В начале 2025 года мне в голову пришла идея запустить свой проект.

Дисклеймер

Эта статья — не реклама. Проект я закрыл, а сайт даже не работает.

Я просто хочу сам за себя отрефлексировать, что это было, чтобы не повторить своих ошибок.

Да и многим полезно будет почитать. Особенно таким же мечтателям, как я.

Наверняка многим знакомо это состояние: когда ты горишь своим пет-проектом, готов работать днями и ночами, в выходные и даже в отпуске. Когда не страшно браться за новые области, о которых раньше мало что знал — маркетинг, продуктовую часть и всё остальное.

Я тоже несколько месяцев жил именно так. И даже радовался тому, что вкладываю в это свои собственные деньги.

Но однажды наступает момент, когда понимаешь: всё сделал неправильно. Сил и желания начинать с нуля уже нет. Ты ловишь себя на мысли, что будешь счастливее всего просто бросив всё это. И бросаешь.

Я хочу поделиться своей историей: как пытался создать IT-продукт, вложил в него 400 тысяч рублей и пол года свободного времени, слил отпуск на проект — и в итоге получил ведро холодной воды на голову вместе с парой жёстких уроков.

Причём большинство этих уроков я слышал раньше. Но, как и многие, я был уверен, что у меня-то всё получится иначе.

О чём была идея

В 2024 я подрабатывал ментором и обучал людей фронтенд-разработке на личных встречах. После этого помогал им готовиться к собеседованиям. Формат оказался невыгодным: программа у всех студентов была примерно одинаковой, а час моего времени стоил фиксированно. Масштабировать это было невозможно.

Тогда я подумал: а что если собирать группы по 5–10 человек? Для студентов обучение обходилось бы дешевле, и для меня было бы выгоднее работать с группами. Ситуация win-win.

Сначала я даже не представлял, как это можно реализовать. Но видел, что некоторые менторы набирают группы прямо в соцсетях. Так и появилась идея продукта: площадка, где менторы могут публиковать курсы по конкретной технологии с практическим проектом, запускать потоки и удобно управлять процессом.

Например, я хотел сделать курс по React: ограничить группу 10 участниками, назначить дату старта и дать ссылку на запись. Всё через сервис, где сразу видно количество свободных мест и детали обучения.

Проблема была моей личной, и решение я видел только со своей стороны. Я не валидировал идею, не общался с другими менторами и не проверял, нужен ли им такой инструмент. Но мысль казалась железной: «Если у меня есть такой запрос, значит, он есть и у других». И этого мне хватило, чтобы начать.

Урок 1. Если ты уже сделал пару пет-проектов, это не значит, что ты всё знаешь про запуск продукта

В январе 2025 года я настолько загорелся идеей, что всерьёз взялся за продумывание продукта.

До этого у меня уже был похожий опыт: я делал мобильное приложение для ведения личных расходов. И там допустил самые базовые ошибки «начинающего стартапера». На самом деле это был просто учебный проект: я хотел пощупать React Native, попробовать сделать бэк на Node.js и пройти полный цикл — от разработки до выкладки приложения в стор. О продукте как о продукте я тогда даже не думал. Итог предсказуемый: выложил приложение — и всё на этом закончилось. Сейчас висит в AppStore с тремя оценками от друзей.

Сейчас я решил учесть прошлые ошибки и выработал для себя три правила:

  • отталкиваться именно от проблемы, а не от технологий, которые хочу использовать,

  • делегировать часть задач другим, даже если самому интересно в них разобраться,

  • заранее продумать, что будет после релиза: как монетизировать и как привлекать пользователей.

Эти правила я действительно применил. Продумал скоп MVP, нашёл бэкенд-разработчика (хотя очень хотелось сделать бэк самому), заказал дизайн. Себе оставил фронтенд — это у меня получается быстрее, чем объяснять другому. Плюс взял на себя продуктовую и маркетинговую часть: на раннем этапе их точно не стоит отдавать на сторону.

Казалось, что теперь-то я знаю всё необходимое для запуска. Я был в этом уверен до самого конца. Но, как оказалось, это была лишь верхушка айсберга.

Дальнейшие уроки пришлось писать уже собственной кровью.

Урок 2. Не нужно платить за дизайн

Мне хотелось, чтобы дизайн моего проекта был прям «пушка-бомба». Казалось: первые пользователи зайдут, увидят красоту и сразу купят всё, что угодно. Хаха.

Я составил ТЗ с мокапами всех страниц сайта, добавил в него требование мобильной адаптации.

Мокапы сервиса из моего ТЗ
Мокапы сервиса из моего ТЗ

Дешёвого дизайнера я искать не стал. Написал коллеге с прошлой работы — Senior Designer’у, в котором был уверен на все сто. Он назвал цену: 2500 рублей в час и несколько месяцев работы. Я согласился.

В итоге дизайн делался около трёх месяцев, а я потратил на него в общей сложности 210 000 рублей.

К качеству претензий не было вообще. Всё было супер организовано: токены, собственная дизайн-система, удобная структура. И выглядело действительно круто.

UI-kit сериса
UI-kit сериса
Макеты desktop
Макеты desktop
Макеты Mobile
Макеты Mobile

Но главный урок я понял только после релиза. Во-первых, именно дизайн задержал запуск первой версии: на каком-то этапе проект уже работал, и мы просто ждали финальных макетов. После чего ещё и фронтенд дорабатывал соответственно. Но это была меньшая проблема.

Релиз провалился не из-за дизайна. Проблема оказалась в том, что сам продукт был неактуален, и людям он просто был не нужен. Красота интерфейсов ничего бы не изменила. Если бы я взял готовый UI-фреймворк вроде Tailwind или Material UI, я бы всё равно облажался, но сделал это на несколько месяцев быстрее и почти бесплатно.

Вывод простой: не платите за дизайн, пока не убедились, что продукт действительно нужен и у него есть пользователи. Берегите деньги и время.

Урок 3. То, что является проблемой для вас, — не обязательно проблема для других

Как я уже писал в начале статьи, вся идея родилась из-за сбоя в моём личном процессе. Мне просто хотелось попробовать вести группы студентов вместо отдельных встреч один на один.

В моей голове это выглядело так:

  • Я создаю план курса по React, где мы с нуля делаем рабочий проект. В моём случае это должен был быть AI-чат-бот, который использует API OpenAI.

  • Разбиваю курс на 10 уроков с практическими заданиями. В проекте добавляю превью и описание каждого урока.

  • Назначаю дату старта первого потока и выкладываю ссылку в соцсети для записи.

  • Люди записываются и оплачивают участие. При этом они сразу видят дату и время созвонов, а также количество свободных мест.

  • Когда набирается 10 человек, запись закрывается. Остальные могут записаться только на следующий поток в другие даты.

Это была MVP-версия, которая полностью закрывала мою потребность. Дальше в планах были идеи развития: платформа для домашних заданий, система оценок менторов и ещё много всего. Хорошо, что мне хватило мозгов не делать хотя бы это.

Главная ошибка в том, что я не валидировал этот процесс. С чего я вообще взял, что это сработает? Что я наберу людей на поток? Что именно такой формат удобен студентам? Что другим менторам это реально нужно? Вопросов было больше, чем ответов на самом деле. Но тогда я об этом не думал.

Мы сделали весь необходимый функционал под мой сценарий. Но только после релиза я начал общаться с действующими менторами. И выяснилось, что они вообще так не работают. Чаще всего к ним приходят с проблемами «вката» в IT или точечными задачами. А курсов по конкретным технологиям и так полно, причём многие бесплатные.

По сути:

  • Если человек точно знает, что ему нужно выучить определённый фреймворк, он уже достаточно прокачан, чтобы справиться самостоятельно.

  • Если он новичок, то пойдёт в большую IT-школу, где его будут вести с самых основ.

В итоге сервис оказался никому не нужен: ни студентам, ни менторам. Я не пообщался ни с теми, ни с другими. Решил, что и так всё знаю. А нужно было всего лишь поговорить с несколькими людьми и спросить: «Что у вас болит?»

Урок 4. Для «шага 0» не нужен готовый продукт

Это база. В любой статье или видео про стартапы говорят одно и то же: не нужно сразу делать готовый продукт. Достаточно рассказать про идею или собрать кликабельный прототип. Я тоже слышал этот совет сотню раз. Но в голове всегда крутилась мысль: а как же Instagram и прочие сервисы, которые создавали абсолютно новый паттерн? Их ведь невозможно было провалидировать прототипом. Но это исключения, а строить свою работу на исключениях — глупо.

Я потратил почти полгода на разработку — от идеи до релиза MVP. В день запуска написал посты на всех доступных площадках: VC, Habr и в свой телеграм. По сути, выложил прототип, чтобы люди посмотрели, покликали и дали обратную связь.

Только это был не прототип, а полностью рабочий продукт: можно было зарегистрироваться, создать курс, открыть поток, а студентам — записаться. И весь этот функционал оказался абсолютно лишним. Чтобы получить ту обратную связь, которую я собрал в день релиза, хватило бы и кликабельной пустышки.

В итоге — ни один человек не зарегистрировался и не создал курс.

Я мог бы сэкономить полгода и просто выложить условный макет. Результат был бы тем же самым. Причём неважно, какой именно была обратная связь. В моём случае она оказалась ужасной, и я сразу закрыл проект. Но такой же фидбек я получил бы и без готового продукта.

