В школе магии каждый учебный год начинался с назначения нового преподавателя защиты от темных искусств. Бесполезный нарцисс, временно лишенный души, пропавший после первого урока — кого только не видела кафедра на этой позиции.

На первый взгляд это злой рок, но при ближайшем рассмотрении — типичный случай спонтанного подбора. Когда решения принимаются по наитию, а процесс — в голове одного человека, расплата неизбежна.

Будь в Хогвартсе HR-система, которая сохраняет историю кандидатов, напоминает о дедлайнах и помогает согласовывать офферы, ситуация выглядела бы иначе.

Почему не стоит ждать волшебства без HR-системы

Если даже величайший маг Дамблдор раз за разом ошибался с выбором преподавателя, то что уж говорить о «маглах» из HR-отдела. Точечный подбор сотрудников — задача, в которой легко промахнуться, особенно если речь идет о критически важных ролях.

Менеджер, умеющий выстраивать длинный цикл сделки, маркетолог с опытом вывода продукта на международный рынок, IT-руководитель, способный выстроить единую инфраструктуру для всех процессов компании. На такие позиции нужен не просто хороший кандидат, а человек с уникальным профилем — настоящий волшебник, искать которого трудно и дорого.

На подбор одного топового специалиста уходит около 2 миллионов рублей, включая издержки на его зарплату и адаптацию. Неудачный подбор и вовсе может привести к репутационным рискам, простоям и убыткам. Если нет системной работы по найму, а человека ищут в сжатые сроки, процесс превращается в хаос.

  • Резюме теряется в таблицах Excel, и рекрутер теряет время на его поиски.

  • Оффер долго согласовывают, потому что о нем забыли в потоке дел.

  • Лучший кандидат устал ждать ответа и принял другое предложение. Компании приходится идти на компромисс и нанимать того, кто меньше подходил на должность.

  • Нанятый сотрудник в шоке от беспорядка, поэтому продолжает ходить на собеседования в надежде подыскать более приличное место.

Дополнительно осложняет найм обстановка на рынке труда: для 80% российских управленцев нехватка квалифицированных сотрудников — главный вызов в HR-сфере в этом году. Каждый пятый соискатель говорит, что долгие ответы — одно из главных препятствий в поиске работы. Еще и конкуренты не дремлют и ускоряют процессы: по данным SuperJob, в сравнении с прошлым годом компании стали чаще внедрять ПО для автоматизации рекрутинга — плюс 16 процентных пунктов.

Что мешает превратить найм в турнир сильнейших

Чтобы избежать кадрового «проклятия», одного чуда недостаточно. Нужна система, которая берет на себя рутину, подсказывает следующее действие и не позволяет терять из виду подходящих кандидатов. 

Выбранное решение должно обеспечивать прозрачность и порядок: сроки соблюдаются, коммуникация вызывает доверие и желание сотрудничать. Так получится выстроить предсказуемый и эффективный найм — и не совершать распространенных ошибок.

  • Рекрутеры теряют резюме и контакты соискателей

Резюме хранят в разных папках на компьютере, в таблицах Excel и мессенджерах. В результате компания начинает поиск с нуля, тратит время и деньги на повторное привлечение тех же кандидатов. Или еще хуже — HR забывает причину отклонения кандидата. Представьте, если бы Златопуста Локонса наняли второй раз после его провала.

  • Выбор кандидата затягивается на каждом этапе 

Согласование условий вакансии может занимать недели, пока руководитель решает, кого именно он хочет видеть в команде. Сбор резюме откладывается, потому что заказчик не отвечает на комментарии HR. Проведение собеседований сдвигается из-за загруженности участников, а согласование оффера превращается в многоэтапную переписку по почте. В итоге кандидат устает ждать, получает предложение от конкурентов и уходит. Даже если ценный специалист вновь появится на рынке, он вряд ли вернется к компании, которая тянула с ответом на каждом шаге.

  • Много неточностей во взаимодействиях

Все происходит так, будто почтовые совы теряются в дороге. Собеседование переносят, но об этом знает только руководитель. Кандидату забыли отправить приглашение на встречу или его высылают на email, хотя договаривались о сообщении в мессенджер. Вот к чему приводит отсутствие централизованной коммуникации. 

  • Работают без стандартизированных процессов

Когда решают нанять сотрудника, непонятно, какие этапы должен пройти кандидат, кто проводит финальное интервью, что делать после согласования оффера и так далее. В итоге теряются все — HR, ЛПР, кадровик и сам кандидат. Вместо прозрачного процесса — прогулка в запретном лесу.

6 волшебных инструментов для автоматизации подбора

Акцио кандидат — и сотрудник мечты уже на рабочем месте. Даже в мире магии — это сказка. Кроме заклинания важен выбор палочки, правильный настрой и мастерство волшебника. 

В реальной жизни на роль этих факторов встает автоматизация. Именно она обеспечивает точность, контроль и скорость в подборе кандидатов с помощью специальных функций.

  • Карточка с данными кандидата. В ITSM 365 HR — это практически живой портрет, только персонаж никуда не исчезает. Все данные, комментарии, этапы и история взаимодействия хранятся в одном окне. Система показывает, на какие вакансии кандидат уже откликался, кто с ним встречался и какие решения принимал.

