судьба «парамонолита» решается так:

          1. Если он остаётся монолитом то есть красивой, но замкнутой и неверифицируемой системой для объяснения всего, то он останется маргинальной метафизикой.

          2. Если из него начинают вырастать конкретные, работающие «микросервисы», например, новые методы анализа, предсказательные модели, интерпретационные инструменты, которые дают более качественные результаты в решении конкретных задач (хоть внутри своей парадигмы), то он начинает процесс интеграции.

          Такие «сервисы» становятся точками входа и адаптерами. Например, концепция из восточной парадигмы может быть операционализирована в виде нового диагностического аппарата организации или принципа управления сложными системами. Его начнут использовать, не принимая всю парадигму целиком. Через практическую полезность этих отдельных модулей будет происходить медленное «просачивание» и признание всей архитектуры.

          Таким образом, статус «потенциальной научности» для революционной теории это не клеймо, а вызов.

          Вызов в том, чтобы не просто провозгласить новую картину мира, а начать поставлять для неё работающие, проверяемые и полезные компоненты, которые заставят остальное научное сообщество задуматься о смене «операционной системы» в целом.

          Это долгий путь, но именно так и происходят подлинные научные революции.