Представьте: вы тихо сидите, пишете документы, проверяете баги или рисуете диаграммы, никого не трогая, как вдруг сверху приходит священный указ: «Ты же всё понимаешь. Расскажи другим.»
И вот вы уже не инженер, а… тренер. Не специалист, а наставник поколения.
Вам вручают группу коллег, которые пришли на обучение так же добровольно, как на медицинский осмотр.
А вы — с презентацией, трясущимися руками и вопросом: «А кто вообще меня сюда поставил?..»
Примите мои соболезнования.
И мою шпаргалку (для себя делал), как инструкцию по выживанию в роли внезапного учителя.

Итак, представим, что вам предстоит войти в аудиторию, где сидит N (5 < N < 20) человек, чьё представление о «бизнес-процессе» ограничивается процессом «заказать кофе с доставкой на работу», а слово «онтология» вызывает боль в мозгах и глазах.
Не паникуйте. Ваша задача — не выйти оттуда поседевшим.
Методология проста: диагностика, интеграция, маска.
Разбираемся по шагам.

Шаг 1: Диагностика. Анализируем аудиторию.

Первый урок — моделируем предметную область.
Представьте, что ваша аудитория — это система, а каждый слушатель это ее объект, порожденный классом.
Начните с опроса, чтобы выявить ключевые сущности с атрибутами и провести классификацию.

Задайте каждому вопрос: «Каковы ваши ожидания и цели?».
Ответы кластеризуются:
«Меня направили разобраться, как мы тут работаем» -> Атрибут: Цель = "Формальное соответствие"
«Хочу научиться писать ТЗ, которые не будут уходить на 15 кругов согласования» -> Атрибут: Цель = "Практическая польза"

Параллельно оценивайте два ключевых параметра каждого объекта:

  1. Компетентность: Высокая / Низкая

    Понимает разницу между бизнес-процессом и бизнес-ланчем?
    Знает, что CI/CD это не новая модель iPhone?
    Или его главный инструмент это скриншот + комментарий «тут не работает»?

    2. Активность: Высокая / Низкая

    Готов спорить до хрипоты о том, что BPMN это бюрократический абсурд?
    Или сидит тихо, кивает и тут же забывает, что вы сказали 30 секунд назад?

    Сочетание этих параметров даёт четыре класса, порождающих объекты:
    Тихий и некомпетентный. Потребляет знания как Wi-Fi. Без понимания, но подключился — уже плюс.
    Тихий и умный, молчит, но думает. Возможен прорыв при правильном стимуле.
    Шумный и некомпетентный. Уверен в своём незнании. Главный вызов состоит в том, чтобы не дать ему захватить аудиторию.
    Шумный и умный. Лидер. Либо станет союзником, либо возглавит бунт.

    Проведите быстрый анализ + синтез. Выведите усреднённый профиль группы.
    Назовём это «взятием интеграла по аудитории». Это метафора.
    Формула мне до сих пор непонятна, но результат простой: один из четырех вариантов.
    И только после этого — включайте нужную маску и действуйте по протоколу.
    Выберите базовый вариант и работайте по нему. Если не знаете какой вариант взять, то заранее готовьтесь к худшему (вариант 4) и надейтесь на лучшее (вариант 1).

Вариант 1: Группа «Тихая и некомпетентная» (Идеальные «as-is»)

Ваша маска. Архивариус-сказочник.

Эти коллеги честно признаются, что не в теме, и ждут, когда им разложат всё по полочкам. Не грузите их нотациями. Включайте режим «истории из скрама». Рисуйте им картинки, рассказывайте кейсы.

Пример из реинжиниринга. Не начинайте с теории IDEF0. Они уснут.
Начните с байки: «Вот был у нас процесс «Обработка заявки клиента». Жил-был менеджер Вася, который получал заявку по почте, потом звонил в отдел доставки, потом им звонил склад... И вот однажды почта Васи сломалась, и весь процесс остановился.
Так мы узнали, что наш процесс — это не процесс, а хаос. И нарисовали первую диаграмму, чтобы найти бутылочное горлышко».
Так они увидят боль и ценность метода.

Вариант 2: Группа «Тихая и компетентная» (Мечта архитектора)

Ваша маска: Тренер-фасилитатор-модератор-рефери.

Они уже знают, что swimlane — это не дорожка в бассейне. Они молчат, потому что либо уже всё поняли, либо нашли в вашей презентации 3 логические и 4 орфографические ошибки, либо экономят когнитивную энергию для действительно важных вещей.
Ваша задача — не рассказывать, а организовать им мозговые штурмы.
Кидайте им сложные задачи, устраивайте соревнования и вызовы.