Разница лишь в том, что я пришёл бы к этому результату быстрее, дешевле и с сохранившейся энергией для других идей и попыток.

Урок 5. Не заходите в токсичные и мёртвые ниши

Я уже был связан с EdTech и хорошо знал процессы изнутри. Работал в трёх онлайн-школах на разных ролях, написал кучу статей на Хабр про онлайн-образование и инфоцыганство. Казалось, что я отлично понимаю эту нишу и именно здесь должен сделать свой проект. Но я ошибся.

EdTech — это выжженное поле. Онлайн-школы окончательно испортили репутацию всей сферы. Даже если ты запустишь благотворительный проект по «вкату» в IT для детей-сирот, тебя всё равно закидают камнями и назовут инфоцыганом. Примерно так и получилось со мной.

У меня был неплохо прокачан аккаунт на Хабре, и я мог писать в хаб «Я пиарюсь». Это хаб, где можно без страха делиться своими проектами: там принято поддерживать авторов, оставлять приятные комментарии и ставить плюсы.

Превью статьи с пиаром проекта — https://habr.com/ru/articles/921188/
Превью статьи с пиаром проекта — https://habr.com/ru/articles/921188/

В день релиза я выложил пост туда. В ответ получил ведро хейта, а статью заминусовали. Никто даже не стал разбираться, что это проект для честных менторов. Хотя я сам был против «чёрного менторства» и строил идею на вере в правильное образование, где реальные специалисты учат полезным навыкам заинтересованных людей. Но это никого не волновало. В этой нише позитивный фидбек получить почти невозможно.

Казалось бы, кого на Хабре не минусовали? Но для меня это оказалось важным сигналом. Такая реакция почти окончательно похоронила проект. Ведь было непонятно, как его дальше пиарить и делать маркетинг. Всё это превращалось бы в печь по сжиганию денег с максимально низкой конверсией.

Что я думаю про всё это

Все мои ошибки и уроки — это в первую очередь личная история. Но если кому-то она окажется полезной и поможет избежать лишних граблей, значит, я написал всё не зря.

Бизнес и запуск стартапов — это точно не для всех. Нужно обладать почти фанатичной верой в свою идею, чтобы работать без остановки, потом скатываться в ноль, делать выводы и снова пробовать. И при этом продолжать вкладывать свои деньги, ничего не получая взамен.

В моменте это всё равно было безумно интересно. До релиза я был заряжен и счастлив, а после релиза — не менее счастлив когда бросил проект. Парадокс, но эмоций было много и они были яркие. Так что я ни о чём не жалею.

Когда-нибудь я снова попробую. И снова соберу коллекцию новых ошибок и новых уроков. А пока пойду работать работу.


А в своём тг-канале пишу про свой опыт и про современное IT

Комментарии (133)


  1. sergey1998
    05.09.2025 00:04

    Делай следующий, хули


    1. ferosod
      05.09.2025 00:04

      Это имя уже занято


      1. urvanov
        05.09.2025 00:04

        Скрытый текст


        1. Yuriy_krd
          05.09.2025 00:04

          Ну если на территории России данный товарный знак в сфере образования не зарегистрирован, то можно забрать и зарегить на себя :)


    1. vorobiev_xyz
      05.09.2025 00:04

      Зачем хулить стартап, который сам же и делаешь? Хулители сами придут.


      1. sergey1998
        05.09.2025 00:04

        Лучше и не скажешь


      1. hulitolku
        05.09.2025 00:04

        Как корабль назовешь...


  1. Daddy_Cool
    05.09.2025 00:04

    Очень интересно. Я нашел вашу статью - ну... текст ужасен. Извините. На 146% из рекламных клише.
    Ну и гм... комменты не заставили себя ждать.

    @vi4jesus Автор статьями создает антиутопичную атмосферу по поводу "сломанного" найма и бесперспективности входа в ИТ, давая статьям кликбейтные заголовки, и при этом сам под конец подкидывает им "золотую пилюлю" в виде собственной школы, которая мало чем отличается от остальных (во многих школах тоже менторы практикующие). Паразитизм на отчаявшихся вайтишниках. Разве не это является "инфоцыганством"?

    Данная статья написана человеческим языком - вот после неё народ может и сподобится рассмотреть ваш продукт.


    1. CloudlyNosound
      05.09.2025 00:04

      Немного поздно, я слышал.


  1. DjMpegAlex
    05.09.2025 00:04

    это тот самый случай, когда ментору нужен ментор. А если серьезно - дополнительная экспертиза.


    1. vital_pavlenko Автор
      05.09.2025 00:04

      Неплохо было бы. Но пока на своих ошибках учусь


      1. delicious
        05.09.2025 00:04

        Хаха, найдите здесь https://getmentor.dev/


  1. empenoso
    05.09.2025 00:04

    400 тысяч из них 200 на дизайн?


    1. vital_pavlenko Автор
      05.09.2025 00:04

      210 дизайн, остальное бэк в основном


      1. achekalin
        05.09.2025 00:04

        Я то и дело читаю сейчас, как человек через AI-сервис пилит дизайн за 10 долларов и пару часов написания промптов. Причем, даже если он не будет идеален (а программист - обычно не дизайнер, так что то, что у программиста в голове, не обязательно реализовывать "для аудитории", иногда и LLM нарисует лучше в силу следования лучшим практикам). Против суммы в 210 тыс. (и времени на "ручной" дизайн, и это мы качество его не обсуждаем) - вроде бы был бы выхлоп.


        1. APKAH9
          05.09.2025 00:04

          LLM в дизайне - ни о чем. И еще долго будет ниочем. Картинки котиков, это не векторные изображения с возможностью правок.
          ЗЫ: Люди - сволочи. Человек проект жизни открыл - заминусили. Поделился горем - залайкали


          1. RH215
            05.09.2025 00:04

            Человек проект жизни открыл - заминусили. Поделился горем - залайкали

            Ожидания и требования разные.


          1. Newbilius
            05.09.2025 00:04

            Кажется у вас в ЗЫ опечатки, давайте помогу:

            • Человек проект жизни открыл рекламный спам опубликовал - заминусили

            • Поделился горем реальным опытом без попытки что либо продать аудитории - за��айкали


          1. JohnWang
            05.09.2025 00:04

            Больше историй успеха люди любят только истории факапа.


            1. Andrey_Solomatin
              05.09.2025 00:04

              Истории успеха сложно повторять.

              Отец был частичным собственником замбийских изумрудных рудников рядом с озером Танганьика и депутатом Городского совета Претории от Прогрессивной федеральной партии


        1. anshdo
          05.09.2025 00:04

          Пфффф, мы то же саме регулярно читаем про программирование — как менеджер по продажам через AI сервис пилит с нуля CRM-систему за 10 долларов и пару часов написания промптов. Но у проф программистов эти статьи вызывают, мягко говоря, некоторый скепсис. Предполагаю, что в дизайне ситуация аналогичная.


  1. woodiron
    05.09.2025 00:04

    Специально посмотрел - в РФ не выживает 92% процента стартапов (если верить неизвестно как собранной статистике). Так что промахнуться легко. Я тоже промахнулся, правда в производстве, ну и ладно, в душе собой горжусь - реально в одно лицо разработал и изготовил первую партию приборов (но переоценил спрос, единицы в год это ни о чём).

    Что вынес из своего промаха - надо работать командой, одиночка не очень конкурентен, просто в силу взгляда с одной точки и ограниченности главного ресурса - времени.


    1. Flammmable
      05.09.2025 00:04

      в одно лицо разработал и изготовил первую партию приборов

      Что за приборы, если не секрет?


      1. woodiron
        05.09.2025 00:04

        Да ерунда на самом деле - усилитель индукционной петли для слабослышащих + тестер напряжённости магнитного поля для настройки. Усилитель в сущности - генератор тока звуковой частоты, работающий на низкоомную нагрузку (0,1-0,5Ом).

        В общем - я рассчитывал на британский и других стран опыт, где такими штуками обязаны оснащаться все публичные места (аудитории, кассы и т.п., то есть зарабатывать не на самом устройстве, а на монтаже, мне нужно было дать занятость работникам. Но у нас закупки пошли по другому пути - мобильные устройства с аккумуляторным питанием, это ещё проще, закупают их относительно много, но насколько они эффективны именно в помощи слабослышащим людям сказать не могу и скептически к их применению отношусь, может быть и не справедливо.


        1. Flammmable
          05.09.2025 00:04

          Любопытно.


    1. CloudlyNosound
      05.09.2025 00:04

      Работать командой это когда уже на окупаемость вышли. До этого вкладываться. Вкладываться командой.


      1. ncix
        05.09.2025 00:04

        Ну что вы людей пугаете. Вообще есть мнение что успешный бизнес должен зарабатывать сразу, с первого месяца. Мнение конечно не единственно верное, но предлагает путь с меньшей кровью, чем многолетние инвестиционные проекты в минус.


        1. CloudlyNosound
          05.09.2025 00:04

          Ну почему сразу "пугаете"?

          Успешный бизнес, который зарабатывает сразу, это купленный "под ключ". Когда тебе и сайт, и раскрутки, и банеры из каждого утюга. Всё сразу. Только деняк дай. И даже при таких вводных не все выплывают.


          1. ncix
            05.09.2025 00:04

            > Когда тебе и сайт, и раскрутки, и банеры из каждого утюга. Всё сразу. Только деняк дай

            Вовсе не обязательно. Собралась хорошая команда разрабов, а у фаундера есть репутация и хорошие личные связи с одним-двумя достаточно жирных B2B клиентов с реальными потребностями . И погнали делать заказную разработку за реальный чек вообще без вложений. Даже без собственного сайта. Видел такое, даже не один раз.


            1. CloudlyNosound
              05.09.2025 00:04

               Собралась хорошая команда разрабов

              Это, простите, миф. Очень долго собирать, и хороших, и совместимых.

              у фаундера есть репутация и хорошие личные связи с одним-двумя достаточно жирных B2B клиентов с реальными потребностями . И погнали делать заказную разработку за реальный чек вообще без вложений. Даже без собственного сайта.

              Без вложений - на площадях фаундера и жирных клиентов? Так это скрытые затраты. Их не видно, но они есть. Я тоже таких видел. Когда эти два проекта заканчиваются, контора хочет работать дальше и расти, но почему-то не может найти новых работников. В этой ситуации мне больше нравится, когда начинают в виде подразделения уже существующей организации. (Но это мне. Розовые очки у всех разные.)


              1. ncix
                05.09.2025 00:04

                Очень долго собирать, и хороших, и совместимых.

                1.Это, простите, тоже миф. Команду можно, например, увести целиком из того места, где вы с ними работали в найме.

                > Без вложений - на площадях фаундера и жирных клиентов? Так это скрытые затраты.
                2025 год за окном. Даже ретрограды вроде Газпрома давно готовы к аутсорсерам на удаленке.

                > Я тоже таких видел. Когда эти два проекта заканчиваются, контора хочет работать дальше и расти, но почему-то не может найти новых работников.

                Проблемы роста конечно никто не отменял. Тем более что заказная разработка - очень тяжело масштабируемая область. Да, легко стартануть сразу в плюс по той модели что я описал, но расти просто предлагая аутсосрс в В2В - боль и грабли на каждом шагу. Поэтому с самого старта фанудеру лучше думать как масштабироваться в собственные продукты, используя команду.

                > мне больше нравится, когда начинают в виде подразделения уже существующей организации. (Но это мне. Розовые очки у всех разные.)

                см. п.1


                1. CloudlyNosound
                  05.09.2025 00:04

                  Так вы про выход из найма. Что же сразу не сказали?


                  1. ncix
                    05.09.2025 00:04

                    Так вы про выход из найма. Что же сразу не сказали?

                    Это всего лишь один из бесконечного множества возможных сценариев.


                    1. CloudlyNosound
                      05.09.2025 00:04

                      Воровать, убивать, что-то про гусей?


                      1. ncix
                        05.09.2025 00:04

                        Если вам это подходит.


                      1. CloudlyNosound
                        05.09.2025 00:04

                        Вы как-то увиливаете, всё время.

                        Давайте начнём с главного вопроса: что конкретно называете сценарием?


                      1. ncix
                        05.09.2025 00:04

                        1. Работал в IT-найме, ушел вместе с командой в свой стартап.

                        2. Работал в Газпроме, придумал стартап, вспомнил про одногруппника из IT. Ушел из Газпрома, увел команду одногруппника, стал подрядчиком Газпрома.

                        3. Торговал членами на WB, придумал стартап, нашел в хедхантере тимлида из IT, увел вместе с командой �� свой стартап.

                        4. Работал таксистом. Придумал стартап. Год искал команду. Придумал наняться в IT чтобы найти там команду. нанялся, нашел, увел.

                          Это 4 разных сценария с уводом команды, которые я только что придумал. Только два из них связаны с уходом фаундера из найма.

                          И кстати почему "уход из найма" - это "что ж вы сразу не сказали" ? Это как-то сильно влияет на доступные фаундеру варианты запуска стартапа?


                      1. CloudlyNosound
                        05.09.2025 00:04

                        Это всё сорта одного и того же. Вы сами давно из найма вышли?


                      1. ncix
                        05.09.2025 00:04

                        Вы сами давно из найма вышли?

                        С 2014 года.


                      1. CloudlyNosound
                        05.09.2025 00:04

                        Понятно.


      1. gendalf87
        05.09.2025 00:04

        Мне довелось работать в стартапе, который первые года просто разрабатывался, и по прошествии большого времени вышел на миллиардные доходы. А потом стал частью компании из S&P500. Компания из финтеха.

        Так что не все успешные компании приносят доход с первого месяца.


        1. CloudlyNosound
          05.09.2025 00:04

          Когда быстрее, чем через пару лет - это большая удача. Очень большая удача. В наши дни.

          Доткомы давно сдулись.


        1. ncix
          05.09.2025 00:04

          Так что не все успешные компании приносят доход с первого месяца.

          Вы вероятно читали невнимательно, я об этом и писал:

          Мнение конечно не единственно верное


    1. Galkihtuw
      05.09.2025 00:04

      Разработать и изготовить партию приборов в одно лицо это вообще высший пилотаж по сравнению с сайтом) Тут автору статьи еще повезло, что он работал с кодом, а не с паяльником и поставщиками комплектующих


      1. sfinks7
        05.09.2025 00:04

        Никто не паяет из электронщиков - есть китайские производители плат им загружаешь на сайт плату в разных форматах и они недорого паяют с заводским качеством за пару долларов небольшую платку. И корпуса тоже продаются или заказываются на 3д принтере недорого.


    1. djiggalag
      05.09.2025 00:04

      Можно подумать в любой другой стране выживаемость стартапов диаметрально противоположна, откуда у вас статистика? Если продукт, извиняюсь за выражения г@вн*, то как бы не горел за него его создатель конфеткой он от этого не станет. Выкидывать на рынок товар, не изучив при этом рынок, это гиблая затея в большинстве случаях.


      1. Devastator82
        05.09.2025 00:04

        Рискну предположить, что не последнюю роль в этой статистике сыграл бум стартапов. Когда можно было объявить стартапом любую идею вроде «выращивание апельсинов на Юпитере» и не объяснив зачем начать привлекать инвестиции. Ожидаемо сдувшись и проев деньги инвесторов запускать новый оригинальный проект


        1. ncix
          05.09.2025 00:04

          А этот бум никуда не делся, инвесторы всегда ведутся на хайп. Говорят, сейчас инвесторы дают деньги просто тем кто работал в крупных AI-проектах, даже без идеи.

          Но это там, на западе. Тут у нас инвесторы победнее и поосторожнее.


          1. JohnWang
            05.09.2025 00:04

            Пиздят, уже не дают.

            Ну либо совсем какой-то супердядя должен быть со звёздной биографией, а таких сотые доли процента.

            Иногда бывают всплески хайпа на определённых идеях, в 22, например, можно было относительно легко прогреть гоев нарисовав на салфетке суперидею на лярд обязательно содержащую в себе использование llm и передав ее в лифте кому надо, но это весьма быстро закончилось.


            1. ncix
              05.09.2025 00:04

              Хайп дело такое, недолгое но регулярное. ИИ надоел, завтра чего-нибудь новое придумают. Умные люди на этих хайпах очень хорошо зарабатывают.


    1. CloudlyNosound
      05.09.2025 00:04

      92% - это очень оптимистично. Даже слишком. Реальные цифры должны быть в районе 98%.


  1. drr8593
    05.09.2025 00:04

    А для подобного рода можно без всяких лицензий образовательной деятельностью заниматься? А если не дай бог еще со студентами косаться крипто библиотек, то это вообще УК без "особой лицензии" в РФ.


  1. amvasiljev
    05.09.2025 00:04

    Дешёвого дизайнера я искать не стал. Написал коллеге с прошлой работы — Senior Designer’у, в котором был уверен на все сто. Он назвал цену: 2500 рублей в час и несколько месяцев работы. 

    Т.е. дизайнер работал один час в день три месяца. В остальное время он клише из камня вырезал?


    1. vital_pavlenko Автор
      05.09.2025 00:04

      Part-time, или «шабашка» по-русски


  1. ncix
    05.09.2025 00:04

    А может вы недооценили важность маркетинга и люди просто не знают про ваш проект? Или знают но не поняли?

    Во времена появления Инстаграма мир был другим, сейчас плотность информационного потока больше на порядок, получить всего несколько секунд осознанного внимания человека - уже сложно и дорого.


    1. urvanov
      05.09.2025 00:04

      Вот точно. Тут каждый человек насильно в день уведомления и рекламу сотнями получает. А тут какой-то небольшой стартап, о котором ещё и узнать нужно.


    1. Calculater
      05.09.2025 00:04

      Тоже сразу подумал, что можно было на 400-500 тыс. сговориться с несколькими "инфлюенсерами" за промо-видео с несколькими примерами использования, заодно не пришлось бы даже тратить 200+ на дизайн.


  1. tommyangelo27
    05.09.2025 00:04

    Имхо, единственный шанс хоть как-то раскрутить подобный проект - сильно вложиться в маркетинг: посты/видео у блоггеров с большой аудиторией, платить существующим менторам, чтобы вели там группы (хоть оно им и не надо, но за деньги кто-то бы и согласился), сотрудничество с онлайн-школами. Но на маркетинг ушло бы больше, чем на разработку, не уверен, что вы были готовы.


    1. djiggalag
      05.09.2025 00:04

      Имхо, маловероятно. Повторюсь, очень много завесит от самого продукта. Прекрасный пример из недавнего: мессенджер МАХ(сильно реклама ему помогает? Буквально пару постов и роликов специалистов по безопасности, на фоне закручивания гаек с другими мессенджерами и в целом от факапов самих разработчиков и в их сторону теперь плюётся даже ленивый. И таких примеров полно не только у нас: провальный релиз Киберпанка на всех платформах(там конечно с годами коекак отыгрались), или тот же GTP-5(эпик фейл невероятного уровня), про неудачные версии Windows я вообще молчу.

      Так что маркетинг далеко не всё, и может даже сделать хуже, ведь он задаёт определённую планку ожиданий и когда ваш продукт выходит в релиз, и не соответствует заявленным ожиданиям, то спокойно может похоронить не только затраченные на его разработку деньги, но компанию, а в отдельных случаях и репутацию ответственных лиц(это как отменить самого себя).

      Я долго изучал менеджмент в классическом его понимании, и могу ответственно сказать, что не нужно верить тем кто говорит, - Пробуйте, пытайтесь, проигрывайте и снова поднимайтесь. - Это всё туфта, если конечно у вас нет мешка денег в запасе и возможность списать ошибки на других людей(как бы цинично это не звучало), поверьте, от некоторых провалах, особенно когда всё ставят на кон, очень часто можно просто не оправиться. Каждый ваш шаг должен быть чётко обдуман, взвешен, без эмоций, только точный расчёт. И тут абсолютно неважно, пишите ли вы ПО, музыку или лепите из глины.


      1. ncix
        05.09.2025 00:04

        Я долго изучал менеджмент в классическом его понимании, и могу ответственно сказать, что не нужно верить тем кто говорит, - Пробуйте, пытайтесь, проигрывайте и снова поднимайтесь

        "Классический менеджмент" (вроде MBA, "реглулярный менеджемент", lean, и даже kanban) в основном касается уже действующего среднего и крупного бизнеса, причем в похожих на западные рынках и в состоянии "до 2022 года". Или про какой такой "классический менеджмент" вы говорите?


        1. djiggalag
          05.09.2025 00:04

          Административный, он в широком смысле охватывает не только действующий бизнес, но и постановку целей и задач, построение четкой иеархии, делегирование, распределение ресурсов....То что всегда актуально когда начинаешь новый проект, пусть и некоторые принципы классической школы, особенно в плане кризного управления, но по мне, универсальный и банальнее в пространстве освоения это маст хев.


  1. Tzimie
    05.09.2025 00:04

    Попробуйте когтеточки


    1. bear11
      05.09.2025 00:04

      Бизнес-идея: когтеточки на которых напечатаны формы этого дизайна
      /s.


  1. CloudlyNosound
    05.09.2025 00:04

    Вайтишная всё?

    Пиар был заминусован кем-то. Здесь наплюсовали в поддержку провала. Добрые Хабровчане. Добрые.


    1. achekalin
      05.09.2025 00:04

      Но есть и обратное - всякий сервис, который имеем "завернутое" название (срифмованное слово, встроенное в другое - раньше почему-то такое и креативом не очень считалось, последнее время стало трендом и топом "придумок"), почему-то не очень хорош внутри.


      1. CloudlyNosound
        05.09.2025 00:04

        "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт"?

        Определение качества продукта по вычурности названия тоже плохой тренд.

        Стоя на поверхности шара: "Где-то должна быть золотая середина".


  1. urvanov
    05.09.2025 00:04

    С дизайном вообще мне кажется, беда. Каждый сайт, каждое приложение в телефоне и на компьютере — все обязательно считают, что стандартный дизайн и оформление им не подходят. Обязательно нужно что-то своё придумать. Зачем?


    1. ncix
      05.09.2025 00:04

      стандартный дизайн и оформление

      А это какой?


      1. urvanov
        05.09.2025 00:04

        Это тот, который по умолчанию предоставляет используемая библиотека визуальных элементов, если она какую-то свою тему оформления даёт.

        Либо тот, который по умолчанию в операционной системе, если стандартной темы у используемой библиотеки визуальных элементов нет.

        В общем, это тот стиль оформления кнопок, ссылок, ползунков и прочего, который получается по умолчанию.


        1. ncix
          05.09.2025 00:04

          тот стиль оформления кнопок, ссылок, ползунков и прочего, который получается по умолчанию

          В HTML по-умолчанию как-то скверно выглядит. Windows Forms - тоже.


          1. calculator212
            05.09.2025 00:04

            Возможно подразумевается что-то стандартное по типу bootstrap или библиотек готовых компонентов


            1. ncix
              05.09.2025 00:04

              bootstrap или библиотек готовых компонентов

              Ну их же тысячи, как это можно назвать стандартом?


              1. urvanov
                05.09.2025 00:04

                Тогда тем более зачем очередной свой придумывать. Вот один из этих тысяч взять и сразу использовать таким, какой он есть.


                1. ncix
                  05.09.2025 00:04

                  Согласен


    1. Jijiki
      05.09.2025 00:04

      оконный менеджер это просто менеджер вызова и управления окнами и XReparent чтобы окно клиента отрисовать в фрейме , дизайн вызывается как мы понимаем по селектору (вроде 1 дизайн) просто может быть такая ситуация, на X11 поставили например motif, а перед ним стоял гном с адвайтой, соотв чтобы убрать гном и адвайту их надо удалить чтобы стиль под Motif был иксовый онли(хотя по умолчанию будет мотиф)


  1. SolidSnack
    05.09.2025 00:04

    отталкиваться именно от проблемы, а не от технологий, которые хочу использовать,

    "Жоский" инсайт))


    1. Format-X22
      05.09.2025 00:04

      Казалось бы, да. Но вообще это типичная тема для людей от технологий. Не первая и не последняя такая история. Иногда даже неосознанно смотрят со стороны технологии. В конце концов когда ты годами пишешь софт - ты начинаешь думать со стороны софта.


  1. LinoinW
    05.09.2025 00:04

    Прочитав вашу статью сделал вывод: Все написанное делалось ради извлечения максимальной прибыли как со студентов, так и с менторов. Ни о каких благих намерениях речи не идёт.

    Сколько раз употребляется слово "деньги" в статье? В этом суть. Вы хотели что то сделать и жить на "дивиденды" в Тайланде. Не выстрелило, бывает (skyblivion уже лет 10 делают). Но не надо говорить о помощи всем и вся, помочь вы хотите в первую очередь себе, за это и минусанули.


    1. CloudlyNosound
      05.09.2025 00:04

      Обучать - благое намерение. Не помереть при этом с голоду - да что тут плохого?


    1. MrCooger
      05.09.2025 00:04

      Ну не согласен, я вот уважаю людей которые не боятся сказать что хотят денег, это хоть правдивей звучит

      Да и почти любой человек мечтает много денег получать и свои хотелки закрывать, это нормально же


    1. Galkihtuw
      05.09.2025 00:04

      А разве желание заработать на своем продукте это что-то плохое? Любой коммерческий проект делается ради прибыли. Вопрос лишь в том, пытаешься ли ты при этом решить реальную проблему пользователя или просто продаешь воздух


  1. acordell
    05.09.2025 00:04

    Ну, а кому сейчас легко? У самого несколько провальных стартапов за плечами, скажу что стоило хотя бы "От нуля к единице" Питера Тиля прочитать. Минимум бы часть уроков была бы освоена уже на этом этапе. Стартапы - дело непростое, к ним надо готовиться и учиться и очень серьезно, и даже тогда сухая статистика говорит, что взлетает только один из семи.

    Сильно в свое время поставила на место голову открытая встреча с представителем одного из венчурных фондов, где он сказал, что они в первую очередь смотрят вовсе не на идею, а на команду и конкретно на то, насколько она подготовлена к тому, что предстоит. А идея... Идей, как ни странно, всегда полно, но никто не скажет какая взлетит, а какая нет, пока не будет попробована.


    1. starfair
      05.09.2025 00:04

      Полностью поддерживаю. Пока сам не попробовал на куче своих провальных проектов, тоже думал что слова Роберта Киосаки из "Бедный папа, богаты папа", что надо попробовать что то около 9 раз в минус, чтобы 10 был хотя бы в ноль - это ерунда и не про нас!. Одна неудачная попытка - это нормально. Даже очень богатые люди, имея кучу денег обычно делают серьезную деверсификацию своих активов. Чего уж про нас, простых смертных? Надо сделать выводы, найти источник стабильного дохода и снова пробовать в параллели свое продвигать.


      1. ncix
        05.09.2025 00:04

        Даже очень богатые люди

        Я вам больше скажу, знаю немало богатых людей, у которых получилось создать один бизнес, они годами пытаются диверсифицироваться и создать что-то еще - и только сливают деньги вникуда.


        1. acordell
          05.09.2025 00:04

          Тут, кстати, показателен опыт Ротшильдов. Да, тех самых. Всем известно, что у их основателя было пятеро сыновей, которых он разослал в разные страны масштабировать семейное дело. Но мало где пишут, что только один из них сумел построить что-то столь же прибыльное, остальные вылезли за счет него и папеньки.