Цифровая революция, пандемия, массовые увольнения и изменение ценностей молодых поколений создали уникальные условия на рынке труда и спровоцировали изменения в отношении людей к работе, породив новое явление обратной эксплуатации.
Привет! Меня зовут Анна Заря, уже много лет работаю с людьми в it-сфере и наблюдаю разные тенденции рынка. То, о чем хочу рассказать сегодня, выглядит как начало скрытой смены парадигмы трудовых отношений и создает большую сложность взаимодействия бизнеса и соискателя. Я написала эту статью, потому что посчитала очень важным поднять на поверхность актуальные проблемы поиска работы, поиска сотрудников и трудовых отношений в целом, о которых сейчас мало говорят открыто.
Прочитав эту статью, вы узнаете:
что такое "обратная эксплуатация" и как работники научились эксплуатировать бизнес,
какие методы используют "эксплуататоры работодателей",
что уже сейчас делает бизнес, чтобы избежать приема на работу эксплуататора, и как быть соискателям и сотрудникам, переживающим о своей карьере.
За последние два столетия капиталистическая модель трудовых отношений стала настолько привычной, что большинство людей воспринимает её как естественный порядок вещей, хотя исторически она является лишь одной из возможных форм организации экономики. Эта модель основана на систематическом извлечении прибавочной стоимости из труда наёмных работников, что называется эксплуатацией.
Позитивные стороны эксплуатации труда капиталом
Прибавочная стоимость становится источником накопления капитала для развития производства и технологий. Конкуренция стимулирует инновации и повышение производительности. Создаются новые рабочие места, углубляется разделение труда, обеспечивается координация сложных производственных процессов и экономический рост.
Негативные стороны эксплуатации труда капиталом
Систематическая концентрация богатства у владельцев капитала ведет к нарастающему неравенству и формированию устойчивых социальных классов. Работник теряет связь с результатами труда, рассматривается как ресурс, что ведет к деперсонализации отношений, стрессу, профессиональному выгораю.
Феномен обратной эксплуатации: новый тренд в трудовых отношениях
Если бизнес традиционно эксплуатировал людей, присваивая прибавочную стоимость их труда, то сейчас мы наблюдаем зарождение принципиально нового социального феномена — обратной эксплуатации. Этот тренд описывает системную «эксплуатацию бизнеса сотрудником» и формирование различных сообществ, объединенных философией максимизации личной выгоды от трудовых отношений.
Обратная эксплуатация — это осознанная идеология, которая переворачивает традиционные представления о трудовой этике. Её суть проста: если компании стремятся получить максимум прибыли, платя сотрудникам как можно меньше, то почему бы работникам не поступать наоборот — получать максимум денег, работая как можно меньше? При этом работа воспринимается только как источник дохода, а не место для самореализации или карьерного роста. Для распространения таких идей создаются сообщества в интернете, где люди делятся способами "обмануть систему", учат друг друга проходить собеседования без нужных навыков и работать на несколько компаний одновременно.
Арсенал современного «эксплуататора»
Прохождение собеседования с целью получить работу любой ценой, даже не имея реальных компетенций.
Фальсификация резюме: завышение опыта, добавление несуществующих проектов и компетенций;
ИИ-ассистенты на собеседованиях: использование нейросетей для генерации ответов в реальном времени;
технические средства обмана: скрытые наушники для получения подсказок от более опытных коллег;
подмена личности: практика, когда более квалифицированный специалист проходит собеседование вместо реального кандидата;
обход систем безопасности: разработанные стратегии прохождения проверок службы безопасности даже с поддельными данными.
Максимизация выгоды при минимизации работы.
Множественная занятость: работа на нескольких местах одновременно через удаленку;
имитация активности: создание видимости работы при фактическом бездействии;
делегирование через аутсорс: найм фрилансеров из стран с низкой стоимостью труда или Джуниор специалистов для выполнения своих задач при сохранении полной зарплаты;
манипуляции с KPI: искусственное завышение показателей эффективности, фокус на легко измеримых метриках вместо реальной ценности;
стратегии "выгодного увольнения": при угрозе увольнения — требование больших компенсаций, затягивание процедур, использование трудового законодательства для максимизации выплат, создание конфликтных ситуаций для получения статуса "пострадавшего".
Таким образом мы имеем инверсию: вместо того чтобы один работодатель эксплуатировал работников, один работник стремится эксплуатировать работадателя или нескольких работодателей одновременно.
IT сфера стала эпицентром обратной эксплуатации неслучайно: высокие зарплаты создают привлекательную цель для "эксплуатации", удаленный формат позволяет легко совмещать несколько мест работы, дефицит кадров приводит к менее тщательным проверкам при найме, а быстрые изменения в технологиях делают сложной верификацию реальных навыков кандидатов.
Различные сообщества, обучающие методам обратной эксплуатации, насчитывают десятки тысяч подписчиков, что указывает на значительный масштаб феномена. А наличие локальных чатов в десятках городов и стран свидетельствует о глобальном характере движения.
Я уже неоднократно слышала от коллег случаи, когда на практике кандидаты не показывали навыков, заявленных в резюме и продемонстрированных на собеседовании. Компании уже после трудоустройства осуществляли проверки опыта и выясняли, что он сфальсифицирован.
Если такого кандидата, трудоустроенного по трудовому договору, удастся вычислить уже после прохождения им испытательного срока, то попрощаться со специалистом может стать крайне сложным и затратным процессом.
Как адаптируется бизнес
Усиление проверок и контроля:
запросы справок о трудовой деятельности (СТДР) у кандидатов,
звонки на предыдущие места работы для верификации опыта и должностных обязанностей,
проверка рекомендаций через LinkedIn и профессиональные сети,
проверка наличия открытых судебных дел с бывшими работодателями через картотеку арбитражных дел,
живые собеседования с практическими задачами в реальном времени,
более жесткий контроль отчетности по выполненным задачам,
мониторинг активности сотрудников в рабочее время,
черные списки проблемных кандидатов.
Коллективные меры против накрутки опыта кандидатами:
флешмоб чистки от накрутчиков опыта: сообщество рекрутеров запустило массовую проверку резюме на job-сайтах,
использование функций жалоб: активное применение забытых функций "пожаловаться на профиль" на HH, Хабр Карьера, LinkedIn,
корпоративная верификация: компании отправляют официальные письма на job-платформы с опровержением ложного трудового стажа,
-
массовая зачистка: HR-отделы проверяют всех, кто указал их компанию в резюме без фактического трудоустройства.

Пример флешмоба против накрутчиков опыта
Что делать соискателю?
Рост реальных компетенции:
развивайте глубокие навыки — поверхностные знания легко разоблачить на практических задачах,
создавайте портфолио реальных проектов — GitHub, публикации, кейсы говорят больше резюме.
Забота о репутации:
развивайте профессиональные связи — в узких кругах все друг друга знают,
будьте честными в ожиданиях — лучше получить работу по реальному уровню, чем провалиться на высокой позиции,
инвестируйте в долгосрочные отношения — сегодняшний коллега может стать завтрашним руководителем.
Адаптация к новым правилам игры:
готовьтесь к усиленным проверкам — СТДР, звонки работодателям, практические задания станут (или даже уже стали) нормой,
документируйте свои достижения — ведите детальные записи проектов и результатов, желательно с цифрами,
ищите баланс между личными интересами и профессиональным ростом — краткосрочная выгода не должна разрушать будущую карьеру.
Негативные эффекты для рынка и общества в целом
Талантливые люди тратят время на схемы обмана вместо создания ценности.
Обесценивание профессионализма — зачем учиться, если можно "накрутить" опыт?
Создание огромной конкуренции за внимание работодателя среди соискателей за счет большого количества резюме и кандидатов с накрученным опытом.
Увеличение затрат бизнеса на взаимодействие с недобросовестными соискателями и риски, возникающие после их найма.
Снижение качества продуктов — имитация работы вместо реальной.
Накопление некомпетентности в критических сферах.
Снижение реальной производительности при росте формальных показателей.
Рост затрат на производство конечного продукта из-за неэффективности процессов и ресурсов.
Феномен обратной эксплуатации подрывает доверие между бизнесом и сотрудником, провоцируя бизнес вкладывать дополнительные ресурсы на снижение потенциальных рисков от встречи с эксплуататорами. Сможем ли мы использовать этот кризис как возможность построить более эффективную систему найма и трудовых отношений или он приведет нас к еще большему недоверию?
Поделитесь в комментариях — сталкивались ли вы с подобными явлениями в своей практике?
Поддержите статью кристалликом, всем любви! :-)
Комментарии (22)

ohrenet
01.12.2025 19:36Утром стулья - вечером деньги. Пока не будет механизма взыскания убытков и недополученной прибыли - будут и дальше изобретать всё новые схемы обмана.

Kabarch
01.12.2025 19:36Как меня раздражает вот это вот оформление текста: прочитав вы узнаете, жирненьким, адаптируйтесь список из пунктов, а вы что думаете? Это нейросетью эйчарша делает нейрослоп чтобы себе на хабре эго почесать? Да напиши ты нормальным человеческим языком, тебе плюсов больше за прилетит. Поди же гуманитарное образование имеешь, сочинения то учили как писать.

nbkgroup
01.12.2025 19:36За последние два столетия капиталистическая модель трудовых отношений стала настолько привычной, что большинство людей воспринимает её как естественный порядок вещей
Нет. Даже сейчас в России это не так.

DMAIC
01.12.2025 19:36Вот это вот "готовьтесь к усилению проверок" звучит неоднозначно. Поиск работы уже итак превратился в тупик даже для опытных сотрудников, благодаря HR-технологиям. Усиление проверок соискателей в данной ситуации приведёт к ещё более сильному кадровому голоду на российских предприятиях. За этот кадровый голод своим рублём ответят Собственники бизнесов. А эйчары не ответят ничем. И при необходимости перепрыгнут в другую компанию. Чтобы сделать с ней тоже самое. Смекаете?

annazaria Автор
01.12.2025 19:36здравствуйте) спасибо за прочтение статьи! а почему вы думаете, что инициатива в проверках идет от HR-ов?
сейчас очень много фальсификации опыта в резюме и других схем, которые описала в статье, с помощью которых слабые специалисты (иногда даже без опыта вообще) могут составлять сильную конкуренцию опытным специалистам, не использующим "схемы". Так что проверки наоборот приносят пользу честным соискателям..

ohrenet
01.12.2025 19:36не использующим "схемы".
Вот вам и ответ как искать настоящих специалистов. Их резюме - блеклое, с куцым списком подустаревших технологий. Их ответы на вопросы - недоумённое мычание.
Пока это работает. Со времнем конечно жулики и под это подстраиваться начнут.

lexasub
01.12.2025 19:36Настоящие специалисты тоже занимаются улучшением резюме. Если смотреть только блеклые резюме - то реально хорошего спеца можно и пропустить

ohrenet
01.12.2025 19:36Настоящие специалисты вынуждены заниматься улучшением резюме. Но искать их среди кучи жуликов с такими же красивыми резюме - удовольствие на любителя. Лучше упустить такого хорошего спеца, чем с большой вероятностью нарваться на жулика.

Shpankov
01.12.2025 19:36AI-generated текст с максимально минимальным уровнем тенденции к отрицательному росту здравого смысла.

chuzhiegrably
01.12.2025 19:36Максимизация выгоды при минимизации работы
Это называется «эффективный труд»: снижать затраты при сохранении/росте дохода.
делегирование через аутсорс: найм фрилансеров из стран с низкой стоимостью труда или Джуниор специалистов для выполнения своих задач при сохранении полной зарплаты
Радоваться надо, что наняли не просто разраба, а лида, который лидит команду и при этом не парит проблемами этой команды вышестоящее руководство :)
стратегии "выгодного увольнения": при угрозе увольнения — требование больших компенсаций, затягивание процедур, использование трудового законодательства для максимизации выплат, создание конфликтных ситуаций для получения статуса "пострадавшего".
Это называется «знать свои права» и пользоваться ими. Кроме последнего пункта про конфликты.

Deosis
01.12.2025 19:36Как работники потребовали от капиталиста соблюдать ТК, так сразу "обратная эксплуатация"

Daddy_Cool
01.12.2025 19:36Начиналось интересно, а потом... Ну ОК. Вбросим несколько тезисов которые могут оказаться интересными общественности.
Основное противоречие и основной же драйвер - одни работают, другие получают деньги. Общественный характер производства и частная форма присвоения.
Это несправедливо, справедливо когда артельный подход, все работают и доходы делят пропорционально коэффициенту трудового участия. Но! Трагедию общин никто не отменял. если доход владельца разделить между всеми работниками, то их собственный доход может увеличиться незначительно. А может и значительно!
Возьмём Apple. Чистая прибыль за 2025 год ~100 млрд.$, Там работает 166 тыс. человек.
Это означает ... ПРИБЫЛЬ 50к$ на человека в месяц! Неплохо так. Nvidia - еще лучше 80+к$.
А вот Intel лучше не брать.
Какую ошибку я могу тут сделать - может прибыль в 100е9 для Яблока это с учетом динамики капитализации? Если так - поправьте меня.

appet1te
01.12.2025 19:36Статья-нейрослоп, который затрагивает интересную область и привлекает к ней внимание. Труд и капитал в IT. Вообще сам по себе работник как хомо-экономикус. Максимально рациональный парень, что максимизирует личностную выгоду

SolidSnack
01.12.2025 19:36При этом работа воспринимается только как источник дохода, а не место для самореализации или карьерного роста.
Карьерный рост это просто блесна которой пользуются в компаниях для манипуляций. А самореализация легко задавливается корпоративным подходом. Кого вы хотите вокруг пальца обвести, тех кто не работал не дня?)

ilyichevpetr
01.12.2025 19:36Термин по-моему используется некорректно. Часть приведенных практик можно отнести к мошенничеству, а эксплуатация на возмездной основе не криминальна поэтому сравнивать нельзя. Другая часть может быть отнесена к банальному повышению юридической грамотности, что безусловно неприятно для работодателя, но не порицаемо.
Любой работник по-сути такой же предприниматель продающий 8 часов своего времени и по законам рынка стремящийся продать их как можно дороже. Понятия развития, самореализации сотрудника в общем случае (если не являются частью трудового соглашения) из уст работодателя воспринимаются скорее как элемент манипуляции, попыткой оплатить труд сотрудника его же достижениями. Странно скорее то, что только сейчас начали появляться формы самоорганизации целью которых является увеличение доходов законными средствами. Кооперация бизнеса норма, кооперация сотрудников.... Видимо мы свидетели зарождения нового профсоюзного движения

Griggon
01.12.2025 19:36Вот такой буржуазной пропаганды я давно не видел.
Оказывается это мы эксплуатируем капиталистов а не они наш труд =D
Смех да и только.
FurySeer
А ещё, возможно, результат разыгравшейся фантазии HR, потому что никому, кроме них, Назаров не сдался.
И сравнивать капиталистическую эксплуатацию с попытками кучки энтузиастов усидеть на двух работах? Серьёзно?