Например, объясняете им не более чем за 5 минут теорию, а потом задача: «Перед вами — описание фичи «Добавить кнопку «Мне повезёт» в личный кабинет. За 10 минут выделите 5 сущностей, 3 бизнес-правила и 2 варианта использования. А теперь обменяйтесь вариантами и найдите друг у друга пропущенные нефункциональные требования».
Вы не говорите — вы создаёте процесс, в котором они генерируют знание сами.
Тишина в классе будет стоять звенящая, прерываемая только стуком клавиатур.
Вы — всего лишь рефери на этом ринге.

Вариант 3: Группа «Шумная и некомпетентная» (Кричащий хаос и кошмар интроверта)

Ваша маска: Шут-визуализатор.

Они полны энергии и мнений, которые чаще всего ошибочны. Спорить с каждым — бессмысленно. Их нужно увлечь и направить шум в конструктивное русло через визуализацию. Тихие сказки здесь не прокатят.
Их хлебом не корми — дай пошуметь и потыкать в кнопки. Любая пауза длиннее 3 секунд будет заполнена хаотичными вопросами не по теме.
Ваша задача — не дать им опомниться. Говорите громко, показывайте фокусы, жонглируйте мышками.

Пример из написания онтологий. Народ бунтует: «Зачем эти ваши онтологии? Нам продажи делать надо! Мы и так всё понимаем!». Не спорьте. Возьмите маркер и доску: «Отлично, давайте смоделируем ваше «и так понимаем». Давайте, Вася, вы — сущность «Заказ». К вам приходит что? Атрибут «статус». А к кому вы относитесь? К «Клиенту». А что между вами? Связь «размещает». Ой, смотрите-ка, а это уже онтология получается!». Вы превратили абстрактную концепцию в совместный и веселый процесс.

Вариант 4: Группа «Шумная и компетентная» (Бунт стейкхолдеров)

Ваша маска: Волшебник (с показом магии и чуда).

Самая сложная группа. Это скептики, которые уже прошли огонь и воду. Они будут оспаривать каждое ваше слово. Они умны, чтобы понять, что вы несёте чушь, и буйны, чтобы тут же вам об этом заявить. Они не примут вас просто как «лектора». Сначала вам нужно доказать, что вы — не очередной теоретик или увлечение начальства, а практик, который может решить их боль.
Им нужно сначала доказать свою крутость. Продемонстрируйте им чудо.
Как только в их глазах вы увидите не скепсис, а интерес — мгновенно смените маску на «Тренера» из варианта 2 и дайте им сложную задачу.
Как только почувствуете, что авторитет снова падает, показывайте следующее «чудо».
В качестве «чуда» может выступить «фокус» - вещь и прием, которым они не умеют пользоваться.
«Чудо» можно совмещать с «ледоколом» - заданием, которое они получат перед «чудом» и не смогут выполнить и начнут плавать. По идее, «ледокол» должен разбить лёд всезнайства и показать некомпетентность, которую лечим «чудом» .
Этот режим требует максимальной концентрации, как жонглирование бензопилами.

Пример. Народ бунтует: «Документация устаревает в день написания! Её написание это пустая трата времени! Не нужно ее писать.».
Не оправдывайтесь. Покажите «чудо»: «Согласен. Поэтому мы не пишем, а генерируем её. Вот у нас есть CI/CD-пайплайн. Вот скрипт, который из Swagger-спека, прогоняя его через шаблоны, на выходе даёт не только валидный OpenAPI-файл, но и готовую страницу в Confluence с примерами запросов на Python и JS. Вся документация всегда актуальна, потому что она — артефакт сборки. Хотите разберём как?».
Ловите интерес в глазах и вкладываете в открывшиеся уши новый кейс.
После этого демонстративного удара вы завоюете право быть услышанным и сможете перейти в режим Тренера-фасилитатора-модератора-рефери.

Итоговый протокол
Итоговый протокол

Обучать — это не про знания.
Это про выживание в условиях ограниченного внимания, низкого сна и высокой степени скептицизма. Вам не надо давать идеальное содержание, но надо быть достаточно интересным, чтобы их не уволокло в Телеграмм-чат.
Учите и учимы будете!

Всех сказочников, чудесников, тренеров и шутливых визуализаторов, а также их слушателей с первым сентября!
С днём знаний!


Владислав Тарасенко

Доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, более 30 лет занимающийся исследованием и проектирование систем, увлечен философскими основами вычислительной техники и искусственного интеллекта. Специализируется на соединении абстрактных теорий с практической реализацией.

Комментарии (0)