  • Гибкие маршруты согласования. В ITSM 365 HR можно настроить цепочку согласований под конкретную вакансию. Все шаги автоматизированы: ЛПР заказывает найм сотрудника, HR берет его в работу и назначает ответственных — АХО, IT, СБ. Система двигает процесс дальше по всем этапам, а руководитель получает уведомления и в финале утверждает решение.

  • Автоматические уведомления о собеседованиях. Приглашения и напоминания о встречах отправляются из системы в почту, WhatsApp* или Telegram. Все участники в курсе времени, места и формата. HR не понадобится маховик времени, чтобы параллельно с другими задачами пинговать всех по поводу митингов.

* принадлежит Meta, признана экстремистской в РФ

  • База внутренних кандидатов. Талантливые сотрудники больше других заряжены на развитие в компании, поэтому заслуживают особого отношения: после трудоустройства их нужно брать в резерв для вакансий «на вырост».

  • Конструктор воронок подбора. Под каждую вакансию можно настроить этапы подбора — с нужной последовательностью, сроками, задачами и назначением ответственных. Система подскажет следующий шаг и не даст ничего пропустить. Своего рода карта мародеров — всегда понятно, на каком этапе найма находится кандидат.

  • Интеграция с КЭДО. В электронном формате можно подписать практически все документы. Кандидату, который ценит свое время, не придется ехать в офис или отправлять документы по почте. Компания ускоряет выход на работу и соблюдает закон.

Наняли с помощью системы — каких чудес ждать дальше?

В Хогвартсе осталось за кадром, что происходило с новыми преподавателями после вступления в должность. Есть подозрение: они точно так же подписывали бесконечные бумажки, бегали по кабинетам и ждали, пока им выдадут нужное оборудование или доступы. 

В продвинутых компаниях нет такого хаоса, ведь там используют выручай-комнату — HR-систему, интегрированную с сервисным порталом. Вот что можно найти в ITSM 365:

  • Анализ найма и эффективности процессов. Даже если кандидат идеально подошел и успешно вышел на работу, важно понять, как именно проходил найм. Дашборды и отчеты в ITSM 365 HR позволяют в пару кликов посмотреть, сколько времени занял каждый этап, где возникали задержки и через какие каналы пришли лучшие кандидаты. Функция экспорта в Power BI, Excel и другие форматы дает возможность глубже проанализировать данные и сделать выводы для улучшения процесса. В Хогвартсе это помогло бы Дамблдору понять, на каком этапе он обычно терял лучших претендентов, — и избежать повторения ошибок.

  • Подготовка к выходу сотрудника. Как только кандидат принимает оффер, в системе автоматически запускается процесс подготовки к его первому рабочему дню. Рекрутер или HR создает задачи на организацию рабочего места, выдачу техники, настройку доступов и проверку службой безопасности. Такой подход экономит время, исключает забытые шаги и гарантирует, что в день выхода сотрудник сможет приступить к работе без задержек. В магическом мире это выглядело бы так: к прибытию преподавателя в Хогвартсе кабинет уже готов, перья и свитки на столе, магические артефакты доставлены из Косого переулка.

  • Автоматизация онбординга. После выхода нового сотрудника на работу система автоматически запускает процесс адаптации. HR и наставники видят детальный план задач: обучение во внутренних системах, знакомство с коллегами и изучение регламентов. Такой подход помогает снизить стресс новичка, ускоряет погружение в процессы и снижает риск ошибок.

  • Портал самообслуживания. Сотрудник может дополнить информацию о себе, например, добавить сертификат с пройденного курса, и подать заявку в нужный отдел — запросить настройки VPN, заранее оформить отпуск. Сотруднику не нужно ходить в «личку» к другим подразделениям и тратить время на поиск контактов — все находится в одном окне.

В заключение: чему нас учит история кадрового хаоса в Хогвартсе

Будь в Хогвартсе единая карточка вакансии, Дамблдор мог бы держать под рукой итоги прошлых рассмотрений и обратил бы внимание на других хороших кандидатов. Получив уведомления, Люпин не опоздал бы на первое интервью из-за фазы луны, а договорился о переносе на другой день, — и кто знает, как все сложилось бы дальше. 

С конструктором воронок каждый подбор шел бы по четкому сценарию: скрининг навыков боевых заклинаний, проверка службой магической безопасности, созвон через сквозное зеркало Сириуса, тестовое задание от Министерства Магии.

Чтобы избежать ошибок Хогвартса, наведите порядок в подборе редких и ценных специалистов. Уже на этапе тестирования системы вы получаете возможность импортировать резюме кандидатов с работных площадок — в том числе Хабр Карьера — и автоматически собирать отклики в системе. Это позволит быстро создать централизованное хранилище кандидатов, сократить ручной труд и сразу видеть актуальный пул специалистов для дальнейшего отбора.

Познакомьтесь подробнее с возможностями ITSM 365 HR и подайте заявку на открытие демо-стенда на нашем сайте

Комментарии (